Центральная ГИПН является одной из ведущих в системе пробирного надзора России не только по объемам, но и по качеству выполняемых работ и предоставляемых услуг. Об итогах работы инспекции за текущий и предыдущие годы, о перспективах развития российского ювелирного рынка и о процессах, происходящих в отрасли, мы поговорили с Петром Игориевичем СОЛОМАТИНЫМ, начальником Центральной государственной инспекции пробирного надзора.
Беседовала Новикова Юлия, главный редактор журнала «Навигатор ювелирной торговли»
Петр Игориевич, расскажите об итогах работы Центральной государственной инспекции пробирного надзора за январь–июль 2010 года. Как изменились показатели по сравнению с предыдущими годами?
Мы регулярно проводим анализ поступления ювелирных изделий в нашу инспекцию на опробование и клеймение. В первом полугодии 2010 года наблюдается увеличение количества изделий как в импортном секторе (золото, серебро), так и в секторе изделий российского производства. Это видно в таблице 1 и наглядно отражено на диаграмме 1. Если говорить более подробно, то с начала года по апрель мы наблюдали оживление и динамичный рост во всех сегментах, а затем наблюдался небольшой спад, имеющий, скорее, сезонный характер. Надеюсь, что по итогам года в целом у нас будут хорошие показатели.
Данные за предыдущие 10 лет – с 1999 по 2009 год – можно увидеть в таблице 2 и на диаграмме 2. Исходя из количества изделий, поступивших в нашу инспекцию, можно сделать вывод, что в последние два года рынок ювелирных изделий находился в подавленном состоянии, однако в этом году ситуация начала выравниваться. Мы ожидаем, что по итогам 2010 года количество поступивших в нашу инспекцию изделий приблизится к отметке 12 миллионов штук – то есть выйдет на уровень 2007–2008 годов. Наши прогнозы отражены на диаграмме 3.
Таблица 1. Динамика поступления изделий по месяцам на опробывание и клеймение в ЦГИПН, 2010 год, шт.
ОТЕЧЕСТВЕН- | ОТЕЧЕСТВЕН- | ИНОСТРАН- | ИНОСТРАННОЕ СЕРЕБРО | ИТОГО | |
ЯНВАРЬ | 316 464 | 134 950 | 56 253 | 112 786 | 620 453 |
ФЕВРАЛЬ | 440 869 | 237 728 | 35 741 | 158 194 | 872 532 |
МАРТ | 447 134 | 318 314 | 74 348 | 58 446 | 898 242 |
АПРЕЛЬ | 462 080 | 289 949 | 64 550 | 263 251 | 1 079 830 |
МАЙ | 327 928 | 234 446 | 49 602 | 264 822 | 876 798 |
ИЮНЬ | 372 997 | 245 373 | 44 836 | 116 988 | 780 194 |
ИЮЛЬ | 347 508 | 40 844 | 214 387 | 201 506 | 804 245 |
Таблица 2. Динамика поступления изделий по годам на опробывание и клеймение в ЦГИПН, 1999–2009 годы, шт.
ОТЕЧЕСТВЕН- | ОТЕЧЕСТВЕН- | ИНОСТРАН- | ИНОСТРАННОЕ СЕРЕБРО | ИТОГО | |
1999 | 159 2518 | 218 309 | 32 860 | 57 365 | 1 901 052 |
2000 | 1 883 415 | 528 517 | 45 796 | 39 149 | 2 496 877 |
2001 | 3 405 347 | 1 126 838 | 61 229 | 100 241 | 4 693 655 |
2002 | 5 768 059 | 1 200 153 | 47 190 | 196 725 | 7 212 127 |
2003 | 5 634 730 | 1 641 643 | 113 400 | 417 278 | 7 807 051 |
2004 | 6 018 725 | 1 905 147 | 228 935 | 679 268 | 8 832 075 |
2005 | 6 237 928 | 2 888 437 | 347 602 | 798 951 | 10 272 918 |
2006 | 6 275 343 | 1 766 147 | 441 465 | 830 020 | 9 312 975 |
2007 | 9 444 938 | 2 432 185 | 880 732 | 1 025 985 | 13 783 840 |
2008 | 8 629 594 | 2 852 698 | 1 250 616 | 1 549 084 | 14 281 992 |
2009 | 4 717 835 | 3 053 844 | 385 973 | 1 075 217 | 9 232 869 |
А если рассматривать ситуацию в разрезе регионов и отдельных предприятий?
Если рассматривать ситуацию с количеством изделий, поступивших в 2010 году на опробование и клеймение в ЦГИПН не только от московских, но и от региональных предприятий, то в целом подъем наблюдается везде – просто где - то он больше, а где - то меньше. Говорить же о конкретных компаниях, выделять лидеров было бы не совсем корректно.
А почему Ваша инспекция носит название Центральной, а не Московской, например?
Это связано с выполнением инспекцией – помимо основных – дополнительных функций по централизованному распределению оборудования и материалов, необходимых для работы инспекций по всей России. Ну а потом Москва – это столица, значит, центр (улыбается).
