Владимир Збойков
Ювелирная общественность хорошо знает, что на всех отраслевых форумах представители Пробирной палаты России утверждают, что главное в пробирном надзоре – защита потребителя. Все остальное – второстепенно…
Может быть, это так. Защищать потребителя, конечно, надо. Однако в Постановлении Правительства РФ от 18 июня 1999 г. N 643 "О порядке опробования и клеймения изделий из драгоценных металлов" задачи пробирного надзора прописаны гораздо шире.
Федеральный пробирный надзор осуществляется в целях:
- защиты прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из ДМ,
- защиты прав изготовителей этих изделий от недобросовестной конкуренции,
- защиты интересов государства.
Как оценивают успехи пробирного надзора в самом этом учреждении, мы знаем из выступлений на форумах. Но со стороны эти успехи выглядят несколько иначе. Нижеизложенный взгляд не претендует на «истину в последней инстанции», но вот вопрос: а может ли Пробирная палата России по пунктам аргументировано опровергнуть такое мнение?
Итак, давайте разберемся…
1. Какая защита нужна ПОТРЕБИТЕЛЮ?
В понимании пробирного надзора мошенничество – это лишь занижение процента драгметалла в лигатуре, но в понимании покупателя мошенничество – это любой его обман, связанный с покупкой.
Содержание прав потребителя | Реализуется ли сегодня пробирным надзором? | Причина |
Гарантии безопасности товара для здоровья | Нет таких гарантий, т.к. пробирный надзор в ходе опробования изделий перед клеймением: | |
не осуществляет определение компонентов сплава драгоценных металлов (химического состава лигатуры); | Определение компонентов сплава драгоценных металлов и изделий из них, выполняется госинспекцией лишь по заявлениям юридических и физических лиц. | |
- не проверяет вставки на предмет наличия в них остаточной радиактивности и т.д. | Такие проверки в рамках пробирного надзора не предусмотрены. |
Защита от мошенничества | Защита лишь частичная, в части только металла и не со 100%-ным покрытием: | |
- на бирках возможно неправильное указание наименования вставок, занижение их характеристик, отсутствие указания на синтетическое происхождение или облагораживание. | Проверка вставок в рамках опробования и клеймения не производится. | |
- в изделиях могут использоваться вставки, облагороженные по технологиям с нестабильным во времени результатом, вследствие чего камень может растрескаться, потерять цвет и т.д. | Проверка вставок в рамках опробования и клеймения не производится. | |
- клеймо в изделии на прилавке может быть поддельным - подделать пробирное клеймо и именник просто, и зарубежные производители открыто предлагают российским компаниям импортировать изделия с уже проставленным «пробирным клеймом». На прилавках магазинов, по оценкам экспертов, до 70% продукции, минующей государственное опробование и клеймение, в том числе с фальшивым клеймом. | Любую технологию нанесения на изделие пробирного клейма (механическое нанесение, лазерное, электроискровое и пр.) злоумышленник может легко воспроизвести без существенных затрат. | |
- в розничной ювелирной торговле проверки наличия пробирного клейма на изделиях в настоящее время не осуществляется. | Согласно 294 ФЗ, Пробирная палата России, не являющаяся органом государства, прекратила проверку розничной торговли. |
Предоставление покупателю гарантий соответствия качества товара его цене | Подобная защита интересов покупателя не является задачей пробирного надзора в принципе. | В рознице в цене ювелирного изделия стоимость металла не превышает 40% и может опускаться в бриллиантовых украшениях до значений в доли процента. Таким образом, процент драгметалла в лигатуре, гарантируемый покупателю пробирным клеймом, имеет значение при формировании розничной цены изделий лишь в самом низком ценовом сегменте ювелирной продукции. |
Свобода выбора покупателя | Ущемлена, т.к.: | |
- покупатель не может приобрести или сдать в комиссионный магазин ювелирные изделия с процентным содержанием золота в лигатуре ниже 37,5% для золота и 80% для серебра (они не могут продаваться в ювелирных магазинах как изделия из драгоценных металлов, т.к. не могут иметь пробы); | Изделия, имеющие пробу ниже установленной минимальной пробы, не подлежат клеймению и реализации их как изделий из драгоценных металлов не допускается. | |
- невозможно приобрести новаторские изделия, где, например, золото или платина сочетаются с титаном и т.д.; | Ювелирные изделия из драгоценных металлов не должны содержать частей, изготовленных из недрагоценных металлов, за исключением изделий, которые не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам. | |
- покупатель не может приобрести ювелирные изделия без пробы, если даже пожелает на пробе сэкономить. | Продажа ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов без пробы не допускается. |
Итак, несмотря на то, что пробирный надзор декларирует защиту прав потребителей ювелирных и других бытовых изделий из ДМ, реально ситуация выглядит иначе.
