НП «Союз ДМДК»в конце июня сего года в рамках фестиваля» Золотое кольцо России» организует проведение совещания «Федеральный пробирный надзор – путь к федеральной службе, стимулирующей бизнес». Совещание совпадает по дате с событием: 8 июля 2006 года был зарегистрирован и направлен Председателю Госдумы РФ законопроект, который адаптировал бы ФЗ о РДМК к рыночным реалиям.
Инициаторами законопроекта №318686–4 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (об изменении порядка опробования и государственного клеймения ювелирных изделий)»четырехлетней давности выступила большая группа депутатов Государственной Думы: В.М.Асеев, В.Н.Басыгысов, М.Е.Бугера, В.М.Зубов, Н.В.Комарова, В.А.Пехтин, Л.В.Пирожникова, С.В.Чижов, В.А.Язев.
во–первых, законопроект предусматривал введение режима добровольного клеймения для ювелирных и других бытовых изделий российского производства, предназначенных на экспорт;
во–вторых, законопроект предусматривал введение режима добровольного клеймения для ювелирных изделий из серебра массой до 3 грамм как изделий, нередко более дешевых, чем простая бижутерия. Тем более, что серебряные изделия из гальванопластики любой массы в России не клеймятся вообще.
Необходимо заметить, что разработке законопроекта предшествовала большая дискуссия по данному вопросу. Что очень важно: одним из инициаторов либерализации пробирного надзора выступило руководство Минфина и самой Пробирной палаты России. Отметим важнейшие этапы этой дискуссии.
– 24 ноября 2005 года в Совете Федерации состоялись парламентские слушания, на которых А.А.Ахполов, директор Административного департамента Минфина РФ, выступая от имени Министра, изложил официальную точку зрения Минфина на ситуацию с пробирным надзором: «Рассматривая существующую модель российского федерального пробирного надзора, необходимо признать, что сформированная в условиях жесткого централизма и тотального государственного контроля за производством и оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, она перестала соответствовать изменившимся общественно–экономическим отношениям, тенденциям развития рынка.
Этот вопрос прорабатывается совместно с участниками рынка, его решение готовится в обозримом будущем».
Его выступление развил руководитель Пробирной палаты России В.И.Моспан: «Мы предлагаем отменить норму законодательства, которая требует обязательного государственного пробирного клеймения всех ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов отечественного производства. Это необходимо для возможности введения новых норм, предусматривающих добровольное государственное клеймение изделий, предназначенных для экспорта (это повысит конкурентоспособность российских производителей и позволит им выполнять заказы иностранных фирм на изделия, требования к которым отличаются от российских), а также легковесных изделий из серебра…, а также ввести норму о возможности при определенных условиях клеймения российских серебряных изделий пробирным клеймом изготовителя под контролем Пробирной палаты».
– 6 декабря 2005 года в Государственной Думе состоялся «круглый стол». Руководитель Пробирной палаты России В.И.Моспан предлагает «сузить сферу применения государственного контроля в отрасли, в том числе применение государственной монополии на опробование и клеймение ювелирных изделий», и далее он подверг критике существующий порядок клеймения легковесных серебряных изделий: «Это пирсинг, который вставляется в нос и в разные другие места. Клеймить его чрезвычайно сложно. Изделия эти стоят 60 рублей. И я не думаю, что уход от государственного клеймения этих изделий нанесет государству и рынку вред».
И далее: «Что касается вывозимых, другой порядок должен быть».
– 14 марта 2006 года в Государственной Думе состоялось заседание Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму, на котором В.И.Моспан развил предложения Пробирной палаты России по «сужению сферы госконтроля» и сформулировал основные положения будущего законопроекта.
Предварительное рассмотрение законопроекта состоялось в на тот момент профильном по законопроекту комитете Госдумы – по кредитным организациям и финансовым рынкам. Комитет поддержал законопроект. С 18 октября 2006 года ответственным за законопроект комитетом Госдумы стал Комитет по природным ресурсам и природопользованию. К этому моменту из Государственно–правового управления администрации Президента РФ (ГПУ) на законопроект поступило заключение, согласно которому «законопроект нуждался в юридико–технической доработке».
При последующей подготовке к первому чтению законопроект «похудел» – из него «ушла» норма самостоятельного клеймения российских серебряных изделий большей массы самими производителями. Комитет по природным ресурсам и природопользованию Госдумы решил направить законопроект в Совет Госдумы для включения в порядок работы на рассмотрение в первом чтении.И 12 ноября 2007 года Советом Госдумы было принято решение по получению всех заключений внести законопроект на рассмотрение в январе2008 года.
Тем временем стали поступать заключения на законопроект. Заключение Правительства РФ № 4695п–П13 от 8 ноября 2007 года в целом и по существу законопроект поддерживало. Дальнейшая переписка по законопроекту с Минфином и Правительство РФ также была конструктивна и в принципе не препятствовала первому чтению законопроекта.
Все это время работа над законопроектом не прекращалась ни на минуту. Шла работа по сближению позиций Правительства РФ, разработчиков законопроекта и Государственно–правового управления. В резолюциях многочисленных отраслевых совещаний ему высказывалась высказывалась твердая поддержка. Можно перечислить лишь некоторые из них, чтобы понять высокий уровень поддержки законопроекта в правительственных кругах и у депутатов:
Новый законопроект пока не затрагивает вопрос отмены обязательного режима клеймения для ювелирных изделий, поставляемых на экспорт. Но консультации с ГПУ будут продолжены.
Принятие нового закона будет первым шагом в большой работе по реформированию законодательства отрасли ДМДК в русле практической реализации указаний Президента РФ Д.А.Медведева и Председателя Правительства РФ В.В.Путина в части уменьшения административного давления на бизнес.
Есть надежда, что огромный потенциал отрасли ДМДК будет замечен государством, и принятие этого и других необходимых отраслевых законов состоится уже в ближайшее время. Вступление в силу первого закона из этого пакета станет важной вехой по приведению отраслевой законодательной базы к стандартам стран–лидеров мирового ювелирного рынка (таких, как Индия и Китай).
Польза от принятия нового закона очевидна как для ювелирного бизнеса, так и для государства. Ведь помимо общего роста привлекательности ювелирного бизнеса (а значит, и роста массы налогов), «3–х граммовый» закон позволит усилить контроль за розничной торговлей, куда стекается в конечном итоге вся контрабандно завезенная и контрафактная ювелирная продукция, за счет освободившихся людских, финансовых и административных ресурсов.
Координатор ювелирного направления «Деловая Россия»,
Председатель Высшего совета НП «Союз ДМДК»,
Президент компании «АЛМАЗ–ХОЛДИНГ» Ф.Ф.Гумеров
[ Ювелирные Известия ]