Цены на драгоценные камни искусственно завышают
Южноафриканская компания De Beers объявила о сокращении добычи алмазов в ближайшие годы. Причина - сокращение запасов драгоценных камней в месторождениях. В связи с уменьшением предложения на рынке необработанных алмазов их цена в течение пяти лет может расти на 5% ежегодно. Эксперты предполагают, что действия De Beers предупреждают алмазный инвестиционный бум, и, возможно, пришло время активно вкладывать деньги в драгоценные камни.
De Beers твердо намерена сократить добычу алмазов, так как запасы драгоценных камней на ее главных шахтах якобы сильно сократились в последние годы. Стоит отметить, что в течение последних 20 лет в мире не были обнаружены новые крупные месторождения алмазов. Те, которые известны, уже разрабатывают De Beers и АК "АЛРОСА". Менеджмент De Beers принял решение снизить темпы разработки имеющихся рудников, чтобы тем самым продлить им жизнь. Так, с 2011 года ежегодно будет производиться порядка 40 млн карат алмазов по сравнению с 48 млн карат в 2008 году. "Реальность такова, что поддерживать производительность на прежнем уровне невозможно, и это станет особенно заметно в последующие 15 лет", - заявил директор компании Гарет Пенни.
По оценкам аналитика канадского банка RBC Capital Markets Дес Калалеа, действия компании приведут к тому, что в ближайшие пять лет цены на необработанные алмазы на мировом рынке будут увеличиваться на 5% ежегодно, так как предложение алмазов не будет большим.
В течение прошлого года спрос на драгоценные камни падал. Очевидно, что на "ноль" потребление алмазов и бриллиантов не сошло бы, так как всегда есть специализированные и промышленные потребители. Правда, их доля невелика. В первом полугодии 2009 года цены на алмазы в мире упали примерно на 20%. А общий спрос на них сократился не менее чем на 40%. De Beers тогда отмечала, что потребительский спрос на ювелирные изделия снизился на 10-15%. Во втором квартале 2009 года цены на алмазы стабилизировались и уже оставались таковыми на протяжении всей второй половины года, упав лишь на 10% в декабре. Одним из ключевых факторов стабилизации цен на алмазы в 2009 году было решение крупных производителей алмазов ограничить количество своей продукции, поступающей на алмазный рынок. В начале прошлого года крупнейшие алмазодобывающие компании мира - "АЛРОСА", De Beers, BHP Billiton и Rio Tinto - решили объединиться, чтобы поддержать падающий спрос и цены на бриллианты. В частности, планировалось рекламировать бриллианты как инвестиционную ценность, чтобы повысить спрос на них.
Планы конкурентов объединить усилия подтвердила тогда представитель De Beers Линетт Гулд. "Поэтому не исключено, что нынешние заявления о дефиците алмазов и приближающемся инвестиционном буме на них - это один из элементов маркетинговой кампании алмазодобывающих лидеров", - предположил эксперт УК "Альфа-Капитал" Дмитрий Назаркин.
В этом году спрос на алмазы и ювелирную продукцию начал понемногу восстанавливаться. Эксперты прогнозируют, что в среднесрочной перспективе их стоимость вернется к своему обычному показателю. De Beers за первые три месяца этого года нарастила добычу алмазов до 7,012 млн карат по сравнению с 1,082 млн за аналогичный период 2009 года. По подсчетам Rapaport News, за те же три месяца этого года компания реализовала алмазного сырья примерно на $1,5 млрд по сравнению с $529 млн, о которых сообщала в 2009 году. Рост продаж, а соответственно и устойчивость цен сопровождались пополнением товарных запасов во всех сегментах алмазной отрасли, повышением доверия покупателей в США и продолжающимся ростом потребительского спроса на ювелирные украшения в Китае, Корее, Индии, Турции и странах Персидского залива.
В целом алмазы и бриллианты являются довольно спорным объектом вложения средств. В отличие от золота, они не торгуются на организованном рынке, поэтому многие не используют их в качестве инвестиционного актива. Есть небольшой процент состоятельных людей, которые всегда вкладывают деньги в драгоценные камни. Это коллекционеры, крупные инвесторы и управляющие специализированных фондов. В силу того, что этот сегмент узкий, то как таковой ценовой динамики в нем нет. "Высококачественные камни гарантируют своим владельцам сохранение и приумножение средств, пожалуй, как никакой другой объект вложения денег и всегда были и будут оставаться серьезным инвестиционным инструментом", - не сомневается Дмитрий Назаркин.