«Если вы постоянно носите украшение, которое поднимает вам настроение, то и поведение ваше изменится. Вы постепенно научитесь видеть в жизни хорошее».
Фридрих Вилле родился в Австрии в 1940 году. В 1960 году, после окончания юридической школы, доктор Вилле стал финансовым аудитором в ювелирной компании, основанной дизайнером Михаэлой Фрей. С 1980 года Фридрих Вилле – арт-директор компании, с 1983-го – генеральный директор. Вместе с супругой, дизайнером Симоной Грюнбергер, стал автором уникальной концепции, сделавшей украшения марки Frey Wille легко узнаваемыми и очень популярными.
Глава одного из самых успешных ювелирных брендов планеты рассказал Галине Столяровойо том, как украшения западного дизайнера могут способствовать эмансипации женщин Востока, а также составил психологический портрет женщины, выбирающей Frey Wille.
С Фридрихом Вилле, президентом и владельцем австрийского ювелирного дома Frey Wille, увлекательно играть в ассоциации. Имя основоположника модерна Густава Климта для него соответствует надежде, а геометрические фигуры Казимира Малевича пробуждают витальные импульсы.
– Название вашей последней коллекции – «Ода радости жизни». Как родилась эта коллекция?
– Мы почерпнули вдохновение у французов. Мне очень близка их философия «искусства жить» – умения радоваться самым простым и незамысловатым вещам, таким как улыбка ребенка, полет бабочки, чашка хорошего кофе. В этой коллекции очень важен мотив романтической любви, дающей человеку ощущение полета и счастья, однако этот мотив не является доминантой. Мы отдаем себе отчет в том, что далеко не все люди счастливы в любви. Разбитых сердец гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. Эмоциональный посыл коллекции «Ода радости жизни» состоит в том, что абсолютно у каждого человека в любой момент жизни есть чему порадоваться. Нужно только уметь это увидеть. Еще одна тема этой коллекции – рай. В нашем понимании райское блаженство означает безмятежность, отстраненность от повседневной суеты. Способность обрести безмятежное состояние ума сегодня в большом дефиците. Это уже сродни искусству.
– Вы полагаете, что искусство способно помочь заново научиться радоваться жизни?
– Конечно! Именно эта мысль пришла мне в голову на выставке картин Казимира Малевича в Русском музее. Это было восемь лет назад. Затем я побывал на выставке Малевича в Вене. Я понимал, конечно, что его крестьян со снопами сена мы не сможем использовать, но идея передать каким-то образом витальность, жизненную энергию, переполняющую его картины, осталась. Вопрос решился сам собой, когда я увидел работы Малевича, созданные художником до Первой мировой войны. Эти образы и эта стилистика геометрических фигур стали впоследствии основой коллекции «Ода радости жизни».
– Какой цвет ассоциируется у вас с радостью?
– Красный – цвет огня, теплый, самый позитивный цвет. Основные цвета этой коллекции – красный, лиловый и еще желтый. Любовь для меня, кстати, тоже красного цвета. Любовь относится к разряду тех немногих вещей, которые невозможно купить. Если человек богат как Крез, ему кажется, что весь мир у него в кармане. Как бы не так! Любовь – это и есть самая настоящая роскошь. И она не продается. Любовь может вознести человека на небеса, но может и доставить мучения. Надеюсь, что теплые цвета новой коллекции смогут отогреть тех, кто чувствует себя покинутым.
Однажды мы выпустили коллекцию украшений по мотивам творчества Густава Климта. Темой этой коллекции была надежда. На одноименной картине Климта изображена женщина, ожидающая ребенка. Эту эмоцию ожидания счастья, приближения исполнения заветного желания мы решили передать в серии наших украшений. Мы хотели, чтобы в них сквозила надежда, чтобы от них исходил особый свет. Именно так лучатся глаза счастливой беременной женщины. Такая эмоция сама по себе драгоценный подарок.
– Если Малевич для вас воплощение радости, а Климт – сама надежда, что вы скажете о таком хулигане и возмутителе порядка, как Хундертвассер? Коллекция, созданная по мотивам его орнаментов, стала бестселлером.
– Фриденсрайх Хундертвассер, один из самых противоречивых художников и архитекторов современности, стал для нас поводом поговорить о смысле жизни, идее конечности жизни и пути преодоления страха смерти. В работах Хундертвассера прослеживается образ спирали. Спираль – один из ключевых символов в его искусстве, его любимая тема. Хундертвассеровские спирали, которые сам художник рассматривал как символ жизни и смерти, возникают из ниоткуда и уходят в никуда.
Спиральную траекторию описывает планета Земля, и человеческой жизни свойственно развиваться по спирали, вот только конец ее нам неизвестен. Многих людей тяготит это ощущение конечности бытия, сопряженное с неизвестностью – человеческая жизнь подчас обрывается в самый, казалось бы, неожиданный момент. Философия Хундертвассера, сравнивавшего свои спирали с растениями и течением реки, учит искать свой путь и к вопросу продолжительности этого пути относиться без паники. Избрав путь следования природным законам – внутреннему голосу, если хотите, – можно избежать многих ошибок, полагал художник, и в этом я разделяю его точку зрения.
