Конференция Рапапорта: Какое будущее ждет алмазы?

Раздел: Драгоценные камни
24 июня 2010 г.

 Конференция Рапапорта: Какое будущее ждет алмазы? . Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Есть в этом ми­ре лю­ди, к ко­то­рым при­слу­ши­ва­ют­ся не­за­ви­си­мо от то­го, нра­вит­ся ска­зан­ное ими или не­т. По фон­до­во­му рын­ку это – Уор­рен Баф­фетт (Warren Buffett). В сфе­ре ал­ма­зов та­кой че­ло­век – Мар­тин Ра­па­порт (Martin Rapaport), вла­де­лец ком­па­нии Rapaport Diamonds, из­да­тель скан­даль­но из­вест­но­го прейс­ку­ран­та и го­лос ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти, хо­тя и не все­гда при­ят­но зву­ча­щий. Вот по­че­му в эти вы­ход­ные я про­еха­ла всю пу­сты­ню, что­бы по­пась в Лас–Ве­гас на еже­год­ную юве­лир­ную яр­мар­ку JCK, где мож­но бы­ло услы­шать, что ду­ма­ет Ра­па­порт о бу­ду­щем бле­стя­щих ми­не­ра­ло­в.

Я не бы­ла на этом шоу с 2008 го­да. Об­щее на­стро­е­ние в этом го­ду бы­ло ес­ли не празд­нич­ны­м, то, по мень­шей ме­ре, не та­ким мрач­но–а­по­ка­лип­ти­че­ски­м. Тот же осто­рож­ный оп­ти­миз­м, ко­то­рый я на­блю­да­ла на Сам­ми­те по во­про­сам рын­ка пред­ме­тов рос­ко­ши, чув­ство­вал­ся и в Лас–Ве­га­се. К не­му при­ме­ши­ва­лась не­ко­то­рая гор­дость юве­ли­ров за то, что они успеш­но вы­дер­жа­ли ис­пы­та­ние эко­но­ми­че­ским ли­хо­ле­тьем и про­дол­жа­ют оста­вать­ся в стро­ю. А еще на­деж­да и по­иск но­вых воз­мож­но­стей вер­нуть­ся к преж­не­му уров­ню. И вот на этом фо­не Ра­па­порт бо­лее чем чет­ко по­яс­ни­л, что в бли­жай­шем бу­ду­щем для юве­ли­ро­в, ал­ма­зо­до­быт­чи­ков и про­чих пред­ста­ви­те­лей ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти лег­ко­го пла­ва­ния не бу­дет.

Для пред­ме­та, ко­то­рый ре­кла­ми­ру­ет­ся как «веч­ный­», брил­ли­ан­ты де­мон­стри­ру­ют уди­ви­тель­ное не­по­сто­ян­ство. В ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти обя­за­тель­но что–то ме­ня­ет­ся: ме­сто­рож­де­ни­я, объ­е­мы до­бы­чи, об­щий ин­те­рес к брил­ли­ан­та­м. За де­сять с не­боль­шим лет, в те­че­ние ко­то­рых De Beers ослаб­ля­ла хват­ку на гор­ле ми­ро­вых по­ста­во­к, ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти при­шлось прой­ти че­рез труд­ные вре­ме­на.