Гарантии безопасности товара для здоровья | Нет |
Защита покупателя от мошенничества | Частичная, лишь для металла и не полная |
Предоставление покупателю гарантий соответствия качества товара его цене | Нет |
Свобода выбора покупателя | Ущемлена |
Вывод: реальную защиту интересов потребителя на рынке ювелирной продукции пробирный надзор осуществить не в состоянии по целому ряду организационно-технических и экономических причин. Однако за имитацию такой зашиты покупатель все же вынужден расплачиваться, т.к. затраты производителя и импортера на опробование и клеймение ювелирной продукции в конечном итоге ложатся на конечного потребителя.
Более того, на самом деле, сам факт существования пробирного надзора может заведомо вводить потребителя в заблуждение, т.к. покупатель полагает, что если на ювелирном изделии стоит пробирное клеймо, то его точно полностью проверили, во всех отношениях. Рядовой покупатель начинает оказывать ювелирному изделию полное доверие как проверенному государством, а на самом деле его могут поджидать крайне неприятные сюрпризы…
Возможное введение в заблуждение | Причина |
Наличие пробы на металле изделия никак не означает соответствия действительности характеристик вставок (да и их наименования). | Камни в ювелирных изделиях пробирный надзор не проверяет. |
Не все заклейменные ювелирные изделия отечественного производства реально проходят опробование. | Опробованию подлежат не все серебряные изделия отечественного производства, а в партии более 100 штук - лишь 30%. |
Указанная на изделии проба может занижать реальный процент драгметалла в лигатуре. | Ювелирные изделия из драгоценных металлов, имеющие пробу ниже одной из установленных постановлением для соответствующего драгоценного металла проб, должны быть заклеймены по ближайшей нижней установленной пробе. |
Контрольному анализу подвергаются изделия лишь выборочно. | Контрольному анализу подвергаются изделия согласно нормам, а также изделия, вызвавшие сомнение при опробовании. Нормы отбора золотых изделий на контрольный анализ от отечественных изготовителей составляют 1 изделие на 0,5 - 2,5 кг по каждому изготовителю и 1 изделие партии от 1000 штук для серебряных. Количество импортируемых изделий, отбираемых на анализ, определяется госинспекциями. |
2. Какая защита нужна ИЗГОТОВИТЕЛЮ?
Второй целью пробирного надзора в России декларирована защита прав изготовителей ювелирных изделий от недобросовестной конкуренции. Однако на практике все наоборот: обязательный порядок клеймения ювелирной продукции дает преимущество недобросовестным конкурентам, его игнорирующим.
Содержание прав изготовителя | Реализуется ли сегодня пробирным надзором? | Причина |
Защита от недобросовестной конкуренции | На рынке ювелирной продукции, по оценкам экспертов, имеется до 70% контрабандно завезенной продукции, минующей опробование и клеймение. Контрабандист не только не несет затрат на ввозные пошлины, НДС и налоги, но и не несет затрат на опробование и клеймение своих изделий. | «Прозрачность» границ для контрабанды, легкость подделки пробирного клейма. Более того, нелегальные (т.е. не зарегистрированные в пробирной инспекции) производители – не являются «объектом внимания». Т.е. пробирный надзор – это «дополнительный налог» за честность производителя. |
Право на доверие | Попирается: не доверяя самостоятельно отвечать за качество производимой продукции, государство оказывает оскорбительное недоверие всему российскому ювелирному бизнесу. | Отождествление государством ювелирных изделий не с промышленной продукцией, а с финансовыми активами. По аналогии: нельзя же бизнесу доверить печатать деньги… |
Право на разумную фискальную и административную нагрузку | Не соблюдается: условия хозяйствования и без пробирного надзора у ювелиров в России много хуже, чем у зарубежных конкурентов. | Отсутствие эффективной государственной политики на рынке ДМДК, отсутствие стратегии развития отрасли. |
Вывод: права изготовителя пробирный надзор не защищает, а реально - попирает, создавая при этом дополнительные фискальные и административные барьеры для честного производителя, делая его еще менее конкурентоспособным по отношению к теневому сектору.
3. Какие интересы ГОСУДАРСТВА нужно защищать?
