В редакцию NovoNews пришло письмо, подписанное владельцами 37 фирм, предоставляющих в латвии услуги ломбардов. Заголовок послания уже говорит многое - "О корыстных решениях при разработке нормативных актов". Ниже приводим текст публичного заявления предпринимателей.
"12 января 2010 года Кабинетом Министров была утверждена концепция о разработке эффективного механизма защиты прав потребителей в сфере небанковского кредитования, которая предполагала разработку правого регулирования деятельности ломбардов в Латвии.
На основании поправок к закону о защите прав потребителя, принятых Сеймом 28 октября и 20 декабря 2010 года, коммерсантам занимающимся ломбардной деятельностью необходимо будет лицензирование, с ежегодной перерегистрацией для продолжения своей деятельности.
После общественного обсуждения концепции была распространена информация, что коммерсантам необходимо будет за получение лицензии заплатить одноразовую государственную пошлину в размере 10 000 латов и 1000 латов за ежегодное продление лицензии.
Такие ожидаемые расходы на государственную пошлину заставляют переоценить свою дальнейшую деятельность, что особенно чувствительно относительно маленьких ломбардных предприятий, т.к. 10 000 латов это крупная сумма, соответственно ставя их перед выбором, продолжать свою предпринимательскую деятельность или нет.... Считаясь с планируемыми государственными пошлинами, представители предприятий ломбардной отрасли предусмотрели соответственные финансовые средства для продолжения своей деятельности! Хотелось бы отметить, что представители ломбардной отрасли также как и другие предприниматели обеспечивают рабочие места, платят налоги, ведут свою деятельность в соответствии с нормативными актами Латвийской Республики и интересами общества.
В соответствии с проектом правил Кабинета Министров, разработанных Министерством Экономики от 18 января 2011 года, "Порядок, в котором выдают, перерегистрируют, приостанавливают и аннулируют специальное разрешение (лицензию) для оказания услуг по кредитованию потребителей и размер государственной пошлины за выдачу и перерегистрацию специального разрешение (лицензию), а также требования к коммерческим предприятиям для получения специального разрешения (лицензии)", Министерство Экономики неожиданно увеличило размер государственной пошлины за получение лицензии с 10 000 латов до 50 000 латов, тем самым в пять раз увеличив размер государственной пошлины и Министерство Экономики удесятерило размер государственной пошлины за перерегистрацию лицензии с 1000 латов до 10 000 латов год!
95% предприятий отрасли, фактически исключаются с рынка таким необоснованным и неадекватным применением государственной пошлины к ломбардным предприятиям. Таким образом, вызывая обоснованный вопрос - в чьих интересах Министерство Экономики так необоснованно подымает размер государственных пошлин?
Считаем, что указанные размеры пошлины за лицензирование являются неадекватными и экономически необоснованными. На сегодняшний день, использовав базу данных компаний ZO.lv, 1188.LV и LURSOFT, мы провели поиск предприятий занимающихся ломбардной деятельностью и с вероятностью ошибки не более 5% определили их количество - 122 коммерсанта. Эти предприятия владеют в Латвии 307 ломбардами. Средний годовой финансовый показатель для одного ломбарда работающего в Риге 6000 - 8000 латов. Соответственно после лицензирования (при стоимости лицензии указанной Министерством Экономики) сохранятся не более 5-7 предприятий. Мы предлагаем более детально ознакомиться с данными службы государственных доходов, для принятия таких решений. На интернет странице Кабинета Министров к проекту правил КМ приложена Аннотация, которая показывает поверхностные расчеты о платежеспособности предприятий за лицензию в данной отрасли. Если стоимость лицензии составит 50 000 латов, то одноразовые сборы составят сумму 8.5 миллионов лат с 170 небанковских кредитных учреждений и ломбардов. Так указывается в Аннотации Министерства экономики. Одноразовый сбор с предприятий ломбардной отрасли составит не более 350 000 латов. Маловероятна возможность, что с прочих небанковских учреждений удастся собрать более 8 миллионов латов.
Принимая сегодняшние, предусмотренные правилами КМ государственные, пошлины за получение и продление лицензии, ежегодные налоговые убытки государства от 115 предприятий, которые ведут ломбардную деятельность. Отдельные предприятия продолжат работу, так как дополнительно ведут работу также и в других отраслях - но прекратив работу в отрасли небанковского кредитования из-за ее нерентабельности. Если сегодня в данной отрасли работают ориентировочно 750 человек - то в итоге работу потеряют не менее 500 человек. Мы понимаем, что государству на сегодняшний момент безразличные новые 500 безработных, но все таки имеет смысл произвести новые скрупулезные расчеты о возможных потерях в налоговых сборов от сегодня работающих предприятий.
В нечестном решении со стороны Министерства Экономики мы усматриваем некорректную подачу информации во время публичного обсуждения проекта правил КМ, когда представителей предприятий нашей отрасли продолжали убеждать о одноразовой стоимости лицензии в размере 1000 латов и перерегистрации в размере 1000 латов. Информация резко изменилась - пятикратное увеличение стоимости лицензии и десятикратное стоимости перерегистрации - что, к сожалению, заставляет думать о преднамеренном вредительстве и лоббировании.
Свое мнение и предложение по проекту правил КМ: "Порядок, в котором выдают, перерегистрируют, приостанавливают и аннулируют специальное разрешение (лицензию) для оказания услуг по кредитованию потребителей и размер государственной пошлины за выдачу и перерегистрацию специального разрешение (лицензию), а также требования к коммерческим предприятиям для получения специального разрешения (лицензии)" подписали представители 37 предприятий отрасли 3 февраля 2011 года и выслали Министру Экономики ЛР, Центру защиты прав потребителя, Бюро по предотвращению коррупции, Государственной полиции, Министерству Финансов ЛР, Государственная канцелярия КМ. А открытое письмо о выше указанном проекте правил КМ предприниматели отправили Бюджетной и финансовой Комиссии Сейма ЛР, канцелярии президента ЛР, Государственной канцелярии КМ, Министерству Экономики ЛР, Бюро по предотвращению коррупции, Службе Государственных Доходов ЛР.
Просим представителей средств массовой информации профессионально оценить законность и обоснованность процесса принятия выше указанного проекта правил КМ, так как мы думаем, что представители средств массовой информации это те, кто честнее всех может указать власти на существующие проблемы. А также хотим напомнить, что представители министерства хотят упорядочить отрасль, введя механизм контроля предприятий, что по нашему мнению нормальная практика, чтобы обеспечить защиту потребителей, но размер стоимости лицензирования не таков, что бы навести в отрасли порядок.
Лозунги правительства, в начале кризиса были: „Поможем малым предпринимателям!" - риторический вопрос - лозунги были для предвыборной компании?".