Достоверных сведений о предках основателя знаменитой во всем мире фирмы очень мало. Известно лишь, что Фаберже были гугенотами и происходили из провинции Пикардия, что на севере Франции.
Дорого яичко к Христову дню
Главным праздником в дореволюционной России традиционно считалась Пасха.
Бытует мнение, что фирма Фаберже специализировалась исключительно на изготовлении таких яиц. На самом деле это мнение в корне неверно. Дорогие пасхальные яйца составляли ничтожную часть продукции фирмы.
Что явилось причиной такого ошибочного мнения – судить сложно. Возможно «виноваты» изданные в различных странах мира дорогие фотоальбомы, в которых представлена практически исключительно лишь эта часть продукции фирмы.
Истоки бренда
Как известно, гугеноты во Франции подвергались постоянным преследованиям на протяжении нескольких столетий. Вот и предки Фаберже вынуждены были покинуть свою историческую родину. После скитаний по Европе они в итоге обосновались в Санкт-Петербурге. И с тех пор считают Россию своей второй родиной. Именно здесь в 1842 году Густав Петрович Фаберже основал фирму, которая вскоре приобрела всемирную известность и стала одним из российских брендов.
Точнее, брендом она стала уже при его сыне – Карле Густавовиче Фаберже, известного в Европе, как Петер Карл Фаберже.
Получив в наследство от отца маленькое предприятие, которое больше походило на кустарные мастерские, он сумел сделать фирму известной всей Европе. Как?
Дело в том, что помимо солидных профессиональных знаний он обладал еще такими талантами, как созидательная фантазия и прекрасные организаторские способности.
Карл быстро понял, в каком именно направлении ему следует развивать свое дело. Во главу угла он поставил небольшие относительно самостоятельные мастерские. Во главе каждой такой мастерской стоял мастер. В соответствии с контрактом он мог работать только на фирму Фаберже. Но при этом весь персонал он набирал по своему усмотрению. И сам же обучал подмастерьев.
Глава же фирмы подбирал только мастеров. При выборе кандидатов в мастера он особо обращал внимание на две вещи. Во-первых – это действительно должен был быть мастер высочайшего класса. Во-вторых – его должна была отличать абсолютная честность. Карл Фаберже считал, что только такое сочетание способно дать результат и принести фирме мировую известность. Все дальнейшее развитие фирмы подтвердило правильность его концепции построения первоклассной компании. Впрочем, было еще одно слагаемое успеха. Это особый дух, который царил в фирме.
История одного портсигара
Что такое дух фирмы Фаберже лучше всего можно понять на примере одного из самых известных мастеров - Каксонена. Его «коньком» были портсигары. Они до сих пор считаются непревзойденными образцами искусства. Помимо филигранной отделки и неподражаемого вкуса их отличительной чертой была высочайшая техника подгонки частей. Говорят, что если посмотреть на закрытый портсигар работы этого мастера, никогда нельзя догадаться, с какой стороны расположены петли. А для того, чтобы его закрыть, приходилось ждать, когда мельчайшие пузырьки воздуха выдавятся из пространства между отдельными частями. Настолько тонкой была подгонка крышки.
Когда в России произошла революция, мастер вернулся к себе на родину в Гелсингфорс. И там продолжал работать. Но ничего подобного тому, что он каждый день делал в России, в Финляндии ему сотворить так никогда и не удалось. Вроде бы ничего не изменилось – тот же мастер и тот же материал, а инструменты стали даже более совершенными. А портсигары – «не те». Сам мастер говорил, что в них «отсутствует дух фирмы Фаберже», который «умер вместе со старой Россией».
О том же самом говорили и другие мастера, сетовавшие на то, что после распада фирмы Фаберже им так и не удалось более создать ничего «по-настоящему значительного».
Мастера и подмастерья
В период наивысшего расцвета в фирме работало до 700 мастеров. Все они были специалистами непревзойдeнного уровня. И, в принципе, каждый из них вполне мог работать самостоятельно. Спрашивается: почему же они приходили к Фаберже? И почему придя, оставались здесь навсегда?
Подмастерью, который впервые переступал порог мастерской, в первый же день объясняли, что он вовсе не обязан все время работать, находясь на своем рабочем месте. Он вполне может позволить себе понаблюдать за тем, как работает мастер. Причем столько времени, сколько сочтет нужным. Он может общаться с другими подмастерьями или мастером. И на все свои «почему?», «как?» и «зачем?» он обязательно получит обстоятельный ответ. Если что-то не получается – ему помогут и словом, и делом. Такое отношение к будущим мастерам было нормой – неписанным законом.
Что касается самих мастеров, то для них создавались такие условия, когда они могли себе не разбрасываться по мелочам, а целиком сосредоточиться на главном – на том, что они умели делать лучше всего.
