Что же разрешено россиянам?

Раздел: Власть
03 марта 2010 г.

Приближаются Олимпийские игры-2014 в Сочи, Россия готовится встретить небывалый поток зарубежных туристов. В качестве приятных национальных сувениров, зарубежные туристы могли бы приобретать российские коллекционные драгоценные камни: изумруды, александриты. Практика особой популяризации «национальных камней» особенно ярко проявляется в США, где свободный оборот коллекционных образцов необработанных «национальных драгоценных камней»: бенитоитов и красных бериллов, турмалинов и родохрозитов, приносит доход и местному бизнесу, и государственной казне. Туристы за небольшую плату там с удовольствием промывают песок на месторождениях золота и алмазов, беспрепятственно забирая домой все найденное.

В России же неясным остается порядок гражданского оборота не только необработанных драгоценных камней, но даже уже ограненных. Суть проблемы излагается ниже.

Совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации регулируется на основании норм Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

До 24 августа 2004 года во исполнение Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации также регулировалось подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759.

10 марта 2000 года в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" вышло Постановление Правительства РФ № 215, вносящее изменения в Постановление № 759 от 27 июня 1996 г.

Соответственно, во исполнение Постановлений № 759 и № 215 в Минфине РФ была принята Инструкция о порядке учета сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями (утверждена приказом Минфина РФ от 4 октября 2001 г. №81н), в которую 22 июля 2003 года были внесены изменения.

Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759 с внесенными в него изменениями несло более существенные ограничения по совершению сделок с природными драгоценными камнями, чем федеральный закон.

Так, ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не содержит ограничений на внебиржевые сделки с сырыми несортированными природными драгоценными камнями, в то время как Постановление №759 – содержит.

Постановление №759 полностью запрещает продажу несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам, однако ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» такого принципиального запрета не содержит, ограничивая требованием по сертификации проведение лишь биржевых операций с обработанными драгоценными камнями.

ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» прямо оговаривает возможность биржевых сделок физических лиц с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку. Однако Постановление №759 не содержит упоминаний ни о биржевых, ни о внебиржевых сделках физических лиц с сортированными необработанными драгоценными камнями.

Наконец, в противоречие федеральному закону, Постановление №759 запрещает использовать драгоценные камни коммерческим банкам в качестве предмета залога или иного финансового обязательства.

24 августа 2004 года в связи с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вышло Постановление Правительства РФ № 433 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".

В редакции от 27 июня 2008 года данное Постановление признает ряд актов Правительства РФ полностью утратившими силу, в частности, Постановление Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года и Постановление Правительства РФ № 215 от 10 марта 2000 года, вносящее изменения в Постановление № 759 (драгоценные камни в редакции Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" были выведены из перечня валютных ценностей). Как следствие, утратила силу и Инструкция Минфина от 4 октября 2001 года.

Таким образом, с 24 августа 2004 года совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, за отсутствием действующих нормативных подзаконных актов Правительства РФ, регулируется исключительно Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Т.е. данный закон в этой части с 24 августа 2004 года фактически стал законом прямого действия.

В связи с вышеизложенным, государство должно бизнесу и гражданам дать следующие разъяснения.

  1. Означает ли прекращение действия Постановлений Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года и № 215 от 10 марта 2000 года, что в настоящее время в Российской Федерации нет запрета на осуществление физическими лицами:
  2. внебиржевых сделок с сырыми (необработанными) несортированными природными драгоценными камнями;
  3. внебиржевых сделок с сырыми (необработанными) сортированными природными драгоценными камнями;
  4. внебиржевых сделок с обработанными (ограненными) драгоценными камнями, не прошедшими сертификацию;
  5. использования драгоценных камней в качестве предмета залога или иного финансового обязательства?

Разъяснения по данному пункту необходимо дать раздельно по алмазам и прочим драгоценным камням (если в настоящее время действуют какие-либо различия в их обороте).

Если перечисленные выше запреты (или часть запретов) в настоящее время еще действуют, то на основании каких именно норм не отмененных актов?

Справка 1

Некоторые нормы Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», регулирующие совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации

  1. Статья 2, пункт 4. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу, договорами поставок, в том числе договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключенными с участием этих субъектов, а также международными договорами Российской Федерации.
  2. Статья 2, пункт 6. Драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц. Собственники драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляют свое право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни в соответствии с настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, а на драгоценные камни, указанные в пункте 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и федеральным законодательством без ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
  3. Статья 3, пункт 1. В Российской Федерации действуют биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, предназначенные для совершения юридическими и физическими лицами сделок, связанных с обращением:

    - необработанных драгоценных камней, прошедших сортировку;
    - обработанных драгоценных камней, прошедших сертификацию;
  4. Статья 20, пункт 5. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке покупателям, перечисленным в пункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона и пункте 4 настоящей статьи, в том числе покупателям, отказавшимся от приобретения уникальных самородков драгоценных металлов, могут быть реализованы субъектами их добычи и производства любым юридическим и физическим лицам, в том числе через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, действующие в Российской Федерации, использованы в собственном производстве либо в качестве предмета залога или иного финансового обязательства, а также вывезены с территории Российской Федерации для реализации на внешнем рынке в порядке, установленном Президентом Российской Федерации.

Справка 2

Некоторые нормы Постановления Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года в редакции Постановления Правительства РФ № 215 от 10 марта 2000 года, регулирующие совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации
  1. Совершение сделок с сырыми несортированными природными драгоценными камнями не допускается.
  2. Сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней осуществляются субъектами добычи или Гохраном России в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно-технической документацией. Субъекты добычи, не имеющие возможности сортировать и осуществлять первичную классификацию и первичную оценку добытых драгоценных камней, передают их в установленном порядке в Гохран России для проведения сортировки, первичной классификации и первичной оценки.
  3. Российские перерабатывающие организации могут реализовывать: - необработанные драгоценные камни, не использованные в производстве,
    - другим организациям, в том числе через биржу драгоценных камней;
    - обработанные драгоценные камни - непосредственно организациям, использующим драгоценные камни в своей деятельности, или через биржу драгоценных камней.
  4. В целях осуществления государственного контроля за использованием и обращением драгоценных камней Министерство финансов Российской Федерации осуществляет учет сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями между субъектами добычи и российскими перерабатывающими организациями, а также между российскими перерабатывающими организациями.
  5. Продажа несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам не допускается.
  6. Внешнеторговые сделки с необработанными и обработанными драгоценными камнями на территории Российской Федерации совершаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  7. Не допускается использование природных драгоценных камней в качестве средств платежа, а также при расчетах за кредиты, предоставляемые коммерческими банками юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, использующим природные драгоценные камни в производстве своей продукции.
  8. Нарушение порядка совершения сделок с природными драгоценными камнями, установленного настоящим Положением, влечет за собой применение санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Владимир Збойков
 

[ Ювелирные Известия ]

Полезное

Полезное

 

Архив новостей

2025 год

январь февраль март апрель
май июнь июль август
сентябрь октябрь ноябрь декабрь

Нас читают

Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

-->