На аукционе в США ушли с молотка «Российские сокровища бриллиантов и драгоценных камней»

Раздел: Коллекции
16 октября 2010 г.

Russian's treasure of diamonds and precious stones - Ра­ри­тет­ная кни­га под та­ким на­зва­ни­е­м, из­дан­ная в Со­вет­ском Со­ю­зе в 1925 го­ду на ан­глий­ском язы­ке, про­да­на за 15 с по­ло­ви­ной ты­сяч дол­ла­ро­в.

Экс­пер­ты аук­ци­он­но­го до­ма «Х­э­ри­тедж окш­н» (Heritage auction), пред­став­ляя кни­гу, за­яви­ли о ней как об од­ном из не­мно­гих эк­зем­пля­ро­в, со­хра­нив­ших­ся до на­ших дней. В ней пол­ная опись цар­ской со­кро­вищ­ни­цы до­ма Ро­ма­но­вых под ре­дак­ци­ей Алек­сандра Фер­сма­на и сто фо­то­ти­пи­че­ских сним­ко­в. «Наз­вать этот труд про­сто ред­ким - зна­чит не­до­оце­нить его зна­че­ни­е», - под­черк­нул ру­ко­во­ди­тель от­де­ла ред­ких книг аук­ци­он­но­го до­ма Джеймс Гэн­нон. В Му­зе­ях Мос­ков­ско­го Крем­ля, ку­да «Го­лос Рос­си­и» об­ра­тил­ся за ком­мен­та­ри­е­м, ана­ло­гич­ная кни­га, как вы­яс­ни­лось, то­же есть, прав­да, вы­пу­щен­ная го­дом поз­же. Оба из­да­ния пред­на­зна­ча­лись ино­стран­но­му чи­та­те­лю и по со­дер­жа­нию в точ­но­сти по­вто­ря­ли ос­нов­но­е, из­вест­ное во всем ми­ре как «Ал­маз­ный фонд СССР». За­ве­ду­ю­щая сек­то­ром ру­ко­пис­ных и ар­хив­ных фон­дов му­зеев Крем­ля Та­тья­на Ту­то­ва рас­ска­за­ла об ис­то­рии ра­ри­тет­но­го из­да­ни­я:

«Эта кни­га по­яви­лась в 1924 го­ду. Пер­вый вы­пуск был из­дан в ко­ли­че­стве 25 проб­ных эк­зем­пля­ров и на­зы­вал­ся «Рос­сий­ский ал­маз­ный фон­д». За­тем бы­ло че­ты­ре вы­пус­ка под об­щим на­зва­ни­ем «Ал­маз­ный фонд СССР», в ко­то­ром пред­став­лен ка­та­лог дра­го­цен­но­стей рос­сий­ско­го им­пе­ра­тор­ско­го до­ма под ре­дак­ци­ей ака­де­ми­ка Фер­сма­на. Каж­дый вы­пуск со­дер­жал 25 таб­лиц с изоб­ра­же­ни­я­ми дра­го­цен­но­стей, а со­про­вож­де­ние шло на трех язы­ках - рус­ско­м, фран­цуз­ском и ан­глий­ско­м. Нас­коль­ко я пом­ню, бы­ло сде­ла­но по две­сти эк­зем­пля­ров каж­до­го вы­пус­ка. Эта кни­га име­ет­ся не толь­ко у на­с, но и в круп­ней­ших на­ших биб­лио­те­ках. Ко­неч­но, она пред­став­ля­ет боль­шую цен­но­сть. Из­да­ние очень до­ро­гое - фо­то­ти­пи­че­ские таб­ли­цы вы­пол­не­ны в на­ту­раль­ную ве­ли­чи­ну, сде­ла­ны на Гозна­ке».

