Обучение финансовому мониторингу: новый коррупционный метод борьбы с коррупцией

Раздел: Власть
21 октября 2009 г.

В соответствие с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. за №715, «Требования к подготовке и обучению кадров организаций в целях противодействия…, в том числе формы, программы, периодичность и сроки подготовки и обучения, устанавливаются Министерством финансов РФ, а в части указанных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами, - Министерством финансов РФ по согласованию с Федеральной службой по финансовым рынкам».

Обучение финансовому мониторингу: 
новый коррупционный метод борьбы с коррупцией

Однако требования к подготовке и обучению кадров по соответствующей компетенции почему-то оказались установлены Приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. за №256, а не Министерством Финансов РФ, как этого требовало Постановление Правительства РФ.

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляется непосредственно Правительством РФ, но данная федеральная служба не является структурой Министерства финансов РФ и ему не подчиняется.

При этом Федеральная служба по финансовому мониторингу на разработку и утверждение данных требований вообще не получала никаких санкций от Правительства РФ. А такая санкция для разработки требований к подготовке и обучению кадров необходима, т.к. согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.2001г. «Квалификационные требования к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требования к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей определяются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, для кредитных организаций - Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом». Соответственно, Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. за №715 и является этим самым порядком, по которому практические требования по подготовке кадров должен готовить и утверждать Минфин РФ, но не Федеральная служба по финансовому мониторингу.

Исходя из этого, Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. за №256 следует рассматривать как некий внутренний, не санкционированный Правительством РФ документ.

Далее, Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. за №256 имеет согласование с Федеральной службой по финансовым рынкам, что согласно Постановлению Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. за №715 требуется для утверждения требований только к профессиональным участникам рынка ценных бумаг и организациям, осуществляющим управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами.

Таким образом, Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. за №256 не должен иметь юридической силы в отношение требований к соответствующей подготовке кадров ювелирных предприятий и ювелирных магазинов.

Антикоррупционная сторона вопроса

Финансовый мониторинг является важной мерой государственного контроля. Поэтому действия Федеральной службой по финансовому мониторингу оказались выведены за юрисдикцию Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Означает ли это, что в рамках деятельности по финансовому мониторингу не существует коррупционно опасных ситуаций?

5 августа 2009 года Президент России Д.А.Медведев, выступая на Совещание по вопросам снижения административных барьеров для субъектов малого и среднего бизнеса, указал: «Нужно понимать, что нормы вступившего в силу закона, которые защищают права предпринимателей в ходе надзорных мероприятий, могут быть изменены или просто извращены законодательством более низкого порядка, а также ведомственными документами… Это просто профанация и издевательство над сутью закона. Генеральная прокуратура … должна пресекать такого рода активность».

На том же совещании Д.А.Медведев сказал: «Трудность или ловушка для бизнеса – это государственные услуги, оказание которых делегировано органами исполнительной власти государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, так называемым околоведомственным коммерческим структурам. Говорим об этом во время подобного рода встреч постоянно. Ситуация тоже практически не меняется. Большинство этих услуг не только платные, но ещё и дорогостоящие, и монопольные. Обойти такую структуру почти невозможно».

Но разве не к подобным «услугам» относятся навязываемые бизнесу со стороны Федеральной службой по финансовому мониторингу мероприятия по обязательной подготовке и обучению кадров? Посмотрим Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 07.08.2001г. Пункт 2 статьи 7 закона оговаривает необходимость организаций разработать правила внутреннего контроля. И далее: «Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров …».

Разве этой нормы закона недостаточно, чтобы предоставить бизнесу право самостоятельного выбора, как именно в каждой организации обеспечивать подготовку и обучение кадров? Ведь Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 1 ноября 2008 г. за №256 своим подзаконным актом фактически навязывает бизнесу платную и дорогостоящую, но не заказанную бизнесом «услугу» по обучению персонала. Вводит необходимую «услугу» путем навязывания некого «целевого инструктажа», упоминание о котором вовсе отсутствует как в Федеральном законе № 115-ФЗ и в Постановлении Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. за №715. Причем этот целевой инструктаж «должен осуществляться организациями, утвержденными Федеральной службой по финансовому мониторингу».

Получается, что в фактически антикоррупционной структуре формируются нормативные документы, дающие «зеленый свет» действиям, с которыми борется Президент страны, считая их явно коррупционными?

Экономическая сторона вопроса

Так уж завелось, что в России не умеют считать убытки от проведения разнообразных кампаний. Возможно, политическая составляющая антикоррупционной борьбы и оправдывает все издержки государства на содержание ведомств типа Федеральной службой по финансовому мониторингу. Но у бизнеса нет своих политических интересов в тех дополнительных издержках, которые приходится нести по требованию государства, чтобы удовлетворить требования по контролю за крупными сделками. Все эти дополнительные расходы неизбежно ложатся на конечного потребителя. И за специального сотрудника организации покупатель заплатит. И за все издержки подготовки соответствующих отчетных документов заплатит. Разгоняя тем самым инфляцию, с которой так усиленно борется государство. А это уже политический момент. Просчитывал в государстве кто-нибудь этот баланс плюсов и минусов финансового мониторинга?

