Изменения и до­пол­не­ния в ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»

Раздел: Гильдия Ювелиров России
04 марта 2011 г.

3 мар­та 2011 го­да в Москве в зда­нии Со­ве­та Фе­де­ра­ции Фе­де­раль­но­го Со­бра­ния Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции со­сто­я­лось со­ве­ща­ние под пред­се­да­тель­ством за­ме­сти­те­ля Пред­се­да­те­ля Со­ве­та Фе­де­ра­ции В.А. Шты­ро­ва с по­вест­кой: «О вне­се­нии из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в Фе­де­раль­ный за­кон «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях». В за­се­да­нии при­ня­ли уча­стие пред­ста­ви­те­ли Со­ве­та Фе­де­ра­ции, Го­су­дар­ствен­ной Ду­мы, Мин­фи­на, Минэко­но­мраз­ви­тия, Мин­пром­тор­га РФ, Пра­ви­тель­ства Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­тия), АК «АЛРОСА», Ас­со­ци­а­ции «Гиль­дия юве­ли­ров Рос­сии», ОАО ПО «Кри­сталл».

На со­ве­ща­нии с до­кла­дом вы­сту­пил Ге­не­раль­ный ди­рек­тор Ас­со­ци­а­ции В.И. Мос­пан. В сво­ем до­кла­де Вла­ди­мир Ильич пред­ста­вил под­го­тов­лен­ные Ас­со­ци­а­ци­ей и про­шед­шие экс­пер­ти­зу в ТПП РФ про­ек­ты из­ме­не­ний и до­пол­не­ний в ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» и Уго­лов­ный Ко­декс РФ.

Участ­ни­ки со­ве­ща­ния от­ме­ти­ли хо­ро­шую под­го­тов­ку Ас­со­ци­а­ции по те­ме со­ве­ща­ния.

Про­ек­т

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тьи 13, 20, 22, и 29 Фе­де­раль­но­го за­ко­на
«О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


Ста­тья 1. Вне­сти в ста­тьи Фе­де­раль­но­го за­ко­на от 26 мар­та 1998 го­да № 41-ФЗ «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» (Со­бра­ние за­ко­но­да­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, 1998, №13, стр. 1463; 1999, №14, стр. 1664;2002,№2,ст.131; 2003, №2, стр. 167;2003,№2, ст.167; 2004,№45,ст.4377;2006,№19,ст.1752,№30(­часть­1),ст.3101) сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

1. Из­ло­жить под­пункт 1 пунк­та 2 ста­тьи 13 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«о­про­бо­ва­ние, ана­лиз и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же всех ука­зан­ных из­де­лий, вве­зен­ных на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи»

2. Ста­тью 13 до­пол­нить пунк­том сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«ю­ве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же ука­зан­ные из­де­лия, вве­зен­ные на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи, под­ле­жат опро­бо­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом. Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют из­де­лия из се­реб­ра мас­сой до трех грам­мов, про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и пред­на­зна­чен­ные для ре­а­ли­за­ции на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, без вста­вок из дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые мо­гут предъ­яв­лять­ся для опро­бо­ва­ния, ана­ли­за и клей­ме­ния го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом доб­ро­воль­но. При этом со­дер­жа­ние се­реб­ра в спла­ве про­став­ля­ет­ся на из­де­ли­ях из се­ребра, ре­а­ли­зу­е­мых на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции без от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, из­го­то­ви­те­лем на­ря­ду с имен­ни­ко­м".

3. Из­ло­жить ста­тью 20 п. 1 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Ста­тья 20 п. 1. До­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

4. Из­ло­жить пункт 2 ста­тьи 22 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.
По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».

5. До­пол­нить пункт 3 ста­тьи 22 аб­за­цем сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«Обра­ще­ние за­кон­но при­об­ре­тен­ных юри­ди­че­ски­ми и фи­зи­че­ски­ми ли­ца­ми дра­го­цен­ных кам­ней (за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов), не до­бы­ва­е­мых в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, осу­ществ­ля­ет­ся без огра­ни­че­ний, уста­нав­ли­ва­е­мых на­сто­я­щим Фе­де­раль­ным за­ко­ном».

6. Из­ло­жить аб­зац 2 пунк­та 3 ста­тьи 22 в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Кри­те­рии и по­ря­док от­не­се­ния дра­го­цен­ных кам­ней к не­при­год­ным для из­го­тов­ле­ния юве­лир­ных из­де­лий и от­не­се­ния дра­го­цен­ных кам­ней к пе­реч­ню не до­бы­ва­е­мых в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

7. До­пол­нить пункт 3 ста­тьи 29 аб­за­цем сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«С­по­соб транс­пор­ти­ров­ки за­кон­но при­об­ре­тен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них, на­хо­дя­щих­ся в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц и не име­ю­щих за­ко­но­да­тель­ных огра­ни­че­ний по их обо­ро­ту, опре­де­ля­ет соб­ствен­ник дра­го­цен­ных ме­тал­лов, дра­го­цен­ных кам­ней и из­де­лий из них».

Ста­тья 2. Насто­я­щий Фе­де­раль­ный за­кон всту­па­ет в си­лу со дня его опуб­ли­ко­ва­ния.

Пре­зи­дент Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции
Д.Мед­ве­дев


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к про­ек­ту Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ста­тьи 13, 20, 22 и 29 фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях»


1. По под­пунк­ту 1 пунк­та 2 ста­тьи 13.

Дан­ным про­ек­том фе­де­раль­но­го за­ко­на преду­смат­ри­ва­ет­ся вне­се­ние из­ме­не­ний в ста­тью за­ко­на, ре­гу­ли­ру­ю­щую опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

В на­сто­я­щее вре­мя в со­от­вет­ствии со ста­тьей 13 Фе­де­раль­но­го за­ко­на «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях» в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции долж­ны опро­бо­вать­ся и клей­мить­ся все юве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. По­ря­док опро­бо­ва­ния и клей­ме­ния из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов опре­де­лен По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции от 18 06. 1999 го­да № 643.

