Китай – платиновый рекордсмен 2009 года

Раздел: Рынки
01 июня 2010 г.

Китай – платиновый рекордсмен 2009 года . Ювелирные Известия - J-izvestia.ru
 Платиновые слитки и платиновый «песок»
 

Высокий потребительский спрос, увеличение объемов производства, пополнение запасов сырья и хорошие цены на готовую продукцию – все это привело к тому, что в прошлом году рынок платиновых украшений Китая показал небывало высокие результаты.

ВВЕДЕНИЕ

2009 год в Китае можно по праву назвать платиновым. Валовой спрос на ювелирные украшения из этого благородного металла взлетел с 1,06 млн. унций до рекордных 2,08 млн. В самых общих чертах можно сказать, что это произошло благодаря двум факторам – низкой цене на платину и росту экономики страны. Однако более детальная картина несколько сложнее, как и ее «авторский состав»: потребители со своими мотивациями, производители, розничная торговля и оптовики – все они, выражаясь спортивным языком, «сработали на рекорд».

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАЛОВОГО СПРОСА В ЮВЕЛИРНОМ СЕКТОРЕ

В прежние годы в своих обзорах спроса на металлы платиновой группы в ювелирном секторе компания Johnson Matthey указывала только чистый показатель. Это имело смысл, поскольку объемы вторичной переработки оставались на довольно низком уровне, и цифры компании отражали состояние рынка вполне реалистично. За несколько последних лет вторичная переработка в таких странах, как Китай и Япония существенно возросла, из-за чего тенденции, лежащие в основе спроса среди потребителей и производителей, стали просматриваться не так четко.

По этой причине мы решили пользоваться валовым показателем спроса, представляющим собой общий вес металла, купленного производителями из любых источников и переработанного в ювелирные изделия, плюс любое увеличение запасов непереработанного металла во всей отрасли. Данные по вторичной переработке, т.е. по количеству металла, полученного путем переработки бывших в употреблении украшений и изделий, возвращенных оптовыми и розничными торговцами, теперь приводятся отдельно.

Чтобы объяснить, насколько хорошо себя чувствует ювелирный рынок, необходимо разобраться в структуре готовой продукции и выяснить причины изменений ее запасов в ювелирной отрасли.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС – ЦЕНА

В течение 2009 года значительно увеличился уровень потребления платиновых украшений. Рост китайской экономики поддерживал положительные настроения. В первые две трети 2009 года дела на Шанхайской фондовой бирже шли особенно хорошо, и от этого у населения складывалось дополнительное ощущение личного благосостояния. Положительная динамика цен на недвижимость тоже укрепляла потребителей в мысли, что все растет и развивается. Весь этот комплекс факторов стимулировал увеличение дискреционных расходов, т.е. расходов сверх жизненно необходимых.

Тем не менее, спрос на платину увеличился намного больше, чем этому могли поспособствовать вышеперечисленные факторы. Цена платиновых ювелирных украшений (без вставок из драгоценных и полудрагоценных камней) в Китае обычно определяется по весу в юанях за один грамм. В нормальные годы эта розничная цена, которая, кстати, всегда размещена на видном месте в большинстве ювелирных магазинов, обычно колеблется в зависимости от цены слитка. В первой половине 2008 года, например, из-за растущей цены на сам металл розничная цена на платиновые украшения подскочила до невероятных пределов, сильно ударив по потребительскому спросу, поскольку платина стала непозволительной роскошью.

В самом начале 2009 года многие розничные торговцы не торопились снижать цены: несмотря на установившуюся более низкую цену на металл в их витринах было полно прошлогодних, а, значит, более дорогих товаров. Поэтому снижение потребительских цен происходило довольно медленно, отставая о падения цены на слитки. В некоторых городах такая замедленная реакция привела к тому, что во второй половине года розничные цены на платиновые украшения продолжали снижаться, хотя цена самого металла уже потянулась вверх. Эти увеличило доступность изделий из платины по сравнению с 2008 годом, подстегнув потребителей к реализации скрытого спроса. Уровень потребления резко возрос. Увеличился импорт высококлассных платиновых цепочек из Японии, стимулируя спрос на платину среди японских производителей.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС – ПЛАТИНА И ЗОЛОТО

На рост прошлогоднего спроса на платину повлияло также снижение ценовой разницы между платиной и золотом. Она существенно уменьшилась за счет подрожавшего золота и подешевевшей платины. Хотя рынок золотых украшений значительно крупнее рынка изделий из платины, из-за меньшей разницы в цене платина для некоторых потребителей стала более привлекательной, что и привело к соответствующему увеличению спроса.

