Борьба с коррупцией — это ограничение государственных функций

Раздел: Власть
15 апреля 2011 г.

Борь­ба с кор­руп­ци­ей — это огра­ни­че­ние го­су­дар­ствен­ных функ­ций­
Пробле­ма го­су­дар­ства в том, что оно огром­но и не в со­сто­я­нии кон­тро­ли­ро­вать все. Ни­ка­ким спо­со­бом, в том чис­ле про­це­ду­ра­ми. Чем боль­ше услуг бу­дет по­ку­пать­ся на сво­бод­ном кон­ку­рент­ном рын­ке, чем боль­ше этот вы­бор бу­дет за­ви­сеть от ко­неч­но­го по­тре­би­те­ля, тем мень­ше бу­дет ос­нов для кор­руп­ци­и
К со­жа­ле­нию, по­ка мы идем в пря­мо про­ти­во­по­лож­ном на­прав­ле­нии, к рас­ши­ре­нию функ­ций го­су­дар­ства, сле­до­ва­тель­но, к то­таль­ной от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за все про­цес­сы, в том чис­ле за ошиб­ки и не­уда­чи. И опи­са­ние про­це­дур здесь не по­мо­жет. Мы не впер­вые про­хо­дим этот путь и по­то­му по­ни­ма­ем, ку­да он ве­дет.
Воз­мож­но, мы изоб­ре­та­ем то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но.
Гу­бер­на­тор Перм­ской об­ла­сти Олег Чир­ку­нов,
га­зе­та «Ве­до­мо­сти» 25 мар­та 2011 го­да

Об­суж­де­ние про­ек­та Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии Фе­де­раль­ной Служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней долж­но быть все­сто­рон­ним, что­бы мы не по­стро­и­ли в на­шей от­рас­ли го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм.

Как мы обе­ща­ли, се­го­дня воз­вра­ща­ем­ся к те­ме, ко­то­рая вол­ну­ет всех участ­ни­ков рын­ка драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней – Про­ект Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней.

Сна­ча­ла не­мно­го ис­то­рии. Не­об­хо­ди­мость со­зда­ния служ­бы Про­бир­но­го над­зо­ра яви­лось след­стви­ем пер­во­го и, к со­жа­ле­нию, по­след­не­го со­ве­ща­ния за 2 ми­нув­шие го­да, про­шед­ших по ини­ци­а­ти­ве пред­ста­ви­те­лей Мин­фи­на, хо­тя до это­го об­щи­ми уси­ли­я­ми ре­зуль­та­том та­ких со­ве­ща­ний ста­ла от­ме­на тол­лин­га, со­кра­тил­ся срок клей­ме­ния с трех не­дель до трех дней, ис­чез­ли оче­ре­ди в Про­бир­ные ин­спек­ции, ко­то­рые за­ни­ма­ли с 12 ча­сов но­чи и пе­ре­ста­ли го­нять пред­при­я­тия, к при­ме­ру, из Крас­но­го, где есть соб­ствен­ная ин­спек­ция до Ве­ли­ко­го Устю­га за 400 км в ви­ду за­гру­жен­но­сти Крас­но­сель­ской ин­спек­ции. А глав­ное – пред­ста­ви­те­ли Про­бир­ной Па­ла­ты по­ни­ма­ли, что биз­нес на­хо­дит­ся в кон­струк­тив­ном диа­ло­ге с выс­шим ру­ко­вод­ством и не ре­ша­лись его «кош­ма­рить». Ука­зан­ное со­ве­ща­ние со­сто­я­лось по­сле при­ня­тия 294-го За­ко­на, и про­вел его ру­ко­во­ди­тель Ад­ми­ни­стра­тив­но­го Де­пар­та­мен­та Ми­ни­стер­ства фи­нан­сов А.А.Ах­по­лов.

