01.06.2010 г. ушел в досрочную отставку глава Якутии Вячеслав Штыров. 07.06.2010 г. в якутском парламенте прошло совещание, на котором рассматривались вопросы создания в Якутске особой экономической зоны (ОЭЗ) по огранке алмазов и производству ювелирных изделий. 09.06.2010 г. Дмитрий Медведев внёс на рассмотрение якутского парламента кандидатуру Егора Борисова для наделения полномочиями президента Республики Саха (Якутия). Не исключено, что между этими тремя событиями существует связь, способная оказать серьезное влияние на перспективы развития российского алмазного бизнеса.
В. Штыров был избран президентом Якутии в январе 2002 года и сразу приступил к проведению реформы республиканского парламента, позволяющей установить примат исполнительной власти над законодательной. Громоздкая двухпалатная конструкция была ликвидирована, и в результате декабрьских выборов 2002 года состав парламента был обновлен более чем на 75%.
Уже 24.04.2003 года новым парламентом был принят закон «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», который устанавливал, что государственные интересы Якутии обеспечиваются организационно–правовой формой АЛРОСА в виде закрытого акционерного общества.
В последующие годы республиканский парламент продуцировал многочисленные постановления в развитие и дополнение этого закона, венцом которых можно считать постановление «О защите государственных интересов в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», принятое 16.06.2005 года на основании доклада премьера Якутии Егора Борисова. В этом документе между государственными интересами и сохранением АК АЛРОСА статуса ЗАО знак равенства поставлен весьма недвусмысленно.
Параллельно этим законотворческим процедурам новая администрация Якутии вела интенсивную организационную работу по закреплению и расширению потока алмазного сырья, поступавшего от АК АЛРОСА в адрес т.н. «якутской гранильной промышленности». В августе 2002 года был создан «Алмазный совет при Президенте Якутии», получивший право на распределение квот на алмазное сырье для якутских гранильных заводов, а 10 апреля 2003 года было подписано трехлетнее соглашение «О сотрудничестве между РС(Я) и АК «АЛРОСА». В результате этих мероприятий была узаконена практика демпинговых товарных кредитов и продажа 25% текущей добычи АК АЛРОСА республиканским гранильным заводам, кроме того, упомянутое соглашение обязало алмазодобывающую компанию включать в стандартные лоты, реализуемые якутским огранщикам, алмазы весом 5 –10 карат (т.е. наиболее привлекательное по потенциальной норме прибыли сырье).
В целом «якутская гранильная промышленность», пользующаяся беспрецедентными в мировой практике привилегиями, являлась ничем иным, как посреднической структурой, занимающейся не столько огранкой, сколько перепродажами получаемого на льготных условиях от АК АЛРОСА алмазного сырья. Блокирование законодательным путем попыток превращения АК АЛРОСА в ОАО и сохранение, таким образом, паритетной доли республики в капитале компании, с одновременной поддержкой «якутской гранильной промышленности», позволяло администрации В. Штырова de facto удерживать контроль над двумя крупными финансовыми потоками.
Расходы на производственную деятельность АК АЛРОСА контролировались через менеджеров, обязанных своими креслами позиции республиканского акционера – эти люди составляли костяк «команды Штырова» в бытность его президентом АК АЛРОСА. Четверть сбыта АК АЛРОСА контролировалась через «якутскую гранильную промышленность». Совокупный поток средств по этим направлениям составлял по самой скромной оценке не менее $1,5 млрд в год. Весь период правления В.Штырова в Якутии отмечен напряженной борьбой за контроль над этими финансовыми потоками.
До сих пор якутской администрации путем тактических уступок удавалось удерживать главный рубеж – сохранение АК АЛРОСА в режиме ЗАО. И если фактор «якутской гранильной промышленности» к 2008 году перестал быть значимой величиной, то контроль над производственными расходами АК АЛРОСА В. Штырову (в лице «республиканских» кадров на соответствующих постах в компании) сохранить удалось практически в полном объеме.
Однако объективно назревшая трансформация компании в ОАО, связанная, прежде всего, с необходимостью быстрого решения проблемы долговой нагрузки, почти наверняка положит конец этому status quo. Теперь Егору Борисову предстоит выступить в поддержку отмены якутских законов, препятствующих открытию АК АЛРОСА, т.е. по сути, против собственных инициатив образца 2003 – 2005 годов. Конечно, диалектическое восприятие действительности, по очевидным причинам, весьма характерно для современных российских политиков, и в том, что новоиспеченный президент Якутии поступит именно таким образом, вряд ли приходится сомневаться.
