Изменения и до­пол­не­ния в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Раздел: Гильдия Ювелиров России
04 марта 2011 г.

3 мар­та 2011 го­да в Москве в зда­нии Со­ве­та Фе­де­ра­ции Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции со­сто­я­лось со­ве­ща­ние под пред­се­да­тель­ством за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Со­ве­та Фе­де­ра­ции В.А. Шты­ро­ва с по­вест­кой: «О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях». В за­се­да­нии при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы, Мин­фи­на, Минэко­но­мраз­ви­тия, Мин­пром­тор­га РФ, Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия), АК «АЛРОСА», Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», ОАО ПО «Кри­сталл».

На со­ве­ща­нии с до­кла­дом вы­сту­пил Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции В.И. Мос­пан. В сво­ем до­кла­де Вла­ди­мир Ильич пред­ста­вил под­го­тов­лен­ные Ас­со­ци­а­ци­ей и про­шед­шие экс­пер­ти­зу в ТПП РФ про­ек­ты из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» и Уго­лов­ный Ко­декс РФ.

Участ­ни­ки со­ве­ща­ния от­ме­ти­ли хо­ро­шую под­го­тов­ку Ас­со­ци­а­ции по те­ме со­ве­ща­ния.

Про­ек­т

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тьи 13, 20, 22, и 29 Фе­де­раль­но­го за­ко­на
«О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


Ста­тья 1. Вне­сти в ста­тьи Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26 мар­та 1998 го­да № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 1998, №13, стр. 1463; 1999, №14, стр. 1664;2002,№2,ст.131; 2003, №2, стр. 167;2003,№2, ст.167; 2004,№45,ст.4377;2006,№19,ст.1752,№30(­часть­1),ст.3101) сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

1. Из­ло­жить под­пункт 1 пунк­та 2 ста­тьи 13 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«о­про­бо­ва­ние, ана­лиз и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же всех ука­зан­ных из­де­лий, вве­зен­ных на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи»

2. Ста­тью 13 до­пол­нить пунк­том сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«ю­ве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же ука­зан­ные из­де­лия, вве­зен­ные на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи, под­ле­жат опро­бо­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют из­де­лия из се­реб­ра мас­сой до трех грам­мов, про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и пред­на­зна­чен­ные для ре­а­ли­за­ции на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, без вста­вок из дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые мо­гут предъ­яв­лять­ся для опро­бо­ва­ния, ана­ли­за и клей­ме­ния го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом доб­ро­воль­но. При этом со­дер­жа­ние се­реб­ра в спла­ве про­став­ля­ет­ся на из­де­ли­ях из се­ребра, ре­а­ли­зу­е­мых на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции без от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, из­го­то­ви­те­лем на­ря­ду с имен­ни­ко­м".

3. Из­ло­жить ста­тью 20 п. 1 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Ста­тья 20 п. 1. До­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

4. Из­ло­жить пункт 2 ста­тьи 22 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».

5. До­пол­нить пункт 3 ста­тьи 22 аб­за­цем сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«Обра­ще­ние за­кон­но при­об­ре­тен­ных юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми дра­го­цен­ных кам­ней (за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов), не до­бы­ва­е­мых в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, осу­ществ­ля­ет­ся без огра­ни­че­ний, уста­нав­ли­ва­е­мых на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном».

6. Из­ло­жить аб­зац 2 пунк­та 3 ста­тьи 22 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Кри­те­рии и по­ря­док от­не­се­ния дра­го­цен­ных кам­ней к не­при­год­ным для из­го­тов­ле­ния юве­лир­ных из­де­лий и от­не­се­ния дра­го­цен­ных кам­ней к пе­реч­ню не до­бы­ва­е­мых в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

7. До­пол­нить пункт 3 ста­тьи 29 аб­за­цем сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«С­по­соб транс­пор­ти­ров­ки за­кон­но при­об­ре­тен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них, на­хо­дя­щих­ся в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц и не име­ю­щих за­ко­но­да­тель­ных огра­ни­че­ний по их обо­ро­ту, опре­де­ля­ет соб­ствен­ник дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них».

Ста­тья 2. Насто­я­щий Фе­де­раль­ный за­кон всту­па­ет в си­лу со дня его опуб­ли­ко­ва­ния.

Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Д.Мед­ве­дев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к про­ек­ту Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тьи 13, 20, 22 и 29 фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


1. По под­пунк­ту 1 пунк­та 2 ста­тьи 13.

