Его Величеству посвящается

Раздел: Выставки
09 февраля 2010 г.

Ни од­на юве­лир­ная вы­став­ка не мо­жет со­сто­ять­ся без его Ве­ли­че­ства Кам­ня. По­де­лоч­ный и дра­го­цен­ный, ред­кий и всем зна­ко­мый, огра­нен­ный и рез­ной, ка­мень все­гда за­ни­ма­ет зна­чи­тель­ную часть мест на «Юве­лир­ном Олим­пе». Не стал ис­клю­че­ни­ем и по­след­ний кон­курс.

Ста­рая араб­ская ле­ген­да гла­сит, что Ал­лах со­здал кам­ни, что­бы ис­ку­шать лю­дей. Ес­ли не ис­ку­шать, то по­ра­жать, за­во­ра­жи­вать, брать в плен – точ­но. И что уди­ви­тель­но: да­же на зна­ко­мые кам­ни все­гда мож­но взгля­нуть по-­но­во­му, как сде­лал это Фе­ликс Ибра­ги­мов. Су­ро­вый на пер­вый взгляд, как мно­гие гео­ло­ги, Фе­ликс Ме­гра­же­вич, та­ит в се­бе хруп­кую ду­шу ху­дож­ни­ка. От­дав свое серд­це ка­зах­стан­ско­му пей­заж­но­му хал­це­до­ну, он по­сто­ян­но ищет но­вые «кар­ти­ны» в лю­би­мом кам­не. И на этот раз Ибра­ги­мов су­мел уди­вить зри­те­лей, пред­ста­вив кол­лек­цию пар­ных зер­каль­ных сре­зов кам­ня. Эти, по­рой ве­се­лые и без­за­бот­ные, а ино­гда угро­жа­ю­щие и те­ат­раль­но тра­гич­ные мас­ки по­лу­чи­ли ди­плом в но­ми­на­ции «Пред­ме­ты укра­ше­ния ин­те­рье­ра».

Как из­вест­но, не бы­ва­ет пра­вил без ис­клю­че­ний, и та­ким ис­клю­че­ни­ем на «Пе­тер­бург­ском юве­ли­ре – 2009» ста­ла се­рия ра­бот Ана­то­лия Бе­ла­но­ва, в ко­то­рой ав­тор ис­поль­зо­вал не кам­ни, а на­сто­я­щие оскол­ки сна­ря­дов, най­ден­ные на тер­ри­то­рии Ле­нин­град­ской об­ла­сти. Обра­зы, со­здан­ные с по­мо­щью это­го не­обыч­но­го ма­те­ри­а­ла, по­лу­чи­лись столь вы­ра­зи­тель­ны­ми в сво­ей тра­гич­но­сти, что бы­ли от­ме­че­ны ди­пло­мом в но­ми­на­ции «Искус­ство укра­ше­ния ин­те­рье­ра. Юве­лир­ная пла­сти­ка».

Кра­со­та – в гра­нях

По-­на­сто­я­ще­му кра­со­ту брил­ли­ан­та лю­ди уви­де­ли, лишь толь­ко ко­гда бы­ла при­ду­ма­на огран­ка «ро­зоч­кой». И в на­ше вре­мя по­яв­ля­ют­ся но­вые фор­мы, ко­то­рые не толь­ко пред­став­ля­ют ка­мень в пол­ном блес­ке и ве­ли­ко­ле­пии, но и от­ра­жа­ют ав­тор­ский взгляд на огран­ку кам­ня.

И хо­тя не мно­гие огран­щи­ки при­ни­ма­ют уча­стие в кон­кур­сах, на «Юве­лир­ном Олим­пе» бы­ло на что по­смот­реть. Не­обыч­ную кол­лек­цию пред­ста­вил Алек­сандр Ивлев из Моск­вы. Он де­ла­ет из кам­ня пу­го­ви­цы, на­но­ся на них раз­но­об­раз­ные ви­ды огран­ки и встав­ляя в них дру­гие кам­ни. Кста­ти, эта тра­ди­ция по­яви­лась еще в 18 ве­ке. Дра­го­цен­ны­ми пу­го­ви­ца­ми укра­ша­ли свои ко­стю­мы и пла­тья рус­ские ца­ри.