Ка­ко­во бу­ду­ще­е? Ра­па­порт смот­рит на но­вое по­ко­ле­ни­е, но­вых иг­ро­ков в ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти. Сред­ний воз­раст на­се­ле­ния Ин­дии – 25 лет. Это зна­чи­т, что по ча­сти энер­гии и эн­ту­зи­аз­ма стра­ну мож­но срав­нить с США 60–х го­до­в, ко­гда мо­ло­дые аме­ри­кан­цы бы­ли пол­ны же­ла­ни­ем из­ме­нить мир и уста­но­вить но­вый ста­тус–кво. Ра­па­порт ука­зы­ва­ет на пе­ре­ме­ще­ние ак­цен­та с од­но­го по­ко­ле­ния на дру­го­е. Стар­шее по­ко­ле­ние бо­лее осто­рож­но, мо­ло­дежь же все­гда го­то­ва к пе­ре­ме­на­м. С точ­ки зре­ния гло­баль­ной бо­гат­ство то­же пе­ре­ме­ща­ет­ся – в Ин­дию и Ки­тай. Ра­па­порт счи­та­ет, что бу­ду­щее ал­ма­зов ле­жит в плос­ко­сти спро­са и цен­но­стей за пре­де­ла­ми США. Стра­ны, вче­ра иг­рав­шие роль по­став­щи­ка, се­го­дня пре­вра­ти­лись в сре­до­то­чие глав­ных по­тре­би­те­лей. Обра­ща­ясь к при­шед­шим на кон­фе­рен­цию юве­ли­ра­м, Ра­па­порт под­черк­нул: «Ваш кон­ку­рент уже не на дру­гой сто­ро­не ули­цы­». По его мне­ни­ю, те­ку­щие из­ме­не­ния – воз­мож­ность ве­сти де­ла по–­дру­го­му. «Чем боль­ше вол­на, тем даль­ше на ней мож­но уплыть­», – под­бод­рил он тех, кто опа­са­ет­ся из­ме­не­ний и не ви­дит в них но­вых воз­мож­но­стей­.

Ка­ко­ва но­вая ре­аль­ность спро­са на брил­ли­ан­ты в США? Как го­во­рит Ра­па­пор­т, же­ла­ние иметь брил­ли­ан­ты оста­ет­ся силь­ны­м, но нет уве­рен­но­сти в бу­ду­ще­м. Лю­ди по­те­ря­ли ве­ру в се­бя, в свою ра­бо­ту, в свою не­дви­жи­мо­сть. Это бес­по­кой­ство мо­жет при­ве­сти к па­де­нию про­да­ж. Кро­ме то­го, как толь­ко из­ме­нят­ся про­цент­ные став­ки, тут же по­ме­ня­ют­ся и пра­ви­ла иг­ры, ведь ал­маз­ная про­мыш­лен­ность все­рьез за­вя­за­на на кре­ди­ты. Со­хра­ня­ют ли брил­ли­ан­ты свою цен­но­сть? Цифры, при­ве­ден­ные Ра­па­пор­то­м, го­во­рят о то­м, что бо­лее круп­ные кам­ни со­хра­ни­ли ее и оста­ют­ся от­но­си­тель­ным де­фи­ци­том на от­кры­том рын­ке. Тем не ме­не­е, мож­но ли пре­вра­тить брил­ли­ан­ты в та­кой же то­вар, ка­ким яв­ля­ет­ся зо­ло­то? Мо­гут ли ал­ма­зы пред­ло­жить та­кой же уро­вень за­щи­щен­но­сти для тех, кто ищет без­опас­ный спо­соб вло­же­ния де­не­г?

Ра­па­порт при­зы­ва­ет юве­ли­ров вы­ку­пать брил­ли­ан­ты у по­тре­би­те­лей. По его мне­ни­ю, их пе­ре­про­да­жа се­го­дня – круп­ней­ший ры­но­к, ко­то­рый бу­дет толь­ко рас­ти. Он счи­та­ет, что вы­ку­пать брил­ли­ан­ты (по спра­вед­ли­вой це­не) важ­но для под­дер­жа­ния мыс­ли о то­м, что брил­ли­ан­ты – хо­ро­ший объ­ект ин­ве­сти­ро­ва­ни­я, но­вая фор­ма за­щи­щен­ных вло­же­ний. Брил­ли­ан­ты пред­став­ля­ют со­бой двой­ную за­щи­ту: фи­нан­со­вую и эмо­ци­о­наль­ну­ю. Ра­па­порт в шут­ку от­ме­ти­л, что те­перь глав­ный по­став­щик ал­ма­зов не ЮАР, а Фло­ри­да, где ста­руш­ки рас­про­да­ют свои дра­го­цен­но­сти. Не­ко­то­рые ком­па­нии уже пе­ре­шли в ре­жим скуп­ки брил­ли­ан­то­в. Этот биз­нес бо­лее рис­ко­ван­ный, чем зо­ло­то, про­сто по­то­му что брил­ли­ан­ты силь­но от­ли­ча­ют­ся друг от дру­га по це­не, по ка­че­ству, по клас­си­фи­ка­ци­и. Это­му во­про­су бу­дет по­свя­щен дру­гой ма­те­ри­ал по­сле кон­фе­рен­ции Ра­па­пор­та на те­му оцен­ки брил­ли­ан­то­в. В ал­маз­ной про­мыш­лен­но­сти зре­ет бес­по­кой­ство по по­во­ду до­сто­вер­но­сти не­ко­то­рых сер­ти­фи­ка­то­в, и это се­рьез­ная про­бле­ма, о ко­то­рой на­до знать по­ку­па­те­лю брил­ли­ан­то­в.