Дан­ным про­ек­том фе­де­раль­но­го за­ко­на преду­смат­ри­ва­ет­ся вне­се­ние из­ме­не­ний в ста­тью за­ко­на, ре­гу­ли­ру­ю­щую опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

В на­сто­я­щее вре­мя в со­от­вет­ствии со ста­тьей 13 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции долж­ны опро­бо­вать­ся и клей­мить­ся все юве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. По­ря­док опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов опре­де­лен По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 06. 1999 го­да № 643.

Вме­сте с тем на прак­ти­ке име­ют­ся слу­чаи, ко­гда клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов не толь­ко не­це­ле­со­об­раз­но, но не­воз­мож­но. Пункт 16 упо­мя­ну­то­го По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства опре­де­лил из­де­лия, не под­ле­жа­щие клей­ме­нию и та­ким об­ра­зом, огра­ни­чил дей­ствие пунк­та 2 ста­тьи 13 уста­но­вив­шей, что опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию под­ле­жат все из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Уже в то вре­мя Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­шло к вы­во­ду, что не­воз­мож­но обес­пе­чить клей­ме­ние аб­со­лют­но всех из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет:

  • в под­пунк­те 1 пунк­та 2 ста­тьи 13 ис­клю­чить сло­во «в­сех» из фра­зы «о­про­бо­ва­ние, ана­лиз и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»
  • вве­сти ниж­ний пре­дел (до трeх грамм) тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти и эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти мас­сы из­де­лий из се­ребра, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и под­ле­жа­щих опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом.

Пред­ла­га­ет­ся так­же до­пол­нить ста­тью 13 под­пунк­том сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«ю­ве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же ука­зан­ные из­де­лия, вве­зен­ные на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи, под­ле­жат опро­бо­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом».

Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют из­де­лия из се­реб­ра мас­сой до трех грам­мов, про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и пред­на­зна­чен­ные для ре­а­ли­за­ции на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, без вста­вок из дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые мо­гут предъ­яв­лять­ся для опро­бо­ва­ния, ана­ли­за и клей­ме­ния го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом доб­ро­воль­но. При этом со­дер­жа­ние се­реб­ра в спла­ве про­став­ля­ет­ся на из­де­ли­ях из се­ребра, ре­а­ли­зу­е­мых на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции без от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, из­го­то­ви­те­лем на­ря­ду с имен­ни­ком.

По­доб­ный ниж­ний пре­дел есть во всех стра­нах, где уста­нов­ле­но обя­за­тель­ное клей­ме­ние. Так, на­при­мер, в Ве­ли­ко­бри­та­нии под­ле­жат обя­за­тель­но­му клей­ме­нию из­де­лия из се­реб­ра мас­сой бо­лее 6 грамм. За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет уста­но­вить ниж­ний пре­дел мас­сы из­де­лия из се­ребра, под­ле­жа­ще­го обя­за­тель­но­му го­су­дар­ствен­но­му клей­ме­нию,– 3 грам­ма. При этом за­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность доб­ро­воль­но­го го­су­дар­ствен­но­го клей­ме­ния этих из­де­лий.

Пред­ла­га­е­мый за­ко­но­про­ект:

  • уза­ко­ни­ва­ет огра­ни­че­ния обя­за­тель­но­го клей­ме­ния, уста­нов­лен­ные пунк­том 16 По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства от 18. 06. 1999 го­да №643;
  • рас­ши­ря­ет ас­сор­ти­мент пред­при­я­тий по из­го­тов­ле­нию раз­лич­ных лег­ко­вес­ных из­де­лий для от­дел­ки мод­ной одеж­ды и раз­лич­ных ак­сес­су­а­ров, со­от­вет­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет их объ­е­мы про­из­вод­ства и сни­жа­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ци­и;
  • обес­пе­чи­ва­ет ба­ланс ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, они по­лу­ча­ют мод­ные, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом, де­шe­вые лег­ко­вес­ные из­де­лия из се­ребра, про­из­во­ди­те­ли по­лу­ча­ют за­ка­зы на их из­го­тов­ле­ние, а го­су­дар­ство до­пол­ни­тель­ные - на­ло­го­вые от­чис­ле­ния в бюд­жет.

Вве­де­ние ниж­не­го пре­де­ла мас­сы се­реб­ря­ных из­де­лий, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом не на­ру­ша­ет го­су­дар­ствен­ную мо­но­по­лию на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий. и не ослаб­ля­ет го­су­дар­ствен­ный кон­троль за про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий, так как в со­от­вет­ствии с пунк­том 17 упо­мя­ну­то­го вы­ше по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, из­го­тав­ли­ва­ю­щие из­де­лия, обя­за­ны иметь имен­ни­ки и ста­вить их от­тис­ки на про­из­во­ди­мых ими из­де­ли­ях. От­тиск имен­ни­ка еже­год­но пред­став­ля­ет­ся для ре­ги­стра­ции в уста­нов­лен­ном Мин­фи­ном по­ряд­ке.