Но плох будет тот провинциальный гегельянец, кто дерзнет нарушить «единство поступательности и преемственности в развитии, возникновения нового и относительной повторяемости некоторых моментов старого». Именно поэтому в промежутке между двумя судьбоносными для Якутии июньскими днями, республиканский парламент резко активизировал усилия по созданию алмазной ОЭЗ. Если обратиться к «Пояснительной записке к проекту ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ», входящей в пакет документов, направленных якутским парламентом в Госдуму РФ, то суть республиканских инициатив становится вполне очевидной.
«Огранка алмазов не приносит высокую добавленную стоимость, как производство ювелирных изделий с бриллиантами. В итоге из–за малых объемов выпуска продукции и извлекаемой прибыли в развитие производства направляются небольшие инвестиции. Условия особой экономической зоны (далее – ОЭЗ) предполагают привлечение заинтересованных инвесторов и значительное увеличение объемов производства. В случае принятия представленного федерального закона предположительно в ОЭЗ будет производиться огранка большей части алмазного сырья, а соответственно, увеличится добавленная стоимость при производстве ювелирных изделий с бриллиантами.»
«При реализации сырых алмазов добавленная стоимость увеличивается не более чем на 5–10 процентов, в то время как при огранке алмазов и оправлении бриллиантов в ювелирные изделия добавленная стоимость увеличивается многократно. Таким образом, основную прибыль получают не там, где добывают сырье, а там, где его перерабатывают и фактически продают готовые изделия потребителям».
«Предприятие закупает алмазное сырье для огранки, но в составе партии присутствует нерентабельное для обработки на территории Российской Федерации алмазное сырье. У предприятия возникает необходимость в реализации нерентабельного алмазного сырья. В настоящее время закон не позволяет резиденту ОЭЗ реализовывать сырье. В этой связи предлагается внести изменение в часть 1 статьи 10 указанного федерального закона, разрешающее резиденту ОЭЗ ППТ реализацию алмазного сырья, нерентабельного для обработки на данном предприятии».
«…государственный контроль при ввозе и вывозе драгоценных камней и бриллиантов предлагается осуществлять на специализированном таможенном посту особой экономической зоны».
Пространные цитаты из «Пояснительной записки…» не оставляют сомнения, что создание алмазной ОЭЗ в Якутске есть не что иное, как реинкарнация «якутской гранильной промышленности» на новом витке развития. Действительно, здесь присутствуют: горячее желание получить «большую часть алмазного сырья», традиционный аргумент типа «при огранке алмазов добавленная стоимость увеличивается многократно», требование разрешить продавать резидентам ОЭЗ некоторую часть от «большей части алмазного сырья», да еще через таможенный пост в Якутске (гипотетическая возможность открытия которого давно является ночным кошмаром сотрудников Гохрана).
Стоит напомнить, что на пике развития «якутской гранильной промышленности», около 30 заводов получали в общей сложности 25% сырья, добываемого АК АЛРОСА. Практиковалась 120–дневная отсрочка платежей и кредиты из республиканского бюджета по нулевым ставкам. При этом более 60% этих заводов умудрялись показывать убыток. «Добавленная стоимость» просто поражала воображение – в среднем якутский бриллиант стоил на 3 (три) процента дороже, чем алмаз, из которого он был огранен. Но зато объемы сырья якобы «нерентабельного для обработки», а проще – банально перепродаваемого на сторону составляли от 80% до 100%.
Судя по всему, теперь эти выдающиеся достижения предполагается развить в ОЭЗ. Демонстрация страстного желания республиканского парламента видеть алмазную ОЭЗ в Якутске вряд ли случайно пришлась на 07.06.2010 г. Есть основания предполагать, что перед нами изящный вариант размена: небольшое исправление в якутских законах снимает препятствие для открытия АК АЛРОСА, а скромная добавка в федеральный закон позволит якутской администрации вернуть утраченный было контроль над солидным финансовым потоком. И тогда деятельность нового якутского президента ни в чем не будет противоречить законам диалектики.Очень жаль, что наш Президент ушел в отставку, но как говорится: «Президенты приходят и уходят, а народ остается». С другой стороны, В.А. Штыров давно перерос республиканский уровень. Разработанная и утвержденная в 2007г. под его руководством «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020года» начала реализовываться. Возможный переход Вячеслава Анатольевича на более высокий федеральный уровень работы будет способствовать его эффективной реализации На мой взгляд, здесь уместно выражение: «Когда мы научимся себя уважать, тогда мы будем жить намного лучше».