– Ваши амбиции и стратегия завоевания симпатий потенциальных покупателей состоят в том, чтобы украшения Frey Wille радовали и согревали?
– Они должны нести в себе положительный заряд, и тогда популярность не заставит себя ждать. Марка Frey Wille – синоним оптимизма. Любая положительная эмоция может стать началом нового, счастливого этапа в жизни, если хотите, в каком-то смысле выздоровления, освобождения от тяжкого груза прошлых неудач. Из психологии мне известно, что если начать обращаться с последним доходягой как с везунчиком, то этот человек кардинальным образом изменится. Если вы постоянно носите украшение, которое поднимает вам настроение, то и поведение ваше изменится. Вы постепенно автоматически научитесь видеть в жизни хорошее.
– Из 60 магазинов Frey Wille во всем мире 17 находятся в России. Можете ли вы назвать нашу страну рынком номер один?
– Да, это так. Мы также планируем усилить наше присутствие в Северной Америке и странах Латинской Америки. Интересным для нас является и Ближний Восток. У нас уже есть бутики в Бейруте (Ливан) и Джидде (Саудовская Аравия), на подходе открытие магазинов в Дохе и Абу-Даби, и мы готовы выйти на рынки Ирана, Сирии, Пакистана, Иордании.
– Ваши украшения пользуются большим успехом как в России, так и на Ближнем Востоке, несмотря на коренные различия в менталитете, традициях и образе жизни. Чем вы это для себя объясняете?
– Действительно, наши покупательницы из России и Западной Европы – независимые, социально активные – кажутся антиподами кротких клиенток из стран Ближнего Востока. Для нас очень важен психологический портрет наших традиционных покупательниц, и мы постоянно проводим исследования в этой области. И вот что мы обнаружили: вне зависимости от страны проживания и национальной принадлежности женщины, которые носят Frey Wille, имеют массу общих черт, и это не только хорошее образование и компетентность в вопросах живописи и дизайна. В первую очередь все они – уверенные в себе и умеющие себя подать личности с устоявшимся вкусом, который они охотно демонстрируют, выбирая броские, оригинальные украшения. Эти женщины стремятся привлечь к себе внимание, словно бы говоря: «Вот мой любимый цвет» или «Мне нравятся красные ромбы».
– Так в чем же различие?
– Все дело в том, что европейские женщины стремятся к реализации в обществе напрямую, в то время как на Ближнем Востоке женщины лишены такой возможности и потому влияют на общество опосредованно, через своих мужей. Только поверхностному взгляду кажется, что в странах Ближнего Востока всем заправляют мужчины. С формальной точки зрения действительно руководящие посты там отданы представителям сильного пола, но, уверяю вас, женский голос все равно очень силен.
Женщины Востока могут стоять перед вами, потупив взор, однако это говорит лишь о том, что действовать нахрапом они не станут, добиваясь своих целей другими методами. Большинство дипломов о высшем образовании во многих странах Ближнего Востока получают именно женщины, и пусть в некоторых государствах им не разрешено даже садиться за руль – они возьмут свое в домашнем кругу. О таком влиянии на мужчин, которым могут похвастаться восточные женщины, европейки в большинстве своем могут только мечтать.
– Моя супруга – убежденная феминистка. Когда она узнала о моем намерении найти дистрибьюторов в Саудовской Аравии и Пакистане, в нашем доме разразился скандал. Как ты можешь, пеняла она мне, даже думать о том, чтобы иметь какие-либо дела с государствами, где женщины совершенно бесправны? Однако я отстоял свою точку зрения: наши украшения могут помочь женщинам повысить самооценку и уверенность в себе. В более широком смысле – считаю, что, если мы будем бойкотировать страны, традиции или религия которых нам не нравятся, мы оставим людей в изоляции и не получим возможности предоставить им более широкий жизненный выбор. Я не позволяю себе огульно критиковать какое-либо общество. У меня нет на это морального права.
– Что общего имеют сегодняшние ювелирные изделия Frey Wille с работами дизайнера Михаэлы Фрай, основавшей мастерскую 60 лет назад?
– Связи практически никакой. Мы и не стремились к стилистической преемственности. Свои работы Михаэла создавала совершенно в другой эстетике. Это были исключительно черно-белые, преимущественно футуристические украшения, которые, к слову сказать, неважно продавались, поскольку были довольно несложными как с точки зрения техники исполнения, так и в отношении собственно орнаментов. Наши технологии по работе с эмалью сейчас одни из самых трудоемких в мире, а с визуальной точки зрения все, что вы видите сейчас на прилавках, придумала моя жена и ее коллеги. Единственным мостиком между нами служит, собственно, тот факт, что мы работаем с эмалью.