Та­ким об­ра­зом, Го­су­дар­ствен­ная Про­бир­ная Па­ла­та Рос­сии име­ет воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать ра­бо­ту пред­при­я­тий и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и при на­ли­чии пре­тен­зий от­ка­зать в ре­ги­стра­ции имен­ни­ка. Ис­поль­зо­ва­ние не за­ре­ги­стри­ро­ван­ных имен­ни­ков за­пре­ще­но.

2. По пунк­ту 1 ста­тьи 20.

Фе­де­раль­ный за­кон № 41-ФЗ со­дер­жит нор­му, ка­са­ю­щу­ю­ся по­ряд­ка рас­по­ря­же­ния до­бы­ты­ми и про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«Ста­тья 20. Рас­по­ря­же­ние до­бы­ты­ми и про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми:

1. До­бы­тые и про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать для аф­фи­на­жа в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок. По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

В на­сто­я­щее вре­мя со­хра­ня­ет­ся про­бле­ма тол­ко­ва­ния тер­ми­на, ис­поль­зу­е­мо­го в вы­ше­при­ве­ден­ной ста­тей за­ко­на, а имен­но тер­ми­на «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы».
Об­щее опре­де­ле­ние тер­ми­на «дра­го­цен­ные ме­тал­лы» при­во­дит­ся в ста­тье 1 ука­зан­но­го за­ко­на, в ко­то­рой под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми по­ни­ма­ют­ся зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы (пал­ла­дий, ири­дий, ро­дий, ру­те­ний и ос­мий). При этом дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, юве­лир­ных и иных из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

В со­от­вет­ствии со ста­тьей 1 ука­зан­но­го за­ко­на «под про­из­вод­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов по­ни­ма­ет­ся из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из до­бы­тых ком­плекс­ных руд, кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а так­же из ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы; аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов». ри этом под аф­фи­на­жем дра­го­цен­ных ме­тал­лов по­ни­ма­ет­ся про­цесс очист­ки из­вле­чен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ствен­ным стан­дар­там и тех­ни­че­ским усло­ви­ям, дей­ству­ю­щим на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или меж­ду­на­род­ным стан­дар­там.

Из ука­зан­ной нор­мы сле­ду­ет, что сам про­цесс про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов яв­ля­ет­ся мно­го­ста­дий­ным и вклю­ча­ет в се­бя, в том чис­ле ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­ни­че­ских, хи­ми­че­ских, ме­тал­лур­ги­че­ских и дру­гих про­цес­сов с це­лью из­вле­че­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же аф­фи­наж, ко­то­рый яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ным эта­пом про­из­вод­ства, при­ме­ня­е­мым в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся очист­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, а так­же до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, от­ве­ча­ю­ще­го тре­бо­ва­ни­ям на аф­фи­ни­ро­ван­ные ме­тал­лы.

В то же вре­мя, под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в со­от­вет­ствии с вы­ше­из­ло­жен­ным опре­де­ле­ни­ем их, дан­ным в ука­зан­ном за­ко­не по­ни­ма­ют­ся так­же и про­мыш­лен­ные про­дук­ты, и хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, ко­то­рые, без­услов­но, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том про­из­вод­ства. С точ­ки зре­ния фор­му­ли­ров­ки пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на дра­го­цен­ные ме­тал­лы в этом ви­де так­же бу­дут яв­лять­ся «про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми».

Та­ким об­ра­зом, под тер­ми­ном «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» ис­хо­дя из су­ще­ству­ю­щих фор­му­ли­ро­вок За­ко­на, мож­но по­ни­мать не толь­ко дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ст. 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние), но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­ве­ден­ной из них го­то­вой про­дук­ции (хи­ми­че­ских со­еди­не­ний с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­де­лий из них), а так­же аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Сле­до­ва­тель­но, су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на не да­ет чет­ко­го по­ни­ма­ния, ка­кие кон­крет­но дра­го­цен­ные ме­тал­лы долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять­ся на аф­фи­наж и да­ет воз­мож­ность дво­я­ко­го тол­ко­ва­ния (в том чис­ле тол­ко­ва­ния про­ти­во­ре­ча­ще­го здра­во­му смыслу, но, при этом, с фор­маль­ной точ­ки зре­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го За­ко­ну).

