Властелины колец

Раздел: Ювелиры и компании
13 сентября 2010 г.


Фо­то: Алек­сей Фи­лип­пов / ИТАР - ТАСС

Де­ло «Ал­ты­на» долж­но бы­ло стать кам­па­ни­ей по борь­бе с кон­тра­бан­дой. Но сду­лось, еще не дой­дя до фи­ни­ша

Год на­зад ди­рек­тор ни­же­го­род­ской юве­лир­ной се­ти «Ал­тын - Зо­ло­то» Алек­сандр Мяс­ни­ков по­жа­лел, что во­вре­мя не сме­нил вы­вес­ки на сво­их от­де­ла­х. По­сле то­го как в Москве спец­наз ФСБ штур­мом взял ма­га­зи­ны ком­па­нии «Ал­ты­н» и от­ту­да на гру­зо­ви­ках вы­вез­ли кон­фис­ко­ван­ное зо­ло­то, Мяс­ни­ко­ву при­хо­ди­лось до­ка­зы­вать по­ку­па­те­ля­м, что со скан­даль­ным хол­дин­гом Ан­то­ни­ны Ба­бо­сюк его свя­зы­ва­ет толь­ко по­хо­жее на­зва­ни­е.

Что уди­ви­тель­но, по­сле скан­да­ла де­ла у ни­же­го­род­ско­го «Ал­ты­на» по­шли в го­ру — от­кры­лись еще три от­де­ла. А вот у Ан­то­ни­ны Ба­бо­сюк биз­нес за­кон­чил­ся. Ги­пер­мар­ке­ты «Ал­ты­на» за­кры­ты, ру­ко­вод­ство хол­дин­га по­чти год за ре­шет­кой: Ан­то­ни­на Ба­бо­сюк — в жен­ском СИЗО №6 в Пе­чат­ни­ках, а ее су­пруг Вла­ди­мир Фень­ков — в «Ле­фор­то­во». След­ствие по од­но­му из са­мых гром­ких уго­лов­ных дел по­след­не­го го­да под­хо­дит к кон­цу, и че­рез ме­сяц об­ви­ня­е­мым вы­да­дут 150 то­мо­в. «Настро­е­ние у всех не очень, ведь го­су­дар­ство кон­ку­рен­тов не про­ща­ет. За кон­тра­бан­ду да­ют боль­ше, чем за убий­ство», — го­во­рит Newsweek зна­ко­мый об­ви­ня­е­мы­х.

«Ал­ты­н» рух­нул, но от­ряд — круп­ные рос­сий­ские юве­ли­ры — по­ра­зи­тель­ным об­ра­зом как буд­то не за­ме­тил по­те­ри бой­ца. «На юве­лир­ном биз­не­се эта ис­то­рия ни­как не от­ра­зи­лась­», — уве­ря­ет ген­ди­рек­тор ана­ли­ти­че­ской ком­па­нии «РосЮве­ли­рЭкс­пер­т» Оль­га Ми­ро­но­ва. И кон­тра­бан­ды мень­ше не ста­ло. Как бы­ло до «Ал­ты­на» 40–60% кон­тра­бан­ды, так и оста­лось, по­ла­га­ет Ми­ро­но­ва. Кон­тра­банд­ное зо­ло­то с при­лав­ков не ис­че­за­ет, под­твер­жда­ет Newsweek быв­ший со­труд­ник МВД, рас­сле­до­вав­ший эко­но­ми­че­ские пре­ступ­ле­ни­я.

Стран­ное де­ло — по­сле «Ал­ты­на» боль­ше ни к ко­му не при­шли. Кам­па­ния по борь­бе с кон­тра­бан­дой ока­за­лась еди­нич­ной по­ка­за­тель­ной пор­кой: со штур­мо­м, мас­ки - шо­у, гру­зо­ви­ка­ми изъ­ято­го зо­ло­та. «С­ло­жи­лось впе­чат­ле­ни­е, что это все - та­ки бы­ла ра­зо­вая ак­ци­я», — со­гла­ша­ет­ся ис­пол­ни­тель­ный ди­рек­тор Рус­ской юве­лир­ной се­ти Ири­на Алек­се­е­ва.

