Израильская алмазная биржа счастлива

Раздел: Драгоценные камни
05 ноября 2010 г.

Всех, под­ни­ма­ю­щих­ся на этаж ин­же­не­ро­в-­гра­до­стро­и­те­лей в зда­нии му­ни­ци­па­ли­те­та Ра­мат-Га­на, встре­ча­ет огром­ная бле­стя­щая таб­лич­ка зе­ле­но­го цве­та. «Ал­маз­ная бир­жа счаст­ли­ва!», – та­ков ее текст. У му­ни­ци­па­ли­те­та уже есть не толь­ко об­щее пред­став­ле­ни­е, но и кон­крет­ный план по пре­вра­ще­нию квар­та­ла ал­маз­ной бир­жи в «рай для ху­дож­ни­ков и сту­ден­тов с оте­ля­ми и куль­тур­ны­ми учре­жде­ни­я­ми». Это бу­дет, по вы­ра­же­нию ра­мат­ган­ско­го ин­же­не­ра-­гра­до­стро­и­те­ля Хаи­ма Ко­эна и ар­хи­тек­то­ра го­ро­да Сер­гея Лер­ма­на, «ме­сто, где лю­ди смо­гут жить, ра­бо­тать, учить­ся и раз­вле­кать­ся без не­об­хо­ди­мо­сти поль­зо­вать­ся ав­то­мо­би­ле­м».

Не яс­но, кто боль­ше за­слу­жи­ва­ет бла­го­дар­но­сти – мэр Ра­мат-Га­на, ко­то­рый в 60-х го­дах про­шло­го ве­ка ви­дел пер­спек­ти­ву и сме­ло к ней шел, или мэр Тель­-Ави­ва, в те же са­мые го­ды упу­стив­ший со­от­вет­ству­ю­щую воз­мож­но­сть, од­на­ко факт оста­ет­ся фак­то­м: раз­ме­щен­ная в Ра­мат-Га­не бир­жа ста­ла эко­но­ми­че­ским яко­рем это­го го­ро­да. Му­ни­ци­паль­ные на­ло­ги, упла­чи­ва­е­мые ре­зи­ден­та­ми че­ты­рех зда­ний бир­жи, поз­во­ля­ют жи­те­лям Ра­мат-Га­на по­лу­чать об­ра­зо­ва­ние и ме­ди­цин­скую по­мо­щь, ко­то­рые опла­чи­ва­ют­ся из го­род­ско­го бюд­же­та, и еще хва­та­ет на мно­гое дру­го­е. Мэр го­ро­да Цви Бар не­од­но­крат­но под­чер­ки­ва­ет это об­сто­я­тель­ство во вре­мя сво­их по­се­ще­ний ал­маз­ной бир­жи.

Се­год­ня го­род пла­ни­ру­ет рас­ши­рить бир­же­вой квар­тал и пре­вра­тить его в дви­га­тель эко­но­ми­ки не толь­ко Ра­мат-Га­на, но и все­го Го­су­дар­ства Из­ра­иль. Речь идет о про­ек­те раз­ви­тия рай­о­на в пре­де­лах че­ты­рех огра­ни­чи­ва­ю­щих его ули­ц: Ав­ва Хил­лель на во­сто­ке, Бя­лик на се­ве­ре, шос­се Ая­лон на за­па­де и Жа­бо­тин­ско­го на юге.

У ост­ров­ка со­вре­мен­ных зда­ний, фор­ми­ру­ю­щих ны­неш­ний об­лик бир­же­во­го квар­та­ла, уже мно­гие де­ся­ти­ле­тия слов­но маг­нит при­тя­ги­ва­ю­ще­го к се­бе де­ло­вых лю­дей со все­го ми­ра, до­воль­но не­взрач­ный «зад­ний двор» – ни­чем не при­ме­ча­тель­ная за­строй­ка, в ко­то­рой днем ра­бо­та­ют ал­маз­ные ком­па­ни­и, а но­чью – стри­п-клу­бы и то­му по­доб­ные за­ве­де­ни­я. Го­род пла­ни­ру­ет из­ме­нить зо­ну бир­же­во­го ком­плек­са, опре­де­лив ее ос­нов­ное на­зна­че­ние как ме­сто раз­ме­ще­ния ком­мер­че­ских ор­га­ни­за­ций, офи­со­в, раз­вле­ка­тель­ных учре­жде­ний и ре­сто­ра­но­в, и вто­ро­сте­пен­ное – как ме­сто, где бу­дут рас­по­ла­гать­ся жи­лые до­ма, тор­го­вые пред­при­я­ти­я, сту­ден­че­ские об­ще­жи­ти­я, го­сти­ни­цы и учре­жде­ния куль­ту­ры.

