Готовьтесь к новой, усовершенствованной Системе сертификации Кимберлийского процесса (ССКП). Готовьтесь к классовому разделению алмазодобытчиков, производителей и торговцев на «высших» и «низших». Такова сущность плана США, который очень скоро будет предложен для реализации, возможно даже на предстоящей пленарной сессии КП в Иерусалиме.
Первый намек на существование нового плана по фундаментальному изменению схемы сертификации в рамках КП прозвучал из уст помощника госсекретаря США по экономическим, энергетическим и коммерческим вопросам Хосе Фернандеса (Jose Fernandez) на встрече с ведущими представителями американской алмазной промышленности в Госдепартаменте США. Фернандес заявил, что он вскоре выступит с предложением реализовать так называемый план «КП-плюс», цель которого – побудить некоторые страны-участницы КП взять на себя обязательства по более строгому соблюдению требований КП, чтобы заручиться более высоким положением в системе. Детали не озвучивались. В распоряжение журнала Diamond Intelligence Briefs попал один из ранних проектов этого предложения, и мы решили, что, опубликовав сегодня его подробности, мы дадим Соединенным Штатам возможность получить ответную реакцию американской и мировой алмазной промышленности на предлагаемые реформы. Ожидаем, что эта новость вызовет настоящую бурю.
Существующая система КП определяет конфликтные алмазы как «необработанные алмазы, используемые повстанческими движениями для финансирования военных действий против законных правительств». Разработчики плана «КП-плюс» хотят навязать суверенным добывающим странам более «высокие» обязательства в гуманитарной сфере и в сфере соблюдения прав человека применительно к их добывающей деятельности, чтобы, в итоге, конечный потребитель мог знать, что купленный им в Tiffany’s бриллиант сделан из необработанного алмаза, поступившего из «обычного источника сырья» (например, из Зимбабве, ДРК, Анголы, Центральной Африканской Республики и т.д.), или из алмаза марки «КП-плюс», т.е. страна его происхождения уважает права человека, каковыми, предположительно, являются Канада, Австралия, Ботсвана или Россия. Повторюсь: предположительно, так как точно мы не знаем.
Без привязки к конфликтным алмазам
Новый «КП-плюс» станет чем-то вроде ЮНЕСКО в алмазной промышленности, обрывая традиционную привязку к конфликтным алмазам и заменяя ее на новую привязку, но уже к международному праву в области соблюдения прав человека. Будучи изначально придуманной исключительно для алмазодобывающих стран, новая система, в конечном итоге, превратится во что-то наподобие Кимберлийского процесса по бриллиантам. Однако довольно предисловий, так как гранильные центры и центры алмазной торговли уже и так напряглись и готовы к прыжку.
Тем не менее, начнем с самого начала. Хотел бы подчеркнуть, что информация поступила из надежных журналистских источников. У каждой инициативы есть своя «колыбель». Она должна где-то зародиться, затем обрасти формой и содержанием, а уж затем активно проталкиваться и лоббироваться с целью ее принятия на правительственном уровне. Назовем же авторов: одним из отцов-основателей концепции «КП-плюс» является президент ассоциации «Ювелиры Америки» (Jewelers of America) Мэттью Рунси (Matthew Runci).
Рунси также входит в состав правления Всемирного алмазного совета (World Diamond Council). Зная настроения гранильных центров и их экономику, можно интуитивно предположить, что эта отрасль алмазной промышленности в ближайшие тысячу лет вряд ли возьмет на себя обязательства, предполагающие какую-либо дополнительную сертификацию готовых бриллиантов. Для них это – настоящее безумие не только с точки зрения логики, но и с финансовой точки зрения тоже.
Покинувший пост директора-распорядителя De Beers Гарет Пенни (Gareth Penny) в прошлом году как-то сказал, что «нет такой другой отрасли промышленности, кроме алмазной, которую бы также тщательно проверяли, также жестко регулировали и за которой бы также пристально следили». Уже сегодня есть «Принципы установившейся практики» (Best Practice Principles), обязательные процедуры в рамках законов против отмывания денег и финансирования террористической деятельности, добровольные процедуры предоставления гарантий, номенклатура данных, указываемых в обязательном порядке. Назовите что угодно – у нас это уже есть. Каждый год на рынок поступает около 1,3 млрд. полированных камней, многие из которых настолько малы, что их нужно штук 200-300, чтобы получился один карат. Дополнительная сертификация означает дополнительные издержки, а они могут превысить саму стоимость бриллианта.