Newsweek об­зво­нил след­ствен­ные под­раз­де­ле­ния МВД, ко­то­рые рас­сле­ду­ют кон­тра­банд­ные де­ла: круп­ных дел о зо­ло­те, го­во­рят та­м, не бы­ло уже дав­но. Хо­тя за­дер­жа­ния из­ред­ка про­ис­хо­дят. Не­де­лю на­зад на Руб­лев­ке на­кры­ли квар­ти­ру, в ко­то­рой тор­го­ва­ли кон­тра­банд­ны­ми укра­ше­ни­я­ми. Изъ­яли на $9 млн — не­бы­ва­лый слу­чай, при­зна­ют­ся са­ми ми­ли­ци­о­не­ры. Для ми­ли­ци­о­не­ров кон­тра­бан­да — как мин­ное по­ле: ни­ко­гда не зна­ешь, на ко­го на­ткнешь­ся. Это всем из­вест­но из де­ла «Трех ки­то­в». «Зо­ло­то — та же нефть, юве­лир­ку кон­тро­ли­ру­ют на са­мом вы­со­ком уров­не», — под­твер­жда­ет ди­рек­тор ин­фор­ма­ци­он­но­го цен­тра «А­на­ли­ти­ка и без­опас­но­сть» Руслан Миль­чен­ко.

При­ня­то счи­тать, что на юве­лир­ном биз­не­се в Рос­сии си­дят сра­зу не­сколь­ко си­ло­вых ве­домств — та­мож­ня, ФСБ, МВД. «А на ме­стах еще ре­ги­о­наль­ные вла­сти и бан­ди­ты­», — до­бав­ля­ет один из юве­ли­ро­в. По­это­му, ко­гда бра­ли «Ал­ты­н», участ­ни­ки юве­лир­но­го рын­ка бы­ли уве­ре­ны: на­чи­на­ет­ся оче­ред­ной пе­ре­дел. Тор­гов­цы зо­ло­том рас­ска­зы­ва­ли, что «Ал­ты­н» кры­ше­ва­ли рос­сий­ские и кир­гиз­ские ми­ли­ци­о­не­ры. И воз­мож­но, смысл про­ве­ден­ной ФСБ опе­ра­ции был в то­м, что­бы по­ка­зать рын­ку, кто те­перь глав­ный в до­ме. «Од­ни ис­пу­га­лись и по­шли до­го­ва­ри­вать­ся, дру­гие ста­ли бо­лее осто­рож­ны­ми», — по­яс­ня­ет не­за­ви­си­мый экс­перт Вла­ди­мир Тес­лен­ко.

КИРГИЗСКИЙ СЛЕД

По край­ней ме­ре осталь­ные вер­сии по­ка не под­твер­жда­ют­ся. И сам гром­кий скан­дал о кон­тра­бан­де в юве­лир­ном биз­не­се уже съе­жил­ся — ес­ли ве­рить ма­те­ри­а­лам де­ла — до за­уряд­ной ис­то­рии о двух не­за­дач­ли­вых ку­рье­рах - кон­тра­бан­ди­стах. Од­но­го пой­ма­ли в ле­су на са­нях с 60 кг зо­ло­тых укра­ше­ний, дру­го­го — при по­пыт­ке не­ле­галь­но про­вез­ти че­рез гра­ни­цу еще 20 кг юве­лир­ки, спря­тан­ных в тай­ни­ке ав­то­мо­би­ля.

Вна­ча­ле де­ло вы­гля­де­ло бо­лее вну­ши­тель­но, и юве­ли­ры га­да­ли, что здесь: по­ли­ти­ка или биз­нес? Сра­зу по­сле аре­ста ру­ко­вод­ство «Ал­ты­на» за­яви­ло, что их за­ка­за­ли рей­де­ры. «Вер­сия ока­за­лась не­ра­бо­ча­я, — го­во­рит ис­точ­ни­к, близ­кий к след­стви­ю. — Ни­шу ни­кто не за­ня­л. Ма­га­зи­ны за­кры­ты — ни­кто на бренд не пре­тен­до­вал».