Вме­сте с тем на прак­ти­ке име­ют­ся слу­чаи, ко­гда клей­ме­ние из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов не толь­ко не­це­ле­со­об­раз­но, но не­воз­мож­но. Пункт 16 упо­мя­ну­то­го По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства опре­де­лил из­де­лия, не под­ле­жа­щие клей­ме­нию и та­ким об­ра­зом, огра­ни­чил дей­ствие пунк­та 2 ста­тьи 13 уста­но­вив­шей, что опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию под­ле­жат все из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов. Уже в то вре­мя Пра­ви­тель­ство Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции при­шло к вы­во­ду, что не­воз­мож­но обес­пе­чить клей­ме­ние аб­со­лют­но всех из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов.

За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет:

  • в под­пунк­те 1 пунк­та 2 ста­тьи 13 ис­клю­чить сло­во «в­сех» из фра­зы «о­про­бо­ва­ние, ана­лиз и клей­ме­ние го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции»
  • вве­сти ниж­ний пре­дел (до трeх грамм) тех­ни­че­ской воз­мож­но­сти и эко­но­ми­че­ской це­ле­со­об­раз­но­сти мас­сы из­де­лий из се­ребра, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и под­ле­жа­щих опро­бо­ва­нию и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом.

Пред­ла­га­ет­ся так­же до­пол­нить ста­тью 13 под­пунк­том сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:
«ю­ве­лир­ные и дру­гие бы­то­вые из­де­лия из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, про­из­ве­ден­ных на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а так­же ука­зан­ные из­де­лия, вве­зен­ные на тер­ри­то­рию Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции для про­да­жи, под­ле­жат опро­бо­ва­нию, ана­ли­зу и клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом».

Ис­клю­че­ние со­став­ля­ют из­де­лия из се­реб­ра мас­сой до трех грам­мов, про­из­ве­ден­ные на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и пред­на­зна­чен­ные для ре­а­ли­за­ции на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, без вста­вок из дра­го­цен­ных кам­ней, ко­то­рые мо­гут предъ­яв­лять­ся для опро­бо­ва­ния, ана­ли­за и клей­ме­ния го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом доб­ро­воль­но. При этом со­дер­жа­ние се­реб­ра в спла­ве про­став­ля­ет­ся на из­де­ли­ях из се­ребра, ре­а­ли­зу­е­мых на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции без от­тис­ков го­су­дар­ствен­но­го про­бир­но­го клей­ма, из­го­то­ви­те­лем на­ря­ду с имен­ни­ком.

По­доб­ный ниж­ний пре­дел есть во всех стра­нах, где уста­нов­ле­но обя­за­тель­ное клей­ме­ние. Так, на­при­мер, в Ве­ли­ко­бри­та­нии под­ле­жат обя­за­тель­но­му клей­ме­нию из­де­лия из се­реб­ра мас­сой бо­лее 6 грамм. За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет уста­но­вить ниж­ний пре­дел мас­сы из­де­лия из се­ребра, под­ле­жа­ще­го обя­за­тель­но­му го­су­дар­ствен­но­му клей­ме­нию,– 3 грам­ма. При этом за­ко­но­про­ект преду­смат­ри­ва­ет воз­мож­ность доб­ро­воль­но­го го­су­дар­ствен­но­го клей­ме­ния этих из­де­лий.

Пред­ла­га­е­мый за­ко­но­про­ект:

  • уза­ко­ни­ва­ет огра­ни­че­ния обя­за­тель­но­го клей­ме­ния, уста­нов­лен­ные пунк­том 16 По­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства от 18. 06. 1999 го­да №643;
  • рас­ши­ря­ет ас­сор­ти­мент пред­при­я­тий по из­го­тов­ле­нию раз­лич­ных лег­ко­вес­ных из­де­лий для от­дел­ки мод­ной одеж­ды и раз­лич­ных ак­сес­су­а­ров, со­от­вет­ствен­но уве­ли­чи­ва­ет их объ­е­мы про­из­вод­ства и сни­жа­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ци­и;
  • обес­пе­чи­ва­ет ба­ланс ин­те­ре­сов по­тре­би­те­лей юве­лир­ных и дру­гих бы­то­вых из­де­лий из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, они по­лу­ча­ют мод­ные, поль­зу­ю­щи­е­ся спро­сом, де­шe­вые лег­ко­вес­ные из­де­лия из се­ребра, про­из­во­ди­те­ли по­лу­ча­ют за­ка­зы на их из­го­тов­ле­ние, а го­су­дар­ство до­пол­ни­тель­ные - на­ло­го­вые от­чис­ле­ния в бюд­жет.

Вве­де­ние ниж­не­го пре­де­ла мас­сы се­реб­ря­ных из­де­лий, под­ле­жа­щих обя­за­тель­но­му клей­ме­нию го­су­дар­ствен­ным про­бир­ным клей­мом не на­ру­ша­ет го­су­дар­ствен­ную мо­но­по­лию на опро­бо­ва­ние и клей­ме­ние юве­лир­ных из­де­лий. и не ослаб­ля­ет го­су­дар­ствен­ный кон­троль за про­из­во­ди­те­ля­ми юве­лир­ных из­де­лий, так как в со­от­вет­ствии с пунк­том 17 упо­мя­ну­то­го вы­ше по­ста­нов­ле­ния Пра­ви­тель­ства ор­га­ни­за­ции и ин­ди­ви­ду­аль­ные пред­при­ни­ма­те­ли, из­го­тав­ли­ва­ю­щие из­де­лия, обя­за­ны иметь имен­ни­ки и ста­вить их от­тис­ки на про­из­во­ди­мых ими из­де­ли­ях. От­тиск имен­ни­ка еже­год­но пред­став­ля­ет­ся для ре­ги­стра­ции в уста­нов­лен­ном Мин­фи­ном по­ряд­ке.

Та­ким об­ра­зом, Го­су­дар­ствен­ная Про­бир­ная Па­ла­та Рос­сии име­ет воз­мож­ность кон­тро­ли­ро­вать ра­бо­ту пред­при­я­тий и ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей и при на­ли­чии пре­тен­зий от­ка­зать в ре­ги­стра­ции имен­ни­ка. Ис­поль­зо­ва­ние не за­ре­ги­стри­ро­ван­ных имен­ни­ков за­пре­ще­но.

