Ни одна ювелирная выставка не может состояться без его Величества Камня. Поделочный и драгоценный, редкий и всем знакомый, ограненный и резной, камень всегда занимает значительную часть мест на «Ювелирном Олимпе». Не стал исключением и последний конкурс.
Старая арабская легенда гласит, что Аллах создал камни, чтобы искушать людей. Если не искушать, то поражать, завораживать, брать в плен – точно. И что удивительно: даже на знакомые камни всегда можно взглянуть по-новому, как сделал это Феликс Ибрагимов. Суровый на первый взгляд, как многие геологи, Феликс Мегражевич, таит в себе хрупкую душу художника. Отдав свое сердце казахстанскому пейзажному халцедону, он постоянно ищет новые «картины» в любимом камне. И на этот раз Ибрагимов сумел удивить зрителей, представив коллекцию парных зеркальных срезов камня. Эти, порой веселые и беззаботные, а иногда угрожающие и театрально трагичные маски получили диплом в номинации «Предметы украшения интерьера».
Как известно, не бывает правил без исключений, и таким исключением на «Петербургском ювелире – 2009» стала серия работ Анатолия Беланова, в которой автор использовал не камни, а настоящие осколки снарядов, найденные на территории Ленинградской области. Образы, созданные с помощью этого необычного материала, получились столь выразительными в своей трагичности, что были отмечены дипломом в номинации «Искусство украшения интерьера. Ювелирная пластика».
Красота – в гранях
По-настоящему красоту бриллианта люди увидели, лишь только когда была придумана огранка «розочкой». И в наше время появляются новые формы, которые не только представляют камень в полном блеске и великолепии, но и отражают авторский взгляд на огранку камня.
И хотя не многие огранщики принимают участие в конкурсах, на «Ювелирном Олимпе» было на что посмотреть. Необычную коллекцию представил Александр Ивлев из Москвы. Он делает из камня пуговицы, нанося на них разнообразные виды огранки и вставляя в них другие камни. Кстати, эта традиция появилась еще в 18 веке. Драгоценными пуговицами украшали свои костюмы и платья русские цари.
Ограненные минералы Эдуарда Ахметшина зрителю «Петербургского ювелира» давно знакомы. Он один из первых начал использовать инновационные огранки и преуспел в этом, завоевав множество наград, в том числе и на «Ювелирном Олимпе». Каждый камень в исполнении Ахметшина, будь то аметист, цитрин, топаз, – это яркое сверкающее совершенство.
Другой подход к камню у Владимира Силина из Екатеринбурга. Мастер выбирает лучшие уральские камни очень большого размера, находя для них удивительно поэтичные формы. Виртуозная огранка тонко и ненавязчиво раскрывает природную красоту горного хрусталя, цитрина, дымчатого кварца. В этом году Владимир Силин представил несколько замечательных композиций, одну из которых жюри отметило первым местом в номинации «Ювелирный камень. Фантазийная огранка». Два огромных дымчатых кварца объединены названием «Врата». Форма, удачно найденная мастером, подчеркнула характер дымчатого кварца, который часто называют мистическим и загадочным. Эти камни увлекают зрителя внутрь, к вратам, ведущим то ли в ад, то ли в рай….
В традиционной номинации «Камень в ювелирном искусстве» диплом за гарнитур «Папрок» получил творческий коллектив «Питерский Джем». Папрок – название месторождения в Афганистане, где добываются турмалины. Этот минерал часто называют камнем художников. Многоцветный и яркий, он вдохновляет и в природном, и в ограненном виде. Жюри отметило потрясающей красоты розовые, зеленые и двуцветные кристаллы, использованные в этом комплекте.
