Алмазы и диалектика

Раздел: Драгоценные камни
15 июня 2010 г.

01.06.2010 г. ушел в до­сроч­ную от­став­ку гла­ва Яку­тии Вя­че­слав Шты­ро­в. 07.06.2010 г. в якут­ском пар­ла­мен­те про­шло со­ве­ща­ни­е, на ко­то­ром рас­смат­ри­ва­лись во­про­сы со­зда­ния в Якут­ске осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны (ОЭЗ) по огран­ке ал­ма­зов и про­из­вод­ству юве­лир­ных из­де­лий. 09.06.2010 г. Дмит­рий Мед­ве­дев внёс на рас­смот­ре­ние якут­ско­го пар­ла­мен­та кан­ди­да­ту­ру Его­ра Бо­ри­со­ва для на­де­ле­ния пол­но­мо­чи­я­ми пре­зи­ден­та Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­ти­я). Не ис­клю­че­но, что меж­ду эти­ми тре­мя со­бы­ти­я­ми су­ще­ству­ет связь, спо­соб­ная ока­зать се­рьез­ное вли­я­ние на пер­спек­ти­вы раз­ви­тия рос­сий­ско­го ал­маз­но­го биз­не­са.

В. Шты­ров был из­бран пре­зи­ден­том Яку­тии в ян­ва­ре 2002 го­да и сра­зу при­сту­пил к про­ве­де­нию ре­фор­мы рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та, поз­во­ля­ю­щей уста­но­вить при­мат ис­пол­ни­тель­ной вла­сти над за­ко­но­да­тель­ной. Гро­мозд­кая двух­па­лат­ная кон­струк­ция бы­ла лик­ви­ди­ро­ва­на, и в ре­зуль­та­те де­кабрь­ских вы­бо­ров 2002 го­да со­став пар­ла­мен­та был об­нов­лен бо­лее чем на 75%.

У­же 24.04.2003 го­да но­вым пар­ла­мен­том был при­нят за­кон «Об управ­ле­нии и рас­по­ря­же­нии ак­ци­я­ми и го­су­дар­ствен­ной соб­ствен­но­стью Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Я­ку­ти­я) в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», ко­то­рый уста­нав­ли­вал, что го­су­дар­ствен­ные ин­те­ре­сы Яку­тии обес­пе­чи­ва­ют­ся ор­га­ни­за­ци­он­но–­пра­во­вой фор­мой АЛРОСА в ви­де за­кры­то­го ак­ци­о­нер­но­го об­ще­ства.

В по­сле­ду­ю­щие го­ды рес­пуб­ли­кан­ский пар­ла­мент про­ду­ци­ро­вал мно­го­чис­лен­ные по­ста­нов­ле­ния в раз­ви­тие и до­пол­не­ние это­го за­ко­на, вен­цом ко­то­рых мож­но счи­тать по­ста­нов­ле­ние «О за­щи­те го­су­дар­ствен­ных ин­те­ре­сов в АК «АЛРОСА» (ЗАО)», при­ня­тое 16.06.2005 го­да на ос­но­ва­нии до­кла­да пре­мье­ра Яку­тии Его­ра Бо­ри­со­ва. В этом до­ку­мен­те меж­ду го­су­дар­ствен­ны­ми ин­те­ре­са­ми и со­хра­не­ни­ем АК АЛРОСА ста­ту­са ЗАО знак ра­вен­ства по­став­лен весь­ма недву­смыс­лен­но.

Алмазы и диалектика. Ювелирные Известия - J-izvestia.ru

Па­рал­лель­но этим за­ко­но­твор­че­ским про­це­ду­рам но­вая ад­ми­ни­стра­ция Яку­тии ве­ла ин­тен­сив­ную ор­га­ни­за­ци­он­ную ра­бо­ту по за­креп­ле­нию и рас­ши­ре­нию по­то­ка ал­маз­но­го сы­рья, по­сту­пав­ше­го от АК АЛРОСА в ад­рес т.н. «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти». В ав­гу­сте 2002 го­да был со­здан «Ал­маз­ный со­вет при Пре­зи­ден­те Яку­ти­и», по­лу­чив­ший пра­во на рас­пре­де­ле­ние квот на ал­маз­ное сы­рье для якут­ских гра­ниль­ных за­во­до­в, а 10 ап­ре­ля 2003 го­да бы­ло под­пи­са­но трех­лет­нее со­гла­ше­ние «О со­труд­ни­че­стве меж­ду РС(Я) и АК «АЛРОСА». В ре­зуль­та­те этих ме­ро­при­я­тий бы­ла уза­ко­не­на прак­ти­ка дем­пин­го­вых то­вар­ных кре­ди­тов и про­да­жа 25% те­ку­щей до­бы­чи АК АЛРОСА рес­пуб­ли­кан­ским гра­ниль­ным за­во­да­м, кро­ме то­го, упо­мя­ну­тое со­гла­ше­ние обя­за­ло ал­ма­зо­до­бы­ва­ю­щую ком­па­нию вклю­чать в стан­дарт­ные ло­ты, ре­а­ли­зу­е­мые якут­ским огран­щи­ка­м, ал­ма­зы ве­сом 5 –10 ка­рат (т.е. наи­бо­лее при­вле­ка­тель­ное по по­тен­ци­аль­ной нор­ме при­бы­ли сы­рье).