2. По пунк­ту 1 ста­тьи 20.

Фе­де­раль­ный за­кон № 41-ФЗ со­дер­жит нор­му, ка­са­ю­щу­ю­ся по­ряд­ка рас­по­ря­же­ния до­бы­ты­ми и про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, сле­ду­ю­ще­го со­дер­жа­ния:

«Ста­тья 20. Рас­по­ря­же­ние до­бы­ты­ми и про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми:

1. До­бы­тые и про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать для аф­фи­на­жа в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок. По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

В на­сто­я­щее вре­мя со­хра­ня­ет­ся про­бле­ма тол­ко­ва­ния тер­ми­на, ис­поль­зу­е­мо­го в вы­ше­при­ве­ден­ной ста­тей за­ко­на, а имен­но тер­ми­на «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы».
Об­щее опре­де­ле­ние тер­ми­на «дра­го­цен­ные ме­тал­лы» при­во­дит­ся в ста­тье 1 ука­зан­но­го за­ко­на, в ко­то­рой под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми по­ни­ма­ют­ся зо­ло­то, се­ребро, пла­ти­на и ме­тал­лы пла­ти­но­вой груп­пы (пал­ла­дий, ири­дий, ро­дий, ру­те­ний и ос­мий). При этом дра­го­цен­ные ме­тал­лы мо­гут на­хо­дить­ся в лю­бом со­сто­я­нии, ви­де, в том чис­ле в са­мо­род­ном и аф­фи­ни­ро­ван­ном ви­де, а так­же в сы­рье, спла­вах, по­лу­фаб­ри­ка­тах, про­мыш­лен­ных про­дук­тах, хи­ми­че­ских со­еди­не­ни­ях, юве­лир­ных и иных из­де­ли­ях, мо­не­тах, ло­ме и от­хо­дах про­из­вод­ства и по­треб­ле­ния.

В со­от­вет­ствии со ста­тьей 1 ука­зан­но­го за­ко­на «под про­из­вод­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов по­ни­ма­ет­ся из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из до­бы­тых ком­плекс­ных руд, кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы, а так­же из ло­ма и от­хо­дов, со­дер­жа­щих дра­го­цен­ные ме­тал­лы; аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов». ри этом под аф­фи­на­жем дра­го­цен­ных ме­тал­лов по­ни­ма­ет­ся про­цесс очист­ки из­вле­чен­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, со­от­вет­ству­ю­ще­го го­су­дар­ствен­ным стан­дар­там и тех­ни­че­ским усло­ви­ям, дей­ству­ю­щим на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, или меж­ду­на­род­ным стан­дар­там.

Из ука­зан­ной нор­мы сле­ду­ет, что сам про­цесс про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов яв­ля­ет­ся мно­го­ста­дий­ным и вклю­ча­ет в се­бя, в том чис­ле ис­поль­зо­ва­ние ме­ха­ни­че­ских, хи­ми­че­ских, ме­тал­лур­ги­че­ских и дру­гих про­цес­сов с це­лью из­вле­че­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же аф­фи­наж, ко­то­рый яв­ля­ет­ся са­мо­сто­я­тель­ным эта­пом про­из­вод­ства, при­ме­ня­е­мым в тех слу­ча­ях, ко­гда тре­бу­ет­ся очист­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов от при­ме­сей и со­пут­ству­ю­щих ком­по­нен­тов, а так­же до­ве­де­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов до ка­че­ства, от­ве­ча­ю­ще­го тре­бо­ва­ни­ям на аф­фи­ни­ро­ван­ные ме­тал­лы.

В то же вре­мя, под дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в со­от­вет­ствии с вы­ше­из­ло­жен­ным опре­де­ле­ни­ем их, дан­ным в ука­зан­ном за­ко­не по­ни­ма­ют­ся так­же и про­мыш­лен­ные про­дук­ты, и хи­ми­че­ские со­еди­не­ния, ко­то­рые, без­услов­но, яв­ля­ют­ся ре­зуль­та­том про­из­вод­ства. С точ­ки зре­ния фор­му­ли­ров­ки пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на дра­го­цен­ные ме­тал­лы в этом ви­де так­же бу­дут яв­лять­ся «про­из­ве­ден­ны­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми».

Та­ким об­ра­зом, под тер­ми­ном «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» ис­хо­дя из су­ще­ству­ю­щих фор­му­ли­ро­вок За­ко­на, мож­но по­ни­мать не толь­ко дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ст. 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние), но и дра­го­цен­ные ме­тал­лы в ви­де про­из­ве­ден­ной из них го­то­вой про­дук­ции (хи­ми­че­ских со­еди­не­ний с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, из­де­лий из них), а так­же аф­фи­ни­ро­ван­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы.

Сле­до­ва­тель­но, су­ще­ству­ю­щая фор­му­ли­ров­ка пунк­та 1 ста­тьи 20 За­ко­на не да­ет чет­ко­го по­ни­ма­ния, ка­кие кон­крет­но дра­го­цен­ные ме­тал­лы долж­ны в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на­прав­лять­ся на аф­фи­наж и да­ет воз­мож­ность дво­я­ко­го тол­ко­ва­ния (в том чис­ле тол­ко­ва­ния про­ти­во­ре­ча­ще­го здра­во­му смыслу, но, при этом, с фор­маль­ной точ­ки зре­ния со­от­вет­ству­ю­ще­го За­ко­ну).

