Состоявшаяся 25-28 февраля выставка «СибЮвелир» в МВЦ «ITE Сибирская Ярмарка» подтвердила стабильность отрасли, представила новых участников, стала площадкой для ярких событий профессионального значения, а также зафиксировала рациональность покупательского спроса.
Экспозиции «СибЮвелира» привлекли огромное внимание большого круга специалистов отрасли, представителей торговых организаций, частных предпринимателей и рядовых покупателей. В течение всех четырех дней на стендах участников шла активная работа: заключались оптовые договоры, а розничные продажи велись вплоть до самого последнего часа работы выставки в воскресенье 28 февраля. Следует отметить тенденцию спроса на легковесные золотые изделия, на ювелирные алмазы, а также возросший интерес к приобретениям так называемой «интеллектуальной роскоши» с целью инвестиций: золотых и серебряных монет, семейных реликвий, предметов как символов события. Выставка «Сибювелир» не только продемонстрировала тенденции спроса и развития рынка, но и подтвердила статус крупнейшей за Уралом специализированной выставки ювелирных украшений. Следует отметить, что выставка состоялась при поддержке Западно-Сибирской государственной инспекции пробирного надзора.
Позитивную тональность на выставке задавали оптовики, приехавшие из разных уголков Сибири познакомиться с новыми участниками, прицениться к коллекциям, освежить уже сложившиеся отношения с производителями. Количество контактов, переговоров и заключенных на выставке договоров – критерий успешности практически для каждого ювелирного завода или фабрики.И «барометр» «Сибювелира» показал хорошие итоги. Например, результатами своей работы были приятно удивлены представители ювелирной фабрики «Ремикс» из Красноярска. «Мы даже немного удивились активному интересу к нашей продукции. Принимали участие впервые, но нашли много новых клиентов из соседних областей и Алтайского края. Именно оптовые покупатели нам интересны для развития, – отмечает Елена Мельникова, менеджер оптовых продаж. На своем стенде фабрика демонстрировала кулон «Орхидея De Luxe», создатели этого прекрасного изделия были удостоены Большой золотой медали в номинации «Лучшее ювелирное украшение из золота» на состоявшемся конкурса «Золотая медаль «ITEСибирская Ярмарка».
С поставленными задачами «продать как можно больше» справилась и компания-производитель легковесных золотых изделий «Голден Глоб» из Ульяновска. Менеджеру Светлане Артюх понравился сибирский регион: «Очень похоже на выставку в Санкт-Петербурге, но даже еще лучше. Спрос на легковесные изделия везде достаточно высокий, но здесь они продавались особенно хорошо. Порадовало, что мы заключили много новых договоров, ведь этот регион у нас еще не был охвачен».
Интерес к рынку Западной Сибири проявляют компании, развивающие политику региональных продаж. В частности, важную представительскую задачу решала на выставке компания Адамант-Новосибирск, филиал московского завода Адамант, открывшийся в июле 2009 года: «Теперь цепочка отношений Сибирь-Москва перешла в Новосибирский офис, – сообщила Ани Хачатрян, исполнительный директор компании. – На выставку к нам приезжали клиенты из Кемерово, Омска, Томска, Тюмени. В Новосибирске очень хорошо «идут» пустотелые цепи – у них цена меньше, но выглядят объемными. Хотелось бы отметить, что сибиряки очень требовательны к качеству изделия, в то время как «южные» клиенты, например, ориентированы на роскошь».
Рациональность покупателей и высокий уровень продаж отметили многие экспоненты «Сибювелира». Но, пожалуй, единственным предприятием, которое показывало свою продукцию, при этом ничего не продавая, был Колымский аффинажный завод (Магадан). «Сибювелир» стал первой выставкой для предприятия, работающего в отрасли уже 12 лет. Поэтому и задачи у экспонентов были очень простые: создать свой имидж, познакомиться с новыми партнерами и потенциальными заказчиками. «Нас мало кто знает, поэтому мы показали здесь свою товарную продукцию – золото в гранулах, мерные слитки (штампованные и литьевые), юбилейные медали и другие виды продукции, говорит Владимир Олеников, представитель предприятия. – Ожидания в целом оправдались: нас увидели, заметили. Завод готовится выйти на новый уровень, будут разрабатываться и выпускаться медали, посвященные Дню победы, новые изделия – столовые посуда с символикой Магадана, Новосибирска, с логотипами заказчиков». Хотя в целом перспективы спроса на мерные слитки среди рядовых граждан г-н Олеников оценил очень осторожно.
