В первом квартале 2010 года на мировом рынке наметилась устойчивая тенденция восстановления спроса на золотые украшения. По сравнению с невысоким уровнем прошлого года спрос вырос на 43% до 407,7 тонн. В долларовом выражении общий спрос на ювелирные изделия из золота достиг $16,8 млрд., т.е. на 75% больше чем в первом квартале 2009 года.
Генераторами спроса выступили исключительно незападные рынки (в их число, правда, не вошла Япония), где потребители, похоже, уже скорректировали свои ценовые ожидания, смирившись с тем, что по сравнению с первым кварталом 2009 года средняя цена цена на золото в долларах увеличилась на 22%. Предполагая, что в будущем золото и дальше будет дорожать, потребители стали массово приобретать золотые украшения в первом квартале, поскольку после декабрьского пика цена немного откатилась назад. Кроме того, в таких стран, как Индия и Китай появились дополнительные признаки укрепления экономики, и этот факт вселил в потребителей дополнительную уверенность в завтрашнем дне.
В рассматриваемый период наивысшие показатели продемонстрировал индийский рынок, где спрос подскочил на 291% до 147,5 тонн. Такой внушительный прирост объясняется чрезвычайно низким уровнем первого квартала 2009 года (37,7 тонн). К слову, если Индию из общей картины исключить, глобальный результат будет несколько иным и гораздо более скромным: 11–процентный прирост с 291,6 т до 323,3 т. В денежном выражении индийский спрос на золотые украшения в местной валюте составил 241 млрд. рупий. Это на 339% больше, чем в первом квартале 2009 года, а также новый рекорд по сравнению с 237 млрд. рупий в третьем квартале 2008 года. Тогда стимулом спроса на золото стало резкое падение цен в сочетании с благоприятным уровнем осадков в сезон муссонных дождей.
Хотя первые три месяца года не относятся к брачному сезону, индийцы вынуждены были делать свадебные покупки уже в первом квартале, чтобы воспользоваться преимуществом относительно низких и стабильных цен. По сравнению с уровнем конца прошлого года средние цены на местном рынке в первом квартале слегка упали за счет относительной стабилизации мировых цен и благодаря укреплению рупии по отношению к американскому доллару на 4 процентных пункта.
Среди других хорошо сработавших рынков можно выделить Объединенные Арабские Эмираты (+29%), Саудовскую Аравию (+25%), Гонкнонг (+23%) и Вьетнам (+20%). Двузначный прирост наблюдался на многих рынках незападных стран. Лишь в Индонезии (+6%) и на Тайване (+2%) рост спроса не вышел за пределы 10%.
Количество приобретенных в Китае ювелирных изделий из золота в первом квартале превысило 100–тонную отметку и составило 105,2 т. В качестве причин следует назвать китайский Новый Год, который является кульминацией сезона приобретения подарков, а также неизменно высокий уровень роста внутренней экономики страны. Кроме того, в начале декабря цена на золото достигла своего пика – 8 тыс. юаней за унцию, а в январе–марте откатилась назад. Китайские потребители не преминули этим воспользоваться. Увеличение спроса главным образом сконцентрировалось в сегменте изделий из золота высшей пробы, особенно в крупных городах, где зима считается мертвым сезоном для украшений из золота 750 пробы, и спрос на такие украшения упал. Однако в некоторых менее крупных городах спрос на 750 пробу увеличился.
Япония – единственная незападная страна, где показатели рынка золотых украшений упали ниже уровня первого квартала 2009 года. Потребительский спрос на изделия из золота за первые три месяца года снизился на 12% до 4,9 т. В денежном же выражении он вырос на 3% с ¥15,3 млрд. до ¥15,8 млрд. В Объединенных Арабских Эмиратах спрос на золото увеличился благодаря дополнительному притоку туристов в Дубай, в частности, из Индии. В первом квартале реализовано 18, 9 т золотых украшений против 14,6 годом ранее. Спрос среди местных жителей укрепился за счет роста уверенности в завтрашнем дне и привыкания к более высоким ценам. В Турции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года спрос увеличился на 12% до 18,4 т., продемонстрировав резкий скачок после спада в четвертом квартале 2009 г. В денежном выражении в местной валюте спрос на золотые украшения вырос к уровню января–марта 2009–го на 24% до 992 млн. турецких лир. Это самый высокий показатель первого квартала с 2005 года.
На рынках западных стран спрос на золотые украшения продолжал падать – высокие цены заставили потребителей искать альтернативу золоту. Хотя у некоторых розничных торговцев в США отмечался рост продаж в долларовом выражении, все же в целом покупатели вели себя сдержанно, все чаще переходя на комбинированные изделия из золота и серебра. Аналогичная тенденция наблюдалась на рынках Европы, например, во Франции, Германии и Великобритании, где из–за высоких цен на золото пальму первенства перехватило чистое серебро. То же самое происходило и в Италии. Итальянские потребители стали предпочитать золоту дизайнерские украшения из серебра или высококлассную бижутерию.
[ Израильский Институт Алмазов ]