Законопроектом, внесенным членами Совета Федерации Виктором Орловым, Сергеем Ивановым, Владимиром Кулаковым, Виктором Озеровым, Александром Матвеевым, Вячеславом Новиковым и депутатом Госдумы Владимиром Пехтиным, устанавливается возможность предоставления гражданам, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей, права пользования недрами для добычи россыпного золота. Иностранным гражданам и лицам без гражданства добыча золота не разрешается.
Законопроект предусматривает выдачу индивидуальным предпринимателям без конкурса /аукциона/ упрощенных лицензий на пользование конкретными участками недр, содержащими незначительное /менее 10 кг/ количество золота, и распространение на них упрощенной системы налогообложения.
Законопроект предусматривает упрощенный порядок реализации /приемки/ добытого золота, который должен быть определен правительством РФ.
Комитет при доработке ко второму чтению предлагает установить, что основанием для отнесения участка недр к участкам, которые могут предоставляться в пользование индивидуальным предпринимателям для добычи россыпного золота в упрощенном порядке, будет являться подтвержденное заключением госэкспертизы запасов полезных ископаемых содержание на данном участке запасов россыпного золота не более 10 кг. Также предлагается уточнить порядок осуществления операций с россыпным золотом, добытым индивидуальными предпринимателями, в части совершения внешнеторговых операций.
Правительство РФ поддерживает законопроект при условии его доработки. В соответствии с законопроектом основанием для отнесения участка недр к участкам, которые могут предоставляться в пользование индивидуальному предпринимателю для добычи россыпного золота в упрощенном порядке, является подтвержденное заключением федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа содержание на указанном участке запасов россыпного золота не более 10 кг, однако порядок выдачи такого заключения не определен.
В связи с этим слова "по заключению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа" необходимо заменить словами "по заключению государственной экспертизы запасов полезных ископаемых", а также исключить слова "и /или/ прогнозные ресурсы".
Согласно изменениям, вносимым в закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", добыча драгоценных металлов может осуществляться субъектами предпринимательской деятельности, получившими в порядке, установленном законодательством РФ о недрах, лицензии на пользование недрами, добыча драгоценных камней может осуществляться юридическими лицами, получившими в порядке, установленном федеральными законами, лицензии на пользование недрами.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 15 закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" определено, что добычу драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют организации, указанные в статье 4 данного закона, собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях"и иными законодательными актами.
При этом соответствующие изменения в статью 15 закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в отношении индивидуальных предпринимателей, получивших в порядке, установленном законодательством о недрах, лицензии на пользование недрами, законопроектом не вносятся.
Законопроект дополняет закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" положением, наделяющим правительство РФ полномочиями по определению порядка осуществления операций с россыпным золотом, добытым индивидуальными предпринимателями.
Необходимо учитывать, что к операциям с драгоценными металлами относятся в том числе действия по их ввозу в РФ и вывозу из РФ. Порядок совершения данных действий регламентирован решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. 19 "О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и РФ", в части порядка ввоза на таможенную территорию Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и вывоза с таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, и не может относиться к компетенции правительства РФ.
В связи с этим в законопроект предлагается внести соответствующие уточнения в части совершения внешнеторговых операций с россыпным золотом.