По­том в де­ле по­яви­лась ин­три­гу­ю­щая меж­ду­на­род­ная подо­пле­ка. «Ал­ты­н» был тес­но свя­зан с Кир­ги­зи­ей. От­ту­да ро­дом бы­ло все ру­ко­вод­ство хол­дин­га, там же на­хо­ди­лась и ос­нов­ная ба­за. Уже по­сле аре­ста след­ствие пы­та­лось по­лу­чить дан­ные о при­част­но­сти к кон­тра­бан­де вы­со­ко­по­став­лен­ных биш­кек­ских чи­нов­ни­ко­в. У Ба­бо­сюк спра­ши­ва­ли про Мак­си­ма Ба­ки­е­ва, сы­на быв­ше­го пре­зи­ден­та Кир­ги­зии Кур­ман­бе­ка Ба­ки­е­ва, го­во­рит ис­точ­ник в пра­во­охра­ни­тель­ных ор­га­на­х.

С­чи­та­ет­ся, что Ба­ки­ев - млад­ший кон­тро­ли­ро­вал гос­ком­па­нию «Кыр­гы­за­л­ты­н» и мог иметь пря­мое от­но­ше­ние к де­я­тель­но­сти «Ал­ты­на». И мож­но пред­по­ло­жить, что си­ло­ви­ки со­би­ра­ли ком­про­мат на се­мью пре­зи­ден­та, но тут в Кир­ги­зии слу­чи­лась ре­во­лю­ци­я, Ба­ки­е­вых сверг­ли, и на­доб­ность в ком­про­ма­те от­па­ла. Впро­че­м, за­щи­та го­во­ри­т, что Вла­ди­ми­ру Фень­ко­ву во­про­сов о Ба­ки­е­ве не за­да­ва­ли.

ЗАМАХ НА РУБЛЬ

Юве­ли­ры на сво­ем жар­го­не чел­но­ков - кон­тра­бан­ди­стов на­зы­ва­ют — «ру­ки». Юве­лир­ные за­во­ди­ки, че­рез ко­то­рые про­хо­дит кон­тра­фак­т, — это «пра­чеч­ны­е». По­сред­ни­ки - пе­ре­куп­щи­ки — «про­клад­ки». У «Ал­ты­на», уве­ря­ет со­бе­сед­ник Newsweek в МВД, бы­ли и «ру­ки», и «пра­чеч­ны­е», и «про­клад­ки».

В Стам­бу­ле, по вер­сии след­стви­я, у мест­ных ма­сте­ров «Ал­ты­н» ску­пал де­ше­вые зо­ло­тые укра­ше­ни­я. Кир­гиз­ские ту­ри­сты пе­ре­прав­ля­ли зо­ло­то в Биш­кек, где на быв­шей обув­ной фаб­ри­ке рас­по­ла­гал­ся за­вод хол­дин­га. Посколь­ку Кир­ги­зия член ВТО, ту­рец­кое зо­ло­то там по­чти не об­ла­га­лось по­шли­на­ми. Из Кир­ги­зии из­де­лия пе­ре­во­зи­лись в Рос­си­ю, на за­вод в Пе­тер­бур­ге. На укра­ше­ния ста­ви­ли клей­ма и бир­ки рос­сий­ских про­из­во­ди­те­лей, а по­том про­да­ва­ли че­рез ма­га­зи­ны «Ал­ты­на». За­во­ды хол­дин­га в Биш­ке­ке и Санкт - Пе­тер­бур­ге, счи­та­ют в ФСБ, как раз и бы­ли «пра­чеч­ны­ми» — пе­ре­ва­лоч­ной ба­зой для ле­га­ли­за­ции кон­тра­бан­ды­.

Но та­ких, как «Ал­ты­н», сот­ни, а на­кры­ли один «Ал­ты­н». «По­ло­ви­на юве­ли­ров ба­ло­ва­лась от­мы­ва­ни­ем кон­тра­бан­ды че­рез ле­галь­ные за­во­ды­», — не­офи­ци­аль­но под­твер­жда­ет от­рас­ле­вой экс­пер­т. В Рос­сию зо­ло­то ве­зут в слит­ках, по­лу­фаб­ри­ка­тах и го­то­вы­ми из­де­ли­я­ми из Араб­ских Эми­ра­то­в, Тур­ции и Из­ра­и­ля, по­яс­ня­ет Newsweek глав­ный та­мо­жен­ный ин­спек­тор Алек­сандр Ка­ре­лин. Ос­нов­ной путь кон­тра­бан­ди­стов — че­рез юж­ные гра­ни­цы Рос­си­и, ча­ще на ма­ши­нах и по же­лез­ной до­ро­ге. По воз­ду­ху «зе­ле­ный ко­ри­дор» ра­бо­та­ет толь­ко для со­лид­ных кли­ен­то­в. «До­го­ва­ри­ва­ют­ся с дву­мя людь­ми на та­мож­не — с той сто­ро­ны гра­ни­цы и с на­шей. И мож­но зо­ло­то сум­ка­ми во­зить­», — объ­яс­ня­ет один из быв­ших ми­ли­ци­о­не­ро­в.