Кро­ме то­го, да­же ес­ли тол­ко­вать по­ня­тие «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» уз­ко, как дра­го­цен­ные ме­тал­лы, ко­то­рые про­шли че­рез про­це­ду­ру про­из­вод­ства дра­го­цен­ных ме­тал­лов, как она опре­де­ле­на в ст. 1 За­ко­на (то есть из­вле­че­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов из кон­цен­тра­тов и дру­гих по­лу­про­дук­тов, а так­же из ло­ма и от­хо­дов) на­прав­ле­ние та­ких про­из­ве­ден­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов в обя­за­тель­ном по­ряд­ке на аф­фи­наж во мно­гих слу­ча­ях яв­ля­ет­ся не це­ле­со­об­раз­ным по сле­ду­ю­щим при­чи­нам:

В на­сто­я­щее вре­мя в ми­ре око­ло се­ми­де­ся­ти пя­ти про­цен­тов про­из­во­ди­мых дра­го­цен­ных ме­тал­лов пла­ти­но­вой груп­пы ис­поль­зу­ет­ся в про­мыш­лен­но­сти в ви­де хи­ми­че­ских со­еди­не­ний или в ви­де спла­вов с со­дер­жа­ни­ем дра­го­цен­ных ме­тал­лов, от­лич­ным от 99,99 %. Для про­из­вод­ства ука­зан­ной про­дук­ции с точ­ки зре­ния тех­но­ло­гий про­из­вод­ства мо­гут ис­поль­зо­вать­ся дра­го­цен­ные ме­тал­лы в раз­лич­ных ви­дах, а не толь­ко в аф­фи­ни­ро­ван­ном. Су­ще­ству­ют со­вре­мен­ные ин­но­ва­ци­он­ные тех­но­ло­гии, поз­во­ля­ю­щие по­лу­чать про­дук­цию, со­дер­жа­щую дра­го­цен­ные ме­тал­лы, из вто­рич­но­го сы­рья, ло­ма и от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ми­нуя ста­дию про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных дра­го­цен­ных ме­тал­лов (в т.ч. слит­ков).

Од­на­ко в на­сто­я­щее вре­мя та­кие тех­но­ло­ги­че­ские схе­мы на­хо­дят­ся в фор­маль­ном про­ти­во­ре­чии с тре­бо­ва­ни­я­ми дей­ству­ю­щей нор­ма­тив­ной ба­зы. Ком­па­нии, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, обя­за­ны пре­ры­вать тех­но­ло­ги­че­скую це­поч­ку на пред­при­я­тии и на­прав­лять из­вле­чен­ные ме­тал­лы при пер­вич­ной об­ра­бот­ке сы­рья на аф­фи­наж­ный за­вод, и, впо­след­ствии, уже из по­лу­чен­ных аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов сно­ва из­го­тав­ли­вать спла­вы и про­из­во­дить го­то­вую про­дук­цию.

При этом в со­от­вет­ствии с тре­бо­ва­ни­ем ча­сти 4 ста­тьи 4 ука­зан­но­го за­ко­на аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­гут осу­ществ­лять толь­ко ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. То есть в со­от­вет­ствии с ука­зан­ным за­ко­ном про­из­вод­ство из от­хо­дов дра­го­цен­ных ме­тал­лов про­дук­ции, со­от­вет­ству­ю­щей рос­сий­ским тех­ни­че­ским усло­ви­ям и меж­ду­на­род­ным стан­дар­там, яв­ля­ет­ся аф­фи­на­жем и долж­но вы­пол­нять­ся ис­клю­чи­тель­но на аф­фи­наж­ных пред­при­я­ти­ях. В свя­зи с чем, ор­га­ни­за­ции, за­ни­ма­ю­щи­е­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щие со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми для очист­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой за­каз­чи­ком, вы­нуж­де­ны вклю­чать в тех­но­ло­ги­че­скую схе­му из­лиш­нюю опе­ра­цию и на­прав­лять из­вле­чен­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы на аф­фи­наж­ные за­во­ды. В свя­зи с этим, ком­па­нии вы­нуж­де­ны не­сти до­пол­ни­тель­ные рас­хо­ды, сда­вая от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов и про­ме­жу­точ­ные про­дук­ты на аф­фи­наж­ные пред­при­я­тия для про­из­вод­ства аф­фи­ни­ро­ван­ных ме­тал­лов (по­рош­ка и слит­ков) и лишь за­тем, про­из­во­дить из них про­дук­цию для про­мыш­лен­ных по­тре­би­те­лей, что не­рен­та­бель­но, а с тех­но­ло­ги­че­ской сто­ро­ны яв­ля­ет­ся не­обос­но­ван­ным.

Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить ста­тью 20 п. 1 Фе­де­раль­но­го за­ко­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Ста­тья 20 п. 1. До­бы­тые дра­го­цен­ные ме­тал­лы, за ис­клю­че­ни­ем са­мо­род­ков дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­сле не­об­хо­ди­мой пе­ре­ра­бот­ки долж­ны по­сту­пать на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные ме­тал­лы по­сле аф­фи­на­жа со­хра­ня­ет­ся за их пер­во­на­чаль­ны­ми соб­ствен­ни­ка­ми, ес­ли иное не ого­во­ре­но усло­ви­я­ми сде­лок.