Интересы государства | Реализуется ли сегодня пробирным надзором? | Причина |
Рост фискальной составляющей от экономической деятельности на рынке ДМДК. | Пробирный надзор не служит стимулом для роста легального оборота ювелирной продукции (и налоговых поступлений) из-за создания дополнительной нагрузки на производителя. | Пробирный надзор – лишь административный барьер и дополнительная фискальная и не фискальная нагрузка на бизнес. |
Решение социальной задачи вовлечение населения в сектор экономики, в малый бизнес | Нет, т.к. требования возить ювелирные изделия на клеймение лишают возможности работы в этом секторе людей удаленных территорий. | Даже теоретическая невозможность создания пробирных инспекций в шаговой доступности во всех регионах. |
Достижение прозрачности ведения бизнеса на рынке ДМДК, пресечение теневого оборота | Нет, в пробирный надзор обращается лишь честный производитель или импортер. Нелегальный оборот процветает. | Есть намерение осуществлять жесткий контроль за рынком, но нет соответствующего механизма и технологий реализации этого контроля. |
Устранение коррупционно емких звеньев экономики | Нет, в используемой технологии пробирного надзора решения зависят от человеческого фактора. | Многолетний (300-от летний) застой в деле пробирного надзора. |
Модернизация и внедрение инноваций в управление отраслью | Нет, идеология и технология пробирного надзора крайне консервативны. | Отсутствие госпрограммы (стратегии) развития отрасли ДМДК и отсутствие головного государственного органа управления отраслью. |
Защита отечественного производителя от экспансии импорта со стороны зарубежных производителей | Нет, заслон не эффективен, что показывает 70% контрабанды на внутреннем рынке. | Несовершенство организации и технологий государственного контроля за рынком ДМДК. |
Государственная поддержка экспортеров | Наоборот, требование по клеймению ювелирной продукции, поставляемой на экспорт, противоречит интересам зарубежных заказчиков. | Опасение государства «утратить контроль за оборотом драгоценных металлов». |
Вывод: меньше всего существующий пробирный надзор преследует интересы государства.
Так нужно или не нужно реформирование пробирного надзора?
Под реформированием подразумевается то, о чем неустанно говорит наш Президент Д.А.Медведев. Модернизация, внедрение инноваций. Не ради моды, не ради политической конъюнктуры, а ради создания действительно эффективного механизма реальной защиты интересов всех сторон, упомянутых выше.
Однако необходимо хорошо понимать: никакие реальные реформы чего-либо (в данном случае, пробирного надзора) невозможны, если продолжать мыслить старыми категориями. Искать врагов в тех, кто к реформам призывает. Это проще всего – с трибуны обозвать энтузиастов «пособниками контрабандистов». Так уже было.
Перестраиваться куда сложнее. Да даже помощь со стороны принять – и то сложно.
И все же, обращаясь к Пробирной палате России: давайте работать вместе. Как то ни пафосно звучит – на пользу отечеству. Тем более, что глубоко продуманные идеи есть, и есть уникальная ситуация – подготовка создания Федеральной службы ДМДК. Есть и высокая политическая воля. Так что самое время! Сейчас – или никогда.
[ Ювелирные Известия ]
Слушайте, ну надо же меру знать в очернении затюканного пробирного надзора. Я понимаю - кто-то ратует за полную бесконтрольность (читай - внутрикорпоративный взаимоконтроль или "рука руку моет"). Откуда взято 70% контрабанды в наших магазинах? Пол, потолок, четыре стены? Пока могли проверять контролеры - портили себе зрение проверяя максимально возможное количество изделий за раз. Раз там стоит Российское клеймо - значит импортное изделие прошло через инспекцию с документами. Может в инспекции еще на подлинность декларации проверять и товарища Сухова с Петрухой у приемного окна поставить? Джинсовые акулы пера обсасывают в Инете историю двухтыщмохнатого года с левым клеймением. За триста лет нашли одну - и везде ее суют, ага, мол - попались, 70% ежегодно так клеймите!!!. Скучно, господа. Ну, нет в магазинах контрабанды, не враги себе владельцы магазинов. Есть неклейменка, есть подозрительные оттиски, есть советские серпы и молоты. Есть, но их доля в магазинах мизерная. Другое дело, что товароведы зачастую ничего не смыслят в оттисках или зрение не хотят портить, изделия не просматривают как при поступлении, так и перед выкладыванием на лоток и бывает им втюхивают ребята с бумажками от известных производителей. Но массово этого не втюхаешь, все по мелочам народец деньгу сшибает. А российский предприниматель-богоносец (по современным представлениям властьпридержащих) берется торговать ювелиркой даже не слышав ни разу слова "лигатура" и не зная что такое проба. Короче, никогда не соглашусь на 70% подозрительных изделий даже в комиссионке и на лотках ломбардов.
Еще вопрос - зачем народу мозги парить по поводу катастрофического влияния госпошлины на цену изделий? Да с приличными оборотами - это копейки. В России на трамвайный билет цены в один день на 30% поднимают и всех все устраивает. Ладно, заканчиваю. Гоните дальше вашу джинсу, все ладнее и складнее. С горячим приветом!