Для российских предприятий – производителей наукоемкой высокотехнологичной промышленной продукции из драгоценных металлов освоение высоких технологий является необходимым условием обеспечения конкурентоспособности и выхода на мировой рынок со своей продукцией.
Участие в международной кооперации труда позволяет обеспечивать предприятия химической, автомобильной, нефте - и газоперерабатывающей промышленности России новейшими типами изделий, содержащих драгоценные металлы. Российские производители могут предложить на мировой рынок наукоемкую продукцию из драгоценных металлов и услуги по ее изготовлению. К сожалению, пока не все здесь так гладко.
С просьбой рассказать о трудностях, существующих в этой области, корреспондент ТПП-Информ обратился к генеральному директору Межрегионального объединения производителей драгоценных металлов, члену комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи, производства, переработки и торговли драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них Олегу Пелевину.
– В настоящий момент главной экономической преградой для выхода на мировой рынок этих предприятий, – рассказал Олег Викторович, – становятся ставки таможенных сборов, установленные постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».
Это положение входит в противоречие со статьей 357.10 действующего Таможенного кодекса, которая определяет, что «размер таможенного сбора должен быть ограничен приблизительной стоимостью услуг, оказанных таможенными органами». Вот такая коллизия.
Таможенные органы, естественно, предпочитают руководствоваться первым положением. И в результате в таможенную стоимость партии товара включается стоимость драгоценных металлов, принадлежащих иностранной фирме – заказчику услуг, и стоимость услуг, оказанных таможенными органами.
Причем это делается несмотря на то, что таможенные документы оформляются только после представления декларантами актов государственного контроля, проводимого специалистами территориальных инспекций пробирного надзора Пробирной палаты России. В этих актах указываются все необходимые сведения по химическому составу и количеству драгоценных металлов во ввозимых товарах для переработки и в вывозимых продуктах переработки.
Следовательно, услуги таможенников здесь не так уж и необходимы. Кроме того, действующие сейчас в России шесть специализированных таможенных постов для таможенного оформления драгоценных металлов и драгоценных камней были полностью обеспечены необходимой современной компьютерной техникой и аналитическим оборудованием при активном участии предприятий отрасли драгоценных металлов и драгоценных камней. Думаю, это тоже следует учитывать.
Однако, несмотря на все это, мы имеем то, что имеем. А в результате размеры таможенных сборов составляют от 10 до 16 % от контрактной стоимости услуг при изготовлении платиновых и палладиевых катализаторных сеток, около 25 % – при изготовлении стеклоплавильных сосудов и от 34 до 55 % – при изготовлении платинохлористо-водородной кислоты. Проценты просто грабительские.
Очевидно, что российское предприятие вынуждено включать размер таможенных сборов в реальную контрактную стоимость услуг по переработке. Это существенно увеличивает стоимость контракта и делает российских производителей неконкурентоспособными на международном рынке.
Прибавьте недополученный доход от отсутствия контрактов на изготовление изделий из иностранного металла, как следствие – не созданные рабочие места и недополучение бюджетами различных уровней десятков миллионов рублей.
К сожалению, все наши обращения в Правительство РФ и к Минфину РФ с просьбой разобраться остаются, надеюсь, что только пока, без ответа.