На рынках Америки, Европы, и Азии у покупателей наблюдается неприятие камней, в чьих сертификатах есть отметка о наличии флюоресценции. Этот отношение трудно объяснить и, тем более, оправдать. Возможно, оно навеяно реакцией посетителей ночных клубов, утверждающих, что их бриллиантовые украшения меняют свой цвет под воздействием клубного голубого света.
Амнон Амоял,
По необъяснимым причинам рынок плохо относится к драгоценным камням, у которых в сертификате есть отметка о наличии флюоресценции. Такое неприятие наносит значительный ущерб всем – и производителям бриллиантов, и торговцам.
Перед тем как углубиться в проблематику флюоресценции, сделаем небольшой экскурс с историю. До Второй Мировой войны страны–участницы европейской ассоциации ювелиров под названием BIBOA (Международное бюро по вопросам ювелирных украшений и изделий из золота и серебра) пытались сформулировать единую международную систему оценки бриллиантов и прочих драгоценных камней и документирования этих данных. Основатели ассоциации были убеждены, что это будет способствовать честной торговле драгоценными камнями.
В 1960 году была создана Международная конфедерация ювелирной промышленности (CIBJO). Она объединила под своим крылом ювелиров, диамантеров и торговцев драгоценными камнями и жемчугом, заменив собой BIBOA. Через год состоялся пленум CIBJO, на котором было объявлено об официальном учреждении организации. На этом же пленуме к конфедерации присоединился Израиль.
В 1979 году на одном из заседаний CIBJO по вопросам номенклатуры бриллиантов и прочих драгоценных камней речь естественным образом зашла о фотолюминесценции, известной также как флюоресценция.
Представители ФРГ настаивали на том, что совершенный бриллиант должен состоять из чистого углерода без всяких посторонних включений и примесей и что бриллианты, не отвечающие данному критерию, не могут признаваться совершенными.
По их мнению, люминесцентное свечение (флюоресценция), наблюдаемое в бриллианте под воздействием коротких и длинных волн ультрафиолетового излучения, служило бы эффективным научным методом определения состава бриллиантов и прочих драгоценных камней, а также их чистоты.
Этот подход был обусловлен высоким уровнем осведомленности покупателей в вопросах чистоты камня и отсутствия или наличия в нем примесей. В то время подавляющее большинство покупателей составляли представители буржуазной элиты и члены европейских королевских семей, приемлющих лишь совершенство. «Положение обязывает», – говорили они, а по сему если француз, англичанин или немец собирался преподнести своей возлюбленной бриллиант, камень непременно должен был быть совершенным.
Геммологические институты, в свою очередь, при проведении испытаний на фотолюминесценцию стали использовать ультрафиолетовые излучатели, которые, к слову, в то время применялись исключительно в науке и медицине.
Институты, в то время участвовавшие в CIBJO, всерьез полагали, что они могут указывать в сертификатах все данные о качестве камня по своему желанию, в том числе качество огранки и даже цену. Производители бриллиантов и прочих драгоценных камней заявили, что несмотря на интригующий характер такого предложения, если это именно то, что институты планируют делать, и если они собираются использовать испытание ультрафиолетовым излучением для оценки чистоты, то вряд ли они получат на сертификацию хотя бы один камень.
Американцы придерживались мнения, что нужно сконцентрироваться на создании глоссария, в котором все природные драгоценные камни, бриллианты и имитации под драгоценные камни будут подробно описаны и разбиты на категории, и вот в научные исследования морфологической структуры драгоценных камней углубляться не стоит.
Они утверждали, что чистоту бриллианта следует определять при помощи бинокля или лупы с увеличением не более десятикратного.
Было принято решение о том, что испытание ультрафиолетовым излучением будет применяться во вспомогательных целях при необходимости определения происхождения камня или для перепроверки данных сертификата. Эта практика актуальна и по сей день.
Соответственно, проблема испытаний на флюоресценцию выросла не из геммологической сертификации как таковой, а из слишком большого значения, придаваемого этому параметру.
Флюоресценция
Что же такое флюоресценция? Флюоресценция – это непосредственное излучение света молекулой. Для того чтобы это произошло, у молекулы должен появиться избыток энергии по сравнению с ее обычным состоянием. Этот избыток появляется при внешнем воздействии.