Пожалуй, да, рядовые гости выставки покупали в основном «дешевые» по меркам ювелиров вещи. Но и те, к кому меньше, чем с миллионом подходить нельзя, остались удовлетворены своей работой. Представитель ювелирного дома «Тулупов» (Екатеринбург) считает, что Новосибирск – это весьма «состоятельный» город, жители которого могут позволить себе приобретение предметов ювелирной роскоши стоимостью порядка один миллион рублей.
В свою очередь, компания «Джемхаус» считает ссылки на кризис не убедительными. «Поработали неплохо, – констатирует Владимир Плотников, начальник отдела продаж. – Мы обслуживаем ювелирную отрасль поставками инструмента, расходного материала, упаковки и многого другого. Количество контактов на этой выставке нас очень порадовало. Наша компания всегда в курсе мировых тенденций в ювелирной отрасли и поэтому старается четко планировать спрос на те или иные товарные позиции, не распыляя средства и не вкладывая их в лежалый товар». Совершенно других позиций по формату участия в выставке придерживается компания «Лассо» (Новосибирск). «Для нас это исключительно общение, а не продажи, – отмечают представители компании. – Наша продукция интересна широкому кругу клиентов – и в строительстве, и в автотюнинге, и в машиностроении, и в ювелирной отрасли. Да, мы известная компания, но на выставке решаем задачи информационные: показать, что мы можем дать заказчикам».
Один из постулатов успешного участия в выставке – хорошая подготовка и планирование формата работы на стенде: сделать ли «акцент» на работе с оптовиками, либо на розничных продажах, либо «тянуть» и то, и другое. В подтверждение – два ярких примера.
Обширный стенд компании «Ювелироптторг» (Новосибирск), предлагавший практически все ассортиментные группы с существенной скидкой, пользовался огромной популярностью у посетителей выставки. А у сотрудников фирмы практически не было ни одной свободной минутки! Другой пример – Костромская ювелирная фабрика «Топаз».Екатерина Харина, региональный торговый представитель фабрики в Новосибирске говорит: «Наши сомнения, оправдает ли выставка ожидания, развеялись уже в первый день. Мы знали всех оптовых покупателей, которые нам нужны. Кроме того, поинтересовавшись у дирекции «Сибирской Ярмарки», как они привлекают гостей и участников выставки, мы узнали, что здесь будет весь Западно-Сибирский регион, включая Читу, Красноярский край, Барнаул – в общем, всех, кто нам нужен. Если раньше оптовики из регионов Сибири закупали у нас товар на выставках в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь мы решили приблизиться и дать понять, что совсем не обязательно совершать перелеты, а все можно приобрести в Новосибирском филиале. Мы хорошо подготовились по товарному наполнению и показали все ассортиментные группы, подтвердив стабильную и полноценную работу филиала».
Амурский ювелирный завод неплохо поработал и оптом, и в розницу. «Мы заранее обзвонили оптовиков, пригласили на наш стенд. Подошли все, кого мы ждали – и Кемерово, и Барнаул, и Новосибирск, – говорит Наталья Сальникова, менеджер отдела сбыта. – Помимо оптовых продаж, планировали поторговать и в розницу, а также – прорекламировать свою продукцию. Кстати, специально к выставке мы сделали легкие, до 10 грамм, золотые часовые браслеты. Новинка удалась! Такие часы пользовались большим успехом!». Ювелирный завод «Золото Сибири» также демонстрировал на выставке легковесные новинки – эффектную филигранную гравировку по золоту (кулоны, серьги, кольца), выполненную лазером.