Огра­нен­ные ми­не­ра­лы Эду­ар­да Ах­мет­ши­на зри­те­лю «Пе­тер­бург­ско­го юве­ли­ра» дав­но зна­ко­мы. Он один из пер­вых на­чал ис­поль­зо­вать ин­но­ва­ци­он­ные огран­ки и пре­успел в этом, за­во­е­вав мно­же­ство на­град, в том чис­ле и на «Юве­лир­ном Олим­пе». Каж­дый ка­мень в ис­пол­не­нии Ах­мет­ши­на, будь то аме­ти­ст, цит­рин, то­паз, – это яр­кое свер­ка­ю­щее со­вер­шен­ство.

Дру­гой под­ход к кам­ню у Вла­ди­ми­ра Си­ли­на из Ека­те­рин­бур­га. Мастер вы­би­ра­ет луч­шие ураль­ские кам­ни очень боль­шо­го раз­ме­ра, на­хо­дя для них уди­ви­тель­но по­э­тич­ные фор­мы. Вир­ту­оз­ная огран­ка тон­ко и не­на­вяз­чи­во рас­кры­ва­ет при­род­ную кра­со­ту гор­но­го хру­ста­ля, цит­ри­на, дым­ча­то­го квар­ца. В этом го­ду Вла­ди­мир Си­лин пред­ста­вил не­сколь­ко за­ме­ча­тель­ных ком­по­зи­ций, од­ну из ко­то­рых жю­ри от­ме­ти­ло пер­вым ме­стом в но­ми­на­ции «Юве­лир­ный ка­мень. Фан­та­зий­ная огран­ка». Два огром­ных дым­ча­тых квар­ца объ­еди­не­ны на­зва­ни­ем «Вра­та». Фор­ма, удач­но най­ден­ная ма­сте­ром, под­черк­ну­ла ха­рак­тер дым­ча­то­го квар­ца, ко­то­рый ча­сто на­зы­ва­ют ми­сти­че­ским и за­га­доч­ным. Эти кам­ни увле­ка­ют зри­те­ля внут­рь, к вра­там, ве­ду­щим то ли в ад, то ли в рай….
В тра­ди­ци­он­ной но­ми­на­ции «Ка­мень в юве­лир­ном ис­кус­стве» ди­плом за гар­ни­тур «Па­прок» по­лу­чил твор­че­ский кол­лек­тив «Пи­тер­ский Джем». Па­прок – на­зва­ние ме­сто­рож­де­ния в Аф­га­ни­ста­не, где до­бы­ва­ют­ся тур­ма­ли­ны. Этот ми­не­рал ча­сто на­зы­ва­ют кам­нем ху­дож­ни­ков. Мно­го­цвет­ный и яр­кий, он вдох­нов­ля­ет и в при­род­ном, и в огра­нен­ном ви­де. Жю­ри от­ме­ти­ло по­тря­са­ю­щей кра­со­ты ро­зо­вые, зе­ле­ные и дву­цвет­ные кри­стал­лы, ис­поль­зо­ван­ные в этом ком­плек­те.

