Так уж получилось, что на страницах сайта «Ювелирные известия» развернулась заочная полемика на тему того, какой быть Гильдии ювелиров России. В ответ на статью автора этих строк «О размере членских взносов в Гильдию ювелиров России», В.Б.Радашевич опубликовал свою статью «Размышления: Гильдия и общество».
При всем огромном уважении к Валерию Борисовичу, признавая все его заслуги перед ювелирным сообществом, не могу согласиться с ним в главном: Гильдия должна не только «тушить пожары», но в первую очередь – предотвращать их.
Профилактика пожаров снижает их количество
Хорошо или плохо все прошедшие годы «тушил пожары» В.Б.Радашевич? Думаю, хорошо. Но вот в чем вопрос: а разве при должном финансировании многие из произошедших негативных событий нельзя было предвидеть ЗАБЛАГОВРЕМЕННО? И работать по их недопущению не в «пожарном» режиме, а в плановом, с соответствующим бюджетированием проекта под названием «работа над отраслевым законодательством»?
1. Снятие акцизного налога в 2001 году. Пожалуй, это было единственное плановое мероприятие Гильдии ювелиров России. Непонятно, почему Валерий Борисович упомянул его как «пожарное»: ведь работа над вопросом шла целых три года. И с самого начала шла именно как плановая. Другое дело, что никто не просчитывал требуемое под нее финансирование. Ну хорошо, смогли сдюжить на имеющемся.
2. А вот вопрос с «неожиданным» скачком госпошлин действительно оказался «пожаром». Но это был вполне ожидаемый и легко прогнозируемый «пожар», который можно было заранее предотвратить. Кстати, есть все основания в ближайшее время ожидать новый виток возвращения к старому. Знаете, какая верхняя планка госпошлин за клеймение УЖЕ разрешена законодательно? А деньги сегодня очень нужны теперь уже дефицитному бюджету…
3. Проблема с аффинажем внезапной тоже никак не являлась. Она же изначально «была заложена» в двойственности и противоречивости норм ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»! Рано или поздно, ее возникновения можно было ожидать.
4. В своей статье Валерий Борисович еще не упомянул ряд «пожаров» сомнительной «внезапности». Например, проблема несоответствия характеристик вставок указанным на бирке. Ведь очевидно, что такая проблема рано или поздно должна была возникнуть. И еще в будущем возникнет, с новой силой. Ждите «пожара», он наступит обязательно! Ведь тем, кто контролирует, тоже хочется кушать, а все дорожает. Но есть спасительная статья 191 УК РФ. Это как волшебная палочка-кормилица у гаишника…
Врачи предупреждают: профилактика заболеваний дешевле лечения. Пожарники про контроль за исправностью проводки тоже все время напоминают. И так далее. А мы все уповаем на «пожарную команду»…
Для предотвращения «пожарных ситуаций» требуется:
-
регулярно и тщательно изучать все законодательство имеющее отношение к отрасли («мониторить» его),
-
выявлять «болевые точки» текущего и завтрашнего дня (работая над анализом перспективных рисков),
-
установить постоянный и тесный рабочий контакт со всеми органами власти, влияющими на ситуацию (с персоналиями) и в непрерывном режиме поддерживать с ними рабочие отношения, на инсайде реагируя на возможные риски соответствующими письмами и обращениями.
Для этого требуется работа юриста, аналитика и представительского лица, обладающего талантом дипломата. Выполнение всех работ одним человеком возможно скорее теоретически (времени на все не хватит), но и тогда нужны хорошие деньги: такой человек должен быть неутомимым супер-профессионалом, и, естественно, у него должна быть супер-зарплата. Хотя логичнее иметь команду специалистов. В соответствии с бюджетированием проекта «работа над отраслевым законодательством».
Кстати, МЧС занимается не только ликвидацией катастроф, но и их предупреждением, в плановом режиме. И работает, естественно, с бюджетированием всех конкретных задач.
А что же хотят ювелиры?
Многие из проблем, поднимаемых Ф.Ф.Гумеровым, мало напоминают «тушение пожаров». Взять, например, борьбу Флуна Фагимовича с ОМС (банковскими обезличенными металлическими счетами), с НДС на золото, инициативу возвращения экспортных пошлин на него. Или активную поддержку им внедрения RFID технологий в пробирный надзор (электронных меток взамен обязательного клейма). Или убеждение коллег в том, что центр конкуренции сместился в сторону противостояния «ювелирки» модным гаджетам? У некоторых, даже очень неглупых людей, эти инициативы вызывают скептическую улыбку, а то и раздражение: «чудачество какое-то, зачем ему это надо?»
Давайте разбираться. Пожалуй, всем сегодня понятно, что произвести сегодня в России можно все, что угодно, но при этом придется решать две задачи: собственное производство должно быть конкурентоспособным, в том числе, естественно, и по финансовым показателям, и должен быть обеспечен сбыт этой продукции. Иначе нет бизнеса. И если задача обеспечения конкурентоспособности собственной ювелирной продукции даже при наличии достаточных финансовых ресурсов упирается в неравенство условий работы с ДМДК (да и вообще работы) в России и в зарубежных странах (т.е. несовершенство нашего законодательства, в том числе налогового и отраслевого), то задача сбыта ювелирной продукции имеет более сложную природу.
