Ювелирное искусство Хорезма

Раздел: Общество
08 сентября 2009 г.

Ювелирное искусство ХорезмаИз всех школ ювелирного искусства, известных в Узбекистане к началу XX в., хорезмская отличается наибольшей выразительностью и своеобразием художественных решений. Изделия хорезмских ювелиров - это необычайное богатство форм, великолепные декоративные качества, пышность и сложность композиционного решения, изящество отделки, тонко разработанные детали, обилие подвесок, представляющих собой цепочки, унизанные бусинами, подвесками в форме листиков, бутонов, почки, зерна, - наиболее выразительных символов плодородия в ювелирном искусстве, инкрустации из разноцветного стекла. Им присущи черты, отличающие рафинированное городское искусство. Как и любая другая школа, хорезмская развивалась не в изоляции, а в контакте и взаимодействии с другими центрами. Наиболее тесная связь прослеживается, как ни странно на первый взгляд, с туркменским и каракалпакским ювелирным искусством, сохранившим традиции степного стиля, для которого характерны лаконизм и монументальность формы, строгость декора и линий. Хорезмийские, туркменские и каракалпакские изделия объединяет почти полное совпадение конструктивных и семантических основ, однако общая трактовка каждого вида хорезмийского изделия значительно видоизменена под влиянием эстетики городской среды, привнесшей в ювелирное искусство дробность, изысканность формы. Но основные различия наблюдаются в технологии производства: хорезмийцы используют тонкое листовое серебро и позолоту, гравировку или филигрань, много камней - кораллов и бирюзы, сердолика, цветного стекла, в то время как изделия туркмен и каракалпаков выполнены из более массивных листов серебра и несколько тяжеловесны на вид, позолота же встречается крайне редко.

Практически каждое хорезмийское украшение имеет свой аналог в туркменском серебре. Так, хорезмийс-кая такья дузи - украшение на шапочку - аналог туркменской тахьи. Семантика этого изделия в форме круглой, четырехугольной, шестиугольной или восьмиугольной пластины или куполка, с которых ниспадают многочисленные подвески, восходит к шлемам женщин-воительниц, "амазонок". Причем если в туркменском варианте сохраняется наиболее архаичная форма, близкая шлему, то в хорезмийском она отдаляется от прототипа в результате декоративного переосмысления. В результате появляются многоугольные пластины, уже не напоминающие шлем.

Ювелирное искусство Хорезма Еще один вид украшения, связанный с легендарными амазонками ,- "ук-ей" (лук со стрелой) - затылочное украшение, крепившееся к шапочке-тахья, форма которого также характерна как для хорезмий-цев, так и для туркмен. Это - сложносоставное украшение, основу которого составляет дуга лука с натянутой тетивой и многочисленными подвесками-стрелами. Прототип формы украшения не вызывает сомнений, лук был неотъемлемой частью образа жизни женщин кочевых племен. Вряд ли следует видеть его прообраз в назатыльнике шапки и шлема, как предлагает Д.Фахретдинова (1, с. 125). Очевидно, затылочное расположение украшения в виде лука связано с тем, что лук, как правило, носился закинутым на спину, соответственно, символика украшения связывается с защитной функцией спины, тыла. Его прямой аналог - туркменское украшение "ок-яй" (лук со стрелой), которое также носилось на спине, пришивалось на одежду. Туркменский вариант украшения довольно массивен, до 15 - 17 см в длину, он отличается строгостью и лаконизмом формы, т.е. теми чертами, которые в целом характерны для изделий туркменских мастеров, украшенных лишь несколькими инкрустированными камнями. Подвески-стрелы немногочисленны и более просты по форме. В свою очередь хорезмийский ук-ей обильно украшен филигранью, образующей сложный узор, бесчисленным количеством самоцветов и цепочек со штампованными подвесками. В них также прослеживается уже отмеченная тенденция к декоративизации, когда форма украшения все более отдаленно напоминает свой прототип. Таким образом, стилистические различия украшений значительны, но структура, конструкция формы и ее генезис едины.