Пер­вым и един­ствен­ным ме­стом в этой но­ми­на­ции бы­ла удо­сто­е­на кол­лек­ция юве­лир­ных укра­ше­ний и огра­нен­ных кам­ней Бернд­та, То­ма и Ют­ты Мюн­штей­нер. Зри­те­ли «Пе­тер­бург­ско­го юве­ли­ра» впер­вые уви­де­ли ра­бо­ты не­мец­ких ма­сте­ров, ко­то­рые де­мон­стри­ру­ют ин­но­ва­ци­он­ный под­ход и к огран­ке, и к ди­зай­ну юве­лир­ных укра­ше­ний. Хо­ро­шим до­пол­не­ни­ем для по­ни­ма­ния твор­че­ства Мюн­штей­не­ров ста­ла лек­ция пред­се­да­те­ля жю­ри, ис­кус­ство­ве­да Га­ли­ны Га­б­ри­эль. В хо­де лек­ции Га­ли­на Ни­ко­ла­ев­на по­ка­за­ла под­бор­ку ин­те­рес­ней­ших фо­то­гра­фий, ил­лю­стри­ру­ю­щих твор­че­ство Мюн­штей­не­ров. (По­дроб­нее о не­мец­ких ма­сте­рах мож­но про­честь здесь: http://www.gemworld.ru/index.php?issue_id=28&id=48).

Веч­ная клас­си­ка

Пе­тер­бург­ский зри­тель без­за­вет­но лю­бит резь­бу по кам­ню. В то вре­мя, ко­гда кри­ти­ки и са­ми рез­чи­ки ак­тив­но об­суж­да­ют успе­хи и не­уда­чи на твор­че­ском по­при­ще, пуб­ли­ка на­дол­го за­дер­жи­ва­ет­ся воз­ле стен­дов, рав­но вос­тор­га­ясь и клас­си­че­ски­ми ком­по­зи­ци­я­ми, и но­ва­тор­ски­ми ав­тор­ски­ми скульп­ту­ра­ми. Са­мые теп­лые чув­ства обыч­но вы­зы­ва­ют ра­бо­ты из мяг­ких по­род кам­ня, вы­пол­нен­ные кун­гур­ски­ми ма­сте­ра­ми. На­та­лья Ким­бер, ко­то­рая мно­гие го­ды пред­став­ля­ет кун­гур­цев на «Юве­лир­ном Олим­пе», уве­ре­на, что дру­гих та­ких ма­сте­ров по мяг­ко­му кам­ню боль­ше не отыс­кать. И с этим утвер­жде­ни­ем труд­но не со­гла­сить­ся: Кун­гур бо­гат на ма­сте­ров, ко­то­рые со­зда­ют яр­кие вы­ра­зи­тель­ные об­ра­зы из таль­ко­хло­ри­та, ан­гид­ри­та и дру­гих по­де­лоч­ных кам­ней. В этот раз пер­вым ме­стом в но­ми­на­ции «Кам­не­рез­ная пла­сти­ка в мяг­ком кам­не» жю­ри от­ме­ти­ло две ра­бо­ты Ана­то­лия Ва­си­лье­ви­ча Ов­чин­ни­ко­ва. Та­кое ощу­ще­ние, что ав­тор слег­ка тро­нул ка­мень рез­цом, и тут же на свет по­яви­лись эти ост­ро­ха­рак­тер­ные пер­со­на­жи с за­по­ми­на­ю­щей­ся внеш­но­стью – «Ры­жик» и «Бим­ка».

За­мет­ным ак­кор­дом вы­став­ки ста­ла экс­по­зи­ция ра­бот пе­тер­бург­ских рез­чи­ков, со­бран­ная мос­ков­ским кол­лек­ци­о­не­ром Мак­си­мом Ар­ци­но­ви­чем, ко­то­рую он лю­без­но пред­ста­вил на вы­став­ке в Ма­не­же. Ин­те­рес­но бы­ло вновь уви­деть ра­бо­ты, ко­то­рые уже ста­ли ис­то­ри­ей и те­перь «жи­вут» в част­ной кол­лек­ции и срав­нить их с ра­бо­та­ми се­го­дняш­ни­ми.

