Владимир Збойков
Если верить результатам опроса РИА «РосЮвелирЭксперт», последнее время инвестиционная мотивации российских покупателей ювелирных украшений приблизилась к 50% (http://rjexpert.ru/content/view/3664/44/). Это с одной стороны. А с другой – с ростом цен на золото все больше растут издержки ювелирных производителей (замораживание оборотных средств в сырье, т.е. драгметалле).
Оба этих фактора как нельзя нагляднее подтверждают актуальность и полезность для ювелирных производителей известных инициатив Председателя высшего совета НП «Союз ДМДК», Президента «Алмаз-Холдинга» Ф.Ф.Гумерова, еще год назад озвученных им и нещадно критикуемых оппонентами весь этот период.
Речь идет, как, вероятно, догадывается читатель, о предложении ходатайствовать ювелирному сообществу о введении экспортных пошлин на золото и введении обязательств по реальному обеспечению вкладов ОМС физическим золотом в хранилищах банков. В интересах ювелиров первое предложение ставит целью процентов на пять снизить цену золота на внутреннем рынке, а второе – привлечь дополнительных покупателей ювелирной продукции. Напомню суть предложений.
Десять лет назад, при отмене действовавшей в Российской Федерации 5%-ной пошлины на экспорт золота, учитывались сложившиеся на начало 2000-х годов низкие мировые цены на этот металл при высокой себестоимости его добычи в России. Тогда стояла задача стимулирования роста добычи золота. Однако отменой пошлины на экспорт не удалось добиться ожидаемого роста добычи золота по причине того, что в период действия экспортной пошлины при выдаче золотодобытчикам кредитов, банкиры рассчитывали на ситуацию, при которой на самом деле они и пошлину платить не собирались (экспортируя золото через Беларусь и Казахстан), и золото рассчитывали продавать на межбанке дороже курса ЦБ РФ. Если в период действия экспортной пошлины банки выдавали золотодобытчикам кредиты по ставкам более низким, чем для участников других отраслей, то с отменой экспортной пошлины банковские ставки по кредитам для золотодобытчиков выросли, «съедая» для золотодобытчиков преимущество отмены пошлины. Данный факт в свое время активно обсуждался в прессе.
Сегодня ситуация радикально изменилась: мировые цена на золото выросла до рекордных отметок, т.е. почти в семь раз, и доходность от его добычи стала очень высокой.
Даже не ради снижения издержек ювелирной, т.е. обрабатывающей промышленности, а просто руководствуясь линией на переориентацию экономики России с экспорта сырья на его глубокую переработку внутри страны, сегодня как никогда представляется целесообразным вернуться к вопросу повторного введения экспортной пошлины на золото. Тем более, что при обсуждении этого вопроса с Ф.Ф.Гумеровым, с возможностью введения экспортной пошлины на золото согласился даже В.В.Рудаков, председатель профильного Комитета ТПП РФ и один из руководителей золотодобывающей компании «Полюс-золото». Уж кому, как ни Валерию Владимировичу, знать истинную ситуацию с рентабельностью добычи этого драгметалла…
Ювелиры являются крупнейшими в мире потребителями золота, поэтому возвращение экспортной пошлины на золото в размере 5 – 10% позволило бы российским ювелирам более успешно конкурировать с зарубежными производителями. Что немаловажно: фискальные потери золотодобытчиков и экспортеров золота составили бы при этом очень небольшой процент, если учитывать весь комплекс сопутствующих обстоятельств.
Одним из банковских продуктов являются так называемые ОМС – обезличенные металлические счета. Возникшие в результате появления Положения ЦБ РФ от 01.11.1996 г. за №50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории РФ и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами», утвержденного Приказом ЦБ РФ от 1 ноября 1996 г. за № 02-400, в правовой сфере ОМС до сегодняшнего дня практически не регулируются государством. Договор на открытие обезличенного металлического счета в банке даже не упоминается в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Хотя исходный документ Центрального банка предусматривал два вида счетов: металлические счета ответственного хранения и обезличенные металлические счета, распространение получил только второй вариант. Почему – понятно…
При открытии ОМС банк не несет перед вкладчиками никаких обязательств по реальному обеспечению их вкладов физическим золотом в хранилищах. При этом хранение денежных средств на ОМС не попадает под действие закона № 177–ФЗ от 23 декабря 2003 года «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Следовательно, при банкротстве банка или отзыва у него лицензии, Агентство по страхованию вкладов не произведет никаких страховых возмещений по этим вкладам.
Возможное увеличение притока покупателей ювелирных изделий – это не причина для пересмотра порядка действия ОМС. Это может быть приятным для ювелирной промышленности следствием такого пересмотра. А причина в том, что есть опасения возможного злоупотребления доверием вкладчиков со стороны недобросовестных банков, а также возникновения таких ситуаций в условиях нестабильности мировой экономики (например, при резких колебаниях цен на золота).
Естественно, предлагается вернуться к рассмотрению целесообразности заперта только ОМС, как инструмента, потенциально опасного с точки зрения создания «мыльных пузырей», и при полном переходе на банковские металлические счета ответственного хранения.
Почему бы не вернуться к обсуждению этих вопросов на предстоящем общем собрании Ассоциации «Гильдии ювелиров России»? Ведь если позиция Ф.Ф.Гумерова будет поддержана ювелирами на этом форуме, то будет легче обосновывать ее перед руководством страны. А если собрание ювелиров не поддержит предложения, то, по крайней мере, выскажет аргументы «против». И станет ясно, в чем же заинтересовано российское ювелирное сообщество…
[ Ювелирные Известия ]