Вспомним, в разгар кризиса диамантеры всего мира заговорили о «видовом маркетинге» алмазов и бриллиантов как основной и самой насущной. Правда, ничего так и не получилось – у одних денег нужных не нашлось, у других жадность возобладала над здравым смыслом. А там и острая фаза кризиса закончилась, спрос на алмазы вырос. Спасибо Китаю и Индии – одна страна помогла ростом внутреннего спроса, другая – потребностью в развертывании фронта работ…
Но вот незадача-то какая: возрождение спроса на бриллианты генерируется устойчивостью традиций отнюдь не россиян. Наша главная традиция по ментальности – это как раз отсутствие желания сохранять традиции, т.е. отсутствие преемственности ценностей своих предков. Всевозможные революции заставили нас, россиян, быстро менять жизненные приоритеты. А ведь рынок сбыта российской ювелирной продукции – это на 99% сама Россия, ее потребители. Да, сегодня спрос на ювелирную продукцию еще есть, и вполне приличный. Но опасный крен в сторону серебряных изделий уже налицо. Так и до полного перехода на бижутерию наших соотечественниц невысокого достатка недалеко. А самые состоятельные россияне, для кого цена золота в Лондоне не имеет значения, и сегодня по большей части клиенты не наших заводов.
Подойдите к какому-нибудь ВУЗу, вглядитесь в облик девчонок: много ли на них ювелирки? Нет, совсем не много. Куда чаще в ушах наушники, а не серьги. А на цепочке мобильник, а не кулон. И вовсе не факт, что со временем эти повзрослевшие женщины захотят тратиться на ювелирные изделия из настоящих драгметаллов с настоящими драгкамнями. Но если для магазинов в общем-то все равно, что продавать, то для ювелирных заводов с их кадрами и технологическим оборудованием – это имеет значение.
И если ювелирное изделие как таковое не «прописывать» в сознании потребителя, то потребность в нем со временем просто исчезнет. Особенно в России. А к работе на экспорт мы пока не готовы в первую очередь по причине несовершенства законодательства, о чем уже упоминалось. Вывод: для будущего необходимо бороться ЗА каждого отечественного потребителя ювелирной продукции и за создание условий начала работы ювелирпрома на экспорт.
Отсюда и весь широкополосный спектр мер.
1. Если обязать банки обеспечивать физическим золотом в хранилищах все открытые счета по ОМС, то привлекательность этой бизнес-идеи для банкиров обрушится – реальное золото под счета закупать станет им не интересно. И пусть хоть один процент инвесторов в драгметаллы перетечет от банков к ювелирным магазинам – уже хорошо для отечественного ювелирпрома.
2. Если экспортные пошлины на золото возвратить, внутренняя цена на этот драгметалл для ювелиров хоть и немного, но снизится.
3. Полезность для ювелирной промышленности снятия НДС на золото, как и ввозных пошлин на ювелирные вставки, технологическое оборудование - очевидна всем.
4. Внедрение RFID технологий в пробирный надзор с одновременной отменой обязательного клеймения – это во-первых, резкое сокращение теневого рынка ювелирной продукции (увеличение спроса на полностью легальные ювелирные изделия), во-вторых – уменьшение затрат отечественного производителя (не нужно возить изделия на клеймение в инспекции), а в третьих – реальная защита потребителя как по драгметаллу, так и по драгкамням (увеличение доверия к ювелирной продукции, т.е. стимулирование спроса на нее).
5. Отмена обязательного режима клеймения, на первых порах хотя бы легковесных серебряных и поставляемых на экспорт – также очевидная польза.
Можно и далее рассматривать «странные» для сиеминутных интересов инициативы – речь, собственно, не о том. Цель вышесказанного – обратить внимание каждого заинтересованного в развитии отечественного ювелирпрома на то, что без решения глобальных для отрасли проблем даже простое ее сохранение в будущем невозможно!
Кто всем этим будет заниматься? Каждый ювелир сам по себе? Нет, конечно. Всем этим должна заниматься федеральная отраслевая общественная организация. Как видно, здесь целый набор проектов, и у каждого проекта можно оценить бюджет. Плановый бюджет, а не «пожарный». А еще задачи внедрения саморегулирования в отрасли. Саморегулирования не как дани моде, а как инструменту повышения эффективности работы отрасли. Это еще более дорогостоящий проект.
Понимают ли это ювелиры в своей массе? Кто-то понимает, кто-то просто над этим не задумывался, а кому-то наплевать (если что, сменит бизнес и т.д.). Но, увы, почти все ювелиры пока едины в одном – денег на ведение всех этих работ жалко.
Нет и не будет благодарности ни от кого за то полезное, что уже было сделано отечественному бизнесу. И Радашевичем сделано, и другими. Но на будущее все же есть надежда на серьезный ювелирный бизнес. Ведь некоторые ювелиры вложились в технологическое оснащение по-крупному. Да и далеко не все и не везде ныне производственные здания можно переоборудовать в бизнес-центры… Вот к ним, этим бизнесменам от ювелирпрома и есть смысл взывать. Остальным – просто статус.
Владимир Збойков