В це­лом «я­кут­ская гра­ниль­ная про­мыш­лен­но­сть­», поль­зу­ю­ща­я­ся бес­пре­це­дент­ны­ми в ми­ро­вой прак­ти­ке при­ви­ле­ги­я­ми, яв­ля­лась ни­чем ины­м, как по­сред­ни­че­ской струк­ту­рой, за­ни­ма­ю­щей­ся не столь­ко огран­кой, сколь­ко пе­ре­про­да­жа­ми по­лу­ча­е­мо­го на льгот­ных усло­ви­ях от АК АЛРОСА ал­маз­но­го сы­рья. Бло­ки­ро­ва­ние за­ко­но­да­тель­ным пу­тем по­пы­ток пре­вра­ще­ния АК АЛРОСА в ОАО и со­хра­не­ни­е, та­ким об­ра­зо­м, па­ри­тет­ной до­ли рес­пуб­ли­ки в ка­пи­та­ле ком­па­ни­и, с од­но­вре­мен­ной под­держ­кой «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти», поз­во­ля­ло ад­ми­ни­стра­ции В. Шты­ро­ва de facto удер­жи­вать кон­троль над дву­мя круп­ны­ми фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми.

Рас­хо­ды на про­из­вод­ствен­ную де­я­тель­ность АК АЛРОСА кон­тро­ли­ро­ва­лись че­рез ме­не­дже­ро­в, обя­зан­ных сво­и­ми крес­ла­ми по­зи­ции рес­пуб­ли­кан­ско­го ак­ци­о­не­ра – эти лю­ди со­став­ля­ли ко­стяк «ко­ман­ды Шты­ро­ва» в быт­ность его пре­зи­ден­том АК АЛРОСА. Чет­верть сбы­та АК АЛРОСА кон­тро­ли­ро­ва­лась че­рез «я­кут­скую гра­ниль­ную про­мыш­лен­но­сть­». Со­во­куп­ный по­ток средств по этим на­прав­ле­ни­ям со­став­лял по са­мой скром­ной оцен­ке не ме­нее $1,5 млрд в год. Весь пе­ри­од прав­ле­ния В.Шты­ро­ва в Яку­тии от­ме­чен на­пря­жен­ной борь­бой за кон­троль над эти­ми фи­нан­со­вы­ми по­то­ка­ми.

До сих пор якут­ской ад­ми­ни­стра­ции пу­тем так­ти­че­ских усту­пок уда­ва­лось удер­жи­вать глав­ный ру­беж – со­хра­не­ние АК АЛРОСА в ре­жи­ме ЗАО. И ес­ли фак­тор «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти» к 2008 го­ду пе­ре­стал быть зна­чи­мой ве­ли­чи­ной, то кон­троль над про­из­вод­ствен­ны­ми рас­хо­да­ми АК АЛРОСА В. Шты­ро­ву (в ли­це «рес­пуб­ли­кан­ских» кад­ров на со­от­вет­ству­ю­щих по­стах в ком­па­ни­и) со­хра­нить уда­лось прак­ти­че­ски в пол­ном объ­е­ме.

Од­на­ко объ­ек­тив­но на­зрев­шая транс­фор­ма­ция ком­па­нии в ОАО, свя­зан­на­я, преж­де все­го, с не­об­хо­ди­мо­стью быст­ро­го ре­ше­ния про­бле­мы дол­го­вой на­груз­ки, по­чти на­вер­ня­ка по­ло­жит ко­нец это­му status quo. Те­перь Его­ру Бо­ри­со­ву пред­сто­ит вы­сту­пить в под­держ­ку от­ме­ны якут­ских за­ко­но­в, пре­пят­ству­ю­щих от­кры­тию АК АЛРОСА, т.е. по су­ти, про­тив соб­ствен­ных ини­ци­а­тив об­раз­ца 2003 – 2005 го­до­в. Ко­неч­но, диа­лек­ти­че­ское вос­при­я­тие дей­стви­тель­но­сти, по оче­вид­ным при­чи­на­м, весь­ма ха­рак­тер­но для со­вре­мен­ных рос­сий­ских по­ли­ти­ко­в, и в то­м, что но­во­ис­пе­чен­ный пре­зи­дент Яку­тии по­сту­пит имен­но та­ким об­ра­зо­м, вряд ли при­хо­дит­ся со­мне­вать­ся.

