Линия Secrets et Merveilles de Cartier //
Ежегодно в первых числах октября дом Cartier представляет новоиспеченную линию класса haute joallerie. Это драгоценный итог года, и на этот раз великий дом отчитался перед преданными клиентами и прессой линией Secrets et Merveilles, в которую вошло 67 предметов. Нестандартность, а быть может, даже и уникальность нынешней ситуации заключается в том, что французские ювелиры не избрали привычно один-единственный сквозной сюжет для коллекции, как это было, например, в 2008-м (китайский сюжет) и 2007-м (индийская тема). Коллекция Secrets et Merveilles составлена из четырех независимых друг от друга частей – это The Peacock, The Pearl, The Snake, The Diamond. Драгоценности каждой секции демонстрируют не определенную тему, а инновационные достижения Cartier, то есть революционные технические умения и навыки, накопленные французскими мастерами с 1847 года.
Структура новой коллекции подкупающе прозрачна. Так, части The Peacock и The Snake, как это может быть уже заметно из их названий, повествуют о фигуративных драгоценностях. Иными словами, The Peacock и The Snake предлагают вариации знаменитой миниатюрной скульптуры Cartier (напомним, что наивысшим достижением марки в ювелирно-скульптурной области считается линия La Panthere, которая подвергается рестайлингу приблизительно раз в восемь-десять лет). Секции The Pearl и The Diamond состоят из благородных жемчужных украшений в эдвардианском стиле, а также из классических фамильных бриллиантов.
В секции The Peacock (платина, белые и цветные бриллианты, разноцветные сапфиры, огненные опалы, цветной жемчуг) флагманскими украшениями назначены броши в виде фигурок павлинов. Именно здесь, в брошах, по мысли дизайнеров нагляднее всего способен проявиться необходимый для драгоценности рисунок, а именно орнамент оперения павлиньего хвоста. Вообще понятие "орнамент" необычайно важно для искусства Cartier, даже если речь идет о скульптурном, а не об абстрактном украшении. Скульптура (в Secrets et Merveilles это трехмерная, какая-то хрупкая фигурка павлина) держит форму, объем. Скульптура обрисовывает, выдает идею. Орнамент же задает содержание, смысл, и в данном случае это прихотливо исполненный рисунок павлиньего оперения. Проработка, прорисовка орнамента в скульптурных флагманских брошах The Peacock позволяет использовать полученный рисунок в более абстрактных украшениях. Например, в асимметричном колье (платина и белые бриллианты), представляющем собой сложнейшую паутину, закрепленную сбоку на ложной пряжке (именно пряжка имеет павлиний рисунок). То же птичье хитроумное плетение несет в себе браслет-манжета (платина, белые бриллианты), застегивающийся на тонкую плашку.
Аналогичный прием задействован и в довольно драматичной секции The Snake. Извивающаяся в разных прихотливых и сложно выполнимых с точки зрения техники позах змея порождает различные образы. Вот змея пристроилась на зеленой ветке (асимметричное колье, платина, изумруды-кабошоны, белые и желтые бриллианты). Вот змея мирно дремлет во фруктовом саду (колье, платина, белые бриллианты, девять бледно-желтых бриллиантов в грушевидной огранке; брошь, платина, желтые и оранжевые сапфиры, зеленые и желтые бриллианты). Вот змея свернулась опасным кольцом на морском берегу (кольцо, платина, белые бриллианты, овальный синий сапфир). Вот скульптурная змея уже и вовсе обитает на дне морском (колье на подвеске, платина, белые бриллианты, шесть аквамаринов общим весом рекордные 120,5 карата). В то же время орнамент шкуры змеи проступает в очень широких и плоских, так называемых теннисных браслетах. Кропотливое плетение, абстрактным образом имитирующее змеиную чешую, сложено из платины, небольших коричневых, желтых и белых бриллиантов.
Как уже было сказано выше, части The Pearl и The Diamond представляют бессюжетные драгоценности линии. The Pearl стоит назвать выдающимся жемчужным экспериментом Cartier: впервые за последние пять десятилетий столь победоносно и громко звучит эдвардианская жемчужная стилистика. Эпоха британского короля Эдуарда VII была судьбоносным временем для становления империи Cartier. В 1902 году в Лондоне открылся магазин Cartier, и на торжественной церемонии британский монарх произнес коронную фразу "Король ювелиров, ювелир королей", ставшую впоследствии девизом Cartier. Кроме того, супруга Эдуарда VII Александра прославилась особым вкусом и любовью к необычным драгоценностям и даже основала свой стиль. Королева Александра носила очень длинные, с чуть заметным оттенком спутанности, жемчужные ожерелья. Что же было в них новаторского? Во-первых, структура: это были ряды, совершенно бесконечные ряды жемчужных ниток разной длины, скрепленных друг с другом различными бриллиантовыми пряжками и брошами. Во-вторых, жемчуг (впервые за долгие годы появившийся на королевской особе в таких невероятных количествах и сделавшийся, по сути, главным "камнем" эпохи), который был не только белым, но и цветным. Секция The Pearl сполна отдает дань памяти королеве Александре многоярусными ожерельями, сочетающими в себе приметы обычной классической жемчужной нитки, чоккера (колье-ошейник, или же collier du chien) и сотуара. В данных украшениях цветному – розовому, сиреневому, лиловому, золотистому – жемчугу аккомпанируют замысловатые платиновые защипы и пряжки, украшенные разноцветной шпинелью и бриллиантами. Особенных слов заслуживают два браслета, обыгрывающие сюжет манжеты. Собранные с хаотическим прищуром маленькие разноцветные жемчужины образуют почти ткань. А к нежнейшей жемчужной ткани закономерно прилагаются и дополнительные украшения: в одном случае плоская брошь из бледно-желтого сапфира с гравировкой арабесками (159,65 карата), в другом – два бриллиантовых помпона с жемчужными кистями. В The Pearl, разумеется, представлены и более классические, чем эдвардианские, жемчужные драгоценности – асимметричные колье, где кроме жемчуга присутствуют также и топазы, и бриллианты, длинные серьги с подвесками.
И наконец, занавес коллекции Secrets et Merveilles – это белое бриллиантовое парадное собрание, включающее в себя грандиозные каскадные колье, плоские кружевные браслеты, а также платиновые кольца с большими солитерами. Словом, выдающееся ювелирное искусство, имя которому Cartier.