Отсечь лишнее, чтобы достичь совершенства

Раздел: Драгоценные камни
12 декабря 2010 г.

Вик­тор Туз­лу­ков, чем­пи­он ми­ра по гран­ке кам­ней, уве­рен, что сре­ди всех не­обыч­ных ви­дов спор­та – этот, воз­мож­но, са­мый не­обыч­ный, са­мый кра­си­вый и са­мый твор­че­ский. На ми­ро­вом чем­пи­о­на­те в Ав­стра­лии он до­стиг ре­корд­но­го ре­зуль­та­та, на­брав из трех­сот воз­мож­ных оч­ков 299,17.

На вы­став­ку «Пе­тер­бург­ский юве­лир», ко­то­рая про­хо­дит в эти дни в Ма­не­же, Вик­тор при­е­хал, что­бы бро­сить клич сре­ди дру­гих огран­щи­ков и со­брать рос­сий­скую ко­ман­ду. В сле­ду­ю­щий раз Туз­лу­ков на­ме­рен при­нять уча­стие в чем­пи­о­на­те не толь­ко в лич­ном за­че­те, но и в ко­манд­ном пер­вен­стве.

Су­до­во­ди­тель по пер­вой спе­ци­аль­но­сти, за­тем эко­но­ми­ст, се­го­дня он име­ет ди­плом экс­пер­та-гем­мо­ло­га и про­фес­си­о­наль­но за­ни­ма­ет­ся огран­кой кам­ней. На вы­став­ке мож­но уви­деть кам­ни, ко­то­рые при­нес­ли Вик­то­ру по­чет и сла­ву. Это пре­крас­ные со­кро­ви­ща, сек­рет ко­то­рых – в точ­ных гра­нях и вдох­но­ве­нии, оза­ря­ю­щем ра­бо­ту ма­сте­ра.

- Вик­тор, все-та­ки чем­пи­о­нат ми­ра по огран­ке для нас зву­чит очень не­обыч­но. Как он про­хо­ди­т?

- Та­кие со­рев­но­ва­ния про­во­дят­ся в раз­ных стра­нах, в них при­ни­ма­ют уча­стие огран­щи­ки вы­со­ко­го уров­ня. Я ду­маю, та­кие со­рев­но­ва­ния воз­ник­ли в про­ти­во­вес мас­со­во­му рас­про­стра­не­нию во всем ми­ре ма­шин­ной огран­ки низ­ко­го ка­че­ства. Они поз­во­ля­ют ма­сте­рам по­ка­зать свой уро­вень и все пре­иму­ще­ства руч­ной огран­ки.

Про­хо­дят та­кие со­рев­но­ва­ния вез­де прак­ти­че­ски по од­ной схе­ме. За­ра­нее рас­сы­ла­ют­ся диа­грам­мы кам­ней, ко­то­рые долж­ны быть сде­ла­ны к сле­ду­ю­ще­му кон­кур­су, уста­нав­ли­ва­ют­ся сро­ки сда­чи, все же­ла­ю­щие по­сы­ла­ют за­яв­ку на кон­курс и на­чи­на­ют ра­бо­тать.

- То есть ни­ка­ко­го при­люд­но­го про­цес­са?

- Нет, ко­неч­но. Не­воз­мож­но сов­ме­стить ка­че­ствен­ную и быст­рую ра­бо­ту. А для вы­пол­не­ния тех за­да­ний, ко­то­рые да­ют­ся на чем­пи­о­на­те ми­ра, у вы­со­ко­класс­ных ма­сте­ров ухо­дит до 300 ча­сов. При­том, что боль­ше пя­ти ча­сов ра­бо­тать не­воз­мож­но. И гла­за уста­ют, и пси­хи­че­ское на­пря­же­ние вы­со­кое.

- Как про­хо­дит су­дей­ство?

- В уста­нов­лен­ные сро­ки ма­стер при­сы­ла­ет кам­ни. Там их упа­ко­вы­ва­ют, при­сва­и­ва­ют по­ряд­ко­вый но­мер, их на­чи­на­ет оце­ни­вать ко­мис­сия.

- То есть судьи не зна­ют, ко­му ка­кие кам­ни при­над­ле­жат и не мо­гут «подыг­рать» сво­им? Ко­гда вы ста­ли чем­пи­о­ном, вам не чи­ни­лись ка­кие-то пре­пят­стви­я?

- На ав­стра­лий­ском чем­пи­о­на­те - нет, но ко­гда я пре­тен­до­вал на зва­ние гранд­ма­сте­ра в Аме­ри­кан­ской ас­со­ци­а­ции огран­щи­ков, про­тив ме­ня вы­ста­ви­ли очень силь­ную ко­ман­ду ма­сте­ров. Там, что­бы стать участ­ни­ком, на­до вы­иг­рать со­рев­но­ва­ние.

- И что?