Но плох бу­дет тот про­вин­ци­аль­ный ге­ге­лья­не­ц, кто дерз­нет на­ру­шить «е­дин­ство по­сту­па­тель­но­сти и пре­ем­ствен­но­сти в раз­ви­ти­и, воз­ник­но­ве­ния но­во­го и от­но­си­тель­ной по­вто­ря­е­мо­сти не­ко­то­рых мо­мен­тов ста­ро­го». Имен­но по­это­му в про­ме­жут­ке меж­ду дву­мя судь­бо­нос­ны­ми для Яку­тии июнь­ски­ми дня­ми, рес­пуб­ли­кан­ский пар­ла­мент рез­ко ак­ти­ви­зи­ро­вал уси­лия по со­зда­нию ал­маз­ной ОЭЗ. Ес­ли об­ра­тить­ся к «По­яс­ни­тель­ной за­пис­ке к про­ек­ту ФЗ «О вне­се­нии из­ме­не­ний в ФЗ «Об осо­бых эко­но­ми­че­ских зо­нах в РФ», вхо­дя­щей в па­кет до­ку­мен­то­в, на­прав­лен­ных якут­ским пар­ла­мен­том в Го­с­ду­му РФ, то суть рес­пуб­ли­кан­ских ини­ци­а­тив ста­но­вит­ся впол­не оче­вид­ной­.

«О­гран­ка ал­ма­зов не при­но­сит вы­со­кую до­бав­лен­ную сто­и­мо­сть, как про­из­вод­ство юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми. В ито­ге из–­за ма­лых объ­е­мов вы­пус­ка про­дук­ции и из­вле­ка­е­мой при­бы­ли в раз­ви­тие про­из­вод­ства на­прав­ля­ют­ся не­боль­шие ин­ве­сти­ци­и. Усло­вия осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны (да­лее – ОЭЗ) пред­по­ла­га­ют при­вле­че­ние за­ин­те­ре­со­ван­ных ин­ве­сто­ров и зна­чи­тель­ное уве­ли­че­ние объ­е­мов про­из­вод­ства. В слу­чае при­ня­тия пред­став­лен­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на пред­по­ло­жи­тель­но в ОЭЗ бу­дет про­из­во­дить­ся огран­ка боль­шей ча­сти ал­маз­но­го сы­рья, а со­от­вет­ствен­но, уве­ли­чит­ся до­бав­лен­ная сто­и­мость при про­из­вод­стве юве­лир­ных из­де­лий с брил­ли­ан­та­ми.»

«При ре­а­ли­за­ции сы­рых ал­ма­зов до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся не бо­лее чем на 5–10 про­цен­то­в, в то вре­мя как при огран­ке ал­ма­зов и оправ­ле­нии брил­ли­ан­тов в юве­лир­ные из­де­лия до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся мно­го­крат­но. Та­ким об­ра­зо­м, ос­нов­ную при­быль по­лу­ча­ют не та­м, где до­бы­ва­ют сы­рье, а та­м, где его пе­ре­ра­ба­ты­ва­ют и фак­ти­че­ски про­да­ют го­то­вые из­де­лия по­тре­би­те­ля­м».

«Пред­при­я­тие за­ку­па­ет ал­маз­ное сы­рье для огран­ки, но в со­ста­ве пар­тии при­сут­ству­ет не­рен­та­бель­ное для об­ра­бот­ки на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции ал­маз­ное сы­рье. У пред­при­я­тия воз­ни­ка­ет не­об­хо­ди­мость в ре­а­ли­за­ции не­рен­та­бель­но­го ал­маз­но­го сы­рья. В на­сто­я­щее вре­мя за­кон не поз­во­ля­ет ре­зи­ден­ту ОЭЗ ре­а­ли­зо­вы­вать сы­рье. В этой свя­зи пред­ла­га­ет­ся вне­сти из­ме­не­ние в часть 1 ста­тьи 10 ука­зан­но­го фе­де­раль­но­го за­ко­на, раз­ре­ша­ю­щее ре­зи­ден­ту ОЭЗ ППТ ре­а­ли­за­цию ал­маз­но­го сы­рья, не­рен­та­бель­но­го для об­ра­бот­ки на дан­ном пред­при­я­ти­и».

