Прошедший год усилил перегрузки, которые и в стандартной ситуации испытывают субъекты ювелирной отрасли благодаря особой и далеко не всегда оправданной регламентации. Беспрецедентный рост стоимости золота, изменение структуры и общее падение спроса в условиях кризиса привели к резкому сокращению производства и продаж украшений. На таком фоне шел процесс «перезагрузки» рынка, происходили перемены в самом ювелирном сообществе. Об основных тенденциях этих перемен - разговор с председателем Совета Союза участников рынка драгоценных металлов и драгоценных камней Флуном Гумеровым.
Флун Фагимович, какие события прошлого года Вы считаете самыми важными для ювелирного сообщества?
Цепь таких событий началась 19 января, когда у губернатора Костромской области Игоря Слюняева состоялось совещание по созданию Общественного совета при Минфине РФ. В конце июня, во время фестиваля «Золотое кольцо России» состоялся ряд встреч, в ходе которых обрисовались контуры Союза РДМК. Очень важным, на мой взгляд, было прошедшее 9 октября в Казани совещание с участием первого заместителя председателя Государственной Думы РФ Олега Морозова и премьер-министра Татарстана Рустама Минниханова, где очень конкретно обсуждались вопросы продвижения законопроектов, касающихся нашей отрасли. Принципиально важным для создания Союза РДМК стало состоявшееся 12 ноября еще одно расширенное заседание у губернатора Костромской области, в результате которого 4 декабря были подписаны учредительные документы этой организации.
Я очень рад, что мы достигли взаимопонимания с Гильдией ювелиров России, и есть решение Совета Гильдии о вхождении в Союз РДМК, который теперь объединяет большинство общественных организаций, в том числе и ювелирную торговлю. Создание Союза РДМК, конечно, не означает автоматического решения всех проблем, но условия для нормальной общественной работы создает.
Какие главные задачи, на Ваш взгляд, стоят сегодня перед Союзом РДМК?
Бесспорно, сверхзадача - сделать отрасль экспортно-ориентированной и импортно-замещающей, с дальнейшим обеспечением полной переработки драгоценного сырья на внутреннем рынке. Она находится в русле целей, которые ставит политическое руководство страны, а ее решение возможно только при расширении рынков сбыта готовой продукции, которая должна быть конкурентоспособной. Для этого ее производители должны иметь благоприятную нормативную и законодательную базу, соответствующую аналогичным документам ведущих ювелирных держав.
К сожалению, в последние три года мы стоим на месте. Проводились парламентские слушания, «круглые столы», совещания, но реализация их решений оставалась нулевой. И причина не только в разобщенности интересов участников рынка. В моем понимании, она лежит намного глубже: нет единства ювелирного сообщества, наблюдается отчужденность чиновников от представителей бизнеса. Создается ощущение, что чиновник живет своей жизнью, а бизнес - своей, и бизнесмен ничего, кроме раздражения, у чиновника не вызывает. Последнего интересует только та часть бизнеса, которую он лично «крышует». А бизнес отвечает власти тем же, придумывая различные схемы ухода от налоговой нагрузки. В итоге конкурентная борьба идет не по линии лучших технологических или управленческих решений, а по линии возможностей в административных кругах. Создан Таможенный союз, но я не знаю ни одного случая, чтобы представители ювелирного бизнеса участвовали в обсуждении того или иного нормативного акта. Где гарантия, что ЕТТ не приведет к увеличению фискальной нагрузки, например, увеличит стоимость клеймения.
Нам необходимо постоянно взаимодействовать с федеральными общественными организациями («Деловая Россия», ТПП РФ и др.) по вопросам, которые касаются всех: например, те же цены на электроэнергию, на газ - если посчитать, мы скоро будем платить больше, чем в США, рост платежей обгоняет темпы инфляции в два раза (только за разрешение подключиться к электрическим мощностям мы платим 90 тысяч!).
Союз должен с первого заседания поднять этот вопрос в ТПП РФ и добиться реальных перемен. С созданием Союза РДМК наш суммарный «вес» в глазах федеральных властей резко возрастает: если оборот ювелирных изделий оценивается в $6-7 млрд., то вместе с оборотом алмазов, бриллиантов, драгоценных металлов это уже $18-20 млрд. - примерно 2% ВВП России. Есть серьезные силы, которые устраивает существующее положение вещей. Их сопротивление настолько мощно, что мы должны объединить усилия для противодействия, нам нужны союзники: и АЛРОСА, и золотопромышленники, и ювелирная торговля.
Каких подвижек можно ожидать в ближайшее время?