Кро­ме то­го, да­же ес­ли тол­ко­вать по­ня­тие «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» уз­ко, как дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ст. 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, а так­же из ло­ма и от­хо­дов) на­прав­ле­ние та­ких про­из­ве­ден­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на аф­фи­наж во мно­гих слу­ча­ях яв­ля­ет­ся не це­ле­со­об­раз­ным по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

В на­сто­я­щее вре­мя в ми­ре око­ло се­ми­де­ся­ти пя­ти про­цен­тов про­из­во­ди­мых дра­го­цен­ных ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти в ви­де хи­ми­че­ских со­еди­не­ний или в ви­де спла­вов с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, от­лич­ным от 99,99 %. Для про­из­вод­ства ука­зан­ной про­дук­ции с точ­ки зре­ния тех­но­ло­гий про­из­вод­ства мо­гут ис­поль­зо­вать­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы в раз­лич­ных ви­дах, а не толь­ко в аф­фи­ни­ро­ван­ном. Су­ще­ству­ют со­вре­мен­ные ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие по­лу­чать про­дук­цию, со­дер­жа­щую дра­го­цен­ные ме­тал­лы, из вто­рич­но­го сы­рья, ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ми­нуя ста­дию про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов (в т.ч. слит­ков).

Од­на­ко в на­сто­я­щее вре­мя та­кие тех­но­ло­ги­че­ские схе­мы на­хо­дят­ся в фор­маль­ном про­ти­во­ре­чии с тре­бо­ва­ни­я­ми дей­ству­ю­щей нор­ма­тив­ной ба­зы. Ком­па­нии, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обя­за­ны пре­ры­вать тех­но­ло­ги­че­скую це­поч­ку на пред­при­я­тии и на­прав­лять из­вле­чен­ные ме­тал­лы при пер­вич­ной об­ра­бот­ке сы­рья на аф­фи­наж­ный за­вод, и, впо­след­ствии, уже из по­лу­чен­ных аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов сно­ва из­го­тав­ли­вать спла­вы и про­из­во­дить го­то­вую про­дук­цию.

При этом в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ем ча­сти 4 ста­тьи 4 ука­зан­но­го за­ко­на аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ществ­лять толь­ко ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. То есть в со­от­вет­ствии с ука­зан­ным за­ко­ном про­из­вод­ство из от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­дук­ции, со­от­вет­ству­ю­щей рос­сий­ским тех­ни­че­ским усло­ви­ям и меж­ду­на­род­ным стан­дар­там, яв­ля­ет­ся аф­фи­на­жем и долж­но вы­пол­нять­ся ис­клю­чи­тель­но на аф­фи­наж­ных пред­при­я­ти­ях. В свя­зи с чем, ор­га­ни­за­ции, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми для очист­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой за­каз­чи­ком, вы­нуж­де­ны вклю­чать в тех­но­ло­ги­че­скую схе­му из­лиш­нюю опе­ра­цию и на­прав­лять из­вле­чен­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы на аф­фи­наж­ные за­во­ды. В свя­зи с этим, ком­па­нии вы­нуж­де­ны не­сти до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, сда­вая от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­ме­жу­точ­ные про­дук­ты на аф­фи­наж­ные пред­при­я­тия для про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов (по­рош­ка и слит­ков) и лишь за­тем, про­из­во­дить из них про­дук­цию для про­мыш­лен­ных по­тре­би­те­лей, что не­рен­та­бель­но, а с тех­но­ло­ги­че­ской сто­ро­ны яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ным.

Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить ста­тью 20 п. 1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Ста­тья 20 п. 1. До­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Ука­зан­ная ре­дак­ция устра­нит дво­я­кое тол­ко­ва­ние по­ня­тия «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» и не­точ­но­сти в тол­ко­ва­нии воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния соб­ствен­ни­ка­ми та­ки­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, а так­же поз­во­лит соб­ствен­ни­кам осу­ществ­лять опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми бо­лее эф­фек­тив­но, с точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки и про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий. Кро­ме то­го, вне­се­ние вы­ше­ука­зан­ных из­ме­не­ний поз­во­лит ор­га­ни­за­ци­ям, за­ни­ма­ю­щим­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щим со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми по очист­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой для про­из­вод­ства про­дук­ции тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, сни­зить се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, по­вы­сить обо­рот и со­кра­тить сро­ки про­из­вод­ства про­дук­ции. Та­кое про­из­вод­ство про­дук­ции бу­дет яв­лять­ся бо­лее эко­но­мич­ным, в том числе, с точ­ки зре­ния со­хра­не­ния со­дер­жа­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сы­рье, и поз­во­лит из­бе­жать тех­но­ло­ги­че­ских по­терь дра­го­цен­ных ме­тал­лов при аф­фи­на­же.

