В 2009 году работа исполнительного органа осуществлялась в соответствии с основными направлениями деятельности и решениями Совета Ассоциации.
ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
I. Оказание необходимого содействия в защите ювелирных предприятий по предъявленным обвинениям в уклонении от сдачи на аффинаж отходов драгоценных металлов. 17 апреля 2009 года был завершен более, чем двухлетний марафон, начатый правоохранительными органами, обвинившими четыре ювелирных предприятий в уклонении от обязательной сдачи отходов на аффинаж.
17 апреля 2009 года судом был вынесен оправдательный приговор по последнему возбужденному уголовному делу. В результате все предприятия были оправданы из-за отсутствия состава преступления.
Это касается всех ювелиров: и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. Все ювелиры могут перерабатывать отходы драгоценных металлов так, как они считают целесообразным. Мы сделали подборку из 17 документов и передали их всем желающим. Члены Ассоциации, желающие получить пакет документов по данному вопросу, могут обращаться в адрес Ассоциации.
II. Работа по антикризисной Программе.
4 июня 2009 года Ассоциация обратилась с просьбой в Правительство РФ разрешить в 2009-2010 годах отпуск драгоценных металлов из Госфонда РФ организациям для изготовления ювелирных изделий с отсрочкой платежа, под соответствующие гарантии оплаты и поручить Минфину РФ разработать порядок отпуска драгоценных металлов с отсрочкой платежа и необходимые гарантии оплаты полученных драгоценных металлов. Правительство РФ поручило Минфину РФ рассмотреть этот вопрос. Минфин России счел невозможным отпуск драгметаллов из Госфонда с отсрочкой платежа.
III. Работа по приведению действующего законодательства в соответствие рыночной экономике.
Работа над внесением поправок в статьи 191 и 192 УК РФ
1. Письмо Председателю подкомитета по драгоценным металлам и драгоценным камням Государственной Думы РФ ШИМАНОВУ А.А. с предложением выделить изменения в УК РФ в отдельный законопроект, исключив из статьи 191 ответственность за незаконное хранение, перевозку или пересылку драгоценных металлов или драгоценных камней, как нарушающую права собственника.
2. 1 июля состоялся ежегодный бизнес-форум предприятий реального бизнеса.
В рамках бизнес-форума состоялся «Круглый Стол» на тему «Необходимость снижения административного давления на бизнес». В работе «Круглого Стола» приняли участие: Первый зам. Председателя комитета по законодательству ГД РФ ГРУЗДЕВ В.С. , Первый зам. Председателя комитета по экономике ГД РФ КОГАН А.Б., Первый зам. Генерального Прокурора РФ; Директор Департамента государственного регулирования экономики ШАРОВ А.В. Состав был очень представительный. Я выступил на этом совещании и на примере 191 и 192 статей УК РФ показал их несоответствие рыночной экономике.
В соответствие с рекомендациями участников «Круглого Стола» 2 июля 2009 года мы направили письмо Председателю ГД РФ ГРЫЗЛОВУ Б.В., предложив внести следующие изменения в статьи 191 и 192 УК РФ:
- из пункта 1 статьи 191 исключить слова:
« а равно незаконные хранения, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга»
- статью 192 считать утратившей силу.
Мы получили ответ от Председателя Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству КРАШЕНИННИКОВА П.В., что представленная информация будет использована в работе над соответствующим законопроектом.
В апреле 2010 года мы направили в Комитет по регламенту ГД РФ (Пекареву В.А.) и в Комитет ТПП РФ пакет законопроектов, в том числе и упомянутые поправки в УК РФ статьи 191 и 192.
11 мая 2010 года состоялась конференция на тему «Проблемы незаконного оборота драгоценных металлов и драгоценных камней». В своем докладе я предложил новую редакцию статей 191 и 192 УК РФ, заменив сегодняшнюю конкретными видами нарушений: например, добыча драгоценных металлов без соответствующих лицензий и т.п.