Слабо верится, что наша промышленность взвалит на себя дополнительное бремя. Более вероятна реакция: «Стоп! Того, что уже есть, достаточно». Вряд ли также организации, подобные «Ювелирам Америки», порекомендуют рознице установить надбавку с целью финансирования дополнительного бремени на цепочку формирования стоимости. Тем не менее, от идей типа «КП-плюс» отделаться не так-то просто.
Реформирование «устаревшей» ССКП
Заявленная цель предлагаемой схемы «КП-плюс» – расширить рамки и повысить эффективность существующего КП путем вложения в одну инициативу всего пакета реформистских идей. Появится возможность обойти требование консенсуса, которое заложено сегодня в структуру процесса принятия решений в КП: за счет строгой добровольности присоединения к новой инициативе, благодаря чему первоначальная группа желающих стран, ныне участвующих в КП, возьмет на себя дополнительные обязательства, будет сформирован новый, более высокий уровень поверх официальной структуры КП. Это и есть тот самый «высший класс», о котором я упоминал.
Основной удар придется на алмазодобывающие страны, большинство которых эксплуатирует аллювиальные месторождения. Им придется гарантировать, что их деятельность по добыче алмазов «соответствует требованиям международного права в области соблюдения прав человека».
Самая «блестящая» идея заключается в том, что результатом внедрения инициативы станет нейтрализация единогласия системы КП. Вопрос сугубо добровольный, принуждать вступать в «КП-плюс»никого не будут. С момента своего официального начала работы в 2003 году КП не смог приступить к реализации сколь бы то ни было значимых реформ, так как процесс принятия решений требует консенсуса. Всего одна несогласная страна может заблокировать любое решение.
План Фернандеса «КП-плюс» призван изолировать и нейтрализовать проблемные страны. План вызовет бурю возмущения и негодования и, вероятнее всего, столкнется с жесточайшим сопротивлением. Однако те эксперты, с которыми мы проконсультировались, заявляют, что «похоронить» этот план будет не просто.
Фернандес будет основывать свою позицию на том, что никто не может воспрепятствовать добровольному созданию группы «КП-плюс» из ряда стран-участниц КП, желающих взять на себя обязательства по принятию мер, которые, как они говорят, будут направлены на более полную реализацию идеалов, заложенных в основу ССКП при ее создании. То, чего хочет достичь Фернандес, – это обеспечение полного соответствия всей алмазодобывающей деятельности в определенных алмазодобывающих странах требованиям международного права в области соблюдения прав человека.
Для большинства таких стран, как Ангола, Гвинея, Сьерра-Леоне, ДРК и ЦАР, где алмазы добываются на аллювиальных месторождениях преимущественно кустарным способом, такой стандарт является практически недостижимым. И не потому что их правительства – исчадия ада (они, кстати, таковыми не являются), а потому что слишком большая доля добычи ведется нелегальным образом, добытое реализуется контрабандным путем, и все это происходит в рамках существующих подпольных или параллельных рынков. Правительства не в состоянии контролировать эту деятельность.
Требования схемы «КП-плюс», которые, как ожидается, будут озвучены Фернандесом, предполагают, что все физические лица и организации, занимающиеся любым видом алмазодобывающей деятельности, должны пройти надлежащую процедуру лицензирования, чтобы получить право на ведение подобной деятельности. Более того, подробная информация обо всех добытых алмазах должна тщательно регистрироваться. Любая страна, где имеет место распространение контрабанды алмазов или их нелегальной добычи, таким образом будет из группы «КП-плюс» исключена.
Итак, внутри существующей ССКП будет создан клуб стран «КП-плюс», и этот клуб будет жить по собственным правилам. Члены клуба «КП-плюс» сами будут решать, что именно они захотят сообщить общественности о своей системе сертификации, а что нет. Предлагается, что для приема в члены клуба или для приостановления членства необходимо согласие 75% общего состава членов клуба. Хотят ли они, чтобы все добывающие страны вошли в состав «КП-плюс»? Мы не знаем.
Госдепартамент США вложил огромные средства в отслеживание и получение представления о маршрутах контрабанды алмазов в Западной Африке. Некоторая часть этого познавательного процесса, касающаяся выяснения, как же именно работает сектор кустарной добычи алмазов, была отдана в субподряд крупной консалтинговой компании Tetra Tech ARD, специализирующейся на проектах развития в странах третьего мира. 43 офиса компании охватывают весь мир. Она регулярно участвует в работе межсессионных и пленарных заседаний Кимберлийского процесса. По некоторой информации, Tetra Tech ARD установила местонахождение африканских группировок алмазных контрабандистов. Госдепартамент США знает лучше практически любой страны в мире, как эксплуатируются аллювиальные месторождения алмазов. Он также знает, что странам придется сделать, чтобы стать членом клуба.
