Не ясно, кто больше заслуживает благодарности – мэр Рамат-Гана, который в 60-х годах прошлого века видел перспективу и смело к ней шел, или мэр Тель-Авива, в те же самые годы упустивший соответствующую возможность, однако факт остается фактом: размещенная в Рамат-Гане биржа стала экономическим якорем этого города. Муниципальные налоги, уплачиваемые резидентами четырех зданий биржи, позволяют жителям Рамат-Гана получать образование и медицинскую помощь, которые оплачиваются из городского бюджета, и еще хватает на многое другое. Мэр города Цви Бар неоднократно подчеркивает это обстоятельство во время своих посещений алмазной биржи.
Сегодня город планирует расширить биржевой квартал и превратить его в двигатель экономики не только Рамат-Гана, но и всего Государства Израиль. Речь идет о проекте развития района в пределах четырех ограничивающих его улиц: Авва Хиллель на востоке, Бялик на севере, шоссе Аялон на западе и Жаботинского на юге.
У островка современных зданий, формирующих нынешний облик биржевого квартала, уже многие десятилетия словно магнит притягивающего к себе деловых людей со всего мира, довольно невзрачный «задний двор» – ничем не примечательная застройка, в которой днем работают алмазные компании, а ночью – стрип-клубы и тому подобные заведения. Город планирует изменить зону биржевого комплекса, определив ее основное назначение как место размещения коммерческих организаций, офисов, развлекательных учреждений и ресторанов, и второстепенное – как место, где будут располагаться жилые дома, торговые предприятия, студенческие общежития, гостиницы и учреждения культуры.
Бдительное око общественности
Перспектива, какой ее видит инженер-градостроитель Хаим Коэн, – это максимальное очищение городского центра от легковых автомобилей. Сам Коэн, будучи уже не молодым, ездит на работу в Рамат-Ган из Тель-Авива на велосипеде. Будь у него такая возможность, он штрафовал бы всех, кто загрязняет воздух, приезжая на работу на машине, особенно тех, кто ездит в одиночку, не подвозя своих коллег по работе. По мнению Коэна, биржевой квартал – идеальное место, где можно совместить экономический бум с заботой об экологии планеты:
«Для нас очень важно превратить биржевой квартал в двигатель экономики всего города Рамат-Ган, и по этой причине в качестве важного шага мы видим те меры, которые позволят сделать его центром коммерции всего Государства Израиль. Исследовав этот район, мы пришли к выводу, что биржа – самое легко доступное место во всем Израиле с самой высокой частотой автобусных маршрутов. Мэр Цви Бар выступил с инициативой строительства моста, соединяющего алмазную биржу со станцией. Приятно видеть, сколько людей каждое утро идет оттуда на биржу. В это время людской поток в этом направлении таков, что идти ему навстречу просто невозможно. Результаты исследования показали, что 80% сотрудников биржи едут на работу общественным транспортом. Когда добавится станция скоростного железнодорожного сообщения, т.е. раматганского метро, у нее будет четыре главных выхода. Мы намерены развивать район с должным вниманием к вопросам собственности. Наша основная проблема – та нездоровая деятельность, которая разворачивается здесь по ночам при полном отсутствии другой ночной жизни. Мы пришли к выводу, что сможем победить только с помощью общественности. Мы основываемся на теории, изложенной Джейн Джейкобс (Jane Jacobs) в ее книге «Жизнь и смерть великих американских городов» (Life and Death of Great American Cities). По ее мнению, любой житель, который смотрит на улицу из своего окна или с балкона, выполняет роль «ока общественности», сдерживающего отрицательные проявления человеческой натуры, поскольку люди склонны не делать ничего плохого, пока они на виду. По этой причине мы решили усилить фактор общественного мнения, разработав программу жилищного строительства для молодых людей, большей частью холостых и студентов. Согласно нашему плану, в каждом здании появится около 30% жилых помещений, давая возможность обеспечить жильем молодое поколение».