Предложенные редакции статей 191 и 192 УК РФ будут направлены в Комитет по законодательству ГД РФ.
Ведется оперативная работа по согласованию изменений в статьи 191 и 192 с правоохранительными органами.
Внесение поправок в Федеральный Закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
1. Внесение поправок в статью 20 пункт 1
2. пункт 3 статьи 22 добавить следующим абзацем:
« Оборот законно приобретенных юридическими и физическими лицами цветных драгоценных камней, не добываемых в промышленных масштабах в РФ, осуществляется без ограничений, устанавливаемых настоящим Федеральным законом».
3. пункт 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«Способ транспортировки законно приобретенных драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, находящихся в частной собственности юридических и физических лиц и не имеющих законодательных ограничений по их обороту, определяет собственник драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них». Формулировки всех статей вылизаны в соответствии с замечаниями заинтересованных органов федеральной власти.
Проект Федерального закона с уточненными формулировками направлен в ГД РФ и ТПП РФ.
Указ Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (п. 78 Указа).
Серьезной причиной, сдерживающей маркетинг ювелирного рынка и выработку необходимых мер, является секретность сведений об экспорте импорте ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Мы обратились к руководителю Администрации Президента РФ НАРЫШКИНУ С.Е. с просьбой внести изменения в пункт 78 Указа Президента РФ и вынести сведения об экспорте-импорте изделий из Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Вопрос был рассмотрен в Государственном Правовом Управлении Совета Безопасности и Экспертном Управлении Президента РФ, было дано принципиальное согласие. Руководитель Администрации Президента РФ НАРЫШКИН С.Е. дал поручение аппарату Правительства РФ дать Экспертное заключение. Правительство РФ дало Поручение ФСТЭК, Минфину РФ, Минэкономразвития России, ФТС, ФСБ подготовить Экспертное заключение. Минфин РФ нас полностью поддерживает. Мы направили в ФСТЭК и Минэкономразвития России развернутое обоснование. Работа продолжается.
IY. Возврат забракованных изделий, поставляемых на экспорт.
При поставке ювелирных изделий на экспорт могут возникнуть случаи, когда у заказчика (покупателя) возникнут претензии к отдельным изделиям, и он потребует их замены, т.к. исправление обнаруженных дефектов на месте не рационально или не возможно.
Мы попросили начальника Центральной Акцизной таможни КОЗИНИЦКОГО В.Б. и начальника Управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС НЕКРАСОВА Д.В. дать разъяснение о существующих таможенных требованиях к оформлению сопроводительной документации к экспортному контракту и иных условиях и документах, которые будут достаточны для ввоза на территорию РФ забракованных изделий без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера.
Мы получили развернутый ответ ФТС (письмо от 20 июля 2009 г.) , подтверждающий возможность этой операции. Письмо ФТС опубликовано на сайте, желающим мы можем дать заверенную копию.
Y. Вопрос достоверности характеристик бриллиантов, закрепленных в ювелирных изделиях.
В начале августа мы получили сообщение о том, что к одному нашему предприятию правоохранительные органы предъявили претензию, что характеристики бриллиантов, закрепленных в изделии не соответствуют заявленным в документации. Правоохранительные органы изъяли все изделия с бриллиантами, возбудили уголовное дело по факту мошенничества. Ассоциация дала адвокату Экспертное заключение и попросила московское общество геммологов дать Экспертное заключение.
Суть экспертных заключений заключается в том , что качественные характеристики могут отличаться из-за субъективного, неинструментального процесса оценки. Мы просим Гохран России подтвердить это мнение. Следствие провело ряд экспертиз. Экспертизы показали неоднозначные результаты по отдельным бриллиантам. Потерпев фиаско с аффинажем, следствие пытается найти новое «золотое яблоко».
YI. Разработка Концепции развития ювелирной промышленности России.
