Зарплаты меньше, чем у парикмахеров, руки в ссадинах, сложности с работой. И все же каждый год сотни молодых людей в Германии выбирают профессию ювелира. Что следует знать тем, кто собирается приручить золото?
Хрупкая на первый взгляд девушка ждет, пока расплавится золото, чтобы поместить его в гипсовую форму. Через несколько часов она будет шлифовать заготовку, в которую к концу дня вставят бриллианты. На следующий день это кольцо подарят - вместе с предложением руки и сердца. Картина словно воплощение девичьих грез. Но самое интересное, что немало девушек сегодня хотят примерить на себя роль вовсе не дамы сердца, а ювелира.
Женская доля
Ученическая работа Анны Кюльтау: кто станет властелином кольца?
Какая девушка, разглядывая витрины с украшениями, не думала: "Все одно и то же, пустили бы меня, вот уж я бы придумала что-нибудь оригинальное"? Поэтому неудивительно, что профессия ювелира всегда притягивала прекрасную половину человечества.
Сегодня в Германии наблюдается бум женщин-ювелиров. "Эта профессия становится все более женской, - говорит президент Союза немецких ювелиров Ханс-Юрген Виглеб (Hans-Jürgen Wiegleb). - Уже сегодня среди тех, кто учится на ювелира, - 75 процентов женщин". И испытания, которым подвергают себя девушки ради своей мечты, заставляют уважать их еще больше.
Прощайте, красивые руки
Молодая девушка-ювелир Кати опубликовала в интернете список вещей, которые должен знать каждый, кто планирует учиться на золотых дел мастера в Германии. "Девушки, запомните: вам предстоит навсегда распрощаться с длинными красивыми ногтями. Отныне ваш удел - царапины, мозоли и вечно грязные руки", - вывела она едва ли не первым пунктом.
Уже задумались? Но это - только начало списка. А вот продолжение: "Не только во время учебы, но даже если вам удастся стать сотрудником ювелирной мастерской, ваша работа на 90 процентов будет состоять из выполнения заказов клиентов и шефа, - пишет Кати. - Свобода творчества и утренние размышления о том, что бы такого креативного сотворить, вам светят, только если вы работаете фрилансером, а это сегодня слишком рискованно".
Не все то золото, что блестит
"Не могу согласиться с этим высказыванием, - говорит редактор издания Goldschmiede Zeitung ("Газета ювелиров") Аксель Хензельдер (Axel Henselder). - Ведь клиенты желают носить неповторимые и индивидуальные украшения, а значит, без креативности - никуда. Другое дело, что украшение должно украшать, но об этом почему-то забывают многие выпускники ювелирных школ. Ювелиры - не свободные художники".
Если учесть, что при таких ограничениях ювелиры еще и довольно мало зарабатывают, становится совсем грустно. "Мы зарабатываем меньше парикмахеров", - пишет Кати. "Не все то золото, что блестит, - вторит ей эксперт Аксель Хензельдер. - Среди ювелиров кое-как обеспечить себя способны только настоящие таланты". "Если бы не мои родители, которые сказали: "Не волнуйся, мы возьмем на себя арендную плату", я бы не смогла учиться", - завершает довольно печальную картину Анна Кюльтау (Anna Kühltau), которая через несколько месяцев сдает экзамен на ювелира.
Гонконг на смену Ханау
Аксель Хензельдер: "Ювелиры - не свободные художники"
Все дело в том, что ювелиры "с соседней улицы" стремительно теряют клиентов. "Богатые покупают фирменные украшения от Cartier или Bulgari, - говорит редактор издания "Газета ювелиров" Аксель Хендельзер. - Все остальные - модные в этом сезоне фабричные украшения из серебра, стали или платины с недорогими камнями. Украшения от звучных фирм всегда в моде. Сегмент дешевых украшений переживает сейчас настоящий бум. Ну а обычный немецкий ювелир остается без работы".
Свою лепту вносит и глобализация: не только производство, но и дизайн украшений уходит за границу. И Гонконгская школа дизайна украшений уже наступает на пятки немецким школам в Идар-Оберштайне, Нюрнберге или Ханау. "Многие ювелиры вынуждены выкручиваться и, имея свою мастерскую, торгуют фирменными украшениями и часами известных марок", - говорит Аксель Хензельдер.
Тостер - потомкам
В чем же секрет сверхпопулярности профессии ювелира? Сидеть по 5-6 часов, сгорбившись, над одним колечком, заработать себе проблемы с позвоночником, забыть о красивых руках - и все это за смешные деньги? Да стоит ли овчинка выделки? "Людей притягивает миф об украшении. В музеях лежат настоящие шедевры, украшения из Древнего Египта или Рима, - говорит Аксель Хензельдер. - Золото, платина, драгоценные камни - все это сохраняет свою форму тысячелетиями. А человек стремится оставить какой-то след в вечности, причем желательно не бытовой предмет, не тостер, а произведение искусства". Выходит, это модная и трудная работа, дарящая - что сегодня редкость - возможность "потрогать" творение своих рук.
Прирученное золото: ученическая работа Анны Кюльтау
Ювелир - удивительная профессия. Когда за несколько часов расплавленный металл превращается в чудесное кольцо, это наполняет сердце гордостью и счастьем", - пишет блогер-ювелир Кати. "Надо иметь море терпения и твердую руку", - советует эксперт Аксель Хензельдер тем, кто подумывает о профессии ювелира. "Бывает, возишься несколько дней, чтобы устранить миллиметровую неровность, - говорит без пяти минут ювелир Анна Кюльтау. - От рутины спасают клиенты. Когда в рождественские каникулы магазин закрылся, и работала только мастерская, то от скуки можно было умереть".
Дизайнер или мастер?
Учиться на ювелира в Германии можно при частных ювелирных мастерских почти в любом крупном немецком городе или в государственных школах, например, в знаменитой Школе ювелиров и часовщиков в Пфорцхайме, куда приезжают учиться со всего мира. Однако путь обучения при мастерской вряд ли подойдет студентам-иностранцам. Учащиеся при мастерской не являются студентами, а потому не могут получить студенческую визу. Так что для иностранцев путь один - поступить в вуз на дизайнера украшений или дизайнера по металлу, например, в Высшей школе Трира (а точнее, ее отделении в знаменитом городе-шкатулке Идар-Оберштайне) или Нюрнбергской академии искусств.
Анна Кюльтау, которая учится как раз при мастерской, дизайнеров недолюбливает. "Дизайнеры украшений - это те, кто берет металлическую сетку, распыляет на нее золотую краску и называет этот продукт цепочкой, - говорит она. - Ну а то, что ее нельзя носить, их не очень волнует". Конечно, те, кто учится в мастерских, намного ближе к клиентам, но скепсис девушки напрасен: на дизайнерских факультетах тоже есть возможность выучиться и сдать экзамен на мастера-ювелира. Для студентов-иностранцев это - лучший выход из положения.