В рамках программы по формированию общественного мнения, омоложению биржевого квартала и привнесению положительных элементов в его деловую жизнь муниципалитет передал художественному факультету колледжа Шенкар находящееся в этом районе историческое здание. Бесплатно. «Таким образом, – объясняет Хаим Коэн, – формируется постоянный пешеходный маршрут между главными корпусами Шенкара на северной стороне биржевого квартала и этим зданием. Это начало омоложения квартала».
Взятый курс на молодость и экологию будет подкреплен созданием большого числа велосипедных стоянок и увеличением территории, занятой зелеными насаждениями.
Жилые небоскребы
«Наше видение шире восприятия биржевого квартала как ювелирного центра, – говорит архитектор города Сергей Лерман. – Мы хотим видеть центр живым, дышащим, со множеством студентов, экспозиций, художников – с качественным молодым населением. То, что сегодня ювелирный центр развивается, – это прекрасно. Чем больше будет этот район давать, и чем шире он будет использоваться, тем лучше будет для города».
Еще одной частью выстроенной Хаимом Коэном и Сергеем Лерманом перспективы развития биржевого квартала является акцент на жилых небоскребах в непосредственной близости от биржи, которые оснащены или будут оснащены паркингами. «Десять тысяч человек уже живут в 400 метрах от биржи. Мы расширяем жилую застройку за счет нескольких небоскребов в биржевом квартале. Это жилье будет в основном для представителей среднего класса, а также выше среднего. А около 20% будет доступным, сдаваться в аренду. Кроме того, Земельное управление Израиля и компания Ayalon Highway Co. дали нам разрешение на использование участка площадью 1 га вдоль шоссе Аялон. Среди прочего мы намерены разместить там студенческие общежития».
Зарубежные модели
У сотрудников муниципалитета Рамат-Гана, занимающихся обновлением облика биржевого квартала, есть две модели: Манхэттен и Милан. «Мы посетили Манхэттен вместе с министром жилищной политики и строительства, – говорит Хаим Коэн, – и изучили модель под названием «район содействия развитию бизнеса» (Business Improvement District – BID), которая представляет собой корпорацию владельцев бизнесов и недвижимости, работающую на благо своего района. Например, если город берет на себя уборку территории три раза с неделю, корпорация добавляет еще три раза. Так, на Манхэттене, еще 20 лет назад пользовавшемся дурной славой, есть 71 такой район BID. Они вместе с муниципалитетом следят за порядком в городе. Город помогает таким районам, выделяя им средства небольшого дополнительно собираемого муниципального налога. Когда мы вернулись, я провел три конференции с участием владельцев бизнесов и недвижимости, а также резидентов биржи. Мы быстро поняли, что в нашем городе эта идея не пойдет. С помощью выпускников колледжа Шенкар мы учредили компанию Design Partners, которая на примере миланского района Zona Tortona подготовила видение того, что, по нашему мнению, является моделью для биржевого квартала. У компании есть сроки окончания работ, и в течение последующих нескольких месяцев ее план будет опубликован. Мы верим, что сможем увидеть материализованные результаты уже в течение года».
Тем временем
«Наши призывы к компаниям, работающим сегодня в биржевом квартале, ничем не увенчались. Например, только две из них согласились с нашим предложением добавить к их зданиям еще один этаж. Мы поощряем строительство и реконструкцию, даем разрешение на возведение дополнительных этажей (без расширения парковки из-за загрязнения воздуха автомобилями) и так далее. Мы считаем, что по мере развития биржевого квартала у владельцев зданий появится желание инвестировать в реконструкцию и строительство. Люди хотят, чтобы стоимость их недвижимости оставалась высокой, чтобы они могли сдавать ее в аренду или продавать по хорошей цене. Я не верю в мониторинг. Я верю в законы рынка. Законы рынка в конечном итоге заставят биржевой квартал выглядеть как избранная нами модель – Zona Tortona в Милане – и стать поистине респектабельным, полным активной жизни местом».
Эта статья впервые опубликована в журнале HaYahalom Израильского института алмазов
[ Израильский Институт Алмазов ]