Кстати, о новинках… Специально для ценителей «царя камней» компания «Золото Якутии» привезла сертифицированные бриллианты, в Новосибирске их еще не видели. Камень можно было не только купить, но и тут же бесплатно закрепить в оправу. «Этой услугой очень охотно пользуются в Москве, в Санкт-Петербурге, в Тюмени, а здесь почему-то мы не встретили поддержки у покупателей, – сожалеет об упущенных возможностях Зоя Реева, заместитель начальника отдела оптовой торговли. – Возможно, новосибирцам пока не хватает понимания, что такое сертифицированный бриллиант».
В рамках деловой программы выставки состоялся семинар «Дизайн современной ювелирной витрины. Привлечение покупателей», организованный при участии ювелирной фабрики «Топаз» (Кострома). Бренд-менеджер Александр Ставров рассказал о дополнительных возможностях повышения продаж ювелирных изделий за счет фантазийного оформления витрин, которое пробуждает эмоции у покупателей и мотивирует их к покупке. Даже опытные продавцы-ювелиры могли узнать, как можно изменить витрину, практически ничего глобально не меняя в оформлении: можно лишь добавить цветовые элементы, пятна, символические «акценты» торжественного мероприятия или приближающегося летнего отпуска.
Значимым событием выставки стала церемония награждения В.К. Павлова, золотых и серебряных дел мастера, орденом Михаила Ивановича Перхина. По поручению Международного мемориального фонда Карла Фаберже и от лица Татьяны Федоровны Фаберже, почетного председателя фонда и правнучки великого мастера, награду вручил С.И. Квашнин, кавалер ордена Карла Фаберже, заслуженный ювелир, заслуженный деятель декоративно-прикладного искусства. В своем выступлении он отметил, что орден М.И. Перхина – это мировая награда, которая увековечивает память 150-летия великого ювелира и подчеркивает принадлежность к высшему мастерству ювелирного искусства.
Нынешний 2010 год среди ювелиров официально объявлен годом М.И. Перхина, ведущего мастера фирмы Фаберже, с участием которого был создан основной стиль фирмы. В течение года памятными знаками будут награждены 150 мастеров во всем мире. Виктор Константинович Павлов уже более 40 лет занят творчеством, неразрывно сплетенным с образами наследия Карла Фаберже, отметил г-н Квашнин, – он создает уникальные авторские художественные произведения самого высокого уровня – российского и международного значения, и при этом ведет большую просветительскую работу среди новосибирских ювелиров-мастеров и студентов – будущих дизайнеров».
Кроме того, 27 февраля были подведены итоги финального этапа уже ставшего традиционным студенческого конкурса эскизных работ ювелирных украшений «Ювелирный дизайн». Он состоялся в шестой раз. В.К. Павлов, бессменный председатель конкурсного жюри, отметил, что очень важно поддерживать исконно русские традиции ювелирного искусства именно сегодня, когда «молодежь активно увлекается западными течениями, формы ювелиров-дизайнеров становятся не только уродливыми, а даже приобретают демонический характер. Нам нельзя терять свои национальные корни, поэтому данный конкурс призван продолжить развитие наших исконных традиций в подготовке молодых мастеров». В конкурсе принимали участие студенты из НГТУ, НГПУ, НГАХА. В номинации «Премиум» 1-е место было присуждено Анастасии Насыровой, студентке 2 курса НГАХА (рук. В.В. Мартьянова); в номинации «Русский стиль» – Марии Сатышевой, студентке 5 курса НГТУ (рук. Ю.В. Веселова); в номинации «Ювелирный дизайн» – Ольге Алешиной, студентке 4 курса НГАХА (рук. Е.Н. Клявина, В.В. Мартьянова, О.В. Морозова, А.Я. Замащикова).
Традиционно выставка завершилась награждением победителей конкурса «Золотая медаль «ITEСибирская Ярмарка». Больших золотых медалей удостоились:
Галина Фромичева
[ Ювелирные Известия ]