Рез­ные ра­бо­ты как все­гда за­ни­ма­ли цен­траль­ную и боль­шую часть «Юве­лир­но­го Олим­па». Пе­тер­бург­ская кам­не­рез­ная шко­ла про­де­мон­стри­ро­ва­ла вы­со­кий уро­вень ма­стер­ства и тя­го­те­ние к клас­си­ке, что впол­не объ­яс­ни­мо в усло­ви­ях все еще не за­кон­чив­ше­го­ся фи­нан­со­во­го кри­зи­са. Не бы­ло Яро­сла­ва Ксе­но­фон­то­ва. Не вы­ста­вил­ся Сер­гей Фаль­кин, бро­сив­ший все свои си­лы на пер­со­наль­ную вы­став­ку в Кон­стан­ти­нов­ском двор­це. Да и ма­стер­ская «Ка­мен­ный го­сть», во­пре­ки пер­во­на­чаль­ным за­ве­ре­ни­ям, бы­ла пред­став­ле­на очень скром­но.

В ре­зуль­та­те, пол­но­стью был за­пол­нен пье­де­стал толь­ко в но­ми­на­ции «Вир­ту­о­зы кам­не­рез­но­го ис­кус­ства. Клас­си­ка. Кам­не­рез­ная пла­сти­ка». На тре­тьем ме­сте ока­за­лась ра­бо­та На­та­льи Ба­кут «От­ра­же­ние». Вы­пол­нен­ная по за­ко­нам клас­си­че­ской скульп­ту­ры, слож­ная в тех­ни­че­ском пла­не, она един­ствен­ная из всех ра­бот-­по­бе­ди­те­лей, нес­ла в се­бе не­кое со­сто­я­ние, ха­рак­тер. Оче­вид­но, это об­сто­я­тель­ство ста­ло глав­ным для зри­те­лей, по­сколь­ку эта ра­бо­та по­лу­чи­ла Приз зри­тель­ских сим­па­тий.

«Ме­ду­за» Алек­сандра Ве­се­лов­ско­го (2 ме­сто) и «Ло­ша­дь» Алек­сандра Ле­вен­та­ля (1 ме­сто) – пре­крас­ные, гра­мот­но вы­пол­нен­ные клас­си­че­ские кам­не­рез­ные из­де­лия. Тех­нич­ные и кра­си­вые, тем не ме­нее, они не слиш­ком вы­де­ля­лись на об­щем фо­не. Воз­ни­ка­ло ощу­ще­ние, что с та­ким же успе­хом на пер­вом ме­сте мо­гла, на­при­мер, ока­зать­ся «Ры­ба» - еще од­на ра­бо­та Алек­сандра Ле­вен­та­ля.
В осталь­ных жан­рах жю­ри не на­шло до­стой­ных пре­тен­ден­тов на при­зо­вые ме­ста. Ни­как не бы­ли от­ме­че­ны «Ан­гел» Оль­ги Поп­цо­вой, «Пас­тух Сва­ро­га» ир­ку­тя­ни­на Павла Да­ни­лов­це­ва. Но жю­ри есть жю­ри: с его мне­ни­ем вы­нуж­де­ны счи­тать­ся все. Лишь в но­ми­на­ции «Вир­ту­о­зы кам­не­рез­но­го ис­кус­ства. Клас­си­ка. Бло­ки­ро­ван­ная ми­ни­а­тю­ра» пер­вое ме­сто по­лу­чи­ла ра­бо­та Ки­рил­ла Ви­но­гра­до­ва «Ря­же­ные», вы­пол­нен­ная в тра­ди­ци­он­ной для не­го мно­го­дель­ной ма­не­ре. Спе­ци­аль­ный ди­плом «За удач­ный де­бют» был вру­чен Оль­ге Кор­са­ко­вой из ма­стер­ской На­та­льи Ба­кут за оча­ро­ва­тель­но­го бе­ге­мо­ти­ка из бе­ло­го неф­ри­та.