Про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы, в том чис­ле от­хо­ды дра­го­цен­ных ме­тал­лов, по­лу­чен­ные при из­го­тов­ле­нии про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для соб­ствен­но­го про­из­вод­ства про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов, ре­а­ли­зо­ва­ны про­из­во­ди­те­лям про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов или на­прав­ле­ны на аф­фи­наж в ор­га­ни­за­ции, вклю­чен­ные в пе­ре­чень, утвер­жден­ный Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док ра­бо­ты ор­га­ни­за­ций, осу­ществ­ля­ю­щих аф­фи­наж дра­го­цен­ных ме­тал­лов, а так­же по­ря­док опла­ты предо­став­ля­е­мых эти­ми ор­га­ни­за­ци­я­ми услуг и пре­дель­ные сро­ки про­ве­де­ния аф­фи­на­жа уста­нав­ли­ва­ют­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. По­ря­док со­вер­ше­ния опе­ра­ций с ми­не­раль­ным сы­рьем, со­дер­жа­щим дра­го­цен­ные ме­тал­лы, до аф­фи­на­жа опре­де­ля­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Ука­зан­ная ре­дак­ция устра­нит дво­я­кое тол­ко­ва­ние по­ня­тия «про­из­ве­ден­ные дра­го­цен­ные ме­тал­лы» и не­точ­но­сти в тол­ко­ва­нии воз­мож­но­сти рас­по­ря­же­ния соб­ствен­ни­ка­ми та­ки­ми дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, а так­же поз­во­лит соб­ствен­ни­кам осу­ществ­лять опе­ра­ции с дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми бо­лее эф­фек­тив­но, с точ­ки зре­ния эко­но­ми­ки и про­из­вод­ствен­ных тех­но­ло­гий. Кро­ме то­го, вне­се­ние вы­ше­ука­зан­ных из­ме­не­ний поз­во­лит ор­га­ни­за­ци­ям, за­ни­ма­ю­щим­ся про­из­вод­ством про­дук­ции из дра­го­цен­ных ме­тал­лов и об­ла­да­ю­щим со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­но­ло­ги­я­ми по очист­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и до­ве­де­ния их до чи­сто­ты, тре­бу­е­мой для про­из­вод­ства про­дук­ции тех­ни­че­ско­го на­зна­че­ния, сни­зить се­бе­сто­и­мость про­дук­ции, по­вы­сить обо­рот и со­кра­тить сро­ки про­из­вод­ства про­дук­ции. Та­кое про­из­вод­ство про­дук­ции бу­дет яв­лять­ся бо­лее эко­но­мич­ным, в том числе, с точ­ки зре­ния со­хра­не­ния со­дер­жа­ния дра­го­цен­ных ме­тал­лов в сы­рье, и поз­во­лит из­бе­жать тех­но­ло­ги­че­ских по­терь дра­го­цен­ных ме­тал­лов при аф­фи­на­же.

3. По пунк­ту 2 ста­тьи 22:

Насто­я­щий фе­де­раль­ный за­кон со­дер­жит нор­му об эмис­сии го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), обес­пе­чен­ных зо­ло­том, ко­то­рая из­ло­же­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:

«Ста­тья 22 п. 2. Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг (об­ли­га­ций), но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми и вы­пу­щен­ных в по­ряд­ке, уста­нов­лен­ном Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с за­ко­но­да­тель­ством. Обя­за­тель­ства по этим цен­ным бу­ма­гам (об­ли­га­ци­ям) долж­ны быть га­ран­ти­ро­ва­ны эк­ви­ва­лент­ным со­во­куп­ным об­ли­га­ци­он­ным обя­за­тель­ствам эми­тен­та ко­ли­че­ством дра­го­цен­ных ме­тал­лов, раз­ме­щен­ных на от­вет­ствен­ное хра­не­ние в по­ряд­ке, опре­де­ля­е­мом Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции».

Во ис­пол­не­ние ука­зан­ной нор­мы бы­ло вы­пу­ще­но По­ста­нов­ле­ние Пра­ви­тель­ства РФ «О ге­не­раль­ных усло­ви­ях эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том» от 27 июля 1998 го­да № 861, а так­же При­каз Мин­фи­на РФ «Об утвер­жде­ния усло­вий эмис­сии и об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, по­га­ша­е­мых зо­ло­том» от 28 ок­тяб­ря 1998 го­да № 48н. Пред­по­ла­га­лось, что дан­ные об­ли­га­ции (сер­ти­фи­ка­ты на дан­ные об­ли­га­ции) бу­дут предо­став­лять­ся субъ­ек­там до­бы­чи дра­го­цен­ных ме­тал­лов (не­дро­поль­зо­ва­те­лям) в об­мен на по­став­ку (о­бя­за­тель­ство о по­став­ке) не­ко­то­ро­го фик­си­ро­ван­но­го ко­ли­че­ства драг­ме­тал­лов в ГОХРАН Рос­сии. Недро­поль­зо­ва­те­ли в свою оче­редь мог­ли бы ис­поль­зо­вать ука­зан­ные сер­ти­фи­ка­ты для пред­ва­ри­тель­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния до­бы­чи драг­ме­тал­лов, про­да­вая их юри­ди­че­ским и фи­зи­че­ским ли­цам, за­ин­те­ре­со­ван­ным в при­об­ре­те­нии драг­ме­тал­лов. По­га­ше­ние сер­ти­фи­ка­тов пред­по­ла­га­лось до­бы­тым зо­ло­том, по­став­лен­ным в ГОХРАН Рос­сии по ра­нее за­клю­чен­ным до­го­во­рам с не­дро­поль­зо­ва­те­ля­ми.

По всей ви­ди­мо­сти, ука­зан­ная нор­ма на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на по­яви­лась в вя­зи с се­рьез­ным де­фи­ци­том в фи­нан­си­ро­ва­нии се­зон­ной зо­ло­то­до­бы­чи. Кро­ме то­го, опре­де­лен­ную роль на внут­рен­нем рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов пред­по­ла­га­ло иг­рать са­мо го­су­дар­ство в ли­це ГОХРАНа Рос­сии. Од­на­ко даль­ней­шие со­бы­тия не поз­во­ли­ли за­пу­стить ме­ха­низм об­ра­ще­ния го­су­дар­ствен­ных об­ли­га­ций, но­ми­ни­ро­ван­ных в дра­го­цен­ных ме­тал­лах, в том ви­де, как это пред­по­ла­га­лось нор­мой за­ко­на. Во-пер­вых – это­му по­ме­шал кри­зис 1998 го­да, ко­то­рый при­вел к то­му, что по­ку­па­те­лей на дан­ные сер­ти­фи­ка­ты про­сто не на­шлось. Во-вто­рых – роль ин­сти­ту­тов, осу­ществ­ля­ю­щих се­зон­ное фи­нан­си­ро­ва­ние зо­ло­то­до­бы­чи в Рос­сии взя­ли на се­бя ком­мер­че­ские бан­ки. В-тре­тьих – в со­от­вет­ствии с но­вой ре­дак­ци­ей ФЗ «О ва­лют­ном ре­гу­ли­ро­ва­нии и ва­лют­ном кон­тро­ле» дра­го­цен­ные ме­тал­лы на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции пе­ре­ста­ли быть ва­лют­ной цен­но­стью, и роль Пра­ви­тель­ства в ре­гу­ли­ро­ва­нии дан­но­го рын­ка бы­ла су­ще­ствен­но сни­же­на. В – чет­вер­тых – за­куп­ки драг­ме­тал­лов в го­су­дар­ствен­ные фон­ды ста­ли осу­ществ­лять­ся за на­лич­ный рас­чет не­по­сред­ствен­но за до­бы­тый ме­талл. В на­сто­я­щее вре­мя та­ки­ми за­куп­ка­ми за­ни­ма­ет­ся Банк Рос­сии, ко­то­рый толь­ко в 2009 го­ду при­об­рел у субъ­ек­тов рын­ка бо­лее 123 из 205 до­бы­тых тонн зо­ло­та (дан­ные за 2010 год по­ка не до­ступ­ны) и пла­ни­ру­ет осу­ществ­лять дан­ные за­куп­ки в даль­ней­шем.