На­ез­ды на юве­ли­ров бы­ли и рань­ше, но не та­кие мас­штаб­ны­е, и о ни­х, кро­ме участ­ни­ков рын­ка, обыч­но ни­кто ни­че­го не слы­шал. Все по­де­ле­но, пра­ви­ла иг­ры из­вест­ны. «Про­ве­ря­ли сеть “Мер­ку­ри”. Толь­ко за­шли в ма­га­зин, сра­зу по­сту­пил зво­нок ру­ко­вод­ству ГУВД, отыг­ра­ли на­за­д», — вспо­ми­на­ет один из опе­ра­тив­ни­ко­в. Устав от по­бо­ро­в, на­при­мер, один из сто­лич­ных юве­ли­ров был вы­нуж­ден сам у се­бя украсть за­стра­хо­ван­ный то­вар — и толь­ко та­ким об­ра­зом смог без по­терь вый­ти из биз­не­са.

«Сей­час юве­ли­рам да­ли спо­кой­но ра­бо­тать, и все от­сте­ги­ва­ют — их ни­кто не про­ве­ря­ет», — уве­ря­ет Руслан Миль­чен­ко. С мая про­шло­го го­да про­бир­ные ин­спек­ции ли­ши­лись пра­ва про­ве­рять юве­лир­ные ма­га­зи­ны — они те­перь мо­гут ту­да на­ве­дать­ся толь­ко с санк­ции про­ку­ро­ра. «Ры­нок пол­но­стью пе­ре­хо­дит под над­зор си­ло­ви­ко­в, это прак­ти­че­ски мо­но­по­ли­за­ци­я», — объ­яс­ня­ет быв­ший со­труд­ник МВД.

Факт оста­ет­ся фак­то­м: в де­ле «Ал­ты­на» за­мах был на рубль, а удар по­лу­ча­ет­ся на ко­пей­ку. На рын­ке да­же не ис­клю­ча­ют, что Ба­бо­сюк и Фень­ков ско­ро вый­дут на сво­бо­ду. И един­ствен­ный по­ка за­мет­ный эф­фект — юве­ли­ры по­лу­чи­ли и про­чи­та­ли по­слан­ный им сиг­нал.

В­про­че­м, есть еще один мо­тив. У хол­дин­га бы­ло два де­сят­ка раз­ных по­став­щи­ко­в: за­во­ды - из­го­то­ви­те­ли, част­ные юве­ли­ры, опто­ви­ки - пе­ре­куп­щи­ки. По­сле изъ­я­тия ве­щ­до­ков по­став­щи­ки «Ал­ты­на» оце­ни­ли свой ущерб в 100 млн руб­лей. Год на­зад они жа­ло­ва­лись, что зо­ло­то сгре­ба­ли в ко­роб­ки без раз­бо­ру, а в по­яс­ни­тель­ных про­то­ко­лах фи­гу­ри­ро­ва­ли та­кие фор­му­ли­ров­ки: «Из­де­лия из ме­тал­ла жел­то­го цве­та в ко­ли­че­стве 200 штук». Зо­ло­то воз­вра­ща­ют, но не всем и не все. «А­сал­ма­зу» вер­ну­ли из­де­лий на 6,3 млн руб­лей. Прав­да, часть укра­ше­ний на 200 000–300 000 руб­лей за­те­ря­лась или бы­ла по­хи­ще­на, се­ту­ет юрист «А­сал­ма­за» Юрий Чер­ка­шин. Это, ко­неч­но, не­мно­го. Пред­ста­ви­те­ли дру­го­го по­став­щи­ка «Тор­го­вый дом “Эстет”» го­во­рят, что им не по­вез­ло боль­ше: изъ­яли укра­ше­ний на 18 млн руб­лей, а вер­ну­ли по­ка толь­ко на 300 000.

[ runewsweek.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->