Височно-наушная хорезмийская подвеска "ярим-тирнок" - аналог туркменских дагданов. Д.Фахретдинова, анализируя это крупное, массивное, обильно декорированное самоцветами двухчастное ювелирное изделие с каскадом подвесок, считает, что форму верхней части образует восходящая к трезубцу тернарная композиция, в которой воплощено изображение богини-матери с предстоящими фигурами коней, а форма нижней близка украшению "бибишок", напоминающему изображение двух птиц, смотрящих в разные стороны (1, с. 117). Немецкий исследователь Й.Кальтер видит в верхней части украшения фигуру стилизованного двуглавого царского орла (2, с. 288). Однако трудно согласиться с такими истолкованиями. Прямой аналог этой формы - туркменские нагрудные украшения-дагданы в форме скарабеев и лягушки, семантика которых связана с идеей плодородия (3, с. 167). Лягушка была одним из тотемных животных кочевых племен. Верхняя часть украшения, в которой Д.Фахретдинова видит изображение богини с фигурами коней, - не что иное, как голова и передние лапки лягушки.

"Манглай-тузи", или "осма-тузи" - налобное украшение, состоящее из фигурных пластин, соединенных шарнирами и украшенных самоцветами. Каждая пластина декорирована тиснением, инкрустацией, золочением. Аналогичные украшения известны в Бухаре, Самарканде, Ташкенте под наименованием "тилла бар-гак" (золотые листья). Семантику хорезмийского варианта Д.Фахретдинова связывает с переосмыслением человеческих фигур, стоящих в ряд, и видит аналогии в буддийских росписях Фаяз-тепа, где божество предстает рядом с фигурками сидящих и стоящих святых (1, с. 105). Однако форма этого украшения может продиктовать и иное предположение: символическая передача стен крепостных укреплений. Вообще связь головных украшений с архитектурой прослеживается у многих народов (русские кокошники, короны в форме куполов). Туркменский вариант этого украшения - мангайлык.

Ювелирное искусство Хорезма Таким образом, нельзя не заметить, что большинство хорезмииских ювелирных изделий связано с традициями степной культуры и имеет единый генезис с туркменскими. Эта общность форм относит нас к тому историческому периоду, когда происходило формирование узбекских, туркменских, каракалпакских племен Хорезма, а именно ко временам огузов, сыгравших значительную роль в этногенезе этих народов (X в.). Определенная общность этногенетических и исторических корней стала основанием для появления аналогичных мотивов и форм в искусстве.

Однако развитие форм украшений, как и историческое развитие народов, шло разными путями. Если Хорезм дает нам образцы высокоразвитой городской цивилизации, где рафинированные традиции культуры привели к значительной декорировке степных ювелирных форм, то каракалпакские и туркменские мастера, за исключением тех, которые жили в городах, были верны древним степным традициям, в их среде сохраняются наиболее архаичные формы. Интересно, что и у туркменских племен прослеживается эта своеобразная дифференциация. Так, у эрсари и йомудов, племен, которым не был чужд оседлый образ жизни, ювелирные украшения также приближаются к стилю "серебряного кружева", в то время как текинские отличаются массивностью, лаконичностью формы.

Рафинированная городская эстетика повлияла и на изделия хорезмских городских каракалпаков и туркмен, которые демонстрируют значительную трансформацию стиля традиционных украшений, его декоративизацию. Формы, восходящие к искусству кочевой степи (амулеты-дагданы в виде лягушки, нашиваемые на шапочку, сердцевидные амулеты-асыки) богато инкрустируются цветным стеклом, многочисленными подвесками, украшенными кораллами.

Так, при сравнении асыков, произведенных в среде кочевых и оседлых хивинских туркмен, нельзя не отметить различий. Хорезмийский вариант украшается нетрадиционной для туркмен чернью, декор в стиле ислими становится более дробным, измельченным. В целом асык больше напоминает сердцевидный кулон, где вместо инкрустации сердоликом (символ семени, зарождающейся новой жизни) - крестообразный мотив (чахар-чираг), знакомый по коврам, вышивке и керамике.