Думаю, очень скоро на пленарном заседании Госдумы будет, наконец, рассмотрен законопроект, внесенный еще в 2006 году. Это результат совещания (запланированного по итогам решений «круглого стола» в Казани), которое буквально на днях, 21 января провел первый заместитель председателя Государственной Думы Олег Морозов. Мне как единственному представителю бизнеса, принимавшему в нем участие, было приятно видеть, что все поддержали отмену клеймения серебряных изделий весом до 3 г. Это уже хорошо, хотя во всем мире не клеймят даже легковесное золото. Что касается отмены обязательного клеймения экспортных партий изделий, то пока по этому вопросу консенсус не достигнут: представитель Государственно-правового управления президента РФ П. Гончаренко заявил, что с введением этой меры ювелирные изделия, не прошедшие клеймение как якобы предназначенные на экспорт, будут в таком виде продаваться внутри страны, и что ГПУ больше склонно полностью отменить клеймение на все изделия, а не частично.
Совещание показало, что представители власти начинают понимать: клеймо само по себе не играет никакой роли - потребителю важно не наличие клейма, а уверенность, что он покупает настоящее золото или серебро. Современные приборы позволяют определить содержание драгоценного металла в изделии на месте продажи в течение одной минуты, и никакое клеймо не нужно. А вот определить, настоящее оно на изделии или фальшивое - это неэффективная процедура, и по этому вопросу мало положительной судебной практики.
Я уже не говорю о том, что при отмене обязательного государственного клеймения может быть востребована услуга определения состава изделия, и в нормальных рыночных условиях тут же появится соответствующая коммерческая структура. И все, круг замыкается! Если покупатель верит поставщику, он может купить изделие без клейма, а захочет определить состав - пойдет и проверит.
Чтобы перейти от разговоров к делам, надо реализовать хотя бы часть имеющихся у нас наработок: создать площадку для постоянного общения с федеральной властью, принять серьезную стратегию развития рынка драгоценных металлов и камней, указав, что получит от ее реализации государство, какие потребуются изменения в законодательстве и какая государственная поддержка нужна для увеличения продаж внутри страны и для экспорта. Думаю, нужно усилить борьбу с нелегальным оборотом ДМДК внутри страны и поддержать экспорт, например, компенсировать расходы на участие наших ювелирных предприятий в зарубежных выставках, как это делается в Индии, Китае, Таиланде и даже в Италии.
Нам нужно вернуть своих покупателей, которых «переманили» банки, предлагая металл под так называемые ОМС, не обеспеченные ни физическим металлом, ни гарантией по вкладам. По сути, населению продается воздух, при этом если вкладчик и получит когда-нибудь доход, то он должен будет дополнительно оплатить НДФЛ. Предстоит серьезная работа по этому вопросу, поскольку объем проданного металла превышает в разы объем потребляемого. Я не понимаю, почему этот вопрос ни одна организация до сегодняшнего дня не обсуждала.
Принятое 21 января решение о внесении изменения в закон - большой шаг вперед, и я очень благодарен Олегу Викторовичу Морозову, руководителям профильного Комитета Госдумы Наталье Владимировне Комаровой и Александру Алексеевичу Шиманову, первому заместителю руководителя Пробирной палаты Борису Павловичу Борисову и другим участникам совещания. Это своего рода призыв для всего бизнес-сообщества - совместными усилиями можно добиться результата.
Не стоит впустую тратить силы и доказывать свою значимость, ведь сколько волка не корми - слон все равно больше. Мы делаем дело!
От редакции:
Создание Союза участников рынка ДМДК безусловный шаг вперед, поскольку впервые охвачена всю цепочка, отдельные звенья которой, несмотря на различие интересов, взаимозависимы в главном. Союз - это уже крупное бизнес-объединение, которое в состоянии разговаривать с властью не только в просительно-рекомендательном, но и в требовательном тоне. И это вполне логично, поскольку именно бизнес создает рабочие места и новые продукты, а госаппарат распределяет создающиеся бизнесом ценности и должен создавать условия для динамичного развития предпринимательства. Кризис обязательно заставит государство пойти на более тесное партнерство с бизнесом. Этот момент надо встретить подготовленными: как только властью будут произнесены слова о союзе с бизнесом, тут же встанет задача регулирования рынка изнутри. Союз, располагая в лице Ф. Гумерова авторитетным и харизматичным лидером, может и должен стать саморегулируемой организацией, заявить о себе в плане гармонизации интересов по всей цепочке: алмазо- и золотодобыча, аффинаж, банки, огранка, производство, оптовая и розничная торговля, выставки. Такие процессы идут сейчас во всем мире и во всех сферах экономики. Четкая позиция ювелирного сообщества относительно практики госзакупок алмазов у АЛРОСА - первая веха на этом пути. Ювелирная отрасль в широком смысле этого слова - не только серьезный сегмент экономики, но и предмет национального престижа. И будет очень здорово, если свежий ветер подует именно с этой стороны.