Б­ди­тель­ное око об­ще­ствен­но­сти

Пер­спек­ти­ва, ка­кой ее ви­дит ин­же­нер-­гра­до­стро­и­тель Ха­им Ко­эн, – это мак­си­маль­ное очи­ще­ние го­род­ско­го цен­тра от лег­ко­вых ав­то­мо­би­лей. Сам Ко­эн, бу­дучи уже не мо­ло­ды­м, ез­дит на ра­бо­ту в Ра­мат-Ган из Тель­-Ави­ва на ве­ло­си­пе­де. Будь у не­го та­кая воз­мож­но­сть, он штра­фо­вал бы все­х, кто за­гряз­ня­ет воз­ду­х, при­ез­жая на ра­бо­ту на ма­ши­не, осо­бен­но тех, кто ез­дит в оди­ноч­ку, не под­во­зя сво­их кол­лег по ра­бо­те. По мне­нию Ко­эна, бир­же­вой квар­тал – иде­аль­ное ме­сто, где мож­но сов­ме­стить эко­но­ми­че­ский бум с за­бо­той об эко­ло­гии пла­не­ты:

«Д­ля нас очень важ­но пре­вра­тить бир­же­вой квар­тал в дви­га­тель эко­но­ми­ки все­го го­ро­да Ра­мат-Ган, и по этой при­чи­не в ка­че­стве важ­но­го ша­га мы ви­дим те ме­ры, ко­то­рые поз­во­лят сде­лать его цен­тром ком­мер­ции все­го Го­су­дар­ства Из­ра­иль. Ис­сле­до­вав этот рай­он, мы при­шли к вы­во­ду, что бир­жа – са­мое лег­ко до­ступ­ное ме­сто во всем Из­ра­и­ле с са­мой вы­со­кой ча­сто­той ав­то­бус­ных марш­ру­то­в. Мэр Цви Бар вы­сту­пил с ини­ци­а­ти­вой стро­и­тель­ства мо­ста, со­еди­ня­ю­ще­го ал­маз­ную бир­жу со стан­ци­ей. При­ят­но ви­деть, сколь­ко лю­дей каж­дое утро идет от­ту­да на бир­жу. В это вре­мя люд­ской по­ток в этом на­прав­ле­нии та­ко­в, что ид­ти ему на­встре­чу про­сто не­воз­мож­но. Ре­зуль­та­ты ис­сле­до­ва­ния по­ка­за­ли, что 80% со­труд­ни­ков бир­жи едут на ра­бо­ту об­ще­ствен­ным транс­пор­то­м. Ко­гда до­ба­вит­ся стан­ция ско­рост­но­го же­лез­но­до­рож­но­го со­об­ще­ни­я, т.е. ра­мат­ган­ско­го мет­ро, у нее бу­дет че­ты­ре глав­ных вы­хо­да. Мы на­ме­ре­ны раз­ви­вать рай­он с долж­ным вни­ма­ни­ем к во­про­сам соб­ствен­но­сти. На­ша ос­нов­ная про­бле­ма – та не­здо­ро­вая де­я­тель­но­сть, ко­то­рая раз­во­ра­чи­ва­ет­ся здесь по но­чам при пол­ном от­сут­ствии дру­гой ноч­ной жиз­ни. Мы при­шли к вы­во­ду, что смо­жем по­бе­дить толь­ко с по­мо­щью об­ще­ствен­но­сти. Мы ос­но­вы­ва­ем­ся на тео­ри­и, из­ло­жен­ной Джейн Джей­кобс (Jane Jacobs) в ее кни­ге «Жизнь и смерть ве­ли­ких аме­ри­кан­ских го­ро­до­в» (Life and Death of Great American Cities). По ее мне­ни­ю, лю­бой жи­тель, ко­то­рый смот­рит на ули­цу из сво­е­го ок­на или с бал­ко­на, вы­пол­ня­ет роль «о­ка об­ще­ствен­но­сти», сдер­жи­ва­ю­ще­го от­ри­ца­тель­ные про­яв­ле­ния че­ло­ве­че­ской на­ту­ры, по­сколь­ку лю­ди склон­ны не де­лать ни­че­го пло­хо­го, по­ка они на ви­ду. По этой при­чи­не мы ре­ши­ли уси­лить фак­тор об­ще­ствен­но­го мне­ни­я, раз­ра­бо­тав про­грам­му жи­лищ­но­го стро­и­тель­ства для мо­ло­дых лю­дей, боль­шей ча­стью хо­ло­стых и сту­ден­то­в. Со­глас­но на­ше­му пла­ну, в каж­дом зда­нии по­явит­ся око­ло 30% жи­лых по­ме­ще­ний, да­вая воз­мож­ность обес­пе­чить жи­льем мо­ло­дое по­ко­ле­ни­е».