Не­смот­ря на свой бле­стя­щий ум и про­ни­ца­тель­ность Ра­па­порт слег­ка ста­ро­мо­ден в по­ни­ма­нии то­го, че­го хо­чет жен­щи­на, ко­гда де­ло до­хо­дит до брил­ли­ан­то­в. Он счи­та­ет, что жен­щи­ны, же­ла­я, что­бы им ку­пи­ли брил­ли­ан­ты, тем са­мым хо­тят за­ста­вить «в­сех муж­чин стра­дать­». Хо­тя он ви­ди­т, что раз­ные ти­пы жен­щин мо­гут хо­теть раз­ные кам­ни и от раз­ных брен­до­в, будь то Tiffany & Co. или Blue Nile, по его мне­ни­ю, в ос­но­ве тор­гов­ли брил­ли­ан­та­ми все рав­но ле­жит глав­ный сте­рео­тип вза­и­мо­от­но­ше­ний меж­ду муж­чи­ной, по­ку­па­ю­щим брил­ли­ан­т, и жен­щи­ной, для ко­то­рой он по­ку­па­ет­ся. По­хо­же, Ра­па­порт от­вер­га­ет са­му мысль о то­м, что жен­щи­ны до­воль­но ча­сто са­ми се­бе по­ку­па­ют брил­ли­ан­ты. С од­ной сто­ро­ны, он на­ста­и­ва­ет на то­м, что жен­щи­ны це­нят брил­ли­ан­ты, а, с дру­гой, по­хо­же, не при­зна­ет, что жен­ская по­ку­па­тель­ная спо­соб­ность не­за­ви­си­мо от муж­чин – су­ще­ствен­ный фак­тор на рын­ке, и его зна­чи­мость со вре­ме­нем бу­дет толь­ко уве­ли­чи­вать­ся.

Ра­па­порт очень рез­ко вы­ска­зал­ся по си­ту­а­ции в Зим­баб­ве. Он от­ме­ти­л, что не­ко­то­рые из участ­ни­ков яр­мар­ки в Лас–Ве­га­се про­да­ют кам­ни из ме­сто­рож­де­ний в рай­о­не Ма­ран­ж. Си­ту­а­ция в стра­не слож­на­я, а глав­ный ор­ган по борь­бе с кон­фликт­ны­ми ал­ма­за­ми – Ким­бер­лий­ский про­цесс – мед­ли­т, хо­тя им по­лу­че­но мно­же­ство со­об­ще­ний об из­би­е­ни­ях и на­си­лии со сто­ро­ны ар­мей­ских ча­стей над на­се­ле­ни­е­м, пы­та­ю­щим­ся до­бы­вать там ал­ма­зы. И ес­ли да­же это не кон­фликт­ные ал­ма­зы, то, во вся­ком слу­ча­е, ал­ма­зы не­же­ла­тель­но­го про­ис­хож­де­ни­я. Не вы­би­рая сло­в, он ска­за­л, что «Ким­бер­лий­ский про­цесс по уши в дерь­ме», и они са­ми не зна­ют, что де­ла­ют. Ра­па­порт уве­рен, что юве­ли­ры долж­ны быть го­то­вы по­яс­нить, что у них за кам­ни и что они из се­бя пред­став­ля­ют. Об этом бо­лее по­дроб­но в ре­пор­та­же с кон­фе­рен­ции Ра­па­пор­та по во­про­сам чест­ной тор­гов­ли.

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->