При этом в фирме было заведено, что никто и никогда не подгонял мастера, не заставлял его закончить свою работу к определенному сроку. Он мог позволить себе работать над заказом столько, сколько считал нужным – пока у него не возникало уверенности в том, что он действительно вложил в эту вещь всю свою душу, весь свой талант. И что лучше он сделать уже не сможет.
При таком подходе сроки изготовления заказов часто срывались. Но клиентов это не раздражало. Они согласны были ждать сколь угодно долго. Почему? Да потому, что были уверены в том, что в итоге получат шедевр. Причем шедевр эксклюзивный. В фирме никогда и ничего не ставилось на поток – все вещи изготавливались в одном единственном экземпляре и никогда затем не копировались. Причем это относилось не только к дорогим заказам, но и к самым простым и дешевым изделиям, которыми торговали в небольших магазинчиках и лавках. Обладатель самого простого украшения мог быть уверен в том, что он тоже купил эксклюзив. И в том, что в его изготовление мастер вложил не меньше своего таланта и души, чем в супердорогую вещицу. И именно поэтому изделия фирмы не залеживались на прилавках.
Профессиональная гордость
Работать так, а не иначе мастеров заставляло чувство профессиональной гордости. Ни у кого из них никогда не возникало даже мысли схалтурить, не выложиться на все 100. Разумеется, это чувство не возникало и не развивалось само собой. Этому способствовали с одной стороны исключительная природная честность мастеров, а с другой – то уважительное, порой даже трепетное отношение к ним со стороны владельцев фирмы.
Требуя честности от других, сами Фаберже тоже никогда не позволяли себе ни капли фальши в отношении с теми, кто у них работал. И не только работал. Они и в быту были исключительно честными и высоко ценили это качество в других.
В этой связи интересен такой случай. В силу специфики работы Карлу Фаберже приходилось часто и подолгу ездить по Европе. Как-то в Польше у него выдалось немного свободного времени. И он вместе с одним из своих польских друзей решил немного расслабиться. Он слышал, что в расположенной неподалеку деревне делают удивительно вкусную водку. Вудку, как ее здесь именовали. И он решил продегустировать ее, чтобы лично убедиться в непревзойденном качестве напитка, как утверждала молва. Вместе с другом они приехали в деревенский трактир и заказали вудку. Еда была самая простая, но приготовленная с любовью и очень качественно. Саму вудку им принесли в запечатанном графине. Емкости хватило ровно на четыре стопки. Продегустировав напиток, друзья пришли к выводу, что молва не врет – качество напитка и в самом деле было на самом высшем уровне.
Хоть и простая, но сытная еда располагала к продолжению застолья. Друзья заказали еще графин. Что было моментально исполнено. Когда пришло время расплачиваться, Фаберже по своему обыкновению внимательно просмотрел счет. И с удивлением обнаружил, что за первую бутылку с них взяли 7 рублей с полтиной, а за вторую – два рубля. О немедленно потребовал пригласить трактирщика. А когда тот пришел – задал ему вопрос: а в чем, тут собственно дело? Неужели им приносили разную водку?
Трактирщик ответил вопросом на вопрос – почувствовали ли господа разницу, когда пили вудку из первого и из второго графинов.
Фаберже был вынужден признать, что разницы никакой не было. И тогда трактирщик спокойно продолжил объяснения. Оказалось, что первосортной водки у него в погребе не так уж и много. В первом графине гостям была подана самая выдержанная, а значит – самая лучшая вудка. А когда их восприятие притупилось, во втором им принесли более молодой напиток. И, соответственно, более дешевый. Разницу между ними могли определить только профессионалы. Но трактирщик не счел себя в праве обсчитывать клиентов. Выписывая счет, он внес в него истинную стоимость двух графинов.
Такой поступок простого деревенского трактирщика привел Фаберже в восторг. Он немедленно дал трактирщику щедрые чаевые. А позже неоднократно вспоминал этот случай. И неизменно добавлял, что очень сожалеет только об одном – что трактирщик не ювелир. Он был бы безмерно счастлив оттого, что такой честнейший человек работает в его фирме.
Конец красивой сказки
Все хорошее когда-либо да кончается. Закончилась и история фирмы Фаберже. В 1917 году сразу же после революции большевика закрыли фирму, а все ее имущество национализировали. Так закончилась история одного из самых ярких российских брендов.
Попытки возродить фирму вне пределов России потерпели крах. Оказалось, что после первой мировой войны мир стал другим, и принципы, которые исповедовали ее основатели и владельцы, уже не вписываются в реалии нового времени. Но это уже совсем другая история.
Светлана Манухина,
Астролог
Автор книг “Звeзды и бизнес”, “Гороскоп и бизнес”, “Астрология минералов или, как обрести силу с помощью камня”.
svet-mann@yandex.ru
www.astrolog-svet-mann.ru
+7 905 296 11 50