Ежегодно в мире проводится более 1000 ювелирных выставок разного масштаба. В них принимают участие десятки тысяч ювелирных фирм и миллионы посетителей. Самые крупные выставки проходят в Базеле (один раз в год), Виченце (три раза в год), Лас-Вегасе, Бангкоке, Гонконге.
Однако российская активность в международных выставках невелика. Только примерно 15 компаний время от времени участвуют в первоклассных выставках, главным образом в JCK Las Vegas и Baselworld: Алмаз-Холдинг, Кабирский, Красцветмет, смоленский «Кристалл», Рифеста, Садко, Элит, Ютэ-Ювелирный театр. В выставке Tokyo Jewellery International несколько раз принимала участие компания АЛРОСА и один раз «Империя солнца» (Регион-ювелир).
АЛРОСА выставлялась в Токио в 2005-2007 годах. Интерес к стенду компании был приличный (более 500 чел. в день). В рамках выставок проводился аукцион по продаже уникальных бриллиантов. Подобный аукцион АЛРОСА провела и в рамках выставки Hong Kong International Jewellery Show-2007.
В польском городе Гданьске ежегодно проводится международная выставка янтаря и ювелирных изделий Amberif. В ней несколько раз - в 1998, 2004 и 2007 годах - под патронажем администрации Калининградской области принимали участие региональные предприятия: Калининградский янтарный комбинат, "Сувениры Балтики", "Амбертрин", "Юнона", "ЧП Симуков". Как рассказала директор выставки Amberif & Ambermart Эва Раконь (Ewa Rachoń), только Музей Янтаря из Калининграда устраивает профессиональные экспозиции ежегодно. По еe мнению выставки в Гданьске показали, что российские изделия спросом не пользуются. Увы! Нам всем хорошо известно, что янтарь обычно "переправляют" в Польшу сырьем и продают. А вот поляки (около 2000 мастерских, примерно 14 тыс. чел.) изготавливают ювелирные, бытовые и интерьерные украшения мирового класса - из российского янтаря.
Проект «Гданьск — мировая столица янтаря» — это последовательная, рассчитанная на много лет программа, которая предполагает создание многих объектов и институтов, что будет способствовать повышению туристической привлекательности Поморья как «янтарного края», но… без участия российских ювелиров.
Вторым примером трансграничного выставочного движения является участие якутских ювелирных фирм в международных выставках в Китае. Как правило, это происходит в составе республиканских комплексных стендов. Так, Якутия с 2000 года принимает участие в ежегодной Харбинской ярмарке; кроме компаний ювелирной отрасли свою продукцию здесь представляют лесоперерабатывающие, строительные, сельскохозяйственные предприятия и туристские фирмы. В Якутии реализуется концепция выставочной деятельности, которая предусматривает частичное финансирование участия ювелирных предприятий в значимых мероприятиях. Такая помощь позволяет не только крупным производителям ювелирных изделий, но и малым предприятиям и индивидуальным предпринимателям («Саха Таас», ЮК «Звезда Якутии», ИП «Уран Саха», ИП Иванов Ю.Н., ИП Эверестов Г.Е., ИП Осипов В.В., ИП Заболоцкая М.И.) участвовать в выставках на общих стендах и продвигать свою продукцию.
Если обобщить высказывания о главных мотивах участия российских ювелирных производителей в международных ювелирных выставках, то преобладают следующие соображения: 1) поиск новых рынков сбыта; 2) организация партнерств; 3) упрочение собственной репутации и статуса, подтвержденное дипломом участия в зарубежных выставках.
Специалисты выставочного бизнеса знают: для того, чтобы говорить о результатах, необходимо принимать участие в выставке в течение пяти лет без пропусков. Первые два года к тебе приглядываются. На третий начинают здороваться. На четвертый могут пройти предварительные переговоры. Далее считается, что компания доказала свою стабильность и последовательность, соответственно с ней можно иметь дело. Пока мы имеем единичные примеры. Компания «Алмаз-Холдинг» с 2000 года в течение 10 лет являлась бессменным экспонентом Baselworld, она же 5 раз выставлялась в Лас-Вегасе. На счету «Элит» и Ютэ - участие в 5 выставках в Базеле.
Представитель РЕСТЭК (организует известные ювелирные выставки в Москве и Санкт-Петербурге) Ольга Миронова рассказала о проблемах участия в международных ювелирных выставках: «К нам поступало несколько предложений от зарубежных коллег по организации российских павильонов. В Базель мы не пошли. Там много напортил непрофессионализм Гильдии ювелиров России, Рыбакова конкретно. Должно пройти время, выветриться сложившееся недоброе мнение. Если говорить о Токио, то АЛРОСА считает, что способна самостоятельно работать на зарубежных выставках. Но в АЛРОСА часто меняются руководители, нет последовательности в выставочной стратегии, не с кем решать вопросы. А в Лас-Вегас три года до кризиса мы вывозили национальный российский стенд; делали отдельную программу презентаций; проводили пресс-конференции; печатали спецвыпуск журнала. Но оказалось очень накладно за свой счет. Надеялись, что власти заметят, ТПП поддержит, откроют Карнет Ата (система временного ввоза-вывоза коллекций за рубеж с упрощенным документооборотом и отсутствием залоговых платежей), помогут хотя бы организационно с вывозом коллекций... Просили только взяток. Наши ежегодные потери до 30-40 тыс. евро. Кому это интересно? В кризис посчитали невозможным призывать свои предприятия тратить деньги на заранее понятные бесполезные затраты по США, где и свое не очень-то покупают...».
Генеральный директор компании «Ювелир-Фест» Алексей Щербина полагает, «что наши производители изначально находятся в неравном положении по отношению к зарубежным коллегам, которые работают в гораздо более мягких налоговых и иных условиях, да еще и получают государственные субсидии на участие в зарубежных выставках. Так обстоит дело в Таиланде, в Гонконге, в Турции и даже в Италии. Есть особенности и в политике различных выставок. К примеру, в Базеле никакие скидки не применяются, здесь работают с каждой компанией напрямую, поэтому организовывать объединенный российский стенд нет никакого резона. А вот на других выставках – в Мюнхене, Лас-Вегасе, Бангкоке, Астане – комиссия организатору экспозиции из различных стран предоставляется. Но зарубежные выставочные организации очень щепетильно относятся к обязательности партнера. Имеет значение и то, как организатор экспозиции распорядится полученной скидкой: положит в карман, да еще и возьмет со своих благодарных соотечественников «сверху», или поделится с ними своим агентским вознаграждением. Примеры первого рода были и в Базеле, и в Виченце, и на других площадках. В качестве примера второго рода могу привести опыт нашей работы с «Казэкспо» и Reed Exhibitions: компании, которые шли через «Ювелир-Фест», получили часть нашей агентской скидки. К примеру, на предстоящей в конце января 2011 года очередной Tokyo Jewellery International мы получили 20%-ную скидку, и половину отдаем российским экспонентам».
Таким образом, говоря о перспективах заметного присутствия на международных ювелирных выставках, приходится констатировать, что сегодня наша ювелирная промышленность не располагает для этого достаточными финансовыми возможностями и весомым административным ресурсом. Дело ограничивается спорадическими акциями и «деловым туризмом». Несомненно, что они дают – это опыт и новые идеи для наших ювелиров в области дизайна и маркетинга.
Владимир Тесленко для Rough and Polished