Работа с федеральными органами законодательной и исполнительной власти над совершенствованием нормативно-правовой базы и приведением ее в соответствие принципам рыночной экономики показала, что во властных структурах отсутствует ясная системная политика по отношению к ювелирной промышленности и ее месту в экономике страны. Все внимание направлено на обеспечение действенного государственного контроля и недопустимость его ослабления. Этим и объясняется трудность продвижения необходимых поправок в законодательство.
Необходима Концепция (стратегия) развития ювелирной промышленности страны, утвержденная Правительством РФ. Она должна определить границы и необходимость государственного контроля, защитить права собственника и определить необходимость и область действия государственной монополии.
4 декабря 2009 года на ВВЦ под председательством депутата ГД РФ ШИМАНОВА А.А. состоялось расширенное совещание по вопросу разработки Стратегии всего комплекса ДМ ДК. Бессмысленно возражать против того, чтобы весь комплекс имел стратегию развития. Надо только, чтобы все участники комплекса занялись ее разработкой.
Мы проект своей Концепции сделали, Совет Ассоциации ее одобрил, Ассоциация производителей бриллиантов поддержала. 18 февраля 2010 года мы направили ее в Администрацию Президента РФ. Проект Концепции размещен на сайте. Мы также отправили ее депутату ГД РФ ШИМАНОВУ А.А. Мы попросили Губернатора Костромской области СЛЮНЯЕВА И.Н. обратиться к Президенту РФ о поддержке необходимости разработки и утверждения Концепции.
Работа продолжается.
YII. « О мерах, предлагаемых Ассоциацией «Гильдия ювелиров России» по противодействию незаконному обороту».
I. Нормативно-правовые.
Главная задача:
Исключение (корректировка) устаревших норм и четкая конкретизация видов нарушений, за которые необходимы соответствующие наказания.
1. Привести отдельные нормы Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации и принципами рыночной экономики, статьей 3 ФЗ о «ДМ ДК».
- пункт 1 статьи 20
«Добытые и произведенные драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов и отходов драгоценных металлов, полученных при изготовлении ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов после необходимой переработки должны поступать для аффинажа в организации, включенные в перечень, утвержденный Правительством РФ.
- пункт 3 статьи 22 добавить следующим абзацем:
«Оборот законно приобретенных юридическими и физическими лицами цветных драгоценных камней, не добываемых в промышленных масштабах Российской Федерации, осуществляется без ограничений, устанавливаемых настоящим Федеральным законом».
- пункт 3 статьи 29 изложить в следующей редакции:
«Способ транспортировки законно приобретенных драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них, находящихся в частной собственности юридических и физических лиц и не имеющих законодательных ограничений по их обороту, определяет собственник драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них».
2. Внести изменения в статьиУК РФ:
в ст.191
1) добыча драгоценных металлов без соответствующих лицензий или за пределами контура определенного лицензией.
2) владение драгоценными металлами и драгоценными камнями и (или) изделиями из них субъектами предпринимательской деятельности без документов, подтверждающих факт приобретения драгоценных металлов, драгоценных камней и (или) изделий из них (договор купли-продажи, акт, накладная и т.д.)
3) совершение сделок субъектами предпринимательской деятельности с добытыми драгоценными металлами, вторичным сырьем драгоценных металлов, не прошедших аффинаж.
4) торговля изделиями из драгоценных металлов субъектами предпринимательской деятельности без документов, подтверждающих законность их приобретения.
5) торговля ювелирными и иными бытовыми изделиями из драгоценных металлов без государственных пробирных клейм, именников производителя
(для изделий российского производства) документов, подтверждающих происхождение импортных изделий, везенных на территорию Российской Федерации.
6) хранение и перевозка драгоценных металлов, драгоценных камней без документов, подтверждающих законность их происхождения и право на их перевозку.
Примечание:Хранение и перевозка драгоценных металлов, принадлежащих собственнику на законных основаниях, не представляет общественную опасность и не может являться преступлением.
