В начале ноября в отраслевых СМИ («Ювелирная Россия», «Ювелирные Известия», «Ювелирное обозрение» и др.) развернулась яркая кампания обвинений и объяснений. Зачинщиком явился сайт «Росювелирэксперта», который обвинил руководство НП «Союз ДМДК» и А. А. Щербину, руководителя компании «Ювелир-Фест» и холдинга «Ювелирное обозрение», в попытках «узурпировать общественную власть в своих корыстных целях».
Вообще говоря, в российском ювелирном сообществе общественная жизнь имеет высокий градус накала. На протяжении последних 20 лет можно наблюдать циклы консолидации и периоды раздробленности; фазы энергичного единства (как в кампании по отмене акциза на ювелирные изделия) и периоды аморфной апатии. Группировки в нем то возникают и входят в силу, то ослабевают и распадаются.
Условно среди российских ювелиров можно выделить четыре направления или «партии»:
1. «Минфиновцы», которые стараются гибко и прагматично следовать за линией федерального правительства вообще и Министерства финансов (как куратора драгоценной отрасли) в частности. Внутри этого направления можно выделить три разновидности компаний. Во-первых, это государственные предприятия. Их типичными представителями являются менеджеры ювелирных цехов Московского завода специальных сплавов, Красноярского завода цветных металлов имени В. Н. Гулидова и Северодвинского производственного объединения «Звездочка», а также ювелирные эксперты ЗАО «АЛРОСА». Во-вторых, это малые предприятия, созданные при государственных заводах. Примером является ООО Ювелирный центр «Кристалл» при смоленском бриллиантовом заводе ОАО «Кристалл». В-третьих, это фирмы, основанные и руководимые выходцами из государственных структур. «Минфиновцы» в целом тяготеют к предпринимательскому консерватизму и мало переживают по поводу избыточности присутствия государства в ювелирной отрасли. В принципе они не против и определённого усиления роли государства, поскольку «одной крови» с работниками Минфина и Пробирной палаты. Главная проблема для партии «минфиновцев» состоит в том, что ведомство, курирующее ювелирную отрасль, не уделяет ювелирам надлежащего внимания. Из-за этого государственная политика в области драгоценных металлов и драгоценных камней годами запаздывает в решении актуальных проблем отрасли.Кроме упомянутых четырёх партий, можно ещё выделить индивидуальных ювелиров, ведущих авторский бизнес (Андрей Ананов, Герман Кабирский, Максим Вознесенский и др.), и ювелирные производства для нужд религиозных организаций, крупнейшим из которых является Художественно-производственное предприятие Русской православной церкви «Софрино». Эти участники ювелирной отрасли сторонятся общественных процессов и предпочитают (смиренно и не очень) приспосабливаться к предпринимательской среде по заповеди «Богу - богово, а цесарю - цесарево».
Все вышеуказанные четыре партии имеют свой резон и питательную базу. Никто из них не обладает монопольными преимуществами – ни в бизнесе, ни в интеллектуальной непревзойденности, ни в административном ресурсе. И по большому счёту, все они полезны, поскольку демократическим образом способствуют решению назревших и/или внезапно возникающих проблем и недоразумений.
Такого рода «партийность» не имеет видимых и принципиальных границ. Группировки скорее похожи на сгустки студня в питательном бульоне. При этом на персональном уровне постоянно происходят процессы ассоциации и диссоциации. В фокусе объединительных процессов располагается ассоциация «Гильдия ювелиров России». Формально она объединяет около 60 крупнейших ювелирных предприятий и все региональные ассоциации. Деятельность гильдии далеко не безупречна. Критически не хватает единства, согласованности и системности. "Ювелирные олигархи" активно задействуют гильдию только в случае возникновения отраслевых проблем, затрагивающих их интересы. Основная масса членов не имеет четко сформулированных воззрений, мало понимает в потенциальных возможностях и в текущей работе, но на всякий случай остается в гильдии.
В 2010 году центробежные движения в ювелирном сообществе усилились до критической отметки. Заговорили о «междоусобице», которая, как представляется, имеет ряд объективных оснований, как-то:
1) мировой экономический кризис, приведший к падению уровня потребления предметов роскоши и в том числе ювелирных изделий в России;
2) рост цен на драгоценные металлы при отстающем росте доходов населения, что отвлекает потенциальных клиентов к мерным слиткам драгоценных металлов и обезличенным металлическим счетам как средствам сбережения;
3) конкурентное давление со стороны других потребительских товаров сходного ценового диапазона, таких как мобильные телефоны и «омолаживающая» косметика.
Дополнительное обстоятельство, усугубляющее сегодняшние междоусобицы, видится в субъективном равнодушии к ювелирной отрасли федеральных властей, которые ясно, четко и многократно озвучивают приоритеты в рамках модернизации страны: здравоохранение, информационные технологии, энергосбережение, атомная промышленность, освоение космоса. Без особой формализации значительные усилия предпринимаются по созданию национальной нанотехнологической базы и перевооружению армии и флота.
Какая ни есть ювелирная отрасль в России, а она даёт работу тысячам людей и приносит в бюджет миллионы рублей отчислений. Очевидно, что пора правительственным кругам и административным органам понять, что процессы в ювелирном сообществе не очень простые и с общественным мнением в этой сфере производства надо бы считаться. В любом случае, необходимо срочно озвучить федеральную государственную политику в ювелирной отрасли.
Владимир Тесленко для Rough&Polished