3. По пунк­ту 2 ста­тьи 22:

Насто­я­щий фе­де­раль­ный за­кон со­дер­жит нор­му об эмис­сии го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), обес­пе­чен­ных зо­ло­том, ко­то­рая из­ло­же­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Ста­тья 22 п. 2. Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и вы­пу­щен­ных в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством. Обя­за­тель­ства по этим цен­ным бу­ма­гам (об­ли­га­ци­ям) долж­ны быть га­ран­ти­ро­ва­ны эк­ви­ва­лент­ным со­во­куп­ным об­ли­га­ци­он­ным обя­за­тель­ствам эми­тен­та ко­ли­че­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов, раз­ме­щен­ных на от­вет­ствен­ное хра­не­ние в по­ряд­ке, опре­де­ля­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Во ис­пол­не­ние ука­зан­ной нор­мы бы­ло вы­пу­ще­но По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ «О ге­не­раль­ных усло­ви­ях эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том» от 27 июля 1998 го­да № 861, а так­же При­каз Мин­фи­на РФ «Об утвер­жде­ния усло­вий эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том» от 28 ок­тяб­ря 1998 го­да № 48н. Пред­по­ла­га­лось, что дан­ные об­ли­га­ции (сер­ти­фи­ка­ты на дан­ные об­ли­га­ции) бу­дут предо­став­лять­ся субъ­ек­там до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов (не­дро­поль­зо­ва­те­лям) в об­мен на по­став­ку (о­бя­за­тель­ство о по­став­ке) не­ко­то­ро­го фик­си­ро­ван­но­го ко­ли­че­ства драг­ме­тал­лов в ГОХРАН Рос­сии. Недро­поль­зо­ва­те­ли в свою оче­редь мог­ли бы ис­поль­зо­вать ука­зан­ные сер­ти­фи­ка­ты для пред­ва­ри­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния до­бы­чи драг­ме­тал­лов, про­да­вая их юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в при­об­ре­те­нии драг­ме­тал­лов. По­га­ше­ние сер­ти­фи­ка­тов пред­по­ла­га­лось до­бы­тым зо­ло­том, по­став­лен­ным в ГОХРАН Рос­сии по ра­нее за­клю­чен­ным до­го­во­рам с не­дро­поль­зо­ва­те­ля­ми.

По всей ви­ди­мо­сти, ука­зан­ная нор­ма на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на по­яви­лась в вя­зи с се­рьез­ным де­фи­ци­том в фи­нан­си­ро­ва­нии се­зон­ной зо­ло­то­до­бы­чи. Кро­ме то­го, опре­де­лен­ную роль на внут­рен­нем рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов пред­по­ла­га­ло иг­рать са­мо го­су­дар­ство в ли­це ГОХРАНа Рос­сии. Од­на­ко даль­ней­шие со­бы­тия не поз­во­ли­ли за­пу­стить ме­ха­низм об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, но­ми­ни­ро­ван­ных в дра­го­цен­ных ме­тал­лах, в том ви­де, как это пред­по­ла­га­лось нор­мой за­ко­на. Во-пер­вых – это­му по­ме­шал кри­зис 1998 го­да, ко­то­рый при­вел к то­му, что по­ку­па­те­лей на дан­ные сер­ти­фи­ка­ты про­сто не на­шлось. Во-вто­рых – роль ин­сти­ту­тов, осу­ществ­ля­ю­щих се­зон­ное фи­нан­си­ро­ва­ние зо­ло­то­до­бы­чи в Рос­сии взя­ли на се­бя ком­мер­че­ские бан­ки. В-тре­тьих – в со­от­вет­ствии с но­вой ре­дак­ци­ей ФЗ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» дра­го­цен­ные ме­тал­лы на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пе­ре­ста­ли быть ва­лют­ной цен­но­стью, и роль Пра­ви­тель­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии дан­но­го рын­ка бы­ла су­ще­ствен­но сни­же­на. В – чет­вер­тых – за­куп­ки драг­ме­тал­лов в го­су­дар­ствен­ные фон­ды ста­ли осу­ществ­лять­ся за на­лич­ный рас­чет не­по­сред­ствен­но за до­бы­тый ме­талл. В на­сто­я­щее вре­мя та­ки­ми за­куп­ка­ми за­ни­ма­ет­ся Банк Рос­сии, ко­то­рый толь­ко в 2009 го­ду при­об­рел у субъ­ек­тов рын­ка бо­лее 123 из 205 до­бы­тых тонн зо­ло­та (дан­ные за 2010 год по­ка не до­ступ­ны) и пла­ни­ру­ет осу­ществ­лять дан­ные за­куп­ки в даль­ней­шем.