Два го­да на­зад в июне на том со­ве­ща­нии пред­ста­ви­те­ли Ге­не­раль­ной Про­ку­ра­ту­ры жeст­ко пре­ду­пре­ди­ли Про­бир­ную Па­ла­ту о том, что За­кон за­пре­ща­ет со сто­ро­ны Про­бир­ной Па­ла­ты лю­бые про­вер­ки, так как она не яв­ля­ет­ся ор­га­ном го­су­дар­ствен­ной вла­сти. И биз­нес, и пред­ста­ви­те­ли Мин­фи­на, и пред­ста­ви­те­ли про­бир­ной Па­ла­ты, а так­же дру­гие за­ин­те­ре­со­ван­ные в на­ве­де­ние по­ряд­ка субъ­ек­ты рын­ка пы­та­ют­ся ис­кать пу­ти вы­хо­да из со­здав­ше­го­ся по­ло­же­ния. Так, во вре­мя ко­ман­ди­ров­ки в Та­тар­стан ру­ко­во­ди­тель про­бир­ной Па­ла­ты В.И.Мос­пан встре­чал­ся с Пре­зи­ден­том Та­тар­ста­на Р.Н. Мин­ни­ха­но­вым, где сто­ро­ну биз­не­са пред­став­лял Ваш по­кор­ный слу­га, и бы­ло ре­ше­но об­ра­тить­ся в Пра­ви­тель­ство РФ с пред­ло­же­ни­ем со­здать на ба­зе Про­бир­ной Па­ла­ты го­су­дар­ствен­ный ор­ган – Фе­де­раль­ную служ­бу, и бы­ло на­прав­ле­но со­от­вет­ству­ю­щее пись­мо.

Сле­ду­ю­щим ша­гом яви­лось со­ве­ща­ние у гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти в июне 2010 го­да, где при­ни­ма­ли уча­стие Пер­вый за­ме­сти­тель гу­бер­на­то­ра Ко­стром­ской об­ла­сти А.Н.Ко­но­ва­лов, ру­ко­во­ди­тель про­бир­ной Па­ла­ты Рос­сии В.И.Мос­пан и пред­ста­ви­те­ли биз­не­са. Участ­ни­ки еди­но­глас­но под­дер­жа­ли идею о со­зда­нии Фе­де­раль­ной служ­бы. Но, к со­жа­ле­нию, и это бы­ло по­след­нее сов­мест­ное об­суж­де­ние обо­зна­чен­но­го сверх­слож­но­го во­про­са сов­мест­но с ру­ко­вод­ством Про­бир­ной Па­ла­ты и биз­не­са, и то без пред­ста­ви­те­лей са­мо­го Мин­фи­на. А об­суж­де­ния с пред­ста­ви­те­ля­ми Мин­фи­на во­об­ще не бы­ло. Биз­нес на­де­ял­ся, что при Мин­фи­не бу­дет со­здан Об­ще­ствен­ный (и­ли экс­перт­ный) Со­вет по РДМК. Но, не­смот­ря на под­держ­ку ви­це-пре­мье­ра А.Л.Куд­ри­на, не бы­ло со­зда­но ни этой пло­щад­ки, не на­шлось и дру­гих, где этот во­прос был бы про­ра­бо­тан.

И вот не­де­лю на­зад на сай­те Мин­фи­на по­явил­ся про­ект Ука­за Пре­зи­ден­та об об­ра­зо­ва­нии фе­де­раль­ной служ­бы по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней и нам остаeт­ся чуть боль­ше не­де­ли на фор­ми­ро­ва­ние пред­ло­же­ний. Бе­з­услов­но, этот срок очень ма­лый. На­ли­цо стрем­ле­ние чи­нов­ни­ков ещe раз за­нять­ся ре­фор­ми­ро­ва­ни­ем са­мих се­бя са­мим же, без при­вле­че­ния пред­ста­ви­те­лей биз­не­са. Нач­нeм с на­зва­ния служ­бы – «по кон­тро­лю за обо­ро­том драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней». Оно озна­ча­ет, что служ­ба со­зда­ет­ся не для раз­ви­тия, а для фик­са­ции прав кон­тро­ли­ру­ю­щих ор­га­нов. Каж­дое де­ло тре­бу­ет пла­ни­ро­ва­ния, ре­а­ли­за­ции, ру­ко­вод­ства, ко­ор­ди­на­ции и толь­ко по­том кон­тро­ля. Биз­нес ждeт, что Фе­де­раль­ная служ­ба долж­на за­ни­мать­ся, преж­де все­го, раз­ви­ти­ем рын­ка драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней и толь­ко по­том кон­тро­лем, что долж­но от­ра­жать­ся в еe на­зва­нии.

