Есть в этом мире люди, к которым прислушиваются независимо от того, нравится сказанное ими или нет. По фондовому рынку это – Уоррен Баффетт (Warren Buffett). В сфере алмазов такой человек – Мартин Рапапорт (Martin Rapaport), владелец компании Rapaport Diamonds, издатель скандально известного прейскуранта и голос алмазной промышленности, хотя и не всегда приятно звучащий. Вот почему в эти выходные я проехала всю пустыню, чтобы попась в Лас–Вегас на ежегодную ювелирную ярмарку JCK, где можно было услышать, что думает Рапапорт о будущем блестящих минералов.
Я не была на этом шоу с 2008 года. Общее настроение в этом году было если не праздничным, то, по меньшей мере, не таким мрачно–апокалиптическим. Тот же осторожный оптимизм, который я наблюдала на Саммите по вопросам рынка предметов роскоши, чувствовался и в Лас–Вегасе. К нему примешивалась некоторая гордость ювелиров за то, что они успешно выдержали испытание экономическим лихолетьем и продолжают оставаться в строю. А еще надежда и поиск новых возможностей вернуться к прежнему уровню. И вот на этом фоне Рапапорт более чем четко пояснил, что в ближайшем будущем для ювелиров, алмазодобытчиков и прочих представителей алмазной промышленности легкого плавания не будет.
Для предмета, который рекламируется как «вечный», бриллианты демонстрируют удивительное непостоянство. В алмазной промышленности обязательно что–то меняется: месторождения, объемы добычи, общий интерес к бриллиантам. За десять с небольшим лет, в течение которых De Beers ослабляла хватку на горле мировых поставок, алмазной промышленности пришлось пройти через трудные времена.
Каково будущее? Рапапорт смотрит на новое поколение, новых игроков в алмазной промышленности. Средний возраст населения Индии – 25 лет. Это значит, что по части энергии и энтузиазма страну можно сравнить с США 60–х годов, когда молодые американцы были полны желанием изменить мир и установить новый статус–кво. Рапапорт указывает на перемещение акцента с одного поколения на другое. Старшее поколение более осторожно, молодежь же всегда готова к переменам. С точки зрения глобальной богатство тоже перемещается – в Индию и Китай. Рапапорт считает, что будущее алмазов лежит в плоскости спроса и ценностей за пределами США. Страны, вчера игравшие роль поставщика, сегодня превратились в средоточие главных потребителей. Обращаясь к пришедшим на конференцию ювелирам, Рапапорт подчеркнул: «Ваш конкурент уже не на другой стороне улицы». По его мнению, текущие изменения – возможность вести дела по–другому. «Чем больше волна, тем дальше на ней можно уплыть», – подбодрил он тех, кто опасается изменений и не видит в них новых возможностей.
Какова новая реальность спроса на бриллианты в США? Как говорит Рапапорт, желание иметь бриллианты остается сильным, но нет уверенности в будущем. Люди потеряли веру в себя, в свою работу, в свою недвижимость. Это беспокойство может привести к падению продаж. Кроме того, как только изменятся процентные ставки, тут же поменяются и правила игры, ведь алмазная промышленность всерьез завязана на кредиты. Сохраняют ли бриллианты свою ценность? Цифры, приведенные Рапапортом, говорят о том, что более крупные камни сохранили ее и остаются относительным дефицитом на открытом рынке. Тем не менее, можно ли превратить бриллианты в такой же товар, каким является золото? Могут ли алмазы предложить такой же уровень защищенности для тех, кто ищет безопасный способ вложения денег?
Рапапорт призывает ювелиров выкупать бриллианты у потребителей. По его мнению, их перепродажа сегодня – крупнейший рынок, который будет только расти. Он считает, что выкупать бриллианты (по справедливой цене) важно для поддержания мысли о том, что бриллианты – хороший объект инвестирования, новая форма защищенных вложений. Бриллианты представляют собой двойную защиту: финансовую и эмоциональную. Рапапорт в шутку отметил, что теперь главный поставщик алмазов не ЮАР, а Флорида, где старушки распродают свои драгоценности. Некоторые компании уже перешли в режим скупки бриллиантов. Этот бизнес более рискованный, чем золото, просто потому что бриллианты сильно отличаются друг от друга по цене, по качеству, по классификации. Этому вопросу будет посвящен другой материал после конференции Рапапорта на тему оценки бриллиантов. В алмазной промышленности зреет беспокойство по поводу достоверности некоторых сертификатов, и это серьезная проблема, о которой надо знать покупателю бриллиантов.
Несмотря на свой блестящий ум и проницательность Рапапорт слегка старомоден в понимании того, чего хочет женщина, когда дело доходит до бриллиантов. Он считает, что женщины, желая, чтобы им купили бриллианты, тем самым хотят заставить «всех мужчин страдать». Хотя он видит, что разные типы женщин могут хотеть разные камни и от разных брендов, будь то Tiffany & Co. или Blue Nile, по его мнению, в основе торговли бриллиантами все равно лежит главный стереотип взаимоотношений между мужчиной, покупающим бриллиант, и женщиной, для которой он покупается. Похоже, Рапапорт отвергает саму мысль о том, что женщины довольно часто сами себе покупают бриллианты. С одной стороны, он настаивает на том, что женщины ценят бриллианты, а, с другой, похоже, не признает, что женская покупательная способность независимо от мужчин – существенный фактор на рынке, и его значимость со временем будет только увеличиваться.
Рапапорт очень резко высказался по ситуации в Зимбабве. Он отметил, что некоторые из участников ярмарки в Лас–Вегасе продают камни из месторождений в районе Маранж. Ситуация в стране сложная, а главный орган по борьбе с конфликтными алмазами – Кимберлийский процесс – медлит, хотя им получено множество сообщений об избиениях и насилии со стороны армейских частей над населением, пытающимся добывать там алмазы. И если даже это не конфликтные алмазы, то, во всяком случае, алмазы нежелательного происхождения. Не выбирая слов, он сказал, что «Кимберлийский процесс по уши в дерьме», и они сами не знают, что делают. Рапапорт уверен, что ювелиры должны быть готовы пояснить, что у них за камни и что они из себя представляют. Об этом более подробно в репортаже с конференции Рапапорта по вопросам честной торговли.
[ Израильский Институт Алмазов ]