«Ювелирный дом MOISEIKIN» открыл в Патриаршем подворье православный салон «Преображение», где собирается продавать церковную утварь и освященные украшения. По мнению владельца марки, изделия с символикой Храма-на-Крови найдут спрос у верующих и туристов. Часть доходов компания будет жертвовать на нужды Екатеринбургской епархии.
Салон разместится в помещении площадью 50 кв. м. По словам Виктора Моисейкина, на работу в Патриаршем подворье он получил благословение архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия. Условия сотрудничества с фирмами, жертвующими на благотворительность, епархия обычно не озвучивает, но предприниматели, знакомые с церковной практикой, полагают, что ювелир будет отчислять церковникам 10% доходов. Борис Косинский, пресс-секретарь Екатеринбургской епархии, уверен, что салон охватит три сегмента целевой аудитории — мирян (крестики, нательные иконки, обручальные кольца), священнослужителей (церковная утварь) и туристов (сувениры).
Успеху проекта г-на Моисейкина будут способствовать три фактора — центральное местоположение салона, близость к объекту паломничества и использование бренда Храма-на-Крови, считают участники ювелирного рынка. «Возьмите служителей Ново-Тихвинского женского монастыря, открывших лавку, — они начинали с нескольких витрин, а теперь там целый магазин, — говорит Людмила Кузьмина, директор «Салона часов». — Я даже думаю, что в отдельных сегментах новый салон составит нам конкуренцию». Больших объемов продаж эксперты, впрочем, не прогнозируют.
По словам Анатолия Грошева, директора компании «Эдем-Екатеринбург», массовую продукцию салону «Преображение» придется продавать дешево, предметы для обрядов не могут быть серьезной статьей дохода — священники обычно покупают их оптом, а дорогие сувениры расходятся в небольших количествах. Выручка «Преображения» не превысит 1 млн руб. в месяц (для сравнения: оборот успешных ювелирных салонов в центре города достигает 10-12 млн руб.). Сам Виктор Моисейкин позиционирует свой проект как культурный, объединяющий производителей православных предметов со всей России. «Ювелирные изделия будут освящаться. Для верующих это важно, — рассуждает он. — Многие из них захотят купить украшения именно в Патриаршем подворье. На примере отношений последнего царя и его супруги мы будем рассказывать посетителям салона о том, как строить семейную жизнь. И предлагать продукцию с символикой Храма-на-Крови». Конфликта между салоном и церковной лавкой при храме, работающей в обычном режиме, священники не предвидят. Олег Шилков, служитель Храма-на-Крови: «Места всем хватит. Тем более что лавка и салон «Преображение» находятся в разных зданиях. Зато ювелирные изделия пастве сейчас предлагает профессионал своего дела».
С православной церковью «Ювелирный дом MOISEIKIN» сотрудничает более 15 лет — с тех пор как появился на рынке. Компания специализируется на украшениях, которые производит в одном экземпляре или небольшими партиями. Многие изделия, проданные за миллионы рублей, представляют собой композиции из часовых механизмов, камней и бронзового литья. Продукцию компании приобретают в основном для подарков крупным бизнесменам и высокопоставленным чиновникам. К юбилею главы ЛУКОЙЛа Вагита Алекперова, случившемуся 1 сентября 2010 г., специалисты фирмы изготовили серебряный фрукт — гранат с 60 рубиновыми зернышками (по числу прожитых лет). Оборот своей фирмы, где работает около 150 ювелиров, г-н Моисейкин не называет.
Прежних поставщиков епархии — компании «Адамант», «Золотой прииск», «Эдем-Екатеринбург», «Ювелиры Урала» и др. — не устраивало, что священики не спешили отдавать деньги за поставленный товар. В апреле 2010 г. г-н Грошев собирался подать иск в арбитражный суд с требованием признать Екатеринбургскую епархию банкротом, но дело закончилось миром. Анатолий Грошев: «До конца 2010 г. епархия намерена рассчитаться. Священнослужители просили не применять к ним штрафных санкций. График погашения долга они пока соблюдают». Однако сотрудничать с епархией дальше г-н Грошев не намерен. Возможно, схема, при которой церковные изделия продает ИП, отчисляющий деньги на церковные нужды, устроит всех.