Европейская комиссия внесла поправки в законодательство, дающее определенные льготы по соглашениям между производителями и дистрибуторами применительно к реализации товаров и услуг. По словам комиссии, поправки и подготовленное на их основе положение призваны установить новый баланс между традиционной торговлей и электронной коммерцией.
При помощи новых правил делается попытка дать производителям право большего контроля за реализацией своих товаров. Согласно новому положению производители могут потребовать от своих дистрибуторов помимо присутствия в сети Интернет иметь и физическое присутствие – реальное торговое помещение, где покупатели могли бы ознакомиться с товаром в живую.
Это решение было положительно воспринято Европейским альянсом (European Alliance) – консорциумом торговых организаций, на долю которого приходится примерно 75% мирового рынка предметов роскоши, ведь теперь производители товаров класса «люкс» могут запретить виртуальным торговцам продавать их продукцию, если у них нет настоящего магазина.
Европейский комиссар по вопросам конкуренции Хоакин Алмуниа (Joaquín Almunia) считает новые правила существенной составляющей экономической конкурентоспособности ЕС, при этом отвечающей интересам благосостояния потребителей: «Дистрибуторы должны иметь возможность свободного удовлетворения потребительского спроса как через «настоящие» магазины, так и через Интернет. Благодаря принятым новым правилам потребители смогут приобретать товары и услуги по самой лучшей цене на рынке (...), при этом у компаний, не оказывающих влияние на формирование цен на рынке, в целом остается свобода выбора способа организации своей торговой сети по своему усмотрению».
По его мнению, изменение законодательства «пойдет на пользу малому или среднему бизнесу – производителям или предприятиям розничной торговли, которые в противном случае могли бы быть вытеснены с торгового рынка».
Потребительский выбор будет ограничен?
Новое положение непосредственно затрагивает тему торговли через Интернет, представляющую ключевой интерес для производителей предметов роскоши, все еще ощущающих на себе последствия финансового кризиса. Им теперь приходится брать на вооружение Интернет и обращать внимание на потенциальные преимущества электронной коммерции, но при этом они продолжают считать, что потребитель, решивший купить предмет роскоши, хочет «почувствовать свой товар», а также испытать удовольствие от посещения элитного магазина.
Владельцы высококлассных торговых марок лоббировали принятие нового требования как средства сдерживания конкурентов, пытающихся заработать на продаже предметов роскоши, имея затраты на порядок ниже.
Европейский альянс заявил, что новое положение говорит о признании Европейской комиссией важного значения европейской отрасли по производству товаров класса «люкс», в которой прямо и косвенно занято 800 тыс. человек. «Ключевой элемент бизнеса в сфере предметов роскоши – это та модель распределения, благодаря которой поддерживается и сохраняется имидж продукта, обеспечивается престижность и высокое качество торговой среды, реализовываются ожидания потребителя, возникающие у него в связи с приобретением элитного товара», – отметил пресс-секретарь Европейского альянса Гай Солтер (Guy Salter).
«Новое законодательство обеспечивает отсутствие разрыва между правилами электронной коммерции и обычной торговли», – уточнил он.
Тем не менее, решение вызвало критику как со стороны организаций, представляющих интересы потребителей, так и среди электронных торговцев, например, eBay и Amazon. Они утверждают, что новое требование ограничит потребительский выбор.
«Желание Европы включить электронную коммерцию в свое положение на самом деле не должно достигать обратного эффекта путем фактического исключения «честных игроков», – говорится в совместном заявлении нескольких торговых организаций, специализирующихся на электронной коммерции. – Это неизбежно приведет к значительному ограничению конкуренции, что идет в разрез с интересами потребителей и подрывает развитие розничной торговли через Интернет».
Решение, как говорится далее в заявлении, несет в себе «потенциальный риск широкого толкования нового положения, которое допускает, что выбранный канал реализации продукции может потребовать от розничного торговца наличия физического магазина независимо от того, оправдано ли это требование характером продукции или нет, (...) как это может случиться, например, применительно к товарам high tech или предметам роскоши».
«Мы не хотим ставить под сомнение сам принцип вертикальных ограничений, установленный правилами (...), однако мы обеспокоены тем, что некоторые поставщики могут впредь воспользоваться положением для вытеснения с соответствующего рынка розничную торговлю через Интернет или торговлю по каталогам», – поясняется в заявлении.
«Полагаем, что подобные ограничения не должны принимать форму систематических, что может иметь место ввиду возможности широкого толкования положения, если только, конечно, не преследовалась цель действительно вытеснить определенных электронных торговцев».
Комиссия ЕС по вопросам конкуренции обещает внимательно следить за развитием ситуации: «Комиссия обратит особое внимание на насыщенные рынки, доступ на которые могут потерять как электронные, так и традиционные игроки с более низкими ценами».
Новые правила вступают в силу с июня 2010 и будут действовать до 2022 года. На переходный период отведен один год.
[ Израильский Институт Алмазов ]