Бриллианты редких расцветок — визитная карточка компании «Новые бриллианты Сибири» на мировом рынке. В 2004 году ее специалисты впервые в мире из природных алмазов коричневого цвета получили бриллианты уникальных розово-красных цветов. Это значительное для геммологической общественности событие было отмечено публикациями практически во всех серьезных международных научных изданиях.
«Наукоемкий», — неустанно поправляет меня вице-президент ООО «Новые бриллианты Сибири», кандидат физико-математических наук Виктор Винс каждый раз, когда произношу словосочетание «инновационный бизнес».
–– Инновационность — это наукоемкость, попросту говоря. Инновация — что-то, основанное на наукоемком продукте, — вносит ясность в терминологию Виктор Генрихович, доставая из сейфа образцы облагороженных алмазов. Светло-розовые, изумрудные, пурпурные…
Драгоценные дефекты
Высокое давление, высокая температура — такова формула уникальной технологии облагораживания природных алмазов. Сначала камень обрабатывают при температуре в 2 тыс. градусов и давлении 70 тыс. атмосфер, затем ставший желто-зеленым алмаз облучают, или «отжигают», электронами. Ускоритель элементарных частиц с энергией электронов в 3 млн электрон-вольт и алмаз, способный выдержать такой натиск, — все, что нужно. Когда в кристалле появляется дефект, воспринимаемый человеком как розово-красная окраска, цель «покрасить» камень на атомном уровне достигнута.
«Это наша технология», — произнести такую фразу хотели бы в любой компании, работающей на алмазном рынке. Полученные таким путем алмазы можно использовать не только в ювелирных целях. В «Новых бриллиантах Сибири» думают о том, как на их основе генерировать лазерное излучение — применять драгоценные камни в лазерных установках. Такие линзы, по мнению специалистов, смогут своим энергетическим лучом разрезать все что угодно.
Изобретательские задачи в компании «Новые бриллианты Сибири» на этом не заканчиваются. Вот уже целый год здесь работают, как в шутку говорит Виктор Винс, «над голубой мечтой человечества» — ищут самый легкий и быстрый способ превратить некоторые из природных алмазов, имеющих непривлекательную коричневую окраску, в чистейшие алмазы цвета слезы. Новую технологию назвали «низкие давления, высокие температуры».
–– Цель в том, чтобы взять сотню каратов коричневых алмазов и, не прибегая к дорогой аппаратуре, без особых затрат энергии и больших установок, сделать их прозрачными. Поскольку российский потребитель знает, что бриллиант бесцветный, надо просто все коричневые перевести в бесцветные, — объясняет Виктор Винс, затрагивая важную тему — специфику алмазного рынка России. — Сложности в том, что у нас каждая женщина лучше всех в мире разбирается в бриллиантах. Но в действительности она не знает, чем бриллиант отличается от алмаза, она никогда не слышала, что алмазы бывают цветными, она не знает, что такое имитация бриллиантов. Она ничего не знает, но уверена, что осведомлена лучше всех. С одной стороны, полная забетонированность и неподготовленность публики, с другой стороны, если русскому человеку загорелось что-то купить, он купит, не торгуясь.
Другое дело — Запад. Если потребителю неизвестна вся подноготная камня: где он добыт, какими методами изменен его цвет — бесполезно что бы то ни было продавать. Выйти на консервативный рынок США без подготовки и продуманной маркетинговой стратегии практически невозможно. Правила игры здесь давно задают гиганты мирового алмазного бизнеса, в первую очередь De Beers. Единственный путь раскрутить этот рынок — сотрудничество с дизайнерскими компаниями. Потому что американский потребитель ювелирных украшений доверяет только мнению дизайнера. Оно одно стоит больше тысяч публикаций в прессе. Если дизайнер порекомендовал, значит, стоит покупать.
С 2004 года «Новые бриллианты Сибири» идут по этому пути: продажей красных бриллиантов в США занимается дизайнерская компания Lucent Diamonds, Inc. Поначалу продвижению сибиряков на американском рынке способствовали и презентации. Первыми стали ювелирные выставки в Туссоне и Лас-Вегасе в 2005-м. Вскоре формат зарубежных презентаций был скопирован предприимчивыми производителями уникальных бриллиантов на российскую почву. Ездили по ведущим ювелирным компаниям, рассказывали о новой технологии, показывали кристаллы в виде готовых изделий. В конце концов, Imperial Red Diamonds — под такой торговой маркой продаются сибирские бриллианты в США — заинтересовали и отечественных ювелиров.
Что такое инновационный менеджмент, в компании «Новые бриллианты Сибири» не понимают.
–– Как инновационному менеджеру я объясню, что происходит с материалом? Он знает физику твердого тела? — озадачивает своими вопросами Виктор Генрихович.
Поэтому в компании работают просто «хорошие технологи и менеджеры». Выпускники Новосибирского госуниверситета с широкой общенаучной картиной мира, досконально знающие специфику производимой продукции.
В основе нового продукта лежит только знание, уверен Виктор Винс, автор уникальной технологии облагораживания природных алмазов, создание которой было бы невозможно без детальнейшего знания кристаллической структуры алмаза:
–– Если ты специалист в своей области, ты знаешь, что можно сделать, куда пойти, за сколько продать. Если этих знаний нет, то все бесполезно. Есть ларьки на улице — вот это туда. На одном углу ящик водки купить, на другом перепродать