В статью в 192
Незаконный аффинаж драгоценных металлов организациями, не имеющими разрешений на этот вид деятельности.
3. Внести изменения в Указ Президента «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».
Пункт 78 Указа изложить в следующей редакции:
« Сводные сведения о российском экспорте и импорте немонитарного золота, драгоценных металлов и камней, или изделий из них, за исключением платины, металлов платиновой группы, природных алмазов, ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней».
II. Экономические.
1. Отменить ввозные пошлины на ювелирные камни. Выпустить Постановление Правительства РФ.
Результат: - полная легализация рынка ювелирных камней.
Конкурентоспособность российских ювелирных изделий по сравнению с импортной продукцией.
Российские: ( цена золота + вставки+ работа)
Импортные: + 20% пошлина +18% НДС
2. Отменить НДС при продаже драгоценных металлов
юридическим и физическим лицам.
Внести изменения в подпункт 9 пункта 3 статьи 149 Налогового Кодекса РФ.
«из подпункта 9 пункта 3 статьи 149 исключить слова « при условии, что эти слитки остаются в одном из сертифицированных хранилищ» заменить их словами «юридическим и физическим лицам».
Результат: создание равных условий для всех субъектов предпринимательской деятельности, легализация сделок по приобретению драгоценных металлов субъектами предпринимательской деятельности.
III. Организационные.
1. Выделить импортную ювелирную продукцию (Поддерживается законом «О защите прав потребителей»).
- ввести специальное государственное клеймо для клеймения импортных изделий;
- ввести обязательное указание страны и фирмы производителя на бирке;
- ограничить количество бирок на изделии.
Механизм реализации.
Дополнить пункты 61, 63 Главы YIIПравил, утвержденных Правительством РФ «Особенности продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней».
2. В целях недопущения искажения отчетности ограничить количество пробирных инспекций, имеющих право опробования и клеймения импортных ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов.
YIII. РАБОТА ПО ЕТС.
Во исполнение решения Совета Ассоциации от 17 марта 2010 года по вопросу «О мерах по защите интересов ювелирной промышленности России в условиях создания с 01.07.2010 года таможенного союза Беларуси, Казахстана и России» Исполнительным аппаратом Ассоциации проделана следующая работа:
1. Направлено письмо (ВР/10-25 от 30.03.10) Директору Административного Департамента Минфина РФ АХПОЛОВУ А.А. с просьбой:
- запросить в республике Казахстан имеющуюся нормативную базу, регулирующую оборот драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них для последующего анализа;
- организовать в апреле месяце 2010 года совместную встречу представителей Минфина России, Пробирной Палаты России, Ассоциации «Гильдия ювелиров России» с представителями Минфина и организациями, занимающихся опробованием и клеймением изделий в республике Казахстан;
- включить представителей Ассоциации «Гильдия ювелиров России» в состав Рабочей Группы, создаваемой по решению Комиссии ЕТС;
2. Направлено письмо (ВР/10-26 от 31.03.10) Заместителю Министра экономического развития РФ СЛЕПНЕВУ А.А.
«В целях создания условий, обеспечивающих эффективное функционирование российской ювелирной промышленности и необходимую защиту ювелирного рынка страны от недоброкачественных ювелирных изделий, поступающих через республику Казахстан:
- образовать временную межведомственную информационно-аналитическую Рабочую Группу из ответственных представителей Минэкономразвития России, Гохрана России, ФТС России и Ассоциации «Гильдия ювелиров России»;
- Рабочей Группе в кратчайший срок провести мониторинг, действующий в республиках Единого таможенного Союза нормативно-правовой базы, определяющей условия обращения драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных и других бытовых изделий и разработать необходимые предложения по ее унификации;
- включить представителей Ассоциации «Гильдия ювелиров России» в состав межгосударственной Рабочей Группы, создаваемой по решению Комиссии ЕТС».
