В наш нервный век трудно представить себе более тихое, спокойное и умиротворяющее место, чем отдел нумизматики московского антикварного салона «Екатерина». В полумраке, где освещены лишь витрины, спокойно и многозначительно поблескивает металл прошлых веков, на полках стоят огромные фолианты, напоминая библиотеки конца XIX века, а за прилавком, покрытым лоскутом мягкой кожи, сидит молодой человек с удивительно спокойным взглядом и медлительностью в речах и движениях. Он включает настольную лампу, и начинается наше путешествие по «лавке древностей»...
Как уверяет Дмитрий Максимов, эксперт отдела нумизматики (тот самый молодой человек), в России аукционы по продаже монет устраиваются всего тремя фирмами. Причем настоящими Максимов считает лишь те, на которых выставляется от двухсот до тысячи и более лотов. На апрельском аукционе в салоне «Екатерина» вниманию нумизматов были предложены 226 лотов.
— Наш аукцион проводится с 1996 года группой энтузиастов-специалистов. Сначала он проходил под эгидой музея-клуба «Кунцево», потом под маркой аукционного дома «Гелос», затем — в салоне «Екатерина». Сейчас аукцион проводится два раза в год — в одну из суббот апреля и октября.
В «Гелосе» аукционы проводятся ежемесячно, однако на них выставляется 10-15 лотов. Несколько раз в год проводит аукционы петербургская нумизматическая фирма «Конрос», но они отличаются петербургской скромностью, в том числе черно-белым каталогом. Вот, собственно, и все, куда может податься российский собиратель монет.
Неразменный рубль
Монеты в последний год стали объектом не только коллекционерской страсти, но и выгодным средством вложения капитала.
— Цены стремительно растут, — констатирует Дмитрий Максимов. — За последние полгода наблюдался рост цен порядка 50%.
— Чем объясняется такой скачок? Коллекционные монеты становятся товаром массового потребления?
— Причин несколько. Во-первых, у людей появились деньги, все хотят покупать, продавать не хочет никто. Во-вторых, это действительно надежное помещение капитала. Среди коллекционеров встречаются люди, которые мало интересуются нумизматикой: покупая монету, они вкладывают деньги и не заботятся о полноте коллекции. Следующая монета у такого коллекционера может относиться к другому историческому периоду и, тем не менее, быть отличным вложением капитала.
В-третьих, наибольший интерес собирателей представляет «императорский период» — с 1700 до 1917 года и российские медные деньги. «Тертого» популярного материала на рынке достаточно много, а вот монет отличной сохранности — мало, что тоже поднимает на них цену.
Императорский серебряный рубль — это миниатюрная модель исторического периода. Все опиралось на рубль. Для коллекционеров интересны прежде всего серебряные рубли — их больше чеканилось. Золото само по себе дорогое, чеканилось его значительно меньше, а значит, собирать такую коллекцию — очень дорого и трудно.
Меньше всего коллекционерами ценится мелкая серебряная разменная монета — ее достаточно много, и особого исторического интереса она не представляет.
Зато к мелкой медной монете коллекционеры испытывают любовь и интерес.
— Чем это вызвано?
— Медь собирать трудно, но интересно. Она выпускалась миллионными тиражами, но медных монет в коллекционной сохранности значительно меньше, чем серебра. Медь подвержена коррозии, ее нельзя хранить в альбомах. Зато в коллекции можно собрать монеты во всем их разнообразии — по годам выпуска, по монетным дворам, по пробным экземплярам.
— Что собирают реже всего?
— Древнерусские «чешуйки». Их достаточно мало, они, как правило, в плохой сохранности и дешевы — редкий экземпляр достигает стоимости 100 долларов.
Люди тратят на металл
— Нумизматом стать сложно?
— Серьезные коллекции складываются годами, даже десятилетиями. И, начиная с нуля, надо представлять себе, что коллекция требует определенного материального достатка, постоянного вложения средств и затрат времени.
— Каких именно?
— Для пополнения серьезной коллекции требуется вкладывать в приобретение монет от тысячи до десяти тысяч долларов ежемесячно, а если коллекция очень крупная, то и значительно больше.
— Кроме приобретения монет, есть и другие затраты?
