Владимир Збойков
Просмотр телепередачи ВГТРК «Специальное расследование», посвященной ювелирной отрасли (эфир 03.04.2011 г) вызвал в душе если не сумятицу, то, по крайней мере, чувства весьма противоречивые. С одной стороны, лишний раз тележурналисты напомнили, какие чудовищные проблемы присутствуют на этом рынке. А с другой стороны, даже коротенькое собственное появление на экране в этой телепередаче вызвало вопрос: а насколько корректно подавать фрагментарную информацию не в том контексте, в котором она изначально шла во время съемок, а в ином, диктуемом логикой сценария? Опуская «ненужные» детали, тележурналисты часто «выплескивают вместе с водой и ребенка». Но это лишь неприятные мелочи. Важнее другое: а что же в самом деле происходит на российском рынке ювелирных изделий, насколько справедливо телерасследование?
Как мне показалось, тележурналисты впервые столь рельефно показали существование «второго дна» рынка. Не знаю, были ли руководители Пробирной палаты на рынке в Махачкале, показанном в программе, но на меня кадры произвели сильное впечатление. Одно дело, рассчитывать долю теневого оборота исходя из данных разных ведомств, и совсем другое – окунуться в сам мир этого теневого оборота… А какая же реакция может быть у массового телезрителя?
Можно, конечно, призывать СМИ к ответственности за нанесение реального вреда рынку честных производителей и импортеров через подрыв доверия ко всему российскому ювелирному рынку скопом. Увы, негативный эффект неизбежен. Но ведь с другой стороны, мы же видели реальные съемки, а не фотомонтаж и не фотошоп. Здесь уместен другой вопрос: нужно ли «выносить сор из избы»? Казалось бы, мнение ювелирного сообщества должно быть жестко консолидировано: не нужно, сами тихо разберемся. Но ведь не разобрались же сами до сих пор!
А, кстати, почему не разобрались сами? Силами Пробирной палаты, МВД? Не потому ли, что Пробирная палата и раньше то занималась лишь честными производителями и импортерами. Собственно, на показанном в фильме рынке ее представителям и делать-то, наверное, нечего – это не ее проблема. А нафига, извините, тогда нужен такой пробирный надзор рядовому потребителю, если есть то, что есть? Чтобы решать задачи трудоустройства сотне-другой проберьеров? Борис Павлович Борисов неоднократно говорил, что придание Пробирной палате силовых функций – это глупость, у нас и так полно силовиков. Как я его понимаю: попробуй, наведи порядок в том месте, которое мы увидели… Если еще и спрашивать с руководителей будут, то к креслу главного по пробирке насильно пристегивать придется. Да и то верно: задачи нужно ставить реальные, реализуемые на практике. А за то, что сделать невозможно, и браться не следует. Если, конечно, не лукавить, что так любят у нас в России.
Тогда как же быть? Отдать потребителя на «растерзание» жаждущим прибылей мошенникам? Вовсе нет. Выход из ситуации озвучил В.И.Моспан в той же телепередаче: создавать саморегулируемые организации, которые взяли бы на себя гражданскую ответственность за соблюдение чистоты на этом очень хрупком рынке. Но смысл в саморегуляции рынка появляется лишь тогда, когда этот процесс получает легитимный статус. Т.е. только в том случае, если отраслевое, гражданское и уголовное законодательства дадут саморегулируемым организациям всю сферу полномочий по регулированию рынка.
Не стоит испытывать иллюзий, что на следующий день после получения такого статуса какая-нибудь из саморегулируемых организаций (или несколько параллельно) сразу наведут на рынке порядок. Нет, конечно, это длительный процесс, на годы. Но – если все оставлять, как есть, то и через годы и десятилетия ничего не изменится. Только хуже будет – совсем помрут российские производители. Это все понимают, но не всем выгоден такой взгляд на вещи.
Зачем нужна 191 статья УК РФ, если на практике ее невозможно использовать на пользу обществу? Не на пользу отдельным сотрудникам некоторых структур, а на пользу именно общества, массового потребителя, государства? Не нужна. Честному бизнес-участнику рынка эта статья лишь мешает работать. От «нашествия» индусов со своим золотом и драгкамнями она все равно никаких отечественных участников рынка не защищает. Если их полчищ у нас пока нет – то не благодаря наличию 191 УК РФ (они точно так же, даже лучше умеют откупаться), а по причине отсутствия достаточного спроса на российском рынке. Сильнее всего 191 УК РФ «работает» в отношение оборота драгоценных камней, но именно здесь и есть самый высокий для отрасли уровень незаконного оборота.
Зачем нужен обязательный характер пробирного надзора? Да еще монопольно-государственный? Частные пробирные палаты прекрасно справились бы с задачей добровольного опробования и клеймения ювелирной продукции, а частные сертификационные центры – с задачей добровольной сертификации как обработанных, так и необработанных драгоценных камней. В интересах потребителя, развития рынка.
Какие интересы есть у государства на рынке ДМДК? Лишь один: чтобы отрасль ДМДК развивалась, обеспечивала товаром потребителя и приносила доход государству. И чтобы на этом рынке, как и на всех других рынках, работали прозрачно, и не в интересах финансирования терроризма и т.д. (вот тут, точно, работа для силовых структур). Все остальное – от лукавого.
Не нужен рынку «государственный контроль», охраняющий махачкалинские развалы. Они сами по себе «рассосутся», если не будет спроса на тамошнюю продукцию. Ну, а если «не рассосутся», если ювелирка с фальшивыми камнями и пониженным содержанием драгметаллов в лигатуре останется востребована в торговле – то зачем же подставляться государству, «гарантируя» якобы «государственным» и тоже фальшивым клеймом их качество? Зачем же раздавать государству гарантии путем существования государственного клейма, если невозможно обеспечить их защиту от подделки? Зачем потребителя-то обманывать, что «государством все схвачено»? И так доверия к государству у людей уже слишком мало! Неужели не ясно: браться за выполнение задачи государственного контроля, заведомо понимая невозможность глубокого решения задачи – это значит - дискредитировать государство?
Роль регулятора на ювелирном рынке должны взять на себя саморегулируемые организации. Со временем все участники рынка поймут, что такие организации рынку необходимы. Что затраты на них – это такая же неизбежная часть хозяйственной деятельности ювелира, как затраты на сырье, электроэнергию и т.д. Лишь бы не было слишком поздно – в том плане, что лишь бы такое понимание пришло еще до того, как рухнет под натиском Турции и Таиланда последнее российское ювелирное предприятия…
[ Ювелирные Известия ]
Уже по термину "...и пониженным содержанием драгметаллов в лигатуре..." чувствуется крутой профи. Вот только в какой области - не очень ясно. Может все ж таки "...в сплаве...". Единственная инстанция, которой народ доверяет при покупке ювелирки - это ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ. Перестаньте парить людям мозги какими-то экзотическими саморегуляторами. Для красного словца можно добавить "модернизированными сомо-нано-регуляторами". Гарант вас поймет. Вы не знаете, что "Запад -есть Запад, Восток - есть Восток. И вместе им не сойтись". Нашли пример - Махачкала. "Восток - дело тонкое. Их через дымоход надо брать" - говаривал товарищ Сухов.
A propo.
"...А Моспан - есть Моспан"