В последнее время имя ювелирного холдинга «Алтын» не сходит со страниц СМИ. Поводом этому послужило отнюдь не радостное событие - следственное управление ФСБ возбудило уголовное дело в отношении нескольких сотрудников «Алтына» по признакам контрабанды. Прокомментировать эту ситуацию мы попросили координатора отраслевого направления «Ювелиры, нумизматика и предметы искусства» от Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», президента компании «Алмаз-холдинг» Ф.Ф.Гумерова.
Мне бы не хотелось комментировать действия своих коллег, тем более, что на эту тему уже много сказано. Где правда, а где ложь, наверное, определит только суд. Конечно, независимо от того, какое решение примет суд, для отрасли существует некоторое отрицательное влияние шумихи, поднятой произошедшими событиями. Представители ювелирной отрасли в очередной раз предстали в глазах обывателя как «вороватые ювелиры», как образно выразился В.В.Рудаков. В этом вопросе мне хотелось бы обратить внимание на первоисточники, откуда могло появиться такое мнение в обществе и на чем оно основывается.
Во-первых, еще совсем недавно производить ювелирные изделия в России было крайне невыгодно. Деньги крутились по кругу: государство – банки – сырьевой сектор. Мои коллеги помнят гнет непосильных налогов (абсурдный 30%-ыйакцизный налог на сверхприбыль). Огромные легальные и полулегальные возможности завозить импортную продукцию (набившую оскомину толлинг), серьезная административная нагрузка, когда осуществлялся жесточайший контроль за легальным производителем и полное отсутствие контроля за розницей, несовершенство законодательной базы - все эти факторы влияли на то, что производство ювелирных изделий в России было невыгодным предприятием. Но сейчас времена меняются. Уже нет таких непосильных налогов, отменены толлинговые схемы. Бизнес, по моему мнению, из поля жесткой критики переходит в поле конструктивного диалога с федеральными органами власти. Проводятся совещания по нашей теме в рамках парламентских слушаний и у руководителей федеральных органов власти (это совещание у В.А.Язева, круглый стол в Казани, где модератором выступил О.В.Морозов и принимал участие премьер-министр Татарстана Р.А.Минниханов, парламентские слушания, внесенные законопроекты, пока еще находящиеся в незавершенном состоянии, соглашение, подписанное ООО «Деловая Россия» и «Единой Россией»). Все это говорит о том, что отрасль пусть медленно, но верно добивается создания равных условий ведения бизнеса со своими зарубежными коллегами. Все понимают, что ювелирная отрасль имеет не только богатую историю, но и огромный потенциал. Мне кажется, что многие мои коллеги либо мало информированы о положительных тенденциях, происходящих в отрасли, либо еще не успели поменять философию ведения бизнеса. Сегодня прозрачность ведения бизнеса и диалог с властью приносят намного больше положительных моментов, чем деньги, заработанные «левым» путем.
Во-вторых, прискорбно, что ни общественные организации, работающие в нашей отрасли, ни элита отрасли не могли объяснить потребителю, что так называемые скидки, превышающие 20-30%, а подчас доходящие и до 60-70% (!) не имеют под собой никакого экономического обоснования. Любой российский производитель знает, что налоговая нагрузка сегодня не превышает 10-15% себестоимости изделий. Зарплата составляет от 3 до5%. Рентабельность отрасли не более 10%. Получается, что даже если не платить никаких налогов и работать с нулевой рентабельностью и задерживать заработную плату, максимальные скидки, которые можно предложить потребителю – 25-30%. Понятно, что это нереальные цифры. К примеру, если себестоимость изделия составляет 100 рублей и торговля накрутит к ним еще 100 рублей, 60% скидка от этого составит 120 рублей. Предприятию остается всего 80 рублей – и это при себестоимости 100! Нет никакого экономического обоснования такой скидке. У некоторых компаний, предлагающих подобные бросовые скидки, просматривается, мягко говоря, неуважительное отношение к нашему покупателю. Российский покупатель в большинстве своем понимает: изделия, себестоимость которых 80% составляет биржевой товар - золото – не могут продаваться по бросовым скидкам. Только представьте себе, что некий делец задумал продавать слитки золота с 20-30% скидкой, при этом имея рядом покупателя в лице Центрального банка, который готов купить товар по полной стоимости. Кроме как абсурдом, такую ситуацию не назовешь.Золото в течение последних 3000 лет было эквивалентом денег, и если вам предлагают купить рублевую купюру за 50 копеек, вы, конечно, понимаете, что она поддельная.
Мне приходилось слышать мнение в отношении сложившейся ситуации с «Алтыном», что, якобы, этому посодействовали конкуренты. Это абсолютно неправильное мнение. Объемы продукции ювелирного холдинга «Алтын» составляли менее 0,5% российских изделий. У ювелирной промышленности нет необходимости «толкаться локтями». У нас есть другая конкурентная среда. Ювелирная отрасль конкурирует с такими мощными отраслями экономики как парфюмерия, мобильные телефоны, подарки, меха и т.д. Конкурентная линия фронта проходит и по линии так называемых обезличенных металлических счетов (ОМС), которые при серьезном рассмотрении являются ничем иным как обычным инструментом спекуляции, не обеспеченным полностью золотым эквивалентом в физическом объеме. Все досужие домыслы, что беды «Алтына» связаны с их конкурентами, лишены основания. Нужно понимать, что на рынке медленно, но верно устанавливаются правила игры, учитывающие баланс интересов государств а, бизнеса и потребителей. И этот процесс никак не остановить.
[ jewellerynews.ru ]
Просим отнестись с пониманием и не создавать конфликтных ситуаций.
Шокирован, но прятно. За последнее время, при обсуждении подобных "проблем", впервые взвешенный и обстоятельный ответ, и главное честный. Спасибо!