Какие цели и задачи Вы сегодня считаете основными для ЦГИПН?
Наши цели уже много лет остаются неизменными – это выполнение возложенных на нас задач в рамках осуществления федерального пробирного надзора в пределах компетенции нашей инспекции, задач, которые ставит перед нами руководящий орган – Российская государственная пробирная палата. Коллектив инспекции делает все, чтобы своей работой мы не создавали лишних трудностей на пути изделия от производства или ввоза до прилавка магазина. Мы стараемся строго и четко следовать своим внутренним инструкциям, чтобы минимизировать временные затраты сдатчиков изделий на прохождение процедур анализа, опробования и клеймения. Сейчас мы активно работаем над улучшением качественных показателей деятельности инспекции.
Какие новые оборудование и технологии использует сегодня Центральная инспекция?
Одной из отличительных черт деятельности инспекций пробирного надзора является то, что классическая схема опробования, анализа и клеймения сохранилась еще с петровских времен! Другое дело, что совершенствуются технологии. Например, анализ. Если раньше он проводился только вручную, при помощи примитивных операций, то сегодня существует высокоточное автоматизированное оборудование, упрощающее работу инженеров - лаборантов, отсюда и высочайшая точность результатов анализа. Методики и методы тоже шагнули далеко вперед. Химическая лаборатория – можно сказать, сердце любой инспекции – использует в своей работе современнейшее весовое и аналитическое оборудование.
В последние годы совершенствовалось и оборудование для нанесения клейма. Если раньше клеймо наносилось только механическим способом, сначала вручную, затем при помощи станка, то сейчас в клеймении используют три метода: механический, электроискровой и лазерный. На сегодняшний день наиболее динамично развивается метод лазерного клеймения. Это связано с тем, что изделия в плане дизайна усложняются, и зачастую бывает очень тяжело найти возможность для нанесения клейма механическим способом. Здесь и выручает лазерное и электроискровое клеймение.
В последнее время в некоторых интернет - изданиях появились сообщения с критикой деятельности пробирного надзора в целом и отдельных его руководителей в частности. Как вы можете это прокомментировать? Насколько данные сообщения правдивы? Каковы, с Вашей точки зрения, цели тех, кто их публикует?
Такие сообщения появляются не в первый раз. Они имеют клеветнический характер и, с моей точки зрения, явно заказные. Я считаю, что целью написания и тиражирования собственно одной статьи в разных изданиях, в том числе и в интернете, является попытка воздействия на Минфин и органы пробирного надзора. Например, в перепечатанной газетой «Версия» статье из «The Moskow Post» тиражируется ложь о работе Пробирной палаты и её сотрудниках. В материале содержится неверная информация о работе органов пробирного надзора и не соответствующие действительности сведения о взаимоотношениях внутри трудового коллектива. Я думаю, что распространение всей этой лжи и клеветы будет предметом отдельного судебного разбирательства. Преследуемая цель раскрывается в конце статьи, авторы которой ставят под сомнение необходимость существования такого органа государственного контроля как пробирный надзор. В материале используются цитаты и высказывания известных в ювелирном бизнесе лиц, которые в ходе проверки, проведённой Пробирной палатой, заявили, что интервью ни изданию, ни автору не давали и не разделяют приписываемых им мнений. Статья лжива от первого до последнего слова, ее цель - лоббировать интересы тех, кого не устраивает прозрачность и контроль в ювелирном бизнесе. Однозначно можно сказать, что в этих статьях выражена позиция не потребителей и государства – а именно их интересы мы призваны защищать. В тиражируемой статье «протаскивается» идея о выводе из - под государственного контроля оборота и клеймения ювелирной продукции. А кто боится контроля? Только недобросовестные лица, рассчитывающие на «теневой» оборот и «теневой» заработок, единственным препятствием для которых остались органы пробирного надзора.
Но ведь сегодня инспекции не осуществляют проверку ювелирных компаний?
Самостоятельно проверку ювелирных предприятий мы не производим в соответствии с вступившим в силу с 1 мая 2009 года Федеральным законом № 294 - ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и муниципального контроля». Функции по контролю и надзору мы осуществляем только в рамках взаимодействия с органами прокуратуры. На сегодняшний день мы проводим так называемый классический пробирный надзор – клеймением государственным клеймом поступающих к нам изделий. Но, как вы сами понимаете, изделия в инспекцию предоставляют только добросовестные производители и импортеры.
И в заключение – Ваши пожелания читателям нашего журнала.
От себя лично всем читателям вашего журнала независимо от того, чем они занимаются, хочу пожелать здоровья и дальнейших успехов – творческих и личных. А предприятиям розничной торговли – хороших продаж, ведь это будет стимулировать и рост российского производства ювелирных изделий, и увеличение импорта. Будут розничные продажи – будет производство и импорт, будет развитие ювелирного рынка. Поэтому всем руководителям и сотрудникам предприятий ювелирных магазинов я желаю научиться хорошо, правильно и успешно торговать!