Первым и единственным местом в этой номинации была удостоена коллекция ювелирных украшений и ограненных камней Берндта, Тома и Ютты Мюнштейнер. Зрители «Петербургского ювелира» впервые увидели работы немецких мастеров, которые демонстрируют инновационный подход и к огранке, и к дизайну ювелирных украшений. Хорошим дополнением для понимания творчества Мюнштейнеров стала лекция председателя жюри, искусствоведа Галины Габриэль. В ходе лекции Галина Николаевна показала подборку интереснейших фотографий, иллюстрирующих творчество Мюнштейнеров. (Подробнее о немецких мастерах можно прочесть здесь: http://www.gemworld.ru/index.php?issue_id=28&id=48).
Вечная классика
Петербургский зритель беззаветно любит резьбу по камню. В то время, когда критики и сами резчики активно обсуждают успехи и неудачи на творческом поприще, публика надолго задерживается возле стендов, равно восторгаясь и классическими композициями, и новаторскими авторскими скульптурами. Самые теплые чувства обычно вызывают работы из мягких пород камня, выполненные кунгурскими мастерами. Наталья Кимбер, которая многие годы представляет кунгурцев на «Ювелирном Олимпе», уверена, что других таких мастеров по мягкому камню больше не отыскать. И с этим утверждением трудно не согласиться: Кунгур богат на мастеров, которые создают яркие выразительные образы из талькохлорита, ангидрита и других поделочных камней. В этот раз первым местом в номинации «Камнерезная пластика в мягком камне» жюри отметило две работы Анатолия Васильевича Овчинникова. Такое ощущение, что автор слегка тронул камень резцом, и тут же на свет появились эти острохарактерные персонажи с запоминающейся внешностью – «Рыжик» и «Бимка».
Заметным аккордом выставки стала экспозиция работ петербургских резчиков, собранная московским коллекционером Максимом Арциновичем, которую он любезно представил на выставке в Манеже. Интересно было вновь увидеть работы, которые уже стали историей и теперь «живут» в частной коллекции и сравнить их с работами сегодняшними.
Резные работы как всегда занимали центральную и большую часть «Ювелирного Олимпа». Петербургская камнерезная школа продемонстрировала высокий уровень мастерства и тяготение к классике, что вполне объяснимо в условиях все еще не закончившегося финансового кризиса. Не было Ярослава Ксенофонтова. Не выставился Сергей Фалькин, бросивший все свои силы на персональную выставку в Константиновском дворце. Да и мастерская «Каменный гость», вопреки первоначальным заверениям, была представлена очень скромно.
В результате, полностью был заполнен пьедестал только в номинации «Виртуозы камнерезного искусства. Классика. Камнерезная пластика». На третьем месте оказалась работа Натальи Бакут «Отражение». Выполненная по законам классической скульптуры, сложная в техническом плане, она единственная из всех работ-победителей, несла в себе некое состояние, характер. Очевидно, это обстоятельство стало главным для зрителей, поскольку эта работа получила Приз зрительских симпатий.
«Медуза» Александра Веселовского (2 место) и «Лошадь» Александра Левенталя (1 место) – прекрасные, грамотно выполненные классические камнерезные изделия. Техничные и красивые, тем не менее, они не слишком выделялись на общем фоне. Возникало ощущение, что с таким же успехом на первом месте могла, например, оказаться «Рыба» - еще одна работа Александра Левенталя.
В остальных жанрах жюри не нашло достойных претендентов на призовые места. Никак не были отмечены «Ангел» Ольги Попцовой, «Пастух Сварога» иркутянина Павла Даниловцева. Но жюри есть жюри: с его мнением вынуждены считаться все. Лишь в номинации «Виртуозы камнерезного искусства. Классика. Блокированная миниатюра» первое место получила работа Кирилла Виноградова «Ряженые», выполненная в традиционной для него многодельной манере. Специальный диплом «За удачный дебют» был вручен Ольге Корсаковой из мастерской Натальи Бакут за очаровательного бегемотика из белого нефрита.