В рам­ках про­грам­мы по фор­ми­ро­ва­нию об­ще­ствен­но­го мне­ни­я, омо­ло­же­нию бир­же­во­го квар­та­ла и при­вне­се­нию по­ло­жи­тель­ных эле­мен­тов в его де­ло­вую жизнь му­ни­ци­па­ли­тет пе­ре­дал ху­до­же­ствен­но­му фа­куль­те­ту кол­ле­джа Шен­кар на­хо­дя­ще­е­ся в этом рай­о­не ис­то­ри­че­ское зда­ни­е. Бес­плат­но. «Та­ким об­ра­зо­м, – объ­яс­ня­ет Ха­им Ко­эн, – фор­ми­ру­ет­ся по­сто­ян­ный пе­ше­ход­ный марш­рут меж­ду глав­ны­ми кор­пу­са­ми Шен­ка­ра на се­вер­ной сто­ро­не бир­же­во­го квар­та­ла и этим зда­ни­е­м. Это на­ча­ло омо­ло­же­ния квар­та­ла».

Взя­тый курс на мо­ло­дость и эко­ло­гию бу­дет под­креп­лен со­зда­ни­ем боль­шо­го чис­ла ве­ло­си­пед­ных сто­я­нок и уве­ли­че­ни­ем тер­ри­то­ри­и, за­ня­той зе­ле­ны­ми на­саж­де­ни­я­ми.

Жи­лые не­бо­скре­бы­

«На­ше ви­де­ние ши­ре вос­при­я­тия бир­же­во­го квар­та­ла как юве­лир­но­го цен­тра, – го­во­рит ар­хи­тек­тор го­ро­да Сер­гей Лер­ман. – Мы хо­тим ви­деть центр жи­вы­м, ды­ша­щи­м, со мно­же­ством сту­ден­то­в, экс­по­зи­ций, ху­дож­ни­ков – с ка­че­ствен­ным мо­ло­дым на­се­ле­ни­е­м. То, что се­го­дня юве­лир­ный центр раз­ви­ва­ет­ся, – это пре­крас­но. Чем боль­ше бу­дет этот рай­он да­вать, и чем ши­ре он бу­дет ис­поль­зо­вать­ся, тем луч­ше бу­дет для го­ро­да».

Еще од­ной ча­стью вы­стро­ен­ной Ха­и­мом Ко­эном и Сер­ге­ем Лер­ма­ном пер­спек­ти­вы раз­ви­тия бир­же­во­го квар­та­ла яв­ля­ет­ся ак­цент на жи­лых не­бо­скре­бах в не­по­сред­ствен­ной бли­зо­сти от бир­жи, ко­то­рые осна­ще­ны или бу­дут осна­ще­ны пар­кин­га­ми. «Де­сять ты­сяч че­ло­век уже жи­вут в 400 мет­рах от бир­жи. Мы рас­ши­ря­ем жи­лую за­строй­ку за счет не­сколь­ких не­бо­скре­бов в бир­же­вом квар­та­ле. Это жи­лье бу­дет в ос­нов­ном для пред­ста­ви­те­лей сред­не­го клас­са, а так­же вы­ше сред­не­го. А око­ло 20% бу­дет до­ступ­ны­м, сда­вать­ся в арен­ду. Кро­ме то­го, Зе­мель­ное управ­ле­ние Из­ра­и­ля и ком­па­ния Ayalon Highway Co. да­ли нам раз­ре­ше­ние на ис­поль­зо­ва­ние участ­ка пло­ща­дью 1 га вдоль шос­се Ая­лон. Сре­ди про­че­го мы на­ме­ре­ны раз­ме­стить там сту­ден­че­ские об­ще­жи­ти­я».

