Третья по величине ювелирная компания в мире начинает возвращать свой лоск после затяжного экономического кризиса, не в последнюю очередь благодаря серии недорогих украшений, часов и аксессуаров. Фото: AP |
Итальянская
Перед тем, как покинуть цех Bulgari, в котором мастера компании изготавливают высококлассные ювелирные изделия, все без исключения служащие и редкие гости обязаны поочередно пройти через чистку обуви с помощью специальной машинки. Она предназначена не для того, чтобы наводить лоск на ботинки посетителя или работника, перед тем, как тот выйдет на одну из самых древних улиц Рима. Ее «миссия» —собрать с обуви золотую пыль.
Президент Bulgari Франческо Трапани (Francesco Trapani) в интервью газете The Wall Street Journal говорит, что рост цены на золото в последние годы — это повод для беспокойства. Оптовая цена золота для ювелиров составляет сейчас 965 долларов за тройскую унцию, что в четыре раза выше, чем в 2001 году. (Биржевые котировки уже давно превышают 1200 долларов за унцию, — BFM.ru.)
Но с ростом расходов, по его словам, возрастает и объем творческих возможностей. Сокращение спроса «сделало необычные сочетания сплавов и материалов, например золота и стали или золота и керамики, стратегически более выгодными, чем раньше. Их мы можем продавать дешевле», — говорит Трапани.
Он с энтузиазмом рассказывает о новой версии бестселлера Bulgari — Bzero1 — кольце, изготовленном из золота и керамики, которое стоит около 800 евро. Для сравнения, стоимость драгоценностей из высокого ценового сегмента начинается от 70 тысяч евро. Именно недорогая продукция стала самым большим источником дохода для ювелирного дома. Продажи от второй линии ювелирных изделий Bulgari составляют почти половину дохода компании. За первые шесть месяцев 2010 года компания заработала 443,3 млн евро.
И хотя драгоценные украшения — это ядро бизнеса компании Bulgari, решение Трапани диверсифицировать бизнес и открыть новые направления: часовое, парфюмерное и аксессуарное, спустя двадцать лет уже не кажется странным. Трапани пришел в компанию в 1981 году и благодаря его решению, которое коренным образом изменило стратегию бизнеса, теперь на эту линию приходится почти 50% продаж ювелирного дома.
Однако часовое подразделение Bulgari, некогда бывшее локомотивом продаж, в последние годы теряет свои позиции. В первой половине 2010 года продажи часов марки упали на 1,2%. Трапани подтверждает эту тенденцию, говоря, что в 1990 годах часы были на пике популярности, но « мы выпускали кварцевые часы и в какой–то момент перестали быть на пике моды», поясняет Трапани. Потому компания и отстала от своих конкурентов, например, от Gucci, которая примерно в тоже время вошла на часовой рынок в среднем ценовом сегменте.
Впрочем, совсем скоро, по словам главы ювелирного дома, часовое подразделение ожидают серьезные изменения. Компания приобрела швейцарские часовые фирмы Daniel Roth и Gerald Genta и уже с сентября начнет выпуск ко–брендинговых коллекций. Покупка этих двух марок вместе с их производственными центрами в Валле–де–Жу (Vallee de Joux) и высококвалифицированными специалистами открыла новые перспективы для Bulgari, особенно в области создания сложных часовых механизмов.
«Какое–то время назад часовое подразделение стало разочарованием для компании, но у нас есть четкое видение того, куда нужно двигаться. Мы хотим сосредоточиться на новой высокотехнологичной продукции», — рассказывает Трапани.
Правда, глава ювелирного дома отмечает, что изменения в часовом подразделении вряд ли отразятся на финансовых показателях компании в конце 2010 года. Но ожидается, что уже в следующем году новшества приведут к росту продаж в этом сегменте.
Франческо Трапани подчеркивает, что главное правило ювелирного дизайна состоит в том, чтобы изделия стоили столько, сколько может себе позволить потратить заказчик. «Некоторые ювелирные компании создают очень красивые украшения, но для музеев, а не для клиентов».
По данным Антверпенского всемирного алмазного центра, отчитавшаяся в начале августа компания несколько не оправдала прогнозов аналитиков. Прибыль Bulgari во втором квартале текущего года возросла на 12% до 244,2 млн евро, тем не менее, она оказалась ниже прогнозируемого экспертами показателя из–за снижения продаж ювелирных изделий в Европе. Во втором квартале продажи ювелирных изделий, которые являются главной торговой категорией Bulgari, выросли в среднем на 18%.
В частности, на 65% увеличился объем продаж на Американском континенте, на 12% — в Японии, на 23% — в остальной части Азии. А в Европе они сократились на 2,5%, на Ближнем Востоке упали на 11%.
Но несмотря на некоторое снижение продаж, финансовый кризис не изменил тенденций в покупке ювелирных изделий. Как отмечает Трапани, то, что компания не зациклена на локальном рынке, позволяет ей знать вкусы своих потребителей в различных странах мира. «Например, русские потребители все также любят броские драгоценности, а китайские в большей степени ориентированны на искусность исполнения украшений».
Самыми трудными рынками для компании пока остаются Индия и Бразилия из–за высоких пошлин на импорт и налогов на роскошь. Помимо этого, в Индии инфраструктура настолько плохо развита, что порой очень сложно найти новые помещения для магазинов.
Сейчас главная задача компании — удержать рост продаж. К довольно скромной чистой прибыли она вернулась только во втором квартале текущего года, после сложного 2009 года, когда вынуждена была заявить об убытках в 47,1 млн евро.