Од­на­ко, не­смот­ря на про­изо­шед­шие из­ме­не­ния, уста­рев­шая нор­ма в на­сто­я­щем Фе­де­раль­ном за­ко­не оста­лась без из­ме­не­ния. В на­сто­я­щее вре­мя она бло­ки­ру­ет воз­мож­ность со­зда­ния в Рос­сии ци­ви­ли­зо­ван­но­го рын­ка цен­ных бу­маг, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. По су­ти де­ла у ин­сти­ту­ци­о­наль­ных ин­ве­сто­ров и у фи­зи­че­ских лиц име­ет­ся очень огра­ни­чен­ное чис­ло ин­стру­мен­тов ин­ве­сти­ро­ва­ния в дра­го­цен­ные ме­тал­лы – это слит­ки драг­ме­тал­лов (при­об­ре­те­ние их со­пря­же­но с упла­той НДС 18 %), мо­не­ты из драг­ме­тал­лов (и­ме­ют не­вы­со­кую лик­вид­ность и огра­ни­чен­но об­ра­ща­е­мы) и обез­ли­чен­ные ме­тал­ли­че­ские сче­та (не об­ра­ща­е­мы в прин­ци­пе). Из бир­же­вых ин­стру­мен­тов в РФ при­сут­ству­ют толь­ко рас­чет­ные фью­черсы на зо­ло­то и се­ребро, ко­то­рые не име­ют от­но­ше­ния к по­став­кам драг­ме­тал­лов и зо­ло­том и се­реб­ром не обес­пе­че­ны.

С дру­гой сто­ро­ны меж­ду­на­род­ный опыт по­след­них лет по­ка­зы­ва­ет вы­со­кую за­ин­те­ре­со­ван­ность ин­ве­сто­ров в су­ще­ство­ва­нии обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми цен­ных бу­маг (ак­ций и об­ли­га­ций), ко­то­рые мо­гут сво­бод­но об­ра­щать­ся, в том чис­ле и на бир­жах, иметь вы­со­кую лик­вид­ность и не­пре­рыв­ную ко­ти­ров­ку. В част­но­сти за ру­бе­жом ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли так на­зы­ва­е­мые зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ETF (тор­гу­е­мые на бир­же фон­ды, обес­пе­чен­ные драг­ме­тал­ла­ми), суть ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем:

Управ­ля­ю­щий зо­ло­то­го ETF по­ку­па­ет ре­аль­ное зо­ло­то (в слит­ках) в свое (и­ли арен­до­ван­ное) хра­ни­ли­ще и про­пор­ци­о­наль­но при­об­ре­тен­но­му ко­ли­че­ству ме­тал­ла эми­ти­ру­ет па­ке­ты па­ев или ак­ций. Ко­неч­ные ин­ве­сто­ры при­об­ре­та­ют «ак­ции» это­го ETFа, что осво­бож­да­ет их от не­об­хо­ди­мо­сти вла­деть фи­зи­че­ским ме­тал­лом и не­сти за­тра­ты, свя­зан­ные с его хра­не­ни­ем, экс­пер­ти­зой, стра­хов­кой и т.п. В от­ли­чие от Па­е­во­го ин­ве­сти­ци­он­но­го фон­да (ПИФа), с ак­ци­я­ми ETF мож­но про­из­во­дить все те же са­мые опе­ра­ции, ко­то­рые до­ступ­ны для обык­но­вен­ных ак­ций в бир­же­вой тор­гов­ле. В этом пре­иму­ще­ство ETF пе­ред ПИФ — опе­ра­ции по ак­ци­ям ETF мо­гут со­вер­шать­ся в те­че­ние все­го тор­го­во­го дня и их це­на ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ак­тив­но­сти тор­гов­цев и цен на драг­ме­талл, обес­пе­чи­ва­ю­щий дан­ные ак­ции.

ETF очень по­хож на обыч­ный ПИФ и несeт в се­бе все пре­иму­ще­ства, ко­то­рые име­ет ПИФ, а имен­но:

  • Про­фес­си­о­наль­ное управ­ле­ние.
  • Низ­кие на­чаль­ные ин­ве­сти­ции.
  • Вы­со­кая лик­вид­но­сть.
  • Ши­ро­кая ди­вер­си­фи­ка­ция.

От­ли­чие ETF от ПИФов:

  • 100 % обес­пе­чен­ность ак­ций склад­ски­ми за­па­са­ми драг­ме­тал­лов в слит­ках.
  • Це­на пая ПИФа фор­ми­ру­ет­ся не на бир­же, а рас­счи­ты­ва­ет­ся в кон­це дня на ос­но­ве сто­и­мо­сти чи­стых ак­ти­вов фон­да. Це­на ак­ци­ий ETF ме­ня­ет­ся в те­че­ние дня.
  • Паи ПИФов нель­зя брать в долг или по­ку­пать на сред­ства, взя­тые в долг. С ак­ци­я­ми ETF до­пу­сти­ма мар­жи­наль­ная тор­гов­ля, что поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать кре­дит­ное пле­чо и «и­г­ру на по­ни­же­ние».
  • Ак­ции ETF мож­но при­об­ре­тать и про­да­вать на бир­же в лю­бое вре­мя, а ПИФы толь­ко в спе­ци­аль­но от­ве­ден­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни.
  • Обыч­но паи ПИФов об­ра­ща­ют­ся в стра­не его учре­жде­ния. Ак­ции ETF мо­гут тор­го­вать­ся на за­ру­беж­ных бир­жах.