По­след­ний раз вме­сте

И все же «Пе­тер­бург­ский юве­лир» не обо­шел­ся без сен­са­ции, ко­то­рой ста­ла ра­бо­та Сер­гея Ши­ман­ско­го «Ил­лю­зии вос­по­ми­на­ний». Сер­гею Ши­ман­ско­му не впер­вой вол­но­вать зри­те­лей и кри­ти­ков. «Кар­ди­нал», «По­до­рож­ник», «Вре­мя», «Скри­пач», «Зеб­ры», «Ту­ман­ность Тель­ца»… Во всех этих ра­бо­тах Ши­ман­ский, бу­дучи от­лич­ным ма­сте­ром, в первую оче­редь про­яв­ля­ет­ся как ху­дож­ник со сво­им ми­ро­ощу­ще­ни­ем, скульп­тур­ным и жи­во­пис­ным ви­де­ни­ем об­ра­за. «Ил­лю­зии вос­по­ми­на­ний» - свое­об­раз­ный вы­зов ху­дож­ни­ка, ко­то­рый все­гда ра­бо­та­ет в «твер­дом» кам­не, а в этот раз в ка­че­стве ма­те­ри­а­ла ис­поль­зо­вал маг­не­зит, ко­то­рый име­ет лишь «чет­вер­ку» по шка­ле твер­до­сти Мо­оса. Од­на­ко имен­но маг­не­зит был иде­аль­ным ма­те­ри­а­лом для рас­кры­тия идеи, и Ши­ман­ский бле­стя­ще ис­поль­зо­вал его. Маль­чик с гор­ном - сим­вол без­за­бот­ных ка­ни­кул, счаст­ли­во­го дет­ства, спо­кой­ной жиз­ни в стра­не, ко­то­рой уже нет. Кон­траст осле­пи­тель­но бе­ло­го фа­са­да и изъ­еден­но­го ржав­чи­ной зад­ни­ка, сим­вол ко­лос­са, ко­то­рый вот-вот па­дет на ко­ле­ни. «Ил­лю­зи­ям вос­по­ми­на­ний» мно­гие пред­ре­ка­ли Гран-­при. И так оно и слу­чи­лось бы, но по­сле пер­во­го об­суж­де­ния жю­ри сме­ни­ло ре­ше­ние.

- Это, без­услов­но, луч­шая кам­не­рез­ная ра­бо­та кон­кур­са, она но­ва­тор­ская, она от­ли­ча­ет­ся от все­го, что здесь пред­став­ле­но, - вы­ска­за­ла мне­ние жю­ри Га­ли­на Га­б­ри­эль, пред­се­да­тель кон­курс­ной ко­мис­сии. – Но нам не хо­те­лось бы, дав ра­бо­те Гран-­при, по­зи­ци­о­ни­ро­вать то на­прав­ле­ние, в ко­то­ром она сде­ла­на, при­о­ри­тет­ным в кам­не­рез­ном ис­кус­стве.

В ито­ге, скульп­ту­ра «Ил­лю­зии вос­по­ми­на­ний» Сер­гея Ши­ман­ско­го по­лу­чи­ла пер­вое ме­сто в но­ми­на­ции «Вир­ту­о­зы кам­не­рез­но­го ис­кус­ства. «Но­вое на­прав­ле­ние».

За­все­гда­таи «Пе­тер­бург­ско­го юве­ли­ра» пом­нят эту за­ме­ча­тель­ную па­ру: Алек­сандр Кор­ни­лов и Сер­гей Ши­ман­ский, ма­стер­ская «Шко­ла кам­не­рез­но­го ис­кус­ства». Имен­но они впер­вые в Пе­тер­бур­ге в 1996 го­ду по­ка­за­ли пуб­ли­ке резь­бу по кам­ню во всем ее ве­ли­ко­ле­пии и блес­ке. Увы, в этот раз дру­зья и кол­ле­ги вы­ста­ви­лись вме­сте в по­след­ний раз: Са­ша Кор­ни­лов ле­том про­шло­го го­да по­ки­нул нас на­все­гда. Оста­лись толь­ко ра­бо­ты в част­ных кол­лек­ци­ях. В Ма­не­же зри­тель уви­дел де­ко­ра­тив­ный нож в фор­ме улит­ки и две жен­ские фи­гу­ры из про­зрач­ных кам­ней. Три ве­щи и в них весь ма­стер: фан­та­зия и тон­кая ар­ти­стич­ная пла­сти­ка, по­тря­са­ю­щее чув­ство кам­ня, ро­ман­тизм и воз­вы­шен­ное от­но­ше­ние к жен­ской кра­со­те. По­жа­луй, Алек­сан­дру Кор­ни­ло­ву как ни­ко­му дру­го­му уда­ва­лось вы­ра­зить в жен­ских об­ра­зах кра­со­ту и оду­хо­тво­рен­но­сть. В них на­все­гда оста­нет­ся ча­сти­ца и его ду­ши: ищу­щей до­бра, кра­со­ты и щед­ро от­да­ю­щей ее лю­дям.