Практически все минералы, в том числе бриллианты, реагируют на ультрафиолетовый свет, испуская флюоресцирующее излучение, оттенки цвета которого варьируют от голубоватого до насыщенного голубого или от желтого до красного. В примерно 40–60 процентах бриллиантов будет наблюдаться флюоресценция при воздействии на них ультрафиолетовых волн длиной более 366 нанометров. У некоторых бриллиантов она будет наблюдаться в коротковолновом ультрафиолетовом свете с длиной волны 254 нм.
Когда флюоресценция бриллианта имеет голубоватый оттенок, вне зависимости от чистоты камня она может скрывать любые желтоватые полутона цвета камня. Аналогичным образом желтый оттенок фотоснимков можно убрать, добавив голубого цвета при проявке.
Некоторые дефекты, например, молекулярные облачка, оптическим оборудованием не обнаруживаются. Эти облачка могут представлять собой участки нарушенной кристаллической структуры, примеси металлов или иные дефекты. В ультрафиолетовом свете они похожи на молочные или маслянистые пятна. Невооруженному глазу может показаться, что камень слегка изменил свой цвет. Это явление, однако, может наблюдаться только под воздействием ультрафиолетового излучения.
Американцы, в особенности Американский геммологический институт (Gemological Institute of America – GIA), уже многие годы утверждают, что флюоресценция – преимущество для бриллиантов желтоватых оттенков за исключением тех, в которых присутствуют молекулярные облачка.
На европейском и американском рынке камни с сертификатами, в которых флюоресценция указана как «сильная», по необъяснимым и неоправданным причинам спросом у потребителей не пользуются. (Шкала флюоресценции: «отсутствует», «незначительная», «слабая», «небольшая», «значительная», «сильная» и «чрезвычайно сильная»).
Исправление неверных представлений
На рынке Гонконга покупатели против даже слабой флюоресценции в камнях с хорошей группой цвета. Китайский рынок терпимо относится к незначительной флюоресценции, однако уже небольшую флюоресценцию не приемлет.
Реакция рынка находит свое отражение в прейскурантах (например, в прейскуранте Рапапорта) в виде индикаторов «выше среднего» и «ниже среднего». В самом прейскуранте наличие или отсутствие флюоресценции никак не показано, однако присутствие сильной флюоресценции сказывается при переговорах о цене, которая становится ниже прейскурантной. Слабая флюоресценция, как правило, на цене не отражается.
Если суммировать, рынок воспринимает наличие флюоресценции как недостаток для камней группы цвета D, E и F и, наоборот, как преимущество для групп цвета I, J и K.
Возможно, такое неприятие флюоресценции вызвано тем, что, по утверждениям любителей ночной жизни, их украшения с бриллиантами меняют свой цвет в голубом свете ночного клуба. Нужно понимать, однако, что ночной клуб – это не лаборатория, а голубой свет – это не ультрафиолетовое излучение. Это – обычный свет, такой как и красный, желтый или любой другой. И он, безусловно, может влиять на восприятие цвета бриллианта точно также, как и на восприятие, например, цвета одежды.
Бывают редкие случаи, когда бриллианты фосфоресцируют. Это легко узнать, поскольку такие бриллианты продолжают светиться не менее нескольких секунд после прекращения воздействия ультрафиолетового света. Насколько нам известно, фосфоресцирующее свечение безвредно.
Из всего вышесказанного хорошо видно, что отношение рынка к тем или иным категориям флюоресценции, указанным в сертификатах, наносит серьезный ущерб производителям бриллиантов и торговым организациям.
В следующем номере журнала HaYahalom мы поговорим о новом, невероятно сложном оборудовании, чьи сухие результаты измерений не оставляют места творческому, эмоциональному восприятию камня и тем самым не дают в полной мере насладиться сверкающей красотой бриллианта.
Гипертехнологии отбирают у профессии достоинство, уникальность и престиж. Существует мнение, что алмазная промышленность не должна пользоваться всем спектром оценочных услуг геммологических институтов и что их сертификация должна ограничиваться лишь такими сугубо техническими данными, как процентные соотношения и градусы углов, а не претендовать на роль последней инстанции в сфере классификации и оценки.
Эта статья впервые опубликована английском языке и иврите в 198–м номере журнала HaYahalom.
http://smartpage.co.il/vault/mag/hyalom_eng.html
[ Израильский Институт Алмазов ]