3 сентября состоялось открытие ежегодной Московской международной ювелирной и часовой выставки "ЮВЕЛИР-2009". В рамках деловой программы выставки были проведены экспресс-выступления руководителей важных для ювелирной отрасли организаций – Пробирной палаты России и Специального таможенного поста ООО «ТБСС».
Глава Пробирной палаты Владимир Ильич Моспан сделал доклад на тему «Пробирный надзор в новой экономической ситуации». В настоящее время работают 18 инспекций пробирного надзора – от Калининграда до Хабаровска и Владивостока, осуществляют работу 12 обособленных участков пробирного надзора. Одним из направлений работы является расширение сети пробирного надзора в России. Каждый год открываются новые участки. Так, в июле был открыт участок Пробирной инспекции в Казани. Эта мера позволяет ювелирным компаниям не тратить время и деньги на перевозку своих изделий на большие расстояния и ожидание в очереди.
По данным Пробирной палаты, с 1999 наблюдалась устойчивая тенденция роста поступления изделий на опробование и клеймение. В 2007 году эти показатели превышали результаты 1999 года в 6 раз. В первой половине 2008 года количество золотых изделий, направленных на опробование, выросло, однако уже во втором полугодии отмечен 4,4%-ный спад по золоту, рост по серебру составил 33%.
По итогам прошедших 8 месяцев текущего года количество поступивших на опробование и клеймение золотых изделий сократилось на 43,21%, по серебряным изделиям отмечен рост на 20%. «Ювелирная промышленность вошла в кризис, и довольно глубоко», - заметил Владимир Моспан.
Сегодня в отрасли наблюдается некоторое оживление, связанное с текущими и грядущими выставками и выразившееся в увеличении заявок на клеймение. «Это такая небольшая сезонность. Надеемся, что в 4-м квартале ситуация будет лучше», - говорит глава Пробирной палаты.
В следующем году Пробирному надзору в России исполняется 310 лет. Основная его функция – защита прав потребителя и интересов государства, подчеркнул глава Пробирной палаты. Пробирный надзор возник еще до нашей эры из насущных нужд трудящихся и государства, когда началась чеканка золотых и серебряных монет.
Пробирная палата не проводит проверок ювелирной торговли. Контроль и надзор могут осуществлять только органы государственной власти, а Пробирная палата такими полномочиями не обладает. Однако не так давно в Пробирную палату обратились Генпрокуратура, Военная прокуратура, МВД, Таможня, ФСБ с просьбой выделить для их проверок специалистов Пробирной палаты. Таким образом, уже около месяца сама Палата проверки не производит, но ее контролеры участвуют в подобной работе других служб.
Об инициативе по признанию клейм других стран, у г-на Моспана однозначного мнения нет. «Я ведь много лет отработал за рубежом. Почти 35 лет в ювелирном бизнесе. В мире нет единой системы по пробирной инспекции. В Германии, где я проработал 8 лет, нет пробирного надзора. Клейма ставят сами ювелиры. Но там зверское законодательство по качеству». Для примера он рассказал, что при существовании в Германии 8 тыс. сортов пива, после проверки лишь в двух-трех из них были зафиксированы нарушения. «Этот пример говорит, что контроль есть, и жесткий. Но построен он по-другому».
В розничной торговле США все изделия проходят клеймение, однако, контроль там корпоративный. «В США, если покупатель обижен, то в 3 дня суд накажет бракодела», - делится опытом Владимир Моспан.
К настоящему моменту уже около года ведутся переговоры между Россией и Швейцарией о взаимном признании клейм на корпусах золотых часов. Других подвижек в этом направлении пока нет. «Но нужно быть внимательными», отметил он, «т.к. даже швейцарские часы делают в Китае».
По мнению В.И. Моспана, «клеймо украшает изделие». Он полагает, что без государственного клейма мало кто готов купить изделие.
Заведующий отделом экспертизы Геммологического Центра МГУ Юрий Шелементьев задал вопрос: «С момента, когда закончился социалистический период, упал процент бескаменки [ювелирных изделий без ювелирных вставок] и синтетических вставок на рынке. Стоимость изделий выросла. Кто и как защищает права потребителя в отношении ювелирных вставок?».
Владимир Моспан заметил, что на каждом ювелирном изделии с ювелирной вставкой должна быть бирка с указанием веса и характеристик камней. Пробирный надзор проверяет соответствие пробы. А для проверки данных по камням существуют геммологические лаборатории.
К сожалению, невозможно сделать экспертизу всех изделий с бриллиантами, и 95% изделий остаются непроверенными. Поэтому фактически проверка осуществляется только по запросу. «Покупателю всегда есть, куда обратиться. В других странах контроль ниже, но и правовое сознание выше», отмечает г-н Моспан.
Отвечая на вопрос корреспондента портала «Мир Бриллиантов» о том, кто осуществляет контроль за отсутствием вредных примесей в составе металла, из которого изготовлено изделие, Владимир Моспан рассказал, что на химический состав проверяются все импортные изделия. Российский товар проверяется выборочно, поскольку компании, сотрудничающие с Пробирной палатой длительное время, знакомы «вдоль и поперек».
Глава ООО «ТБСС» Раскин Алексей Александрович рассказал о практических вопросах ввоза и вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них.
По его словам, таможенное оформление экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них осуществляется в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а импорта - только в Москве, на территории ООО «ТБСС».
По данным «ТБСС», с января по август текущего года объем импорта золотых и серебряных изделий значительно упал: на 65% и на 34%, соответственно, относительно результатов 2008 г.
Не так давно была закрыта система толлинга для производства ювелирных изделий. На вопрос, остается ли такой режим для ввоза каменного сырья, он ответил, что официального запрета нет, но разрешение получить очень сложно.
На сегодняшний день импорт изделий в России осуществляют 720 компаний, а экспорт – единицы. На это существуют объективные причины: например, длительный возврат НДС при экспорте. Однако большинство экспертов сходятся во мнении, что главная причина в другом: российские изделия проигрывают в соотношении цена-качество. Юрий Шелементьев высказал мнение, что «изделия из Индии стоят дешевле, чем выглядят, а из России – выглядят дешевле, чем стоят».
Кроме того, на встрече обсуждались вопросы проведения тренингов для продавцов ювелирных изделий. В настоящее время этот проект находится в стадии разрабоки.