Од­на­ко, не­смот­ря на про­изо­шед­шие из­ме­не­ния, уста­рев­шая нор­ма в на­сто­я­щем Фе­де­раль­ном за­ко­не оста­лась без из­ме­не­ния. В на­сто­я­щее вре­мя она бло­ки­ру­ет воз­мож­ность со­зда­ния в Рос­сии ци­ви­ли­зо­ван­но­го рын­ка цен­ных бу­маг, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми. По су­ти де­ла у ин­сти­ту­ци­о­наль­ных ин­ве­сто­ров и у фи­зи­че­ских лиц име­ет­ся очень огра­ни­чен­ное чис­ло ин­стру­мен­тов ин­ве­сти­ро­ва­ния в дра­го­цен­ные ме­тал­лы – это слит­ки драг­ме­тал­лов (при­об­ре­те­ние их со­пря­же­но с упла­той НДС 18 %), мо­не­ты из драг­ме­тал­лов (и­ме­ют не­вы­со­кую лик­вид­ность и огра­ни­чен­но об­ра­ща­е­мы) и обез­ли­чен­ные ме­тал­ли­че­ские сче­та (не об­ра­ща­е­мы в прин­ци­пе). Из бир­же­вых ин­стру­мен­тов в РФ при­сут­ству­ют толь­ко рас­чет­ные фью­черсы на зо­ло­то и се­ребро, ко­то­рые не име­ют от­но­ше­ния к по­став­кам драг­ме­тал­лов и зо­ло­том и се­реб­ром не обес­пе­че­ны.

С дру­гой сто­ро­ны меж­ду­на­род­ный опыт по­след­них лет по­ка­зы­ва­ет вы­со­кую за­ин­те­ре­со­ван­ность ин­ве­сто­ров в су­ще­ство­ва­нии обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми цен­ных бу­маг (ак­ций и об­ли­га­ций), ко­то­рые мо­гут сво­бод­но об­ра­щать­ся, в том чис­ле и на бир­жах, иметь вы­со­кую лик­вид­ность и не­пре­рыв­ную ко­ти­ров­ку. В част­но­сти за ру­бе­жом ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ли так на­зы­ва­е­мые зо­ло­тые и се­реб­ря­ные ETF (тор­гу­е­мые на бир­же фон­ды, обес­пе­чен­ные драг­ме­тал­ла­ми), суть ко­то­рых за­клю­ча­ет­ся в сле­ду­ю­щем:

Управ­ля­ю­щий зо­ло­то­го ETF по­ку­па­ет ре­аль­ное зо­ло­то (в слит­ках) в свое (и­ли арен­до­ван­ное) хра­ни­ли­ще и про­пор­ци­о­наль­но при­об­ре­тен­но­му ко­ли­че­ству ме­тал­ла эми­ти­ру­ет па­ке­ты па­ев или ак­ций. Ко­неч­ные ин­ве­сто­ры при­об­ре­та­ют «ак­ции» это­го ETFа, что осво­бож­да­ет их от не­об­хо­ди­мо­сти вла­деть фи­зи­че­ским ме­тал­лом и не­сти за­тра­ты, свя­зан­ные с его хра­не­ни­ем, экс­пер­ти­зой, стра­хов­кой и т.п. В от­ли­чие от Па­е­во­го ин­ве­сти­ци­он­но­го фон­да (ПИФа), с ак­ци­я­ми ETF мож­но про­из­во­дить все те же са­мые опе­ра­ции, ко­то­рые до­ступ­ны для обык­но­вен­ных ак­ций в бир­же­вой тор­гов­ле. В этом пре­иму­ще­ство ETF пе­ред ПИФ — опе­ра­ции по ак­ци­ям ETF мо­гут со­вер­шать­ся в те­че­ние все­го тор­го­во­го дня и их це­на ме­ня­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от ак­тив­но­сти тор­гов­цев и цен на драг­ме­талл, обес­пе­чи­ва­ю­щий дан­ные ак­ции.

ETF очень по­хож на обыч­ный ПИФ и несeт в се­бе все пре­иму­ще­ства, ко­то­рые име­ет ПИФ, а имен­но:

  • Про­фес­си­о­наль­ное управ­ле­ние.
  • Низ­кие на­чаль­ные ин­ве­сти­ции.
  • Вы­со­кая лик­вид­но­сть.
  • Ши­ро­кая ди­вер­си­фи­ка­ция.

От­ли­чие ETF от ПИФов:

  • 100 % обес­пе­чен­ность ак­ций склад­ски­ми за­па­са­ми драг­ме­тал­лов в слит­ках.
  • Це­на пая ПИФа фор­ми­ру­ет­ся не на бир­же, а рас­счи­ты­ва­ет­ся в кон­це дня на ос­но­ве сто­и­мо­сти чи­стых ак­ти­вов фон­да. Це­на ак­ци­ий ETF ме­ня­ет­ся в те­че­ние дня.
  • Паи ПИФов нель­зя брать в долг или по­ку­пать на сред­ства, взя­тые в долг. С ак­ци­я­ми ETF до­пу­сти­ма мар­жи­наль­ная тор­гов­ля, что поз­во­ля­ет ис­поль­зо­вать кре­дит­ное пле­чо и «и­г­ру на по­ни­же­ние».
  • Ак­ции ETF мож­но при­об­ре­тать и про­да­вать на бир­же в лю­бое вре­мя, а ПИФы толь­ко в спе­ци­аль­но от­ве­ден­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни.
  • Обыч­но паи ПИФов об­ра­ща­ют­ся в стра­не его учре­жде­ния. Ак­ции ETF мо­гут тор­го­вать­ся на за­ру­беж­ных бир­жах.