Последний раз вместе
И все же «Петербургский ювелир» не обошелся без сенсации, которой стала работа Сергея Шиманского «Иллюзии воспоминаний». Сергею Шиманскому не впервой волновать зрителей и критиков. «Кардинал», «Подорожник», «Время», «Скрипач», «Зебры», «Туманность Тельца»… Во всех этих работах Шиманский, будучи отличным мастером, в первую очередь проявляется как художник со своим мироощущением, скульптурным и живописным видением образа. «Иллюзии воспоминаний» - своеобразный вызов художника, который всегда работает в «твердом» камне, а в этот раз в качестве материала использовал магнезит, который имеет лишь «четверку» по шкале твердости Мооса. Однако именно магнезит был идеальным материалом для раскрытия идеи, и Шиманский блестяще использовал его. Мальчик с горном - символ беззаботных каникул, счастливого детства, спокойной жизни в стране, которой уже нет. Контраст ослепительно белого фасада и изъеденного ржавчиной задника, символ колосса, который вот-вот падет на колени. «Иллюзиям воспоминаний» многие предрекали Гран-при. И так оно и случилось бы, но после первого обсуждения жюри сменило решение.
- Это, безусловно, лучшая камнерезная работа конкурса, она новаторская, она отличается от всего, что здесь представлено, - высказала мнение жюри Галина Габриэль, председатель конкурсной комиссии. – Но нам не хотелось бы, дав работе Гран-при, позиционировать то направление, в котором она сделана, приоритетным в камнерезном искусстве.
В итоге, скульптура «Иллюзии воспоминаний» Сергея Шиманского получила первое место в номинации «Виртуозы камнерезного искусства. «Новое направление».
Завсегдатаи «Петербургского ювелира» помнят эту замечательную пару: Александр Корнилов и Сергей Шиманский, мастерская «Школа камнерезного искусства». Именно они впервые в Петербурге в 1996 году показали публике резьбу по камню во всем ее великолепии и блеске. Увы, в этот раз друзья и коллеги выставились вместе в последний раз: Саша Корнилов летом прошлого года покинул нас навсегда. Остались только работы в частных коллекциях. В Манеже зритель увидел декоративный нож в форме улитки и две женские фигуры из прозрачных камней. Три вещи и в них весь мастер: фантазия и тонкая артистичная пластика, потрясающее чувство камня, романтизм и возвышенное отношение к женской красоте. Пожалуй, Александру Корнилову как никому другому удавалось выразить в женских образах красоту и одухотворенность. В них навсегда останется частица и его души: ищущей добра, красоты и щедро отдающей ее людям.
Декабрьская выставка стала итогом не только творческой активности камнерезов. В Манеже произошло первое собрание Творческого Союза камнерезов, которое привлекло внимание резчиков по камню, возможно, больше, чем результаты конкурса. Как известно, 12 ноября прошлого года была зарегистрирована общественная организация Творческий Союз камнерезов, учредителями ее выступили ведущие камнерезы Санкт-Петербурга и Выставочное объединение «Мир камня». Возглавили Союз Наталья Биезиньш (председатель Правления) и Ирина Рахманова (председатель Попечительского совета). Они и рассказали присутствующим о новых возможностях для продвижения камнерезного искусства, которые возникнут после объединения в союз. Активное участие в дискуссии приняли и сами камнерезы, которых интересовали и профессиональные, и творческие вопросы. Первым большим официальным мероприятием Союза станет участие петербургских резчиков в Международном фестивале «Императорские сады России», который посвящен 400-летию Дома Романовых. Уже сегодня членами Союза стали около пятидесяти камнерезов.
Дополнительную торжественную ноту в процедуру награждения победителей внес историограф дома Фаберже Валентин Скурлов. Он вручил почетный знак «Орден Алексея Козьмича Денисова-Уральского» художникам-резчикам Сергею Шиманскому, Александру Левенталю, Сергею Фалькину, Наталье Бакут, Ярославу Ксенофонтову, Андрею Павлову, Григорию Пономареву. В соответствии со статусом ордена награжденным было присуждено звание "Заслуженный деятель камнерезного искусства".
Ольга РОГОЗИНА