Мы осо­знан­но при­ве­ли ци­та­ты из ста­тьи Гу­бер­на­то­ра Перм­ской об­ла­сти О.А.Чир­ку­но­ва, по­сколь­ку про­бле­ма не в том, что­бы пы­тать­ся вне­сти из­ме­не­ния в вы­стра­дан­ный биз­не­сом 294-й За­кон. Вновь со­зда­ва­е­мая служ­ба мо­жет за­гнать и так слиш­ком уж за­ре­гу­ли­ро­ван­ную от­расль в ещe бо­лее жeст­кие рам­ки, за­бы­вая о том, что юве­лир­ный ры­нок живeт в усло­ви­ях же­сто­чай­шей кон­ку­рен­ции, ко­то­рая се­го­дня про­ис­хо­дит не меж­ду пред­при­я­ти­я­ми и да­же не меж­ду кон­ку­ри­ру­ю­щи­ми от­рас­ля­ми, а меж­ду стра­на­ми – ли­де­ра­ми по про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий.Биз­нес ожи­да­ет, что го­су­дар­ство, в первую оче­редь, со­здаст кон­ку­рен­то­спо­соб­ную нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу, со­от­вет­ству­ю­щую дру­гим ве­ду­щим ми­ро­вым юве­лир­ным дер­жа­вам, и Рос­сия вер­нeт­ся в эли­ту юве­лир­ных дер­жав ми­ра.Для это­го у на­шей стра­ны есть все пред­по­сыл­ки: слав­ные ве­ко­вые тра­ди­ции, пре­крас­ная юве­лир­ная шко­ла, оте­че­ствен­ная сы­рье­вая ба­за, воз­ник­ший но­вый сред­ний класс. Ма­ло от­рас­лей, ко­то­рые на се­го­дняш­ний день име­ют пред­при­я­тия, осна­щeн­ные по по­след­не­му сло­ву тех­ни­ки, спо­соб­ные кон­ку­ри­ро­вать со сво­и­ми кол­ле­га­ми из-за ру­бе­жа. Это мож­но уви­деть на при­ме­ре из­де­лий рос­сий­ско­го ху­дож­ни­ка-юве­ли­ра Иль­ги­за Фа­зул­зя­но­ва, по­лу­чив­ше­го на все­мир­ном юве­лир­ном кон­кур­се, про­хо­див­шем в Гон­кон­ге Гран-при в но­ми­на­ции «Луч­ший из луч­ших», глав­ной сре­ди вось­ми фи­наль­ных ме­ст.