Тор­гу­е­мые на бир­же фон­ды (ETF) как бир­же­вой ин­стру­мент по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние за ру­бе­жом. На­при­мер, круп­ней­ший (но да­ле­ко не един­ствен­ный) та­кой фонд SPDR Gold Shares на се­го­дня вла­де­ет фи­зи­че­ским зо­ло­том в объ­e­ме 1127 тонн сто­и­мо­стью $32,5 млрд. Это боль­ше, чем у Цен­траль­но­го бан­ка Швей­ца­рии, ко­то­рый за­ни­ма­ет ше­стое ме­сто в ми­ре по за­па­сам зо­ло­та. По­куп­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов в слит­ках фон­да­ми ETF при­ве­ли к су­ще­ствен­но­му уве­ли­че­нию спро­са на зо­ло­то и се­реб­ро и спо­соб­ство­ва­ли ста­биль­но­му ро­сту цен на них.

В Рос­сии со­от­вет­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства по­ка нет, что не поз­во­ля­ет внед­рять ана­ло­гич­ные ин­стру­мен­ты.

Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить ста­тью 22 п. 2 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Ста­тья 22 п. 2. Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».

Ука­зан­ная ре­дак­ция поз­во­лит с од­ной сто­ро­ны дать раз­ви­тие в Рос­сии рын­ку цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и с дру­гой сто­ро­ны, не огра­ни­чи­ва­ет го­су­дар­ство в воз­мож­но­сти эми­ти­ро­вать об­ли­га­ции, но­ми­ни­ро­ван­ные в драг­ме­тал­лах. При этом пер­спек­ти­вы учре­жде­ния и су­ще­ство­ва­ния на­ци­о­наль­ных фон­дов ETF, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, очень ши­ро­ки, так как Рос­сия за­ни­ма­ет од­но их ли­ди­ру­ю­щих мест в чис­ле зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих стран, а у на­се­ле­ния име­ет­ся ре­аль­ный пла­те­же­спо­соб­ный спрос на дан­ный ин­стру­мент ин­ве­сти­ро­ва­ния.

4. По пунк­ту 3 ста­тьи 22:

Пункт 6 ста­тьи 2 на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на уста­но­вил, что соб­ствен­ни­ки дра­го­цен­ных кам­ней осу­ществ­ля­ют своe пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные кам­ни в со­от­вет­ствии с ука­зан­ным фе­де­раль­ным за­ко­ном и Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а на дра­го­цен­ные кам­ни, ука­зан­ные в пунк­те 3 ста­тьи 22 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ством без огра­ни­че­ний, уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях».

За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет рас­про­стра­нить эту нор­му и на дра­го­цен­ные кам­ни (за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов), не до­бы­ва­е­мые в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В ми­ро­вой прак­ти­ке обо­рот дра­го­цен­ных кам­ней (кро­ме ал­ма­зов) не ре­гу­ли­ру­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми за­ко­на­ми. От­не­се­ние юве­лир­ных кам­ней к дра­го­цен­ным (gemstones) осу­ществ­ля­ет­ся ве­ду­щи­ми за­ру­беж­ны­ми гем­мо­ло­ги­че­ски­ми цен­тра­ми, ис­хо­дя не из их на­зва­ния, а из ка­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик юве­лир­но­го кам­ня. Две стра­ны в ми­ре – ЮАР и Ка­на­да – име­ют в своeм за­ко­но­да­тель­стве осо­бый за­кон об ал­ма­зах. В ЮАР это «За­кон об ал­ма­зах», в Ка­на­де – «За­кон об экс­пор­те и им­пор­те ал­ма­зов».
В Рос­сии ле­галь­ный ры­нок всех цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней ни­чтож­но мал и со­став­ля­ет в де­неж­ном вы­ра­же­нии ме­нее 0,1% от ре­а­ли­за­ции ал­ма­зов. Ес­ли опе­ра­ции с ал­ма­за­ми – в ос­нов­ном круп­ный биз­нес, то опе­ра­ции с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми – во всeм ми­ре ма­лый биз­нес. Обо­рот цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней так­же от­ли­ча­ет­ся от обо­ро­та ал­ма­зов. Ка­ко­го бы ка­че­ства ни был ал­маз, он всe рав­но вос­тре­бо­ван рын­ком. Лишь луч­шие об­раз­цы цвет­ных кам­ней мож­но при­чис­лять к дра­го­цен­ным. Образ­цы же низ­ко­го ка­че­ства во­об­ще не име­ют лик­вид­но­сти на рын­ке.

