Словно в эпизоде из какого-то боевика, в котором чувствуется умелая рука режиссера, трое мужчин в сопровождении молодой женщины вошли в выставочный зал в Мумбае, где в прошлом месяце проходила алмазная ярмарка. Как позже выяснилось, цель была выбрана заранее. Ею был павильон израильской компании Dalumi. Пока мужчины делали вид, что внимательно изучают содержимое витрин, женщина быстренько сгребла себе с сумку футляр с бриллиантами на сумму $1,4 млн. К моменту обнаружения пропажи и сообщения организаторам, которые сразу же идентифицировали грабителей по материалам съемки камеры наблюдения, преступники были уже далеко. К этому времени четверка исчезла с территории ярмарки и уже летела в Гамбург через Дубай. Интерпол перехватил их в аэропорту Дубая и вернул украденное его владельцам.
Эта не лишенная увлекательности история взбудоражила все алмазное сообщество, а вот почетного президента Израильской алмазной биржи Шмуэля Шнитцера она оставила равнодушным. «Не так-то легко украсть бриллианты, – заявил он в интервью Оре Корен и Хиле Вейссенберг для финансовой газеты TheMarker. – Редкие кражи случаются на выставках, открытых для посещения рядовыми гражданами, будь то Лас-Вегас, Гонконг или Индия. Израильские павильоны оборудованы камерами наблюдения, и это именно то, что помогло поймать воров с индийской выставки. Их просто засняли на пленку. С другой стороны, довольно часто случаются ограбления диамантеров. Это происходит с дилерами, работающими в США и Восточной Азии. И вот это проблема».
Угрозы
Вроде бы мирового финансового кризиса вполне достаточно, но, похоже, в последние годы у алмазных дилеров появилась еще одна новая, неожиданная проблема. Имя ей – искусственные (синтетические) алмазы. Их делают в лабораторных условиях, и невооруженным глазом от настоящих их не отличить. А вот стоят они намного меньше. По оценкам, опубликованным на сайте Израильского института алмазов в 2008 году, ежегодно производится 500 млн. карат искусственных алмазов, цена которых в десятки раз ниже камней природного происхождения.
И здесь Шнитцер не видит причины для паники: «Вообще нет никакой угрозы. Эти алмазы делают в лаборатории, и в этом большая разница, – подчеркивает Шнитцер. – Когда женщине преподносят бриллиант, ей не нужна имитация, ей нужна настоящая вещь. Специалисту хватит и секунды заметить разницу. Так что мы не чувствуем конкуренции и не чувствуем какого-либо падения в продажах. Искусственные алмазы нацелены на совершенно другой сектор рынка – я не называю их «драгоценными камнями», чтобы не оскорбить это выражение – однако можно сказать, что они продаются по цене других ювелирных изделий».
И даже в этом случае это – ниша, цел которой – обман. «Правильно, – соглашается Шнитцер. – Поэтому существует закон, по которому требуется полная информация о происхождении, и люди внимательно к этому относятся. Они не хотят, чтобы на них подали в суд».
«Вариант один – идти в семейный бизнес»
По прошествии двух трудных лет 2010 год начался более оптимистично: наконец-то вышел из спячки экспорт алмазов и бриллиантов, и если все пойдет по плану, в течение ближайших 2 лет, полагает Шнитцер, объемы экспорта вернутся на свои рекордные позиции 2008 года, т.е. более $6 млрд. (бриллианты) и $3,3 млрд. (алмазное сырье). США были и остаются основным рынком израильского экспорта алмазов и бриллиантов, однако то, что эта страна находилась в эпицентре кризиса, серьезным образом ударило по израильской алмазной промышленности. Например, если в 2007 году на долю США приходилось 65% всего экспорта алмазов и бриллиантов, сегодня это только 35-40%, при том что доля Китая, Гонконга и Индии постепенно растет.
61-летний Шнитцер вдыхает алмазную пыль с самого рождения. Его отец, покойный Моше Шнитцер, был одним из основателей алмазной биржи в Рамат-Гане. Как и многие сыновья, выросшие среди алмазов, Шмуэль в конечном итоге пришел в семейный бизнес. Но на этом все не закончилось. По примеру своего отца, который возглавлял Израильскую алмазную биржу в течение 26 лет подряд, Шмуэль Шнитцер тоже окунулся в алмазную политику. После трех сроков и шести лет на посту президента Израильской алмазной биржи и нескольких лет в качестве президента Всемирной федерации алмазных бирж (ВФАБ, World Federation of Diamond Bourses – WFDB) Шмуэля Шнитцера избрали пожизненным почетным президентом обеих организаций.
«Я вырос в доме, где единственным занятием в мире были алмазы, – вспоминает Шнитцер. – Других возможностей, как у моих детей, не было. Вариант был один – идти в семейный бизнес. Все было яснее ясного. Мой отец в течение многих лет был президентом биржи, так что политика прописалась в нашем доме. К счастью, мне все это нравилась и доставляло удовольствие. Страсть к алмазам я унаследовал от отца».
«Эта экспозиция будет интересна каждому»
В прошлом месяце в Музее алмазов Израильской алмазной биржи в Рамат-Гане открылась выставка резных драгоценных камней под названием «Вдохни жизнь в драгоценный камень» (And Thou Shalt Breathe Life Into a Gem). Она открыта для посещения до конца декабря. Экспонаты созданы мастерами-резчиками из немецкого города Идар-Оберштайн – одного из европейских центров обработки алмазов и других драгоценных камней. Выставка проходит под патронажем немецкого посла в Израиле Харальда Киндерманна. В экспозицию вошли более 140 предметов, стоимость которых составляет десятки миллионов долларов.
Шмуэль Шнитцер не только почетный президент Израильской алмазной биржи, но и председатель правления Музея алмазов Гарри Оппенгеймера. По его мнению, со времени выставления в музее ювелирных изделий Кремля в 80-х годах прошлого столетия немецкая выставка – самая ценная экспозиция музея. «Это тот вид искусства, который никогда не демонстрировался в Израиле, поскольку обычно мир не горит желанием привозить сюда свои сокровища искусства, – признается Шнитцер. – У Израильской алмазной биржи прекрасные связи с биржей в Идар-Оберштайне. И об этом красноречиво свидетельствует экспозиция. Наша отрасль относительно слаба на Европейском рынке, поскольку алмазный центр в Антверпене ближе – географически. Поэтому укрепление связей с немецкими диамантерами укрепит и общие связи израильской отрасли с Европой».
Шнитцер подчеркивает, что ожидаемое число посетителей музея – около 3 тыс. в месяц. «Музей – лицо отрасли, – поясняет он. – Тем более что после экономически трудного периода, который мы преодолели, важно подчеркнуть художественную сторону нашего ремесла и апеллировать к широкой общественности».
[ Израильский Институт Алмазов ]