«Чистые» поставщики бриллиантов
Предложение содержит определенный стимул, предполагающий (невероятно!) скрытую делегитимизацию существующих сертификатов КП. Как? Да очень просто. У членов клуба «КП-плюс» среди прочего будет обязательство сертифицировать бриллианты, произведенные из сырья, добытого в странах-членах «КП-плюс». Таким образом, производители и экспортеры бриллиантов смогут показать американским ювелирам и торговцам, что покупаемые ими камни добыты в стране, являющейся членом «КП-плюс» в рамках ССКП.
Предусмотрена даже публикация списков розничных торговцев и поставщиков, которые приобретают алмазное сырье, происходящее только из стран-членов «КП-плюс». А остальных на доску позора? В прейскурантах, вероятно, будут стоять более высокие цены на бриллианты поставщиков марки «КП-плюс», и дисконтные цены на все остальные камни. Что-то подобное сегодня уже происходит.
Пройдет ли это предложение? Трудно сказать, ведь основной подвох спрятан в деталях. В принципе, ни один порядочный человек или страна не проголосует против прав человека. Однако эти права в каждой стране мира понимаются по-разному. И права человека ассоциируются не только с добывающими странами, но и со странами-производителями и с торгующими странами, включая, возможно, и сами Соединенные Штаты.
Очевидно, что такая нездоровая привязка к правам человека встретит значительное сопротивление, и шансы ее принятия Системой сертификации КП близки к нулю. Однако никто и не собирается просить ССКП ее принимать. ССКП собираются обойти.
Большая проблема возникнет с пониманием гуманитарных стандартов. В конце концов, то, что в одной стране воспринимается как терроризм, в другой считается борьбой за свободу и независимость. Сила мировой алмазной промышленности всегда была в ее неполитизированной сущности. Во времена коммунистического Советского Союза его алмазные рудники работали наравне с рудниками капиталистических стран. Правильно или нет, но политику в алмазную промышленность не допускали. Именно политический аспект делает концепцию «КП-плюс» такой привлекательной – и такой неудобной. Это – добровольная инициатива определенного ряда стран, к которой, вне всяких сомнений, присоединятся Соединенные Штаты, Канада, Австралия и, возможно, Европа. А какая еще добывающая страна сможет соответствовать критериям?
Возможно, кто-то скажет, что Ботсвана, Канада и Австралия – «естественные» главные кандидаты на включение. Опять же, это зависит о того, каким мерилом мерить. В каждой из этих стран есть проблемная тема коренных жителей и множество других проблем. Где будет проведена граница? Один из ярых сторонников новой концепции по секрету признался, что детали проекта еще не проработаны.
Будет ли «КП-плюс» открытой инициативой, пытающейся привлечь на свою сторону всех участников КП, полагаясь на использование внутренних процедур по приостановлению членства и урегулированию споров для внедрения более высоких стандартов, или это будет эксклюзивная инициатива для избранных, пытающаяся ограничить число своих членов только теми странами, которые с большой долей вероятности в состоянии выполнить условия вхождения в «КП-плюс»?
Председательствующая в следующем году Демократическая Республика Конго (ДРК) занимает одну из лидирующих позиций в мировом списке стран, в которых имеет место гуманитарная катастрофа. Нарушения прав человека в этой стране происходят практически во всех сферах ее горнодобывающей промышленности (включая добычу золота). Большинство добытых алмазов вывозится контрабандой. В Кимберлийском процессе положение ДРК таково, что она имеет право стать председателем, т.е. возглавить процесс. В систему же «КП-плюс» ее не допустят, и в сверкающем мире бриллиантов от ее продукции, можно не сомневаться, будут шарахаться, как от прокаженного.
Все может закончиться тем, что у Фернандеса будет клуб с прекрасной концепцией и с самыми благими намерениями, но без добывающих стран. Пока что рановато строить догадки или делать выводы. В конечном итоге, концепция «КП-плюс» официально не предложена, а наши источники совершенно не настроены раскрывать подробности. Можно предположить, что Фернендес сам до конца еще не определился, иначе он поделился бы своими идеями на прошедшей встрече в Госдепартаменте. А, может, он хочет подождать, пока случится чудо, и ССКП сама решит себя отреформировать, чтобы только Фернандесу не пришлось объявлять о «КП-плюс»? Быть может, это что-то вроде угрозы алмазной промышленности, толчок к действию, демонстрация того, что может произойти, если существующая система не согласится на проведение некоторых столь необходимых реформ?
Самое удивительное, что самым важным вопросом на повестке дня состоявшихся консультаций высокопоставленных чиновников Госдепартамента США с представителями американской алмазной промышленности был вопрос, который так и не был обсужден.
[ Израильский Институт Алмазов ]