Для многих людей очень удивителен сам факт существования этого магазина — здесь можно купить новые, только что выпущенные памятные монеты, памятные медали, часы и разного рода сувениры, которые не продаются больше нигде.
Фирменный салон Московского монетного двора — филиала ФГУП «Гознак» вызывает интерес и сам по себе — продукцией, которую в нем можно купить, и своими постоянными покупателями — людьми, которые приходят снова и снова покупать эти необычные для рядового обывателя вещи.
О том, как работает салон, что в нем происходит и кто туда приходит, рассказывает заведующая салоном ММД Наталия Агальцова.
— Наш салон является своего рода лицом Московского монетного двора. Поэтому мы с удовольствием представили здесь нашим покупателям весь ассортимент продукции, произведенной на Монетном дворе. Это инвестиционные и памятные монеты, юбилейные, памятные и сувенирные медали; жетоны, вымпелы; юбилейные, сувенирные знаки и значки; золотые мужские и женские наручные часы и многое другое…
Московский монетный двор является филиалом ФГУП «Гознак», поэтому в нашем салоне мы можем предложить нашим покупателям еще и сувенирную продукцию, изготовленную в другом филиале
ФГУП — Санкт-Петербургском монетном дворе.
— Каким образом формируется ассортимент?
— Делается заказ на ту продукцию, которая пользуется спросом, на новые изделия. Иногда мы предлагаем для производства то, что, по нашему опыту, пользовалось бы спросом среди наших покупателей. По инициативе салона в прошлом году была изготовлена серия медалей на церковную тематику «Покровители профессий» — «Небесные покровители в учении» и «Небесные покровители медицины», выпущена серия медалей «Монастыри России», «Виды Москвы», «Архангелы».
— Как вы прогнозируете покупательский спрос?
— Общаемся с нумизматами, отслеживаем публикации в периодической специализированной прессе, ориентируемся на тенденции Банка России, других монетных дворов.
— Какая продукция пользуется у покупателей наибольшим спросом?
— Это инвестиционные и памятные монеты Банка России. В ассортименте нашего салона представлены только новые монеты Банка России 2009–2010 годов.
— На фоне кризиса увеличился ли спрос на памятные и инвестиционные монеты?
— Очень сильно возрос интерес покупателей к монетам из драгоценных металлов в конце прошлого года, сейчас он сохраняется. Особый интерес представляли инвестиционные монеты из серебра «Георгий Победоносец». Вся партия выпуска 2009 года, которую мы приобрели в 2010 году, была реализована к декабрю прошлого года.
— В прошлые годы в силу самых различных и порой непреодолимых причин монетные дворы всегда запаздывали с поставкой новогодней продукции. Когда появились в торговом салоне памятные монеты с кроликом, выпущенные Банком России?
— Эти монеты мы получили в декабре прошлого года. Конечно, было бы неплохо получить их немного раньше, но и эти сроки оказались вполне реальными для реализации монет.
Поскольку в ноябре-декабре прошлого года произошел резкий скачок цен на серебро и Банк России поднял отпускные цены на монеты, покупатель оказался не совсем готов к таким ценам. Но даже по этим ценам половину партии мы реализовали.
— Как продавцы салона работают с теми, кто попал к вам впервые и заинтересовался вашей продукцией?
— Вопрос всегда один и тот же: что подарить? Что дарить друзьям, сотрудникам, бизнес-партнерам, клиентам? Продавцы нашего салона всегда покажут все, что мы можем предложить, расскажут о технологиях и материалах изделий и посоветуют, что лучше купить, как оформить.
Московский монетный двор обладает огромными возможностями по изготовлению разнообразной сувенирной продукции. Выполняются заказы любой степени сложности из драгоценных металлов, цветных металлов, а также их сплавов. Поэтому покупатель, не выбравший подарок в торговом салоне, может разместить заказ на Монетном дворе на изготовление сувенирной продукции.
— Если вы видите, что покупатель попал к вам впервые, объясняете ли вы о мерах осторожности по обращению с изделиями?
— Совершенно верно. При обращении с такими изделиями существуют правила, соблюдая которые можно продлить сохранность и качество продукции.
Например, когда покупатель впервые берет в руки изделие, качество исполнения у которого — «пруф», первое желание, которое у него возникает, — изучить монету и, конечно, вытащить из капсулы. Объясняем, что «пруф» нельзя трогать руками. Отпечаток пальца останется на поверхности изделия и испортит его товарный вид.
— В некоторых ювелирных салонах работает гравер, который тут же может выгравировать на купленном подарке памятную надпись. А можно ли нанести гравировку на изделие, приобретенное в вашем торговом салоне?
— В салоне такой услуги нет. Но если покупателю нужно нанести гравировку, мы посоветуем граверную мастерскую, которая находится неподалеку, или можем заказать на Монетном дворе для покупателя стандартную медаль, на которую нанесут лазерную гравировку в соответствии с просьбой покупателя.
— Продается ли в салоне специализированная литература?
— У нас можно приобрести свежий номер «Золотого червонца» и есть небольшое количество книг, посвященных наградам. Книги не пользуются большим спросом у наших покупателей, и поэтому мы не стремимся представить широкий спектр специальной литературы.
— Устраивает ли вас месторасположение торгового салона?
— В целом — да. Но было бы интересным расположение его в историческом центре, в местах пролегания туристических маршрутов. Туристов наша продукция наверняка заинтересует.
Думаю, что у нас есть еще контингент потенциальных покупателей, которым мы должны донести информацию о продукции Монетного двора, продающейся в нашем салоне, и надеюсь, что они пополнят круг наших постоянных покупателей.
— Как обучают продавцов для работы в салоне?
— У нас очень квалифицированные продавцы. Работают в салоне давно и знают весь ассортимент и технологии, по которым создаются изделия. Наши продавцы владеют и оперативной информацией — у них всегда под рукой план выпуска монет Банком России, тиражи выпусков и другая актуальная, свежая информация. Они всегда в курсе событий, и, если появляется какая-то новая технология и изделия, выполненные с ее применением, всегда вникают во все тонкости, которые могут быть интересны покупателю.
— Какими качествами должен обладать продавец салона?
— Во-первых, конечно, теми человеческими качествами, которые хотелось бы видеть в любом сотруднике вообще, а во-вторых, определенным уровнем знаний, необходимым для работы с монетами, с ювелирной продукцией, способностью к обучению.
— Заведующий салоном, по давно сложившейся традиции, является сотрудником ММД, и его рабочее место — на территории ММД. Почему? Разве не удобнее руководителю находиться непосредственно в салоне?
— Заведующему салоном удобнее работать на Монетном дворе. Я формирую ассортимент, решаю организационные вопросы с администрацией Монетного двора. В салоне работа отлажена, и необходимости в моем постоянном пребывании там нет.