Приближаются Олимпийские игры-2014 в Сочи, Россия готовится встретить небывалый поток зарубежных туристов. В качестве приятных национальных сувениров, зарубежные туристы могли бы приобретать российские коллекционные драгоценные камни: изумруды, александриты. Практика особой популяризации «национальных камней» особенно ярко проявляется в США, где свободный оборот коллекционных образцов необработанных «национальных драгоценных камней»: бенитоитов и красных бериллов, турмалинов и родохрозитов, приносит доход и местному бизнесу, и государственной казне. Туристы за небольшую плату там с удовольствием промывают песок на месторождениях золота и алмазов, беспрепятственно забирая домой все найденное.
В России же неясным остается порядок гражданского оборота не только необработанных драгоценных камней, но даже уже ограненных. Суть проблемы излагается ниже.
Совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации регулируется на основании норм Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
До 24 августа 2004 года во исполнение Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации также регулировалось подзаконным актом - Постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759.
10 марта 2000 года в соответствии с Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" вышло Постановление Правительства РФ № 215, вносящее изменения в Постановление № 759 от 27 июня 1996 г.
Соответственно, во исполнение Постановлений № 759 и № 215 в Минфине РФ была принята Инструкция о порядке учета сделок, совершаемых с необработанными драгоценными камнями (утверждена приказом Минфина РФ от 4 октября 2001 г. №81н), в которую 22 июля 2003 года были внесены изменения.
Постановление Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 759 с внесенными в него изменениями несло более существенные ограничения по совершению сделок с природными драгоценными камнями, чем федеральный закон.
Так, ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» не содержит ограничений на внебиржевые сделки с сырыми несортированными природными драгоценными камнями, в то время как Постановление №759 – содержит.
Постановление №759 полностью запрещает продажу несертифицированных ограненных природных драгоценных камней физическим лицам, однако ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» такого принципиального запрета не содержит, ограничивая требованием по сертификации проведение лишь биржевых операций с обработанными драгоценными камнями.
ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» прямо оговаривает возможность биржевых сделок физических лиц с необработанными драгоценными камнями, прошедшими сортировку. Однако Постановление №759 не содержит упоминаний ни о биржевых, ни о внебиржевых сделках физических лиц с сортированными необработанными драгоценными камнями.
Наконец, в противоречие федеральному закону, Постановление №759 запрещает использовать драгоценные камни коммерческим банкам в качестве предмета залога или иного финансового обязательства.
24 августа 2004 года в связи с Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", вышло Постановление Правительства РФ № 433 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле".
В редакции от 27 июня 2008 года данное Постановление признает ряд актов Правительства РФ полностью утратившими силу, в частности, Постановление Правительства РФ № 759 от 27 июня 1996 года и Постановление Правительства РФ № 215 от 10 марта 2000 года, вносящее изменения в Постановление № 759 (драгоценные камни в редакции Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" были выведены из перечня валютных ценностей). Как следствие, утратила силу и Инструкция Минфина от 4 октября 2001 года.
Таким образом, с 24 августа 2004 года совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации, за отсутствием действующих нормативных подзаконных актов Правительства РФ, регулируется исключительно Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Т.е. данный закон в этой части с 24 августа 2004 года фактически стал законом прямого действия.
В связи с вышеизложенным, государство должно бизнесу и гражданам дать следующие разъяснения.
Разъяснения по данному пункту необходимо дать раздельно по алмазам и прочим драгоценным камням (если в настоящее время действуют какие-либо различия в их обороте).
Если перечисленные выше запреты (или часть запретов) в настоящее время еще действуют, то на основании каких именно норм не отмененных актов?
Некоторые нормы Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», регулирующие совершение сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации
Владимир Збойков
[ Ювелирные Известия ]
2025 год
январь | февраль | март | апрель |
май | июнь | июль | август |
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.