Чтобы понять, насколько высок спрос на платину, проще всего посмотреть, какой ассортимент ювелирных украшений с драгоценными камнями предлагают ювелирные магазины. На протяжении 2007 и 2008 годов можно было наблюдать, как увеличивается число предлагаемых изделий из белого золота, поскольку на фоне растущих цен на платину и бриллианты розничной торговле приходилось чем-то поддерживать уровень продаж. Однако популярность белого золота в Китае намного ниже. Именно поэтому когда цены на платину упали, ювелирные магазины с радостью стали снова расширять ассортимент платиновых украшений, одновременно сокращая предложение из белого золота. Потребители с не меньшей радостью откликнулись на доступные цены на платину, так как им теперь не нужно было вынужденно соглашаться на более дешевый металл.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС – РОСТ И ПАДЕНИЕ ЦЕН

Несмотря на то, что более низкие цены на платину, вполне очевидно, положительно сказались на ее доступности и востребованности, долгосрочное влияние изменения цены и ее колебаний на потребительское восприятие платины носит гораздо более сложный характер. В Китае ювелирные изделия из благородных металлов – одновременно не только предмет восхищения, но и объект инвестиций. Растущая цена, снижает доступность, но при этом увеличивает инвестиционную привлекательность. Поэтому с ростом стоимости ювелирного украшения укрепляется и его восприятие как предмета, который стоит приобрести для последующего хранения и продажи уже по более высокой цене.

Для некоторой группы потребителей рост цены на платину в середине 2009 года был фактором положительным и стимулировал ее приобретение. Для другой группы крутое падение цены на платину в конце 2008-го, возможно, подорвало уверенность в ее инвестиционной ценности. Точное соотношение между этими противоположными тенденциями установить нелегко, однако само наличие такого сочетания потребительских настроений наглядно демонстрирует, насколько неоднороден состав мотиваций потребителя на этом рынке.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС – ЭФФЕКТ КАЛЕНДАРЯ

В 2009 году свою лепту в стимулирование роста спроса на платину внес китайский календарь. Год быка начался в январе и был годом, в котором образовалось 2 весны. (Это количество может варьироваться из-за расхождений в датах начала китайского нового года и датах начала весны.) Кроме того, он считается очень благоприятным для заключения браков. (Здесь нужно отметить, что свадьбы, состоявшиеся в конце Года быка, попали уже на начало 2010 года, поэтому их вклад в потребительский спрос следует учитывать при анализе текущего года.) Огромное число свадеб состоялось 9 сентября 2009 года. К цифре «9» относятся как к счастливому числу, поэтому дата «09/09/09» воспринималась особо подходящей для вступления в брак.

Кроме всего прочего, в Китае растет влияние западного календаря. В дополнение к традиционным праздникам – китайскому Новый Году и Национальным Дням в мае и октябре, – а также к уже укоренившемуся Рождеству все более популярным и важным событием становится День Святого Валентина, вокруг которого в Китае формируется еще один ключевой покупательский сезон. В 2009 году праздник отмечался в субботу, и, по данным розничной торговли, в этот день был зафиксирован огромный рост и без того высоких продаж.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ СПРОС

Благодаря очень высокому уровню потребительского спроса и увеличению своих запасов розничными и оптовыми торговцами в 2009 году значительно укрепился спрос производителей на сырье.

At various points during the year, latent demand – the amount of jewellery that manufacturers could have sold – was higher than their production capacity. Some companies refocused their production, manufacturing platinum jewellery instead of white gold and palladium. Almost every manufacturer increased capacity, recruiting more staff and investing in larger premises in several cases.

Периодически в течение года латентный спрос – количество ювелирных изделий, которое производители могли бы продать, – превышал их производственные мощности. Некоторые компании-производители перестроились на выпуск украшений из платины вместо белого золота и палладия. Практически все производители увеличили свои мощности, расширили штат работников, а в некоторых случаях вложили средства в приобретение более просторных помещений.

