Russian's treasure of diamonds and precious stones - Раритетная книга под таким названием, изданная в Советском Союзе в 1925 году на английском языке, продана за 15 с половиной тысяч долларов.
Эксперты аукционного дома «Хэритедж окшн» (Heritage auction), представляя книгу, заявили о ней как об одном из немногих экземпляров, сохранившихся до наших дней. В ней полная опись царской сокровищницы дома Романовых под редакцией Александра Ферсмана и сто фототипических снимков. «Назвать этот труд просто редким - значит недооценить его значение», - подчеркнул руководитель отдела редких книг аукционного дома Джеймс Гэннон. В Музеях Московского Кремля, куда «Голос России» обратился за комментарием, аналогичная книга, как выяснилось, тоже есть, правда, выпущенная годом позже. Оба издания предназначались иностранному читателю и по содержанию в точности повторяли основное, известное во всем мире как «Алмазный фонд СССР». Заведующая сектором рукописных и архивных фондов музеев Кремля Татьяна Тутова рассказала об истории раритетного издания:
«Эта книга появилась в 1924 году. Первый выпуск был издан в количестве 25 пробных экземпляров и назывался «Российский алмазный фонд». Затем было четыре выпуска под общим названием «Алмазный фонд СССР», в котором представлен каталог драгоценностей российского императорского дома под редакцией академика Ферсмана. Каждый выпуск содержал 25 таблиц с изображениями драгоценностей, а сопровождение шло на трех языках - русском, французском и английском. Насколько я помню, было сделано по двести экземпляров каждого выпуска. Эта книга имеется не только у нас, но и в крупнейших наших библиотеках. Конечно, она представляет большую ценность. Издание очень дорогое - фототипические таблицы выполнены в натуральную величину, сделаны на Гознаке».
Обратимся, однако, к самой коллекции царских драгоценностей и их драматической судьбе. До Первой мировой войны она хранилась в Бриллиантовой комнате Зимнего дворца в Петербурге. А в 1914-м ценности срочно были вывезены в Москву и помещены в кладовые Оружейной палаты, где они пролежали до января 1922-го, когда была создана комиссия по экспертизе и отбору царских ценностей. Как раз в нее вместе с директором Эрмитажа, заведующим Оружейной палатой Кремля и другими авторитетными специалистами вошел и академик-минералог Александр Ферсман - редактор будущего издания, ставшего итогом колоссальной работы комиссии по детальному изучению и описанию экспонатов собрания. Кроме того, перед комиссией стояла задача - определить судьбу царской сокровищницы, основу которой заложил еще Петр I. Именно при нем особо значимые ценности царской семьи получили статус государственной собственности. С тех пор сокровищницу пополняли все российские императоры - редкими самоцветами, роскошными ювелирными украшениями, орденскими знаками и иными драгоценными изделиями.
В результате работы комиссии большая часть предметов сокровищницы была передана российским музеям. А бесценные по своей значимости императорские регалии и коронные бриллианты поступили в Государственное хранилище ценностей - Гохран, который в 1920 году фактически стал преемником царской казны. В голодные для страны 20-30-е годы значительная часть царских драгоценностей по решению Совнаркома была продана на зарубежных аукционах, к примеру, часть яиц Фаберже, созданная этой же фирмой для жены Николая II Александры Федоровны брошь-роза, усыпанная бриллиантами... Список, увы, слишком велик, заметила Татьяна Тутова:
«Было продано много изделий. Есть список проданных вещей - он опубликован, существуют аукционные каталоги. Но тогда, в 1920-е, это иначе трактовалось - не как преступление, потому что продавали для того, чтобы покупать поезда, трактора и прочее. И даже во вступительной статье к книге совершенно четко написано, что наконец-то эти драгоценности обрели настоящего хозяина - народ. И это пойдет на пользу ему и государству».
С тех пор украшения русских цариц, усыпанные изумрудами и бриллиантами, нет-нет да и всплывают на громких мировых аукционах. К примеру, в апреле этого года на аукционе «Кристис» была продана изумрудная брошь, принадлежавшая императрице Екатерине Великой: лот ушел с молотка за 1 миллион 650 тысяч 500 долларов. Ну, а судьба некоторых произведений искусства, запечатленных в книге российских сокровищ, до сих пор остается тайной. Только там их и можно увидеть.