За­ру­беж­ные мо­де­ли

У со­труд­ни­ков му­ни­ци­па­ли­те­та Ра­мат-Га­на, за­ни­ма­ю­щих­ся об­нов­ле­ни­ем об­ли­ка бир­же­во­го квар­та­ла, есть две мо­де­ли: Ман­х­эт­тен и Ми­лан. «Мы по­се­ти­ли Ман­х­эт­тен вме­сте с ми­ни­стром жи­лищ­ной по­ли­ти­ки и стро­и­тель­ства, – го­во­рит Ха­им Ко­эн, – и изу­чи­ли мо­дель под на­зва­ни­ем «рай­он со­дей­ствия раз­ви­тию биз­не­са» (Business Improvement District – BID), ко­то­рая пред­став­ля­ет со­бой кор­по­ра­цию вла­дель­цев биз­не­сов и не­дви­жи­мо­сти, ра­бо­та­ю­щую на бла­го сво­е­го рай­о­на. На­при­мер, ес­ли го­род бе­рет на се­бя убор­ку тер­ри­то­рии три ра­за с не­де­лю, кор­по­ра­ция до­бав­ля­ет еще три ра­за. Та­к, на Ман­х­эт­те­не, еще 20 лет на­зад поль­зо­вав­шем­ся дур­ной сла­вой, есть 71 та­кой рай­он BID. Они вме­сте с му­ни­ци­па­ли­те­том сле­дят за по­ряд­ком в го­ро­де. Го­род по­мо­га­ет та­ким рай­о­на­м, вы­де­ляя им сред­ства не­боль­шо­го до­пол­ни­тель­но со­би­ра­е­мо­го му­ни­ци­паль­но­го на­ло­га. Ко­гда мы вер­ну­лись, я про­вел три кон­фе­рен­ции с уча­сти­ем вла­дель­цев биз­не­сов и не­дви­жи­мо­сти, а так­же ре­зи­ден­тов бир­жи. Мы быст­ро по­ня­ли, что в на­шем го­ро­де эта идея не пой­дет. С по­мо­щью вы­пуск­ни­ков кол­ле­джа Шен­кар мы учре­ди­ли ком­па­нию Design Partners, ко­то­рая на при­ме­ре ми­лан­ско­го рай­о­на Zona Tortona под­го­то­ви­ла ви­де­ние то­го, что, по на­ше­му мне­ни­ю, яв­ля­ет­ся мо­де­лью для бир­же­во­го квар­та­ла. У ком­па­нии есть сро­ки окон­ча­ния ра­бо­т, и в те­че­ние по­сле­ду­ю­щих не­сколь­ких ме­ся­цев ее план бу­дет опуб­ли­ко­ван. Мы ве­ри­м, что смо­жем уви­деть ма­те­ри­а­ли­зо­ван­ные ре­зуль­та­ты уже в те­че­ние го­да».

Тем вре­ме­не­м

«На­ши при­зы­вы к ком­па­ни­я­м, ра­бо­та­ю­щим се­го­дня в бир­же­вом квар­та­ле, ни­чем не увен­ча­лись. На­при­мер, толь­ко две из них со­гла­си­лись с на­шим пред­ло­же­ни­ем до­ба­вить к их зда­ни­ям еще один эта­ж. Мы по­ощ­ря­ем стро­и­тель­ство и ре­кон­струк­ци­ю, да­ем раз­ре­ше­ние на воз­ве­де­ние до­пол­ни­тель­ных эта­жей (без рас­ши­ре­ния пар­ков­ки из-­за за­гряз­не­ния воз­ду­ха ав­то­мо­би­ля­ми) и так да­ле­е. Мы счи­та­е­м, что по ме­ре раз­ви­тия бир­же­во­го квар­та­ла у вла­дель­цев зда­ний по­явит­ся же­ла­ние ин­ве­сти­ро­вать в ре­кон­струк­цию и стро­и­тель­ство. Лю­ди хо­тят, что­бы сто­и­мость их не­дви­жи­мо­сти оста­ва­лась вы­со­кой, что­бы они мог­ли сда­вать ее в арен­ду или про­да­вать по хо­ро­шей це­не. Я не ве­рю в мо­ни­то­рин­г. Я ве­рю в за­ко­ны рын­ка. За­ко­ны рын­ка в ко­неч­ном ито­ге за­ста­вят бир­же­вой квар­тал вы­гля­деть как из­бран­ная на­ми мо­дель – Zona Tortona в Ми­ла­не – и стать по­ис­ти­не ре­спек­та­бель­ны­м, пол­ным ак­тив­ной жиз­ни ме­сто­м».

Эта ста­тья впер­вые опуб­ли­ко­ва­на в жур­на­ле HaYahalom Из­ра­иль­ско­го ин­сти­ту­та ал­ма­зо­в

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->