— Да, коллекцию надо где-то хранить. Лучше всего это делать в специальном монетном шкафу, он обычно изготавливается на заказ и стоит от 800 до 2000 долларов. Если коллекционера не устраивает шкаф или это для него слишком дорого, можно обойтись специальным ящиком (кофром) с замком, внутри которого расположены планшетки, выпускаемые известной немецкой фирмой из особой пластмассы, которая не оказывает влияния на монеты. Такой контейнер стоит около 200 долларов.
Как временный вариант можно рассматривать хранение коллекции в альбомах, это самый дешевый способ. Но пластиковые альбомы по прошествии времени негативно влияют на сохранность монет. В конце концов, можно взять просто картонную коробку и уложить монеты в нее, поместив каждую в бумажный пакетик.
Конечно, потребуются лупа, химические реактивы для отмывания монет, а иногда и патины, но это уже мелочи. Кроме того, необходима будет литература, чтобы хотя бы поверхностно начать разбираться, что к чему. Но, слава Богу, литературы по монетам сейчас достаточно.
— Если добросовестно заниматься монетами, читать литературу, посещать аукционы и другие места — сколько понадобится времени неглупому человеку для того, чтобы стать нумизматом?
— Приблизительно за год человек может настолько войти в курс дела, чтобы начать ориентироваться в азах нумизматики. Экспертом он, конечно, не станет, но понимать, о чем ведут речь профессиональные коллекционеры, сможет.
Кстати, коллекционирование монет — сугубо мужское занятие. По неизвестным причинам среди собирателей монет никогда не встречаются женщины.
Три источника пополнения коллекций
— Как пополняются коллекции?
— У коллекционера есть три пути. Первый, самый дешевый — это черный рынок. Плюс черного рынка в том, что если человек будет посещать его едва ли не ежедневно, просматривая все, что там появляется, то у него есть шанс купить монеты дешевле, чем он мог бы приобрести их в двух других источниках — в магазинах и на аукционах.
Однако есть и серьезные минусы. Это потеря времени — необходимо познакомиться с основными участниками черного рынка, бывать там постоянно. Кроме того, возникает проблема экспертизы, а если монета окажется не той, за которую ее выдают, то в случае покупки на черном рынке вернуть ее продавцу достаточно сложно, почти невозможно.
Второй путь — это магазины, которые предоставляют по желанию покупателя экспертное заключение на каждую монету.
И третий — это аукционы, где продаются достаточно редкие монеты, которые невозможно купить просто так, в магазине. Поскольку аукцион может проводить только крупная фирма, пользующаяся доверием — иначе никто не предоставит ей редкую монету на срок до полугода, — это само по себе служит гарантией подлинности монеты.
— Как монета попадает на аукцион?
— Очень просто. Вы приходите, например, к нам и показываете вашу монету. С первого взгляда я могу оценить, представляет она интерес для аукциона или же нет.
Если представляет, мы берем монету на экспертизу. Из этих действий, кстати, и складывается такой длительный срок пребывания монеты в аукционном доме — не только у нас, но и во всем мире.
Мы проводим экспертизу, в том числе и техническую, методом спектрального анализа. После экспертизы монета фотографируется, вносится в каталог, выставляется для предварительного показа.
На западе коллекционеры давно покупают произведения искусства и антиквариата исключительно на аукционах. Во многих фирмах не существует витрин — только маленькое окошечко, куда предмет сдается. А посмотреть и купить его можно только на аукционе. К тому, что это наиболее удобный способ пополнения коллекции, приходят и наши коллекционеры.
Особенно это удобно для иногородних нумизматов — они получают каталог по почте, могут посмотреть лоты в Интернете и приехать на аукцион, уже отчетливо представляя, что именно они хотят приобрести.
Ошибки дорогого стоят
Арифметика цен на монеты, на первый взгляд, достаточно проста. На цену влияют такие категории, как редкость, сохранность и особенности.
С редкостью все вроде бы понятно: монета либо является редкой, либо — нет.
Что касается сохранности, то у нумизматов разработана достаточно четкая шкала, в соответствии с которой сохранность может быть слабой, удовлетворительной, хорошей, очень хорошей, почти отличной, превосходной, полированной и полированной прекрасной.
А вот особенности — это область многогранная, так что оценка зависит от приятности сердцу нумизмата именно этой особенности.