Обра­тим­ся, од­на­ко, к са­мой кол­лек­ции цар­ских дра­го­цен­но­стей и их дра­ма­ти­че­ской судь­бе. До Пер­вой ми­ро­вой вой­ны она хра­ни­лась в Брил­ли­ан­то­вой ком­на­те Зим­не­го двор­ца в Пе­тер­бур­ге. А в 1914-м цен­но­сти сроч­но бы­ли вы­ве­зе­ны в Моск­ву и по­ме­ще­ны в кла­до­вые Ору­жей­ной па­ла­ты, где они про­ле­жа­ли до ян­ва­ря 1922-­го, ко­гда бы­ла со­зда­на ко­мис­сия по экс­пер­ти­зе и от­бо­ру цар­ских цен­но­стей. Как раз в нее вме­сте с ди­рек­то­ром Эр­ми­та­жа, за­ве­ду­ю­щим Ору­жей­ной па­ла­той Крем­ля и дру­ги­ми ав­то­ри­тет­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми во­шел и ака­де­ми­к-­ми­не­ра­лог Алек­сандр Фер­сман - ре­дак­тор бу­ду­ще­го из­да­ни­я, став­ше­го ито­гом ко­лос­саль­ной ра­бо­ты ко­мис­сии по де­таль­но­му изу­че­нию и опи­са­нию экс­по­на­тов со­бра­ни­я. Кро­ме то­го, пе­ред ко­мис­си­ей сто­я­ла за­да­ча - опре­де­лить судь­бу цар­ской со­кро­вищ­ни­цы, ос­но­ву ко­то­рой за­ло­жил еще Петр I. Имен­но при нем осо­бо зна­чи­мые цен­но­сти цар­ской се­мьи по­лу­чи­ли ста­тус го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­сти. С тех пор со­кро­вищ­ни­цу по­пол­ня­ли все рос­сий­ские им­пе­ра­то­ры - ред­ки­ми са­мо­цве­та­ми, рос­кош­ны­ми юве­лир­ны­ми укра­ше­ни­я­ми, ор­ден­ски­ми зна­ка­ми и ины­ми дра­го­цен­ны­ми из­де­ли­я­ми.

В ре­зуль­та­те ра­бо­ты ко­мис­сии боль­шая часть пред­ме­тов со­кро­вищ­ни­цы бы­ла пе­ре­да­на рос­сий­ским му­зе­я­м. А бес­цен­ные по сво­ей зна­чи­мо­сти им­пе­ра­тор­ские ре­га­лии и ко­рон­ные брил­ли­ан­ты по­сту­пи­ли в Го­су­дар­ствен­ное хра­ни­ли­ще цен­но­стей - Го­хран, ко­то­рый в 1920 го­ду фак­ти­че­ски стал пре­ем­ни­ком цар­ской каз­ны. В го­лод­ные для стра­ны 20-30-е го­ды зна­чи­тель­ная часть цар­ских дра­го­цен­но­стей по ре­ше­нию Сов­нар­ко­ма бы­ла про­да­на на за­ру­беж­ных аук­ци­о­на­х, к при­ме­ру, часть яиц Фа­бер­же, со­здан­ная этой же фир­мой для же­ны Ни­ко­лая II Алек­сан­дры Фе­до­ров­ны брошь­-ро­за, усы­пан­ная брил­ли­ан­та­ми... Спи­со­к, увы, слиш­ком ве­ли­к, за­ме­ти­ла Та­тья­на Ту­то­ва:

«Бы­ло про­да­но мно­го из­де­лий. Есть спи­сок про­дан­ных ве­щей - он опуб­ли­ко­ван, су­ще­ству­ют аук­ци­он­ные ка­та­ло­ги. Но то­гда, в 1920-е, это ина­че трак­то­ва­лось - не как пре­ступ­ле­ни­е, по­то­му что про­да­ва­ли для то­го, что­бы по­ку­пать по­ез­да, трак­то­ра и про­че­е. И да­же во всту­пи­тель­ной ста­тье к кни­ге со­вер­шен­но чет­ко на­пи­са­но, что на­ко­не­ц-то эти дра­го­цен­но­сти об­ре­ли на­сто­я­ще­го хо­зя­и­на - на­род. И это пой­дет на поль­зу ему и го­су­дар­ству».

С тех пор укра­ше­ния рус­ских ца­ри­ц, усы­пан­ные изу­мру­да­ми и брил­ли­ан­та­ми, не­т-­нет да и всплы­ва­ют на гром­ких ми­ро­вых аук­ци­о­на­х. К при­ме­ру, в ап­ре­ле это­го го­да на аук­ци­о­не «Кри­стис» бы­ла про­да­на изу­мруд­ная брошь, при­над­ле­жав­шая им­пе­ра­три­це Ека­те­ри­не Ве­ли­кой: лот ушел с мо­лот­ка за 1 мил­ли­он 650 ты­сяч 500 дол­ла­ро­в. Ну, а судь­ба не­ко­то­рых про­из­ве­де­ний ис­кус­ства, за­пе­чат­лен­ных в кни­ге рос­сий­ских со­кро­ви­щ, до сих пор оста­ет­ся тай­ной. Толь­ко там их и мож­но уви­деть­.

[ rus.ruvr.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->