Де­кабрь­ская вы­став­ка ста­ла ито­гом не толь­ко твор­че­ской ак­тив­но­сти кам­не­ре­зов. В Ма­не­же про­изо­шло пер­вое со­бра­ние Твор­че­ско­го Со­ю­за кам­не­ре­зов, ко­то­рое при­влек­ло вни­ма­ние рез­чи­ков по кам­ню, воз­мож­но, боль­ше, чем ре­зуль­та­ты кон­кур­са. Как из­вест­но, 12 но­яб­ря про­шло­го го­да бы­ла за­ре­ги­стри­ро­ва­на об­ще­ствен­ная ор­га­ни­за­ция Твор­че­ский Со­юз кам­не­ре­зов, учре­ди­те­ля­ми ее вы­сту­пи­ли ве­ду­щие кам­не­ре­зы Санкт-Пе­тер­бур­га и Вы­ста­воч­ное объ­еди­не­ние «Мир кам­ня». Воз­гла­ви­ли Со­юз На­та­лья Би­е­зиньш (пред­се­да­тель Прав­ле­ния) и Ири­на Рах­ма­но­ва (пред­се­да­тель По­пе­чи­тель­ско­го со­ве­та). Они и рас­ска­за­ли при­сут­ству­ю­щим о но­вых воз­мож­но­стях для про­дви­же­ния кам­не­рез­но­го ис­кус­ства, ко­то­рые воз­ник­нут по­сле объ­еди­не­ния в со­юз. Ак­тив­ное уча­стие в дис­кус­сии при­ня­ли и са­ми кам­не­ре­зы, ко­то­рых ин­те­ре­со­ва­ли и про­фес­си­о­наль­ные, и твор­че­ские во­про­сы. Пер­вым боль­шим офи­ци­аль­ным ме­ро­при­я­ти­ем Со­ю­за ста­нет уча­стие пе­тер­бург­ских рез­чи­ков в Меж­ду­на­род­ном фе­сти­ва­ле «Им­пе­ра­тор­ские са­ды Рос­сии», ко­то­рый по­свя­щен 400-ле­тию До­ма Ро­ма­но­вых. Уже се­го­дня чле­на­ми Со­ю­за ста­ли око­ло пя­ти­де­ся­ти кам­не­ре­зов.

До­пол­ни­тель­ную тор­же­ствен­ную но­ту в про­це­ду­ру на­граж­де­ния по­бе­ди­те­лей внес ис­то­рио­граф до­ма Фа­бер­же Ва­лен­тин Скур­лов. Он вру­чил по­чет­ный знак «Ор­ден Алек­сея Козь­ми­ча Де­ни­со­ва-Ураль­ско­го» ху­дож­ни­кам-рез­чи­кам Сер­гею Ши­ман­ско­му, Алек­сан­дру Ле­вен­та­лю, Сер­гею Фаль­ки­ну, На­та­лье Ба­кут, Яро­сла­ву Ксе­но­фон­то­ву, Ан­дрею Пав­ло­ву, Гри­го­рию По­но­ма­ре­ву. В со­от­вет­ствии со ста­ту­сом ор­де­на на­граж­ден­ным бы­ло при­суж­де­но зва­ние "Заслу­жен­ный де­я­тель кам­не­рез­но­го ис­кус­ства".

Оль­га РОГОЗИНА

[ gemworld.ru ]

Полезное

Полезное

 
-->