Следует остановиться и на трансформации амулет -ниц-тумаров. Тумары (преимущественно нагрудные украшения) были популярны у узбеков, таджиков, уйгур, каракалпаков и других народов. Они представляли собой специальные футляры различной формы (треугольные, круглые, прямоугольные, цилиндрические), служившие для хранения амулетов. Классическая форма - полый горизонтально расположенный цилиндр с напаянной треугольной пластиной (треугольник - классический символ, связанный с магией оберегания от сглаза) и декоративными подвесками в нижней части. В роли амулета выступал обычно лист бумаги с начертанной на нем молитвой. Ношение тумара с вложенным в него амулетом обеспечивало благополучие его владельцу. Очевидно, в кочевой среде тумары появляются с принятием ислама. Хорезмийские ювелиры используют форму тумаров, однако обилие филиграни и подвесок, кораллов и бирюзы в значительной степени декоративизирует ее. В некоторых случаях сам футляр исчезает, и тумар превращается в плоское украшение, а его ритуально-магическое, функциональное назначение постепенно теряет смысл.

Й.Кальтер считает, что есть основания "говорить о влиянии северной Индии или Непала на украшения рассматриваемого региона: "Засвидетельствовано, что между Хивой, древней столицей Хорезма, и Индией еще в XIX в. существовали торговые связи", хотя, добавляет он, "в литературе отсутствуют указания на действительно существовавшую связь стиля хорезмских украшений с северо-индийскими или непальскими центрами" (2, с. 289). Данные выводы более чем необоснованны: большинство форм ювелирных изделий Хорезма находит свои параллели в пределах региона, и их "степной" генезис не вызывает сомнений. Даже активная торговля городов Хивинского ханства с Ираном (ввоз ковров, ювелирных изделий) практически не оставила следов в хорезмийском ювелирном искусстве, не привела к появлению синкретичных форм. Тем не менее иноземные влияния, безусловно, отразились на развитии хорезмийского ювелирного искусства, и связаны они прежде всего с появлением эмалей. Как отмечала Д.Фахредцинова, в XIX в. эмальерное дело получило особенно широкое развитие в искусстве азербайджанских ювелиров, которые "временами наезжали для работы в Хорезм" (1, с. 108). Великолепные ювелирные украшения, покрытые эмалью, были особенно хороши в исполнении бакинских ювелиров. При их изготовлении использовались различные технические приемы - штамп, филигрань, резьба и проч., вследствие чего получили распространение и различные виды эмальерной работы: перегородчатая, выемчатая, расписная (4, с. 38). Среднеазиатские мастера, особенно бухарские, хотя и владели этой техникой, тем не менее, не достигли высокого уровня совершенства. Нередко встречаются налобные части традиционного хорезмийского комплекта "шокила", которые декорировались расписной эмалью, форма основного элемента украшения - бодом (бута) также отсылает нас к традициям азербайджанского искусства, где данный мотив был чрезвычайно популярен.

Безусловно, анализ генезиса форм хорезмийских украшений не ограничивается вышеприведенными примерами и может быть продолжен. В любом случае несомненно, что поиск аналогий дает возможность не только выявить происхождение той или иной формы, но и пролить свет на этно-генетические связи народов.

[ sanat.orexca.com ]

  • 29 марта 2013 г.:

    если данные о ханских ювелирар из азербаджана или дагистана по фамилий заргаров в хиве

  • Полезное

    Полезное

     

    Архив новостей

    2025 год

    январь февраль март апрель
    май июнь июль август
    сентябрь октябрь ноябрь декабрь

    Нас читают

    Администрация Президента РФ, Совет федерации РФ, Государственная Дума РФ, Гильдия Ювелиров, директора и менеджеры ювелирных компаний.

    -->