По инициативе профильного Комитета ТПП РФ, отраслевые общественные организации направили в Комитет письма о проблемах отраслевого малого бизнеса, которые после обобщения поступят к руководству Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.
Вниманию читателей предлагается два таких письма - от НП "Союз ДМДК" (в части проблем работы малого бизнеса в ювелирной сфере) и от НП "Уральский горно-геологический Центр" (в части проблем работы малого бизнеса в сфере добычи и оборота цветных драгоценных камней).
21 декабря 2010 г
Председателю Комитета ТПП РФ
по поддержке предпринимательства в сфере
добычи, производства, переработки и торговли
драгоценными металлами и драгоценными камнями
и изделиями из них
РУДАКОВУ В.В.
Уважаемый Валерий Владимирович!
Российское отраслевое законодательство (ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» и основанные на нем подзаконные акты) не позволяют в полной мере ювелирной промышленности использовать преимущества малого бизнеса на легальной основе.
Законодательство запрещает работать с ДМДК на дому (хотя это по многим операциям вполне возможно), требуя проведения работ исключительно в укрепленных и охраняемых помещениях. В то же время в условиях наличия высокого уровня безработицы и отсутствия возможности получения малым бизнесом банковских кредитов (из-за отсутствия залога), или их получения по неприемлемо высоким ставкам, надомная работа могла бы стать реальным выходом из ситуации.
Не может малый предприниматель сам своими силами легально перевозить свой товар, т.к. по законодательству необходима сопровождающая перевозку вооруженная охрана.
Крайне строгий контроль за сохранностью ДМДК в производстве осуществляется не по собственному пожеланию собственника ДМДК (что должно быть по здравому смыслу), а по требованию все того же специфического законодательства.
з-за часто вынужденного (в указанных случаях) нарушения отраслевого законодательства малый бизнес сегодня значительно усиливает криминальный фон в ювелирной промышленности.
На практике институт малого предпринимательства в ювелирной промышленности России в значительной степени благодаря возможности упрощения ведения бухучета и минимизации налогообложения стал инструментом для более крупных ювелирных предприятий. Средний ювелирный бизнес часто использует право учреждения малых предприятий. В принципе, такое использование возможностей малого бизнеса можно считать позитивным для развития отрасли в целом. Однако, учитывая стоимость драгоценного сырья, используемого в работе ювелиров, эффективность применения малых предприятий выглядит недостаточной. Было бы очень полезным внесение изменения в п. 2 Статьи 346.12. Налогового кодекса РФ, позволяющего для малых предприятий ювелирной отрасли в качестве критерия, дающего право на применение УСН, использовать величину предельного размера доходов организации за минусом ее расходов.
Председатель высшего совета
Ф.Ф.Гумеров
21 декабря 2010 г
Председателю Комитета ТПП РФ
по поддержке предпринимательства в сфере
добычи, производства, переработки и торговли
драгоценными металлами и драгоценными камнями
и изделиями из них
РУДАКОВУ В.В.
Уважаемый Валерий Владимирович!
В сфере добычи и обращения драгоценных камней (за исключением алмазов) в России имеется колоссальный и ныне совершенно неиспользуемый государством потенциал. Потенциал России на рынке цветных драгоценных камней носит как экономический, так и социальный характер. Более того, этот потенциал имеет сегодня ярко выраженную политическую составляющую – для жителей отдаленных районов, где нечем заниматься кроме добычи и обработки самоцветов, наличие или отсутствие права работать с тем, что «лежит под ногами» - это суть проявления отношения государства к своим гражданам.
Масштабы потенциала добычи и обработки цветных драгоценных камней в России столь велики, что их изложение в краткой форме может создать впечатление прожектерства и некомпетентности авторов расчетов. По своей сути, работа с цветными драгоценными камнями – принципиально сфера деятельности малого бизнеса. Здесь важно использование инновационных технологийоблагораживания материала, и в России владеют этими ноу-хау. Участие среднего бизнеса на рынке оправдано для России лишь в единичном случае (изумрудные копи Урала, добыча изумрудов и александритов).
Но действующее сегодня отраслевое законодательство России, регулирующее добычу и оборот цветных драгоценных камней, фактически является «хвостом» законодательства, разработанного с целью регулирования добычи и оборота алмазов. Применение его к цветным драгоценным камням привело (и не могло не привести) к практически 100%-но криминальной добыче и последующему обороту самоцветов, т.к. действующее законодательство в купе с практикой его правоприменения полностью блокирует любую возможность легального ведения бизнеса в этой области.
Важнейшим элементом «выдавливания» добычи и оборота в «теневую» сферу является наличие 191 и 192 статей УК РФ, карающих за нарушение реально не существующих в законодательстве «правил» работы с цветными драгоценными камнями. На практике эти статьи УК выполняют ту же функцию, что «волшебная палочка-кормилица» в руках инспектора ГАИ. Но от инспектора на дороге все-таки есть польза обществу…
Вопрос преобразования основного отраслевого закона в ФЗ «О драгоценных камнях и алмазах», т.е.вывода из-под его юрисдикции цветных драгоценных камней,и вывода всех цветных драгоценных камней из-под юрисдикции 191 и 192 ст. УК РФ – это вопрос создания в России цивилизованного рынка этих камней, появления легальной работы и легальных доходов у десятков тысяч россиян, вопрос развития всего отраслевого малого бизнеса. Наконец, это вопрос борьбы с криминалом и коррупцией в отдельно взятой сфере экономики.
С уважением,
Председатель Совета партнерства
В.А.Збойков