Например, был заявлен большой тираж монеты, а чеканилась самым интересным для коллекционеров штемпелем только небольшая часть тиража, или тираж был перечеканен, или — отправлен в переплавку.
— В монетах ценятся какие-то ошибки, в результате которых тираж уничтожается и остаются единичные экземпляры? — спросили мы у Дмитрия Максимова.
— В нумизматике такое происходит достаточно редко. Хотя прецеденты случаются. Например, история с рублем советского периода, выпущенным к 60-летию Октябрьской революции.
Посмотрите: вот такое изображение рубля было напечата но в газетах того времени. Однако рубли, которые поступили в обращение, имели существенное отличие.
Дело в том, что когда объявление о чеканке монеты прошло в печать, заметили, что символ мирного атома состоит из трех орбит, которые в совокупности в месте пересечения образуют звезду Давида. Что, разумеется, было совершенно непозволительно на советских деньгах с изображением портрета Ленина. Весь отчеканенный
тираж пошел в переплавку, и на данный момент сохранился один-единственный рубль с тремя орбитами. Впрочем, может быть, где-то в детских коллекциях есть и еще, и владельцы просто не знают, каким нумизматическим сокровищем они обладают…
Мы с Дмитрием Максимовым рассматриваем наиболее интересные лоты нынешнего аукциона, и он, рассказывая о монетах, сообщает такие подробности, что, даже не будучи нумизматом, начинаешь понимать, как можно «чахнуть» над таким «златом и серебром».
Вот, например, золотая наградная медаль в один дукат за сражение при Калише 1706 года, часть тиража была дочеканена в 1709 году. Всего было выпущено 1025 экземпляров медалей. Сегодня музеи обладают шестью экземплярами, но все шесть сохранились хуже, чем этот аукционный лот, сопровождаемый экспертным заключением ведущих научных сотрудников Государственного Исторического музея. Медаль считается очень редкой и на аукционе была продана за 21 тысячу долларов.
— Редкость наградных медалей, — говорит Дмитрий Максимов, — обусловлена тем, что по существующим правилам после смерти награжденного они возвращались в Капитул и шли на переплавку. Этой же причиной объясняется и редкость ранних Георгиевских крестов.
Еще один раритет — рубль 1741 года с изображением Иоанна Антоновича. Поскольку монета была выпущена во времена бироновщины, с которой справились не самым демократическим образом, то монеты этого периода были пущены в переплавку, дабы события скорее были преданы всеобщему забвению. Поэтому нумизматических изображений младенца Иоанна Антоновича сохранилось не так уж много. Рубль серебряный, редкий, сохранность — очень хорошая, и стоит сущий пустяк — 3 тысячи долларов.
Жемчужина апрельского аукциона — пробный рубль 1806 года. Сохранность — почти отличная. с нумизматической «ошибкой» — вместо 1806 года указаны только первые три цифры — 180. Экземпляр из коллекции министра народного просвещения графа И. И. Толстого. Известны только два экземпляра такой монеты — в собрании государственного Эрмитажа и этот. Он неоднократно продавался и покупался на аукционах, и всегда — за очень высокую цену. Не стал исключением и нынешний аукцион, на котором рубль был продан за 120 тысяч долларов.
Позади планеты всей
Цены на монеты были бы значительно выше, когда бы с российскими нумизматами соперничали иностранные коллекционеры и Россия имела бы право участвовать в международных аукционах. Однако вывоз нумизматического материала из страны запрещен, а ввоз затруднен такой высокой пошлиной, что лишает эту деятельность всякого смысла.
— Тем не менее, мы отсылаем в зарубежные организации наши каталоги, а они нам — свои, — говорит Дмитрий Максимов. — Но это — исключительно для обмена информацией. Нас хотели принять в международную нумизматическую ассоциацию профессиональных нумизматов (IAPN), однако не приняли, потому что в связи с российским законодательством мы не можем с ними сотрудничать.
Впрочем, в нумизматике хватает и других трудностей. Так, например, иногородние коллекционеры едут в Москву, хотя могли бы принять участие в заочных торгах и получить монету по почте. Однако пересылка монет почтой запрещена, а разрешена спецсвязью. Спецсвязь оплачивается суммой примерно 200 долларов за одну посылку. Однако посылка не может быть доставлена на имя частного лица, а обязательно — на имя организации. В общем, проблем получается столько, что проще самому прибыть на аукцион.