Я не раз го­во­рил, что го­су­дар­ство долж­но вы­ра­бо­тать яс­ные и по­нят­ные биз­не­су пра­ви­ла иг­ры, как на фут­бо­ле, но не долж­но иг­рать на сто­ро­не ка­кой-ли­бо из ко­манд, а как ар­битр на­блю­дать за со­блю­де­ни­я­ми пра­вил. Ко­гда го­су­дар­ство пы­та­ет­ся кон­тро­ли­ро­вать всe и вся, как го­во­рит Чир­ку­нов, оно толь­ко по­рож­да­ет кор­руп­цию. Соз­да­ние но­вой служ­бы в том ви­де, в ка­ком пред­ла­га­ет Про­ект Ука­за, ещe раз за­ста­вит пе­ре­не­сти кон­ку­рен­цию с ли­нии «кто пред­при­им­чи­вее, кто ра­бо­та­ет с но­вы­ми тех­но­ло­ги­я­ми, кто ищет но­вые рын­ки» на ли­нию, «у ко­го ка­кой ад­ми­ни­стра­тив­ный ре­сурс», как это се­го­дня и про­ис­хо­дит. Кто-то, вос­поль­зо­вав­шись сво­им ре­сур­сом, на­прав­ля­ет на кон­ку­рен­тов вне­пла­но­вые про­вер­ки, ко­му-то ру­ко­во­ди­те­ли ин­спек­ции бес­плат­но пе­ре­да­ют но­вые ху­до­же­ствен­ные ли­нии мо­де­лей, вы­пус­ка­е­мые кон­ку­рен­та­ми, ко­го-то за­став­ля­ют во­зить из­де­лия в пункт про­бир­но­го над­зо­ра за сот­ни ки­ло­мет­ров, и всe это про­ис­хо­дит при пол­ном от­сут­ствии ка­ко­го-ли­бо кон­тро­ля за роз­нич­ной тор­гов­лей, ку­да сте­ка­ет­ся весь не­ле­галь­ный то­вар.

Я ни­ко­гда не по­ни­мал, по­че­му Мин­фин за­ни­ма­ет­ся про­из­вод­ствен­ны­ми функ­ци­я­ми? Ес­ли ка­кая-то услу­га вос­тре­бо­ва­на на­се­ле­ни­ем, по­че­му эту услу­гу не мо­гут предо­став­лять ры­ноч­ные ин­сти­ту­ты? И по­че­му у по­тре­би­те­ля нет вы­бо­ра, где опре­де­лить со­дер­жа­ние зо­ло­та и ка­че­ство из­де­лий? По­че­му он дол­жен ехать за сот­ню ки­ло­мет­ров? Я не по­ни­маю, по­че­му сло­жи­лось та­кое не­до­ве­рие со сто­ро­ны вла­сти к юве­лир­ной от­рас­ли? До­ве­ря­ют же но­та­ри­усу, ко­то­рый за­ве­ря­ет мно­го­мил­ли­он­ные сдел­ки, кро­ме пе­ча­ти, ни­че­го за ду­шой не имея. Да и го­су­дар­ство не про­ве­ря­ет каж­дую пач­ку ле­карств или пар­тию про­дук­тов, хо­тя там воз­мож­на пря­мая угро­за жиз­ни.

Уже се­го­дня мож­но бы­ло бы сде­лать су­ще­ству­ю­щие про­бир­ные ин­спек­ции го­су­дар­ствен­ны­ми пред­при­я­ти­я­ми с даль­ней­шей при­ва­ти­за­ци­ей, тем са­мым на­чав дей­стви­тель­но ли­бе­ра­ли­за­цию Про­бир­ной Па­ла­ты, как это сде­ла­но на Укра­и­не. По­че­му нель­зя до­ве­рять нам са­мим клей­мить из­де­лия, пред­ва­ри­тель­но ат­те­сто­вав и нор­ма­тив­но за­кре­пив от­вет­ствен­но­сть, и в первую оче­редь, от­вет­ствен­ность юве­лир­ной тор­гов­ли за про­да­жу не­ка­че­ствен­ной про­дук­ции? Не­уже­ли ма­стер из Урю­пин­ска, из­го­то­вив­ший из быв­ше­го в упо­треб­ле­нии из­де­лия но­вое коль­цо, дол­жен ве­сти его за сот­ни ки­ло­мет­ром ста­вить клей­мо, преж­де чем от­дать за­каз­чи­ку? Это же аб­сур­д! По­яви­лись но­вые тех­но­ло­гии, при­бо­ры, ко­то­рые опе­ра­тив­но, на ме­сте, прак­ти­че­ски в ма­га­зи­не поз­во­ля­ют опре­де­лять ка­че­ство то­ва­ра. Тем бо­лее, «не­воз­мож­но предъ­яв­лять пре­тен­зии кон­крет­но­му чи­нов­ни­ку, ука­зав на не­ка­че­ствен­ный про­дукт». Воз­мож­но, как ска­зал г-н Чир­ку­нов, «мы изоб­ре­та­ем то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но». Бе­з­услов­но, жизнь юве­лир­ной от­рас­ли тре­бу­ет вне­се­ния из­ме­не­ний, но ес­ли субъ­ек­та­ми из­ме­не­ний бу­дут толь­ко чи­нов­ни­ки, не­по­нят­но, что имен­но по­лу­чит биз­нес и по­тре­би­тель.

