Ювелирные лирики

Раздел: Ювелиры и компании
24 февраля 2010 г.

Персональная выставка предполагает выставку работ одного автора. Однако на последнем «Петербургском ювелире» персональная выставка «Капля солнца» превратилась в семейную, поскольку разделить творчество Юлии и Бориса Колесниковых невозможно.

Они как Инь и Янь: совершенно разные, а вместе представляют единое целое. Их украшения – как светлые напоминания о счастливых моментах, которые с великолепным мастерством запечатлены в драгоценных металлах и камнях. И успехи Колесниковы делят поровну. Борис на последнем «Ювелирном Олимпе» занял призовое место за интерьерные кольца «Квадратное Солнце» и «Квадратная Луна». Юля получила почетный приз Николая Нужина «За философское осмысление образа».

Однако пальма первенства в этом тандеме все же принадлежит Борису. На «Петербургском ювелире» он впервые появился тринадцать лет назад, в 1997 году и с тех пор не устает восхищать зрителей. Нам запомнилась серия украшений «Особенности древней охоты». Удивили эпатажные кольца-велосипеды, утюги и замки. Тронули лиричные и теплые броши «Кошка на окошке» и «Домик». Позабавили веселые знаки Зодиака. Все это – Борис Колесников.

Знатоки и любители ювелирного искусства, глядя на многие вещи этого автора, вспомнят его учителя – ярославского художника Николая Нужина. Они и появились «Петербургском ювелире» вместе: Николай Нужин в зените славы и Борис Колесников, молодой талантливый и уже известный художник. Многое изменилось за эти годы. Навсегда ушел Николай Нужин. Борис Колесников вышел из ранга ученика, став настоящим мастером и ярким художником. Поэтика повседневной жизни, привнесенная в ювелирные украшения, стала общей составляющей их творчества.
 

А начались ювелирные университеты Бориса Колесникова на Ярославском заводе топливной аппаратуры. Здесь, в бюро технической эстетики, работал отец, и Борис проводил в его мастерской все свободное время. Здесь он и познакомился с Нужиным, который в то время занимался разработкой и изготовлением сувениров. Наверняка у кого-то сохранились памятные медали, посвященные 975-летию Ярославля, выполненные по эскизам Николая Нужина.

Это знакомство стало поворотным этапом в жизни Бориса: по его собственному признанию уже в 8 классе он знал, что будет, как Николай, учиться в Красносельском училище художественных металлов, а поступив в училище, с головой окунулся в учебу и работу. В 1991 году, будучи студентом второго курса, принял участие в выставке «От образа - к предмету», который проводил Всероссийский музей прикладного искусства. С тех пор регулярно участвует в многочисленных выставках, последние годы – вместе с Юлей. В 1998 году стал членом Союза Художников. В прошлом году у Колесниковых прошли две персональные выставки в Санкт-Петербурге: в Константиновском Дворце и на «Петербургском ювелире».

От завода до Олимпа

«Поймать» Колесниковых для интервью в Манеже оказалось не так просто: на их стенде всегда много посетителей. Поэтому разговаривать с супругами пришлось по очереди. Борис, как и положено главе семейства с большим ювелирным стажем, оказался моим первым собеседником.

- Борис, вы учились в Красном Селе, но в ваших работах абсолютно не ощущается влияние красносельской ювелирной школы.
- Красное Село дает мастерство и набор определенных техник. В пору ученичества и чуть позже я делал работы в этой стилистике, но очень быстро понял, что мне это не интересно. Мои идеи невозможно выразить в скани. Скань такая трепетная, романтичная, она красива сама по себе, без смысловой нагрузки. А мои вещи символично-плакатные, они требует совсем других изобразительных средств.

К тому же, еще студентом я начал вариться в московской каше, там места скани не было вообще. Меня уже тогда современные тенденции волновали гораздо больше, чем традиционные техники. Я восхищался художником-ювелиром Лешеком Кульнисом, который жил в те годы в Ярославле. Он делал потрясающе интересные работы, но совершенно не умел их продавать, а позже уехал в Америку. Прибалтийская декоративно-прикладная школа в те годы была очень сильная. У меня много альбомов того времени, и даже сейчас видно, насколько люди в те годы шагнули вперед.