При ре­а­ли­за­ции пред­ло­жен­но­го из­ме­не­ния в за­ко­но­про­ект ре­гу­ли­ро­ва­ние обо­ро­та цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней бу­дет осу­ществ­лять­ся как ре­гу­ли­ро­ва­ние обыч­но­го то­ва­ра под юрис­дик­ци­ей норм Граж­дан­ско­го ко­дек­са и фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

5. По пунк­ту 3 ста­тьи 29:

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки глав­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция за­трат субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, в том чис­ле и на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и из­де­лий из них.

В на­сто­я­щее вре­мя дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­гут на­хо­дить­ся, в том числе, и в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц.

На рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней ста­биль­но су­ще­ству­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Оче­вид­но, что в сво­ей де­я­тель­но­сти участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в том чис­ле про­из­во­ди­те­ли как про­мыш­лен­ных, так и юве­лир­ных из­де­лий, опе­ри­руя, как пра­ви­ло, не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми то­ва­ра, не все­гда в со­сто­я­нии вы­пол­нить тре­бо­ва­ния на­сто­я­ще­го за­ко­на. Тре­бо­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства транс­пор­ти­ро­вать дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же про­дук­цию из них ис­клю­чи­тель­но спе­ци­аль­ным транс­пор­том, обо­ру­до­ван­ным со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ной охра­ны, из­ло­жен­ное в п.3 ст. 29 на­сто­я­ще­го за­ко­на на­ру­ша­ет пра­ва соб­ствен­ни­ка, га­ран­ти­ро­ван­ные Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции по срав­не­нию с по­тен­ци­аль­ны­ми стра­на­ми - кон­ку­рен­та­ми, что осо­бен­но важ­но в усло­ви­ях вступ­ле­ния Рос­сии в ВТО. Сле­ду­ет от­ме­тить, что прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях, соб­ствен­ник страху­ет пе­ре­ме­ща­е­мый то­вар.

[ Ювелирные Известия ]

  • 06 марта 2011 г.:

    УРА !!!

  • 07 марта 2011 г.:

    Отходы производства драгоценных металлов можно использовать (это и делается к примеру при переработке золотых электролитов на установках регенерации), можно доочищать или продавать для дополнительной очистки, но применять такой металл приемлемо только при изготовлении технических изделий. И слово ТЕХНИЧЕСКИХ должно быть написано большими буквами и везде где можно. А то кое-где уже сейчас в ювелирное производство идет серебро из отработанных фиксажей, полученное на электролитических установках. Благо купить такие установки не трудно.

  • 07 марта 2011 г.:

    Про 3 грамма. Любопытно что скажет Минфин РФ на ограничение по весу и уменьшение пробирного сбора. И вот еще есть такая водка - Русский стандарт. Там в бутылке жетончик из серебра 999 пробы (без балды) и на жетончике голова в кокошнике, проставленная под контролем инспекции РГПП после химанализа исходного сырья. Но, что самое интересное - все жетончики массой до 3 граммов. Так что после принятия изменений этот самый Стандарт надо с оглядкой покупать, а то можно получить жетончик в пищевом продукте из какой-нибудь китайской технички. Там в Поднебесной - ребята ушлые, да и наши - не промах. Дело-то живое.

  • 09 апреля 2011 г.:

    Реплика на 3 пост.
    Если мы нормальные люди, давайте ориентироваться на нормальные страны и создавать нормальные законы. Экономически мне выгодно не отдавать на опробирование изделие до трех грамм, иначе потом в стоимость я вынужден включать расход на пробирку, чтобы все окупить и получить прибыль. Так что для конечного покупателя это плюс.
    Что касается водки, то мне глубоко все-равно, что будет плавать в бутылке, хоть кусок стали. равняться на желания алкашей у себя в бутылке иметь кусок серебра с пробой не просто глупо, но и... даже слов не найду. Пусть травятся чем хотят, нормальные люди выбирают водку не по наличию чего-то в бутылке, а по стандарту качества водки. Разные заманухи типа серебряных поплавков адекватным людям не нужны.

  • 31 мая 2012 г.:

    Так этот проект закона все еще в стадии проекта? Видимо так и есть, уж год как, а теперь его и вовсе нужно переделывать, подпись устарела.

  • Полезное

    Полезное

     
    -->