Хо­чет­ся за­ме­тить, что из­веч­ный Шекс­пи­ров­ский во­прос «Быть или не быть» мы не при­ме­ня­ем от­но­си­тель­но к Фе­де­раль­ной служ­бе. Еe плю­сы и ми­ну­сы бу­дут за­ви­сеть от то­го, кто имен­но бу­дет при­ни­мать в ней уча­стие и ка­кой ор­ган по­лу­чит­ся в ито­ге. Се­го­дняш­ние по­пыт­ки со­здать Фе­де­раль­ную служ­бу толь­ко для то­го, что­бы вер­нуть се­бе кон­троль­ные функ­ции в том объ­e­ме, ко­то­рые су­ще­ство­ва­ли до 294-го За­ко­на, как я уже го­во­рил - ту­пи­ко­вый пу­ть. И то­гда де­ла об­сто­я­ли на рын­ке не на­мно­го луч­ше, чем се­год­ня. Со­бы­тия уже ни­ко­гда не бу­дут та­ки­ми, ка­ко­вы бы­ли вче­ра. Не­воз­мож­но дви­гать­ся впе­рeд с го­ло­вой, по­вeр­ну­той на­зад.

Ис­хо­дя из все­го вы­ше­пе­ре­чис­лен­но­го, я счи­таю:
1. Хо­тят то­го чи­нов­ни­ки или нет, тренд, за­дан­ный ру­ко­вод­ством стра­ны – пе­ре­дать мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство функ­ций го­су­дар­ства са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям - аб­со­лют­но пра­виль­ный. Воз­мож­но, пер­вое вре­мя по­тре­бу­ет­ся по­мощь Мин­фи­на в фор­ми­ро­ва­нии та­ких биз­нес-со­об­ществ в ви­де го­су­дар­ствен­но-част­но­го парт­нeр­ства, при­вле­кая, преж­де все­го, биз­не­сме­нов ре­аль­но­го сек­то­ра, ес­ли мы хо­тим со­здать эко­но­ми­ку пред­ло­же­ний кон­ку­рен­то­спо­соб­ных то­ва­ров и услуг вме­сто эко­но­ми­ки спро­са, ко­гда день­ги на­се­ле­ния ухо­дят на им­порт­ную про­дук­цию, раз­ви­вая на­ших кон­ку­рен­тов. Тя­же­ло ве­рит­ся, что пред­ста­ви­те­ли вла­сти (М­ин­фи­на) го­то­вы пе­ре­дать функ­ции биз­нес-со­об­ще­ству и са­мо­ре­гу­ли­ру­е­мым ор­га­ни­за­ци­ям, ведь да­же та­кой во­прос как со­зда­ние Об­ще­ствен­но­го (экс­перт­но­го) со­ве­та, где биз­нес имел бы толь­ко со­ве­ща­тель­ный го­лос – иг­но­ри­ру­ет­ся. Не­слу­чай­но Пре­зи­дент Д.А.Мед­ве­дев ещe раз на днях под­твер­дил в Ки­тае, что мы стро­им не го­су­дар­ствен­ный ка­пи­та­лизм.