Но если уж государство решило, что «так надо», то почему бы не делать все с умом? Есть фондовый рынок – там большие деньги гуляют. Есть банки со счетами клиентов. Но вот ювелирные магазины и предприятия… Почему бы не проконсультироваться с бизнесом, «что во что выльется» в борьбе с теневыми финансовыми потоками?

Лишь больное воображение может подсказать, что ювелирная продукция – это сегодня «проводник» нечестно нажитого капитала и финансирования терроризма. Если в годы социализма стоимость ювелирных изделий и в самом деле могла впечатлить воображение советских обывателей, то сегодня масштаб капиталлоемкости «ювелирки» просто смешон.

Не говоря уж о том, что «серьезные воротилы» прекрасно понимают, что ювелирные изделия из-за добавочной стоимости в украшениях от затрат на работу, налоги, прибыль и т.д. не являются оптимальным инструментом инвестиций или транспортировки средств.

Иными словами, экономическая эффективность борьбы с легализации доходов, полученных преступным путем и борьба с финансированием терроризма – ничтожна по масштабам и фактически бессмысленна.

Преступник, отловить которого так хочет государство, не пойдет в ювелирный магазин с паспортом для покупки дорогого ювелирного изделия. Это, должно быть, очевидно всем. А вот честный гражданин, законно заработавший свои деньги, может воздержаться от покупки ювелирного изделия, если у него потребуют в магазине паспорт. Просто по той причине, что будет опасаться за утечку личных данных в совокупности с информацией о совершении относительно дорогостоящей покупки. Разве такой госконтроль не приведет к снижению оборотов на ювелирном рынке? К сокращению налогов в пользу государства?

Так мало всего этого. Еще нужно, чтобы ювелирные организации «прокормили» некие обучающие структуры, дружественные Федеральной службе по финансовому мониторингу (т.е. ею утвержденные). Зачем это государству? Или государство – это и есть Федеральная служба по финансовому мониторингу? Впрочем, куда деться российскому покупателю – и за это заплатит. Что поделать: инфляция…

Кто виноват, и что делать

Совершенно естественный для всего мира процесс: любое государственное ведомство стремится максимально расширить свои полномочия и усилить со своей стороны контроль. Сдерживающим фактором здесь может быть вовсе не здравый смысл, не интересы экономики и государства как такового, а лишь «одергивание» со стороны Президента страны и Правительства. Сдерживающий фактор – это «сигнал сверху». Но вовсе не факт, что такой сигнал будет в ведомстве «отработан», даже если он поступит. Особенно мала вероятность реагирования на «сигнал» в том случае, если он поступает «по теме», но не в адрес конкретного ведомства, конкретной его чрезмерной инициативы.

Так и произошло в рассматриваемом случае. Президент активно борется за освобождение бизнеса от «заботы» чиновников. Его рабочий инструмент для этой цели – это закон 294-ФЗ. Но вот проблема: как отмечалось, финмониторинг действует вне этого закона. Да и в законе этом вообщем-то нет прямого запрета заставлять бизнес «учиться».

Что же делать ювелирному бизнесу? Думается, серьезно встать на защиту своих экономических интересов. Ведь здесь как с рекетирами: сегодня заплатишь, так и завтра придут, ведь деньги-то кончаются. А повод всегда найдется…

К сожалению, в ювелирной отрасли до сих пор так и не появилась постоянная площадка для диалога бизнеса и власти. Имеется в виду Общественный совет при Минфине, создание которого затягивается по объективным причинам: инициировать его должна Общественная палата России. Понятно, что «веса» какой-либо общественной организации ювелиров типа «Гильдии ювелиров России» здесь явно недостаточно. Но работа по созданию отраслевого Общественного совета при Минфине ведется.

Другой путь борьбы за свои интересы – подача собственного голоса каждым из участников ювелирного рынка. От выступлений на WEB-сайтах и в прессе, до писем в Правительство и Президенту. Только не нужно думать, что «все бесполезно». Когда стоит тишина, работать чиновникам удобнее. «Цена вопроса» по созданию очередного административного барьера для бизнеса, в том числе и ювелирного, растет по мере «ропота» на рынке. Другое дело, возмущаться могут лишь честные его участники, не замешанные в «черно-серых схемах».

Как бы то ни было, все должны понимать: «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Иными словами, экономические и политические интересы участников ювелирного рынка никто во власти решать не будет, если сами участники рынка проявляют пассивность и безразличие. Цивилизованные законы (правила игры) – в обмен на «чистоту» рынка. А лучше наоборот: «чистота» рынка в обмен на появление цивилизованных норм. Это и есть перспективная формула диалога бизнеса и власти.

Владимир Збойков, специально для "Ювелирных Известий"

[ jewellerynews.ru ]

Для публикации этого эксклюзивного материала необходимо разрешение редакции либо размещение прямой ссылки на http://www.jewellerynews.ru как на источник.

Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.

  • 28 января 2012 г.:

    Полностью согласны, сейчас слушаем онлайн обучение по финансовому мониторингу, преподаватели путаются в конкретных вопросах. Сбор денег-главное! Мы платим налоги, чтобы государство защищало нас от террористов! Если государству необходимо, чтобы мы помогали ему-организуйте внятное, простое обучение, ведь мы не чекисты!!!

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->