«…­го­су­дар­ствен­ный кон­троль при вво­зе и вы­во­зе дра­го­цен­ных кам­ней и брил­ли­ан­тов пред­ла­га­ет­ся осу­ществ­лять на спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном та­мо­жен­ном по­сту осо­бой эко­но­ми­че­ской зо­ны­».

Про­стран­ные ци­та­ты из «По­яс­ни­тель­ной за­пис­ки…» не остав­ля­ют со­мне­ни­я, что со­зда­ние ал­маз­ной ОЭЗ в Якут­ске есть не что ино­е, как ре­ин­кар­на­ция «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти» на но­вом вит­ке раз­ви­ти­я. Дей­стви­тель­но, здесь при­сут­ству­ют: го­ря­чее же­ла­ние по­лу­чить «боль­шую часть ал­маз­но­го сы­рья», тра­ди­ци­он­ный ар­гу­мент ти­па «при огран­ке ал­ма­зов до­бав­лен­ная сто­и­мость уве­ли­чи­ва­ет­ся мно­го­крат­но», тре­бо­ва­ние раз­ре­шить про­да­вать ре­зи­ден­там ОЭЗ не­ко­то­рую часть от «боль­шей ча­сти ал­маз­но­го сы­рья», да еще че­рез та­мо­жен­ный пост в Якут­ске (ги­по­те­ти­че­ская воз­мож­ность от­кры­тия ко­то­ро­го дав­но яв­ля­ет­ся ноч­ным кош­ма­ром со­труд­ни­ков Го­хра­на).

Сто­ит на­пом­нить, что на пи­ке раз­ви­тия «я­кут­ской гра­ниль­ной про­мыш­лен­но­сти», око­ло 30 за­во­дов по­лу­ча­ли в об­щей слож­но­сти 25% сы­рья, до­бы­ва­е­мо­го АК АЛРОСА. Прак­ти­ко­ва­лась 120–­днев­ная от­сроч­ка пла­те­жей и кре­ди­ты из рес­пуб­ли­кан­ско­го бюд­же­та по ну­ле­вым став­ка­м. При этом бо­лее 60% этих за­во­дов умуд­ря­лись по­ка­зы­вать убы­то­к. «До­бав­лен­ная сто­и­мо­сть» про­сто по­ра­жа­ла во­об­ра­же­ние – в сред­нем якут­ский брил­ли­ант сто­ил на 3 (три) про­цен­та до­ро­же, чем ал­маз, из ко­то­ро­го он был огра­нен. Но за­то объ­е­мы сы­рья яко­бы «не­рен­та­бель­но­го для об­ра­бот­ки», а про­ще – ба­наль­но пе­ре­про­да­ва­е­мо­го на сто­ро­ну со­став­ля­ли от 80% до 100%.

Су­дя по все­му, те­перь эти вы­да­ю­щи­е­ся до­сти­же­ния пред­по­ла­га­ет­ся раз­вить в ОЭЗ. Де­мон­стра­ция страст­но­го же­ла­ния рес­пуб­ли­кан­ско­го пар­ла­мен­та ви­деть ал­маз­ную ОЭЗ в Якут­ске вряд ли слу­чай­но при­шлась на 07.06.2010 г. Есть ос­но­ва­ния пред­по­ла­гать, что пе­ред на­ми изящ­ный ва­ри­ант раз­ме­на: не­боль­шое ис­прав­ле­ние в якут­ских за­ко­нах сни­ма­ет пре­пят­ствие для от­кры­тия АК АЛРОСА, а скром­ная до­бав­ка в фе­де­раль­ный за­кон поз­во­лит якут­ской ад­ми­ни­стра­ции вер­нуть утра­чен­ный бы­ло кон­троль над со­лид­ным фи­нан­со­вым по­то­ко­м. И то­гда де­я­тель­ность но­во­го якут­ско­го пре­зи­ден­та ни в чем не бу­дет про­ти­во­ре­чить за­ко­нам диа­лек­ти­ки.

[ forum-msk.org ]

  • 16 июня 2010 г.:

    Очень жаль, что наш Президент ушел в отставку, но как говорится: «Президенты приходят и уходят, а народ остается». С другой стороны, В.А. Штыров давно перерос республиканский уровень. Разработанная и утвержденная в 2007г. под его руководством «Схема комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020года» начала реализовываться. Возможный переход Вячеслава Анатольевича на более высокий федеральный уровень работы будет способствовать его эффективной реализации На мой взгляд, здесь уместно выражение: «Когда мы научимся себя уважать, тогда мы будем жить намного лучше».

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->