Тор­гу­е­мые на бир­же фон­ды (ETF) как бир­же­вой ин­стру­мент по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние за ру­бе­жом. На­при­мер, круп­ней­ший (но да­ле­ко не един­ствен­ный) та­кой фонд SPDR Gold Shares на се­го­дня вла­де­ет фи­зи­че­ским зо­ло­том в объ­e­ме 1127 тонн сто­и­мо­стью $32,5 млрд. Это боль­ше, чем у Цен­траль­но­го бан­ка Швей­ца­рии, ко­то­рый за­ни­ма­ет ше­стое ме­сто в ми­ре по за­па­сам зо­ло­та. По­куп­ки дра­го­цен­ных ме­тал­лов в слит­ках фон­да­ми ETF при­ве­ли к су­ще­ствен­но­му уве­ли­че­нию спро­са на зо­ло­то и се­реб­ро и спо­соб­ство­ва­ли ста­биль­но­му ро­сту цен на них.

В Рос­сии со­от­вет­ству­ю­ще­го за­ко­но­да­тель­ства по­ка нет, что не поз­во­ля­ет внед­рять ана­ло­гич­ные ин­стру­мен­ты.

Пред­ла­га­ет­ся из­ло­жить ста­тью 22 п. 2 на­сто­я­ще­го Фе­де­раль­но­го за­ко­на в сле­ду­ю­щей ре­дак­ции:
«Ста­тья 22 п. 2. Обра­ще­ние дра­го­цен­ных ме­тал­лов мо­жет осу­ществ­лять­ся в ви­де цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми в по­ряд­ке, опре­де­лен­ным дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

По­ря­док вы­пус­ка, об­ра­ще­ния и по­га­ше­ния го­су­дар­ствен­ных цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных в мас­се дра­го­цен­ных ме­тал­лов или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми уста­нав­ли­ва­ет­ся Пра­ви­тель­ством Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции в со­от­вет­ствии с дей­ству­ю­щим за­ко­но­да­тель­ством».

Ука­зан­ная ре­дак­ция поз­во­лит с од­ной сто­ро­ны дать раз­ви­тие в Рос­сии рын­ку цен­ных бу­маг, но­ми­ни­ро­ван­ных или обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, и с дру­гой сто­ро­ны, не огра­ни­чи­ва­ет го­су­дар­ство в воз­мож­но­сти эми­ти­ро­вать об­ли­га­ции, но­ми­ни­ро­ван­ные в драг­ме­тал­лах. При этом пер­спек­ти­вы учре­жде­ния и су­ще­ство­ва­ния на­ци­о­наль­ных фон­дов ETF, обес­пе­чен­ных дра­го­цен­ны­ми ме­тал­ла­ми, очень ши­ро­ки, так как Рос­сия за­ни­ма­ет од­но их ли­ди­ру­ю­щих мест в чис­ле зо­ло­то­до­бы­ва­ю­щих стран, а у на­се­ле­ния име­ет­ся ре­аль­ный пла­те­же­спо­соб­ный спрос на дан­ный ин­стру­мент ин­ве­сти­ро­ва­ния.

4. По пунк­ту 3 ста­тьи 22:

Пункт 6 ста­тьи 2 на­сто­я­ще­го фе­де­раль­но­го за­ко­на уста­но­вил, что соб­ствен­ни­ки дра­го­цен­ных кам­ней осу­ществ­ля­ют своe пра­во соб­ствен­но­сти на дра­го­цен­ные кам­ни в со­от­вет­ствии с ука­зан­ным фе­де­раль­ным за­ко­ном и Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, а на дра­го­цен­ные кам­ни, ука­зан­ные в пунк­те 3 ста­тьи 22 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, в со­от­вет­ствии с Граж­дан­ским ко­дек­сом Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и Фе­де­раль­ным за­ко­но­да­тель­ством без огра­ни­че­ний, уста­нов­лен­ных фе­де­раль­ным за­ко­ном «О дра­го­цен­ных ме­тал­лах и дра­го­цен­ных кам­нях».

За­ко­но­про­ект пред­ла­га­ет рас­про­стра­нить эту нор­му и на дра­го­цен­ные кам­ни (за ис­клю­че­ни­ем ал­ма­зов), не до­бы­ва­е­мые в про­мыш­лен­ных мас­шта­бах Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции.

В ми­ро­вой прак­ти­ке обо­рот дра­го­цен­ных кам­ней (кро­ме ал­ма­зов) не ре­гу­ли­ру­ет­ся спе­ци­аль­ны­ми за­ко­на­ми. От­не­се­ние юве­лир­ных кам­ней к дра­го­цен­ным (gemstones) осу­ществ­ля­ет­ся ве­ду­щи­ми за­ру­беж­ны­ми гем­мо­ло­ги­че­ски­ми цен­тра­ми, ис­хо­дя не из их на­зва­ния, а из ка­че­ствен­ных ха­рак­те­ри­стик юве­лир­но­го кам­ня. Две стра­ны в ми­ре – ЮАР и Ка­на­да – име­ют в своeм за­ко­но­да­тель­стве осо­бый за­кон об ал­ма­зах. В ЮАР это «За­кон об ал­ма­зах», в Ка­на­де – «За­кон об экс­пор­те и им­пор­те ал­ма­зов».
В Рос­сии ле­галь­ный ры­нок всех цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней ни­чтож­но мал и со­став­ля­ет в де­неж­ном вы­ра­же­нии ме­нее 0,1% от ре­а­ли­за­ции ал­ма­зов. Ес­ли опе­ра­ции с ал­ма­за­ми – в ос­нов­ном круп­ный биз­нес, то опе­ра­ции с цвет­ны­ми дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми – во всeм ми­ре ма­лый биз­нес. Обо­рот цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней так­же от­ли­ча­ет­ся от обо­ро­та ал­ма­зов. Ка­ко­го бы ка­че­ства ни был ал­маз, он всe рав­но вос­тре­бо­ван рын­ком. Лишь луч­шие об­раз­цы цвет­ных кам­ней мож­но при­чис­лять к дра­го­цен­ным. Образ­цы же низ­ко­го ка­че­ства во­об­ще не име­ют лик­вид­но­сти на рын­ке.

