12 декабря в 16.00 в Музее откроется выставка современного американского ювелирного искусства «Лиса Вершбоу и друзья. Цвет и форма». Здесь любители нетрадиционных украшений смогут увидеть последние работы Лисы, Майкла Гуда, Евгении Каганович и трех художников объединения Torpedo Factory Art Center.
Это срез американского искусства вне многовековых ювелирных традиций, вне политики, вне амбициозной монументальности, свойственной уральской школе. Хотя собственно американская культурная традиция все же прослеживается. Игровая ироничная линия в работах этих художников проистекает еще с медной проволоки украшений и мобилей Александра Колдера (1898-1976), а особое отношение к локальному яркому цвету, использование в искусстве подручных материалов, обращение к предметному миру и тривиальным, на первый взгляд, темам – от эстетики поп-арта. Кроме того, многие произведения данной выставки обнаруживают родственную связь с русским авангардным движением 1910-20-х гг.
Первая выставка Лисы Вершбоу в Музее состоялась в 2003 году: восхищенная обычаем русского чаепития, она представила серию объектов из пластика и алюминия – «Podstakanniki». О себе художница говорит следующее: «Мне посчастливилось прожить несколько лет за рубежом в качестве супруги дипломата, и в каждой стране мне дарили вдохновение богатство культур, которые я узнавала, а также новые материалы, с которыми мне доводилось там работать. Мои дизайны часто служат своеобразным наглядным дневником моих путешествий».
В этой способности впитывать и переосмысливать чуждое, во взаимопроникновении культур Лиса видит проявление американского менталитета. Любимый ювелирный объект художницы – брошь, форма которой меняется от банального квадрата до волнообразных изгибов листьев, при этом всегда остается плоскостной. Броши Вершбоу похожи то на холсты Миро, то на русский супрематизм, а используемые материалы создают иллюзию невесомости вещи.
Лиса – давний друг города, творчество же других пяти художников в Екатеринбурге будет представлено впервые. Так, ювелир Майкл Гуд двухмерной плоскости предпочитает скульптурный объект. Его объемные композиции выполнены в технике «выколотки» и лишены воздушности работ Лисы. Схожим с ним художественным мышлением обладает американка белорусского происхождения Евгения Каганович, получившая в этом году в Милуоки звание «Художник года». Вспомнить контррельефы противника геометрии супрематизма Татлина заставят работы Сюзан Сандерс и Гретхен Рабер. Все же лейтмотивом вернисажа станут цветные украшения-листья Лисы, вызывая ощущение американской оттепели среди уральской зимы.
Выставка будет работать без выходных и продлится до 19 декабря 2010 г.
Адрес: г. Екатеринбург, пр. Ленина, 37
тел. 371-24-62
[ Ювелирные Известия ]