- Я по­лу­чил сто оч­ков из ста воз­мож­ных. Это был до­стой­ный от­вет, про­тив ко­то­ро­го не мог воз­ра­жать ник­то. Кста­ти, пер­вый слу­чай в ис­то­рии Аме­ри­кан­ской ас­со­ци­а­ции, ко­гда ка­мень по­лу­чил сто оч­ков.

- Мно­го ли участ­ни­ков на чем­пи­о­на­те ми­ра? И по­че­му он про­хо­дит имен­но в Ав­стра­ли­и?

- Так ис­то­ри­че­ски сло­жи­лось, что в Ав­стра­лии про­во­дит­ся ми­ро­вой чем­пи­о­нат. Во­об­ще, Ав­стра­лия и Аме­ри­ка – са­мые круп­ные в ми­ре цен­тры огран­ки кам­ней. В нем при­ни­ма­ют уча­стие не бо­лее со­ро­ка ма­сте­ров. Мож­но сме­ло ска­зать, что это луч­шие ма­сте­ра ми­ра.

- В чем слож­ность за­да­ний, ко­то­рые да­ют­ся на этом чем­пи­о­на­те?

- Вы­би­ра­ют­ся очень слож­ные ди­зай­ны огра­нок. Чем вы­ше уро­вень со­рев­но­ва­ния, тем слож­нее ди­зайн. При­чем, ча­сто да­ют не­пра­виль­ные уг­лы, воз­ла­гая на огран­щи­ка за­да­чу са­мо­сто­я­тель­но­го рас­че­та, что­бы ка­мень в ре­зуль­та­те луч­ше «ра­бо­тал». По су­ти, как и лю­бой дру­гой вид спор­та, это со­рев­но­ва­ние не тех­ни­че­ских сред­ств, а че­ло­ве­че­ских ка­че­ств. Ста­нок это все­го лишь за­жим, ко­то­рый поз­во­ля­ет чет­ко за­фик­си­ро­вать ка­мень и бо­лее-ме­нее точ­но уста­но­вить угол на­кло­на. Осталь­ное де­ла­ет сам ма­стер. Ни­ка­кой ста­нок не сде­ла­ет ка­мень луч­ше, чем ма­стер.

- Вик­тор, че­го боль­ше в хо­ро­шей огран­ке – ма­те­ма­ти­че­ско­го рас­че­та или вдох­но­ве­ни­я?

- Од­но без дру­го­го не­воз­мож­но. Ко­гда де­ла­ешь ка­мень, бо­решь­ся не с ним, а с са­мим со­бой. Чуть от­влек­ся – ли­бо пе­ре­то­чишь гра­нь, ли­бо она по­ца­ра­па­ет­ся. Ко­гда я ра­бо­таю с кам­нем, я сли­ва­юсь с ним в од­но це­лое. Что­бы, как Ми­ке­лан­дже­ло, от­сечь все лиш­нее, на кам­не нуж­но мак­си­маль­но скон­цен­три­ро­вать­ся.

- Вам, на­вер­ное, ча­сто за­да­ют во­прос: за­чем де­лать та­кие точ­ные уг­лы, ко­то­рые че­ло­ве­че­ский глаз не в со­сто­я­нии уло­вить?

- Глаз это со­вер­шен­ный оп­ти­че­ский ме­ха­низм, он ви­дит го­раз­до боль­ше, чем в со­сто­я­нии уло­вить мозг. Но ес­ли спро­сить у де­ся­ти че­ло­век, ка­кой ка­мень из двух внеш­не по­хо­жих им боль­ше нра­вит­ся, они вы­бе­рут луч­ший. Про­ве­ре­но не один раз.

- Вы по­ка един­ствен­ный рус­ский огран­щик, ко­то­рый вы­сту­па­ет на чем­пи­о­на­те ми­ра, к то­му же так успеш­но. Как ду­ма­е­те: удаст­ся ли най­ти еди­но­мыш­лен­ни­ков, что­бы вы­сту­пить рос­сий­ской ко­ман­дой.

- Уве­рен в этом. Я ви­жу здесь пре­крас­ных ма­сте­ров, у ко­то­рых мне есть че­му по­учить­ся. С Вла­ди­ми­ром Си­ли­ным из Ека­те­рин­бур­га по­зна­ко­мил­ся здесь. Он мо­жет нечто, че­го я не мо­гу: де­лать внут­рен­ние уг­лы в кам­нях. Эду­ард Ах­мет­шин де­ла­ет кри­во­ли­ней­ные по­верх­но­сти, что мне по­ка то­же не­до­ступ­но. Са­мое глав­ное, за что я пре­кло­ня­юсь пе­ред ни­ми – это лю­ди ис­кус­ства. Ес­ли мы со­зда­дим рос­сий­скую ко­ман­ду та­ко­го уров­ня и вы­сту­пим на ми­ро­вом чем­пи­о­на­те, мы име­ем все шан­сы по­бе­дить.

[ fontanka.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->