- Вы начали как ювелир в 90-ые, а время-то было совсем не подходящее для ювелирных экспериментов.

- Было бы желание, а возможности найдутся в любые времена. Я в те годы не только учился, но и много работал. Все свободные деньги вкладывал в путешествия. Помимо ювелирки, занимался еще и эмалями. В Ярославле был такой творческий центр «Эмалис». В 1990-м мы поехали в Германию на творческий семинар по эмалям и жили там целый месяц. Когда все покупали магнитофоны домой, я набрал эмалей. Помню, продавец тогда сказал: «Правильно, надо деньги сюда вкладывать» и постучал по голове. Мне так эта мысль запала, что я с тех пор стараюсь и в жизни этому правилу следовать.

После учебы я попал в центр «Эмалис», и там мы пытались делать отделение ювелирки. В 1994 году было очень тяжело. Я помню, мы делали выставку эмалей в музее Бенуа в Петергофе. Какой-то спонсор дал безумные деньги - 20 тысяч евро. Мы напечатали огромное количество буклетов, потратили все деньги на выставку, и не продали ни одной работы. Через 2 года все развалилось. Это был отрицательный опыт, но он иногда полезнее положительного.

- Как рождаются Ваши коллекции?

- Не нравится мне слово коллекция, лучше серии… Этот процесс у меня достаточно своеобразный. Я постоянно что-то рисую и складываю в папку. А проходит год, два, я открываю папку, нахожу эскиз и начинаю делать. Например, первая серия – «Рыбки» - это студенческое задание по композиции. Я рисовал их так много, что грех не делать. После «Рыбок» была серия «Кошки на окошках». В это время появился младший сын. Я приходил домой, сажал его на колени и читал книжки. На почве детских книжек эта серия и родилась, поэтому она такая теплая, домашняя. «Особенности охоты» нарисованы в 1988 году в армии на каком-то политсобрании. И 90 процентов работ родились именно так. И я не начинаю делать, пока не увижу работу в металле.

- Некоторые Ваши украшения невозможно представить на человеке. Например, кольца в форме крана или утюга… 

- Ну и напрасно. У меня любая вещь априори носибельная. Я об этом даже не задумываюсь специально, это само собой получается, пока я вещь делаю. Конечно, есть ювелирно-пластические объекты, например, кольца «Квадратное Солнце» и «Квадратная Луна», но в принципе их тоже можно носить.

Кольца, о которых вы говорите, из серии «Детские воспоминания». Придумали мы ее вдвоем с приятелем. Хотели воплотить в жизнь идею, что в форме кольца можно сделать все, что угодно: кран, велосипед, утюг и прочее. Серия получилась немного хулиганская, но, как ни странно на первый взгляд, востребованная: эти вещи покупаются. Самое популярное кольцо в этой серии – «Кран». Есть еще популярные серии колец «Тиски» и «Винты».

- Какие формы украшений вами особенно любимы?

- Считается, что брошь дает возможность раскрыть любую тему, но я больше всего люблю кольцо. Это самое сложное украшение, но оно дает пространство, объем, что позволяют решить задачу скульптурно.

- Какие украшения из сделанных - любимые?

- Любимое украшение – которое в данный момент делаю. Как только сделал, вещь практически сразу становится не моей. Украшений, которыми могу гордиться, я еще не сделал.

Время получать призы

    Известно, что пока мужчины достигают творческих высот, женщины воспитывают детей. У Колесниковых их двое: мальчик и еще мальчик. Пока они росли, Юля была при детях. Ювелирка, говорит она сама, была для нее в то время отдыхом. Дети выросли, Юля вырвалась на творческую свободу, и на работе теперь отдыхает от семейных будней. В мастерской Колесниковы с утра до ночи. Новые коллекции и выставки требуют сил и времени, а поскольку все свои украшения они делают сами, то свободного времени практически нет. Старший сын, похоже, пойдет по стопам родителей. Денис увлекается камнями и самостоятельно делает украшения. Более того, на одном из «Петербургских ювелиров» получил диплом в номинации «Удачный дебют».