При ре­а­ли­за­ции пред­ло­жен­но­го из­ме­не­ния в за­ко­но­про­ект ре­гу­ли­ро­ва­ние обо­ро­та цвет­ных дра­го­цен­ных кам­ней бу­дет осу­ществ­лять­ся как ре­гу­ли­ро­ва­ние обыч­но­го то­ва­ра под юрис­дик­ци­ей норм Граж­дан­ско­го ко­дек­са и фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства.

5. По пунк­ту 3 ста­тьи 29:

В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки глав­ным фак­то­ром яв­ля­ет­ся оп­ти­ми­за­ция за­трат субъ­ек­тов пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­сти, в том чис­ле и на рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и из­де­лий из них.

В на­сто­я­щее вре­мя дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни не яв­ля­ют­ся ва­лют­ны­ми цен­но­стя­ми и мо­гут на­хо­дить­ся, в том числе, и в част­ной соб­ствен­но­сти юри­ди­че­ских и фи­зи­че­ских лиц.

На рын­ке дра­го­цен­ных ме­тал­лов и дра­го­цен­ных кам­ней ста­биль­но су­ще­ству­ет зна­чи­тель­ное ко­ли­че­ство пред­при­я­тий ма­ло­го и сред­не­го биз­не­са, а так­же ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­те­лей. Оче­вид­но, что в сво­ей де­я­тель­но­сти участ­ни­ки рын­ка дра­го­цен­ных ме­тал­лов, в том чис­ле про­из­во­ди­те­ли как про­мыш­лен­ных, так и юве­лир­ных из­де­лий, опе­ри­руя, как пра­ви­ло, не­боль­ши­ми пар­ти­я­ми то­ва­ра, не все­гда в со­сто­я­нии вы­пол­нить тре­бо­ва­ния на­сто­я­ще­го за­ко­на. Тре­бо­ва­ние со сто­ро­ны го­су­дар­ства транс­пор­ти­ро­вать дра­го­цен­ные ме­тал­лы и дра­го­цен­ные кам­ни, а так­же про­дук­цию из них ис­клю­чи­тель­но спе­ци­аль­ным транс­пор­том, обо­ру­до­ван­ным со­от­вет­ству­ю­щи­ми тех­ни­че­ски­ми сред­ства­ми, в со­про­вож­де­нии во­ору­жен­ной охра­ны, из­ло­жен­ное в п.3 ст. 29 на­сто­я­ще­го за­ко­на на­ру­ша­ет пра­ва соб­ствен­ни­ка, га­ран­ти­ро­ван­ные Кон­сти­ту­ци­ей Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Уве­ли­чи­ва­ет се­бе­сто­и­мость про­дук­ции по срав­не­нию с по­тен­ци­аль­ны­ми стра­на­ми - кон­ку­рен­та­ми, что осо­бен­но важ­но в усло­ви­ях вступ­ле­ния Рос­сии в ВТО. Сле­ду­ет от­ме­тить, что прак­ти­че­ски во всех слу­ча­ях, соб­ствен­ник страху­ет пе­ре­ме­ща­е­мый то­вар.

[ Ювелирные Известия ]

  • 06 марта 2011 г.:

    УРА !!!

  • 07 марта 2011 г.:

    Отходы производства драгоценных металлов можно использовать (это и делается к примеру при переработке золотых электролитов на установках регенерации), можно доочищать или продавать для дополнительной очистки, но применять такой металл приемлемо только при изготовлении технических изделий. И слово ТЕХНИЧЕСКИХ должно быть написано большими буквами и везде где можно. А то кое-где уже сейчас в ювелирное производство идет серебро из отработанных фиксажей, полученное на электролитических установках. Благо купить такие установки не трудно.

  • 07 марта 2011 г.:

    Про 3 грамма. Любопытно что скажет Минфин РФ на ограничение по весу и уменьшение пробирного сбора. И вот еще есть такая водка - Русский стандарт. Там в бутылке жетончик из серебра 999 пробы (без балды) и на жетончике голова в кокошнике, проставленная под контролем инспекции РГПП после химанализа исходного сырья. Но, что самое интересное - все жетончики массой до 3 граммов. Так что после принятия изменений этот самый Стандарт надо с оглядкой покупать, а то можно получить жетончик в пищевом продукте из какой-нибудь китайской технички. Там в Поднебесной - ребята ушлые, да и наши - не промах. Дело-то живое.

  • 09 апреля 2011 г.:

    Реплика на 3 пост.
    Если мы нормальные люди, давайте ориентироваться на нормальные страны и создавать нормальные законы. Экономически мне выгодно не отдавать на опробирование изделие до трех грамм, иначе потом в стоимость я вынужден включать расход на пробирку, чтобы все окупить и получить прибыль. Так что для конечного покупателя это плюс.
    Что касается водки, то мне глубоко все-равно, что будет плавать в бутылке, хоть кусок стали. равняться на желания алкашей у себя в бутылке иметь кусок серебра с пробой не просто глупо, но и... даже слов не найду. Пусть травятся чем хотят, нормальные люди выбирают водку не по наличию чего-то в бутылке, а по стандарту качества водки. Разные заманухи типа серебряных поплавков адекватным людям не нужны.

  • 31 мая 2012 г.:

    Так этот проект закона все еще в стадии проекта? Видимо так и есть, уж год как, а теперь его и вовсе нужно переделывать, подпись устарела.

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->