Случай помог узнать, как нас обманывают недобросовестные ювелиры. Обращение в обычную ювелирную мастерскую стало для нашего читателя поводом для приключения и хождений по инстанциям. Как не пасть жертвой мошенничества, корреспондент «ИП» узнал у специалистов
— Уже почти месяц я не могу разобраться с одной ювелирной мастерской и вернуть свои деньги, — пожаловался улан-удэнец Алексей нашей редакции. — А все началось с желания иметь «печатку».
И форма, и вензель на ней виделись Алексею так же ясно, как и день, в который он обратился в одну из ювелирных мастерских в центре города. «Какая-нибудь «шарашкина контора» вряд ли будет находиться в самом центре», — решил он. И ошибся.
«Жалуйся, куда хочешь!»
Поначалу ничто не предвещало конфликта. Мастер согласился с эскизом, повысив плату за сложность. Были обговорены сроки исполнения заказа. На том и разошлись. В указанный срок Алексея ждало небольшое разочарование.
— Мастер заболел гриппом, — сообщила приемщица.
И заказчик отправился восвояси ждать нового срока. В том, что прежнее разочарование лишь цветочки, Алексей убедился через неделю. Держа в руках изготовленное изделие, он не сразу смог понять, почему кольцо должно принадлежать ему. Полет художественной мысли ювелира совсем не соответствовал эскизу.
— Кустарно выполненное изделие действительно было «печаткой», но настолько грубой, что асимметрия сторон была видна невооруженным глазом. Вместо литого вензеля поверхность украшала гравировка. Причем мастер нанес ее в избытке даже там, где его не просили, — рассказывает Алексей.
Более того, с него попросили две тысячи рублей дополнительно. Каково же было удивление Алексея, когда он увидел на квитанции приписку. В ней значилось, что количество драгоценного металла уменьшилось на 9 процентов.
— Вы уверены, что ничего не перепутали? Это не мое кольцо, — попытался вежливо урегулировать ситуацию опешивший клиент.
Взгляд приемщицы уперся в него, не оставляя сомнений: это его кольцо. Кто хоть раз бывал в подобной ситуации, знает, как порой трудно что-либо доказать.
— А где проба? — продолжал недоумевать клиент.
— Пробу мы поставим вам позднее, дней через 5 — 10 принесите кольцо, — последовал ответ.
Такое решение Алексея не устраивало. Он потребовал возврата денег и золотого лома, но в ювелирной мастерской стояли на своем: кольцо выполнено согласно эскизу, потери золота в 9 процентов оправданны. В подтверждение слов клиенту указали на стенд, где расписано количество потерь при переплавке. Изучив документ, клиент удивился еще больше.
— Как же так?! Ведь здесь указано 9 процентов потерь для изделий с драгоценными камнями, а у меня просто «печатка». Кроме того, из ваших же документов видно, что это максимум! — возмутился Алексей.
По его воспоминаниям, приемщица ухмыльнулась: «Скажи «спасибо», что 10 процентов не взяли». На требование Алексея вернуть ему деньги и золото ему ответили:
— Золото вернем за вычетом потерь, а 30 процентов предоплаты останутся у нас, вы ведь отказались от кольца, а мастер работал.
Алексей не стал доплачивать оставшуюся сумму и ушел из мастерской с обещанием во всем разобраться.
— Жалуйся, куда хочешь! — донеслось ему вслед.
Надзор без контроля
Шел не первый день разбирательств, когда Алексей обратился в редакцию.
— Моя угроза обратиться в СМИ и прокуратуру возымела действие, и мне вернули деньги и металл, но я не хочу, чтобы люди ошибались так же, как я, — сказал Алексей.
За разъяснениями мы решили обратиться в надзорные органы.
— Потери при переработке драгоценных металлов действительно происходят. Раньше были нормы потерь, утвержденные Минбыта. Сейчас этот документ утратил силу, и ювелиры фактически диктуют свои условия. Теперь можно установить любой процент потерь, и мы ничего не докажем, потому что нет такого нормативного документа, который устанавливал бы эти нормы при изготовлении ювелирных изделий, — говорит и.о. начальника Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора Александр Чернов.
Пару лет назад вступил в силу Федеральный закон №294, отменяющий право этого ведомства проверять ювелирные мастерские. Теперь проверку может проводить только прокуратура.
Почти хищение
— Превышение процента потерь можно рассматривать как хищение. С прокурором мы за год проводим в среднем около десяти проверок, а необходимо сотни. Так что теперь мы, по большому счету, не знаем, сколько ювелирных изделий изготавливают в нашем регионе. Даже городские мастера-ювелиры не всегда приносят изделия на клеймение. Сейчас нет порядка: захочет ювелир — сдаст на клеймение, — сетует Валерий Богданович, главный контролер Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора.
Если ювелирная мастерская выдала изделие не в срок и без оттиска пробирного клейма, да еще отправляет самостоятельно ставить клеймо — такой мастерской нельзя доверять. Безусловно, есть мастерские, которым можно доверять на сто процентов. Как правило, это те, кто давно зарекомендовал себя на рынке. Если клиент забрал изделие без клейма, а при проверке оказалось, что проба ниже, следует обратиться в прокуратуру.
— Важно сохранить квитанцию. Процент потерь должен указываться сразу и в граммах, а не только в процентах. Покупая изделие с рук, человек может столкнуться с тем, что оттиск пробирного клейма, взятого из одного изделия, впаян в изделие более низкой пробы. Об этом покупатель может не догадываться годами, — говорит Богданович.
Невыгодно быть вором
— На обороте квитанции обязательно должен быть эскиз. Его отсутствие — серьезная ошибка. Если выбрано изделие из каталога, записываются выходные данные издания. Если эскиза нет, то и претензии нельзя предъявить. Вместе с изделием клиент получает и квитанцию с эскизом. Ювелиру невыгодно быть вором и терять репутацию. Подмешивать в изделие металл более низкой пробы в Бурятии не будут. Я ручаюсь, — говорит председатель БРО ВТОО Союза художников России Владимир Русских. — А вот импортные изделия грешат тем, что пустотелые могут быть изнутри залиты смолой. Брать с клиента 30 процентов можно лишь в том случае, если работа над изделием остановлена по желанию заказчика. Теперь, если изделия на руках у клиента нет, он ничего не сможет доказать.
По мнению Владимира Русских, Алексей должен был забрать изделие и бесплатно провести независимую экспертизу. Затем на основании экспертизы подать в суд, и он выиграл бы дело.
Договор раз и навсегда
— Квитанция — договор, заключенный раз и навсегда. Ответственность за его нарушение предусмотрена Законом «О защите прав потребителей». Поэтому следить за ее заполнением надо особенно тщательно. Все графы бланка, выдаваемого ювелирам Ремесленной палатой, должны быть заполнены разборчиво. Если возникла претензия к изготовителю, необходимо предъявить ее письменно, перечислив все недостатки, и сразу указать, чего вы добиваетесь — возмещения средств или переделки, — говорит юрист общества защиты прав потребителей Александр Федченко.
После консультации у специалистов Алексей, конечно, имел право обратиться в прокуратуру, но очевидность отсутствия доказательств заставила его махнуть на это дело рукой.
— Теперь буду умнее и другим советую, — сказал он на прощание.