3. Направлено письмо (ВР/10-32 от 04.05.10) Директору Административного Департамента Минфина РФ АХПОЛОВУ А.А. с просьбой включить в состав Экспертной Группы «По вопросам применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной торговле государств-участников Таможенного Союза» представителей Ассоциации «Гильдия ювелиров России».
4. Представители Исполнительного аппарата Ассоциации приняли участие в «Круглых Столах», посвященных проблемам ЕТС:
- 12 апреля 2010 года состоялся «Круглый Стол» в редакции журнала «Ювелирной Обозрение» на тему: « Перспективы развития рынка драгоценных металлов, драгоценных камней и ювелирных изделий в условиях Таможенного Союза и единого экономического пространства;
- 22 апреля 2010 года состоялся «Круглый Стол» на тему: « Рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: перспективы развития в рамках Таможенного Союза». Основной целью проведения «Круглого Стола» являлось проведение анализа особенностей таможенного оформления драгоценных металлов в условиях единого Таможенного пространства Российской Федерации, республики Казахстан и Республики Беларусь.
На Круглом Столе были рассмотрены вопросы:
1. Формирование правовой базы Таможенного Союза.
2. План изменения в национальных законодательствах.
3. Состояние рынка драгоценных металлов и драгоценных камней после финансового кризиса.
4. Особенности оформления и таможенного контроля в государствах Таможенного Союза.
5. Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле драгоценных металлов и драгоценных камней.
6. Центр драгоценных металлов и драгоценных камней. Структура, задачи и основные направления деятельности, технологического контроля за операциями драгоценных металлов и драгоценных камней.
В работе Круглого Стола приняли участие:
- Малинин В.М.- Первый Заместитель Руководителя Федеральной
Таможенной Службы России;
- Моспан В.И. - Руководитель Пробирной Палаты России;
- Белов А.О. - Заместителя Руководителя Пробирной Палаты России;
- Кутепов А.Н. - Первый заместитель Руководителя ГОХРАНА России;
- Орлов А.Г. - Начальник отдела Административного Департамента
Минфина России;
- Другие ответственные работники Федеральной таможенной службы России;
- Эвоян А.А . - Первый Вице-Президент Ассоциации российских
производителей бриллиантов;
- Совдагаров С.В. - Председатель Правления НП «Профессиональных
таможенных операторов»;
- Рудаков В.В. - Председатель комитета ТПП РФ по поддержке предпринимательства в сфере добычи производства переработки, торговли драгоценными металлами, драгоценными камнями и изделиями из них;
- Руководящие работники АК «Алроса»;
- Радашевич В.Б. - Генеральный директор Ассоциации
«Гильдия ювелиров России»;
А также участники внешнеэкономической деятельности.
5. Был проведен анализ документа Комиссии Таможенного Союза, опубликованного на сайте «Положение к п.п. 2.9 и 2.10 «О порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного Союза в рамках евразийского экономического сообщества и вывоза с таможенной территории Таможенного Союза в рамках евразийского экономического сообщества драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы»
Анализ показал следующее:
- порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них с 1 июля 2010 года существенно не изменится, поскольку в основу вышеуказанного документа положены российские нормы и правила;
- в рамках Таможенного Союза допускается использование таможенных режимов переработки на таможенной территории, переработки вне таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
- порядок клеймения ювелирных изделий определяется национальным законодательством государств- участников Таможенного Союза.
IX. Дело «АЛТЫН»
Получено письмо № 6/3 -5083 от 05.11.09 за подписью Начальника следственного Управления ФСБ России- ТЕРЕХОВА В.М.
«Просим оказать содействие органам предварительного следствия путем выделения специалистов Ассоциации для участия в следственных действия по осмотру и рассортированию ювелирных изделий».
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» направила необходимое количество специалистов, которые приняли участие в следственных действиях по осмотру и рассортированию ювелирных изделий.
Ассоциация «Гильдия ювелиров России» была и остается единственной организацией реально защищающей права ювелирных предприятий.