2. Указ и По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства долж­ны ор­га­ни­че­ски впи­сать­ся в нор­ма­тив­но-пра­во­вую ба­зу Та­мо­жен­но­го Со­ю­за. Всем из­вест­но, что в Ка­зах­ста­не нет За­ко­на о драг­ме­тал­лах и драг­кам­нях. Функ­ции Про­бир­ной Па­ла­ты вы­пол­ня­ют част­ные ком­па­нии, а без вза­им­но­го при­зна­ния клейм не мо­жет быть еди­но­го эко­но­ми­че­ско­го про­стран­ства.

3. Что­бы не изоб­ре­тать то, что изоб­ре­сти не­воз­мож­но, и что­бы по­лу­чить го­су­дар­ствен­ный ор­ган, поз­во­ля­ю­щий рын­ку драг­ме­тал­лов и драг­кам­ней раз­ви­вать­ся, двух не­дель яв­но ма­ло для об­суж­де­ния это­го важ­но­го во­про­са. Не­об­хо­ди­ма се­рия встреч с биз­нес-со­об­ще­ством для то­го, что­бы, дей­стви­тель­но, из-под пе­ра Пре­зи­ден­та вы­шел до­ку­мент, поз­во­ля­ю­щий в те­че­ние не­сколь­ких лет пре­одо­леть все не­га­тив­ные яв­ле­ния, су­ще­ству­ю­щие се­го­дня на рын­ке. Этот ор­ган дол­жен со­от­вет­ство­вать ука­за­нию, ко­то­рое бы­ло да­но Пре­зи­ден­том стра­ны и Пред­се­да­те­лем Пра­ви­тель­ства – «ми­ни­маль­ное уча­стие го­су­дар­ства в эко­но­ми­ке». Это озна­ча­ет не­об­хо­ди­мость пе­ре­дать мак­си­мум функ­ций го­су­дар­ства участ­ни­кам рын­ка.

Хо­те­лось бы ве­рить, что но­вое ру­ко­вод­ство Фе­де­раль­ной служ­бы бу­дет по­ни­мать, что ин­но­ва­ции и мо­дер­ни­за­ции от­но­сят­ся не толь­ко к обо­ру­до­ва­нию и тех­но­ло­ги­ям, а в первую оче­редь, к че­ло­ве­че­ско­му ка­пи­та­лу и бу­дут под­би­рать шта­ты со­труд­ни­ков с но­вым мыш­ле­ни­ем.

Ру­ко­вод­ством стра­ны по­став­ле­на за­да­ча о мак­си­маль­ной пе­ре­ра­бот­ке все­го ми­не­раль­но­го сы­рья, до­бы­ва­е­мо­го в Рос­сии, внут­ри стра­ны, что­бы эко­но­ми­ка бы­ла экс­порт­но­ори­ен­ти­ро­ван­ной и им­пор­то­за­ме­ща­ю­щей. В на­шей от­рас­ли есть, ко­го за­ме­щать внут­ри Рос­сии и оче­ви­ден огром­ный экс­порт­ный по­тен­ци­ал. Кто его дол­жен ре­а­ли­зо­вать, ес­ли не мы, юве­ли­ры, име­ю­щие со­вре­мен­ное обо­ру­до­ва­ние, пре­крас­ную шко­лу и пла­те­же­спо­соб­ное на­се­ле­ние, ос­нов­но­го ин­ве­сто­ра лю­бо­го про­из­вод­ства?

Мы де­ла­ем де­ло.

Пред­се­да­тель Ко­ми­те­та по ДМДК ФМОС «Де­ло­вая Рос­сия»,
Пре­зи­дент ком­па­нии «Ал­маз-Хол­динг» Ф.Ф.Гу­ме­ров.

[ Ювелирные Известия ]

  • 15 апреля 2011 г.:

    Прошу прошения, но (имхо) слишком много общепринятой демагогии про наш родной (кондовый, сермяжный..., он же - посконный бизнес). С излишней патетикой для остроты. Уж кому-кому, как не автору знать - что есть ювелирный бизнес в нынешней РФии.
    "Александр Македонский - великий полководец, но зачем же стулья ломать".

  • Полезное

    Полезное

     
    -->