На юге Китая, где сосредоточен выпуск товаров на экспорт, низкий уровень производства из-за глобальной рецессии резко контрастировал с растущей рентабельностью производителей платиновых украшений, причем не только за счет объемов реализации, но и за счет более высокой ставки прибыли с одного изделия. Это послужило стимулом для притока инвестиций в ювелирный сектор и появления множества новых компаний-производителей. Усилившаяся конкуренция положительно сказалась на дизайне и качестве украшений, а многие производители для еще большего повышения рентабельности стали выпускать ювелирные изделия из платины 999 пробы.

ИЗМЕНЕНИЕ ЗАПАСОВ ГОТОВЫХ ЮВЕЛИРНЫХ ИЗДЕЛИЙ

Производственный спрос в Китае в 2009 году был дополнительно подогрет растущим желанием розничной и оптовой торговли увеличивать свои запасы готовых ювелирных изделий из платины. Темпы увеличения валового спроса превышали темпы роста потребления.

Тот факт, что потребитель предпочитает платину, а не белое золото, стимулировал расширение торгового пространства, отведенного под украшения из платины, с одновременным вытеснением белого золота с прилавков. В ряде случаев на уровне розницы даже образовалась некоторая затоваренность. Примеры значительного накопления запасов платиновых украшений без вставок из драгоценных камней наблюдались на всех уровнях ювелирной торговли. Оптовики запасались готовой продукцией, стремясь быть готовыми ответить на повышенный спрос розницы.

Большая доля объемов продаж ювелирных украшений в Китае приходится на крупные универмаги, которые берут со своих арендаторов комиссионный процент от оборота. На фоне высоких цен на золото и общего хорошего уровня продаж ювелирной продукции универмаги стали выделять дополнительные торговые площади под продажу украшений. Неизвестно, насколько этот шаг повлиял на рост реализации именно платиновых изделий, однако можно с уверенностью сказать, что он привел к увеличению запасов во всей отрасли.

Доступность кредитных ресурсов для коммерческих предприятий подтолкнуло некоторых розничных торговцев к открытию новых торговых точек в крупных городах или даже начать торговать в городах средних размеров. А ведь даже маленькому ювелирному магазину для начала работы может потребоваться не меньше 50 унций платиновых изделий, а более крупным торговым точкам, чтобы заполнить витрины, нужно намного больше.

Несмотря на то, что с точки зрения количества ювелирных магазинов на душу населения китайский рынок еще не насыщен, с конца 2009 года темпы увеличения числа точек розничной торговли замедлились. Также практически не наблюдается роста запасов или расширения ассортимента платиновых изделий. Наоборот, есть примеры сокращения ассортимента в ответ на недавнее подорожание цены на металл.

ИЗМЕНЕНИЯ ЗАПАСОВ СЫРЬЯ

Последние несколько лет производители реагировали на подорожание платины точно так же, как оптовики и розничные торговцы. Они старались минимизировать свои запасы металла как в виде сырья, так и в виде готовой и незавершенной продукции. К периоду пиковых цен в середине 2008 года их запасы были сведены практически до самого минимума. Когда в конце 2008 года – начале 2009-го цены упали, производители стали резко закупаться, пополняя свои запасы.

Чтобы увеличить объемы производства, потребовался дополнительный объем металла в форме запасов незавершенной продукции. Многие производители ведут учет своих запасов исходя из их единой цены в юанях, поэтому можно предположить, насколько сильно 50-процентное падение цены на платину повлияло на увеличение физического объема запасов. Каждой из новых компаний-производителей, начавших свою деятельность в Китае в прошлом году, также потребовалось довольно значительное количество платины для начала работы.

Возникшая у торговцев и производителей потребность пополнения своих запасов в течение 2009 года повысила уровень спроса на платину на несколько сотен тысяч унций.

ОБЗОР СПРОСА В 2010 ГОДУ

Несмотря на сохранение довольно здоровых, сильных позиций китайского сектора платиновых украшений, нереалистично ожидать, что прошлогодний уровень спроса повторится в 2010 году. Вероятность возникновения факторов, приведших к росту запасов в 2009 году, очень мала. Недавнее повышение цен на платиновые слитки уже начало сказываться на доступности украшений из платины, и в первой половине 2010 года стали появляться первые признаки сокращения запасов. По сему, спрос в текущем году по историческим меркам может быть и будет считаться высоким, однако вряд ли он достигнет прошлогодних высот.

[ Израильский Институт Алмазов ]

Полезное

Полезное

 
-->