Немалую часть времени занимает работа с заказчиками, столь необходимая для успешного существования маленького авторского ателье. Впрочем, Колесниковы воспринимают ее позитивно. Их заказчики, чаще всего, люди творческие, увлекающиеся и иногда сами подсказывают интересные идеи. Например, браслет «Народный орнамент», удостоенный диплома на конкурсе «Ювелирный Олимп – 2008», был придуман Юлей вместе с человеком, который увлекается северной вышивкой крестом.

Впрочем, проблем с идеями в этой семье не испытывает никто. Сюжеты для украшений Юля находит иногда совсем рядом, не выходя из дома или мастерской, и получаются они всегда светлые и позитивные, как и она сама. Очень часто ее украшения напоминают лирические новеллы – с особым настроением, персонажами, «закадровой» историей... Кольцо-браслет «Возвращение домой» и композиция колец «Лягушка-путешественница» имеют явно сказочное происхождение. Колье «Подарок Нептуна» напоминает об отпуске, проведенном на берегу моря. Брошь «Валентинка» отсылает к счастливым дням, когда признание на заборе заставляло сердце трепетать не меньше, как кольцо с бриллиантом. Столь теплые по настроению работы в мастерской надолго не остаются. Еще не закончился «Петербургский ювелир», а на украшения, получившие приз, уже нашелся претендент.

- Юля, что Вас вдохновляет на работу? 

- С одной стороны, я человек эмоциональный, с другой – люблю наблюдать за всем, что происходит рядом. Положительные эмоции, наблюдения часто толкают к созданию украшений. Практически все мои работы именно так появились на свет. Много идей рождается, когда мы путешествуем по России, от общения с людьми. Например, подвески «Снопы» придуманы после поездки в деревню, а потом я и кольца к ним сделала. Получились парные – мужской и женский – символы.

- Какова история тех колье, за которые вы получили приз?

- У каждого своя история. Идея «Весенних ручьев» пришла в голову, когда мы 8 марта катались на лыжах. Был яркий солнечный, такой предвесенний день, и мне захотелось сделать колье, в котором отразилось бы это настроение: когда зима уступает яркому солнцу и звонким ручьям. 

         

Медальон «Тайное одеяло» - это история о снах, о людях, о которых мы мечтаем во сне. Я иногда быстро придумываю, но с этой работой я долго возилась, хотелось более точно выразить эмоции. И вот однажды я просто смотрела в окно и начала зарисовывать все, что там увидела. Появились люди, кошки, цветы, и работа пошла с одного эскиза очень быстро. Так родилось колье «Дом, в котором мы живем».

- Вы каждый день работаете бок о бок с мужем, который раньше, чем вы, достиг высот в ювелирном искусстве. Борис не давит авторитетом?

- Он критику высказывает, иногда в жесткой форме, но никогда не обижает. У нас есть правило: любая критика должна носить конструктивный характер. Иначе невозможно было бы вместе находиться. 

- Цветовая гамма вашей обшей коллекции – спокойная, светлая, без резких контрастов. Но у Вас чаще встречаются более яркие цветовые пятна: эмаль, камни.

- Я вообще воспринимаю мир в цвете, это для меня очень важно. И сейчас мне хочется делать украшения с яркими камнями. Первые эксперименты (кольцо в форме листа с большим зеленым камнем) уже есть. Теперь хочется чего-то синего. В этом, наверное, и заключается притягательность ювелирного искусства: оно позволяет в малых, близких человеческому телу, формах выразить простые и понятные всем чувства и эмоции. Поэтому заниматься им мне никогда не надоест.

[ gemworld.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->