Выяснилось - для начала необходима поддержка властей, но не столько финансовая, сколько информационная.
- Мы неоднократно обращались в Смольный с просьбой провести в нашем городе крупную международную выставку ювелирных изделий, - рассказала Галина Ковалева - президент Фонда поддержки образования и творчества петербургских художников-ювелиров «Форма». - С такими же предложениями выступали представители Калининграда и Екатеринбурга – возможно, им повезет больше. Во многих городах ценят ювелирное искусство, и Петербургу, если он захочет стать настоящей ювелирной столицей, придется постараться: постоянно заявлять о себе, участвовать в конкурсах и выставках. Есть польские, итальянские финские школы, которые удается победить.
- А может ли появиться мода на русские драгоценности - как когда-то на Фаберже?
- В Европе может появиться мода не столько на какой-то ювелирный дом, сколько на фирменный знак. Есть, например, ювелирный дом, который специализируется на сердечках. Вот он был в моде, и все носили сердечки. И потом, престижно быть не только в моде у массового потребителя, а работать на заказ. Представляете, как взлетают акции того ювелирного дома, который работает по заказу Ватикана?
- А в авторском искусстве российские ювелиры сильны?
- Петербуржцы славятся умением раскрыть тему. Это уже не просто сердечки. Это нечто большее.
- У нас президент Медведев тоже носил какую-то цепочку с нанотехнологическим кристаллом.
- Президент не должен быть проводником ювелирной моды, у него достаточно других задач. У нас представители власти украшений не носят. И потом, сложился стереотип, что законодателями мод должны быть жены президентов США и Франции - Карла Бруни и Мишель Обама. Хотя было бы здорово, если президент или премьер начнут носить изделия из палладия.
- Почему именно из палладия?
- Он недавно стал набирать популярность, это действительно здоровый металл, которому приписывают исцеляющие свойства. Дороже серебра, дешевле золота. Многие знают, что в слитки можно вкладывать деньги, но мало кто - что из палладия делают замечательные украшения. Палладия в нашей стране много, Россия на первом месте в мире по его добыче - и представляете, как было бы здорово, если б во всем мире стали носить изделия из палладия? Мы вот недавно выпустили каталог - может, люди заинтересуются. Студенты уже любят работать с палладием - порой больше, чем с золотом.
- А какие камни сейчас в моде?
- Мода скорее возникнет на тип огранки, чем на породу. Сейчас очень уважают авторские огранки. Лучший завод по огранке - в Смоленске.
- Частным мастерам работать, наверное, сложнее, чем крупным фирмам?
- Намного. Им самим приходится покупать золото, это не так просто по нашим законам. Еще больше ограничений, связанных с пробированием. Это тоже причина, которая мешает российской ювелирной славе. Но самое серьезное - это наши русские пристрастия и стереотипы. Знаете, какие вещи заказывает средний российский «ценитель»? Побольше золота, подороже и чтобы передавать потом это изделие из поколения в поколение. Надо людей просвещать, рассказывать им о тенденциях, а иначе русское ювелирное искусство так и не будет развиваться, потому что люди этого не заметят.
На выставках в Европе демонстрируются некоторые новые шедевры, и тут же такие же вещи продаются в лавочке, их можно купить. У нас же принято считать: шедевры - только для просмотра, а для продажи - вещи попроще. В Европе ювелирный дом Альфреда Ван Клифа хранил 60 лет в тайне несколько образцов и только сейчас решил их обнародовать: хозяева знали, что это будет сенсация, и клиент тут же откликнется. У нас бы не обратили внимания. И все же нынешний интерес к ювелирному искусству не сравнится с тем, что был, например, 15 лет назад. Можно считать, это были две разные страны.
- И все же профессии ювелирного дизайнера у нас по-прежнему не обучают?
- Системно - нет. Можно учиться в Мухинке, где есть факультет художественной обработки металла. Правда, он больше выпускает специалистов по большим формам - памятникам и бюстам. В Советском Союзе и то было высшее учебное заведение, готовящее специалистов-ювелиров, - Художественная академия в Таллине и ее факультет в Риге.