Что важнее для нас: КТО говорит, или ЧТО он говорит? Увы, обычно важнее – КТО. Когда на одну и ту же тему рассуждают «самый важный начальник» и некий его оппонент, то «начальник», что бы он ни говорил, всегда прав для слушателей этого диалога. Ему не надо напрягаться в поиске аргументов (их может и вовсе не быть), не требуется даже просто быть убедительным. Важно лишь продемонстрировать агрессивно-наступательную линию – и народ начальника на открытом голосовании поддержит.
Во-первых, потому, что бытует убеждение: «жираф большой – ему видней», или «начальник всегда прав». А во-вторых потому, что с «начальником» лучше соглашаться, а то еще мало ли что…
Так и получилось на собрании «Гильдии ювелиров России» с обсуждением проекта «Стратегии развития ювелирной промышленности России в кризисный и посткризисный периоды», когда единственным высказанным о ней мнении было мнение руководителя Пробирной палаты В.И. Моспана. Собрание тогда проголосовало – проект «Стратегии» признать неудовлетворительным. Голосовали все, но документ при этом, как выяснил по ходу сам Владимир Ильич, смотрели (не факт, что читали) всего-то три-пять человек из присутствующих. Но, как и положено, с начальством согласились, и послушно проголосовали. «Читать не читал, но не согласен»… Знакомо по советским годам, не правда ли?
Впрочем, отсутствие массового увлечения чтением проекта этого документа вполне понятно: с одной стороны, далеко не все ювелиры привыкли работать с Интернет (а проект «Стратегии» размещен только на отраслевых сайтах в сети), да и есть ли смысл тратить время на прочтение 150 страниц «Стратегии», если это даже не утвержденный кем-то документ, а всего лишь его проект? И что на практике даст ювелирам даже утвержденная «Стратегия»? Вот и голосовали «против»…
Однако после поругания на собрании «Гильдии ювелиров России», «Стратегия» вовсе не умерла, как того возжелали в Пробирной палате. 25 июня с.г. на «круглом столе» в Костроме был поднят вопрос о ее доработке и последующем предъявлении на утверждение. Резолюция «круглого стола» содержит решение принять за основу разработанный проект «Стратегии» как инструмент подъема конкурентоспособности отечественной ювелирной промышленности, доработать его и ходатайствовать об утверждении обновленной редакции «Стратегии» на первом заседании Межведомственной Рабочей группы при Минфине РФ.
Затем вопрос «Стратегии» обсуждался уже в Москве, на отраслевом совещании, организованном «Деловой Россией» 30 июня 2009 года в рамках проходящего бизнес-форума. По «Стратегии» было принято решение, вошедшее в резолюцию совещания со следующей формулировкой: «Создать Рабочую группу для доработки проекта «Стратегии развития ювелирной промышленности России в кризисный и посткризисный периоды» (пункт 1.2. Соглашения), доработать ее и ходатайствовать об утверждении ее обновленной редакции на уровне Правительства Российской Федерации».
Казалось бы, все ясно: и на «круглом столе» в Костроме, и на отраслевом совещании в Москве, существование проекта «Стратегии» не только не было проигнорировано, но более того – к вопросу «Стратегии» было проявлено самое пристальное внимание и заинтересованность в продолжении работы над ее проектом. Более того: дальнейшую работу над проектом «Стратегии» и создание Рабочей группы для ее доработки взял на себя непосредственно Председатель подкомитета по рудному и нерудному минеральному сырью, в т.ч. по драгоценным металлам и драгоценным камням Комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Государственной Думы РФ депутат А.А.Шиманов.
И вдруг уже после этих мероприятий, ясно высказавших свое мнение по вопросу проекта «Стратегии», на ювелирных сайтах в Интернет появилось интервью первого заместителя руководителя Пробирной палаты России Б.П.Борисова, в котором на вопрос о «Стратегии» он заявил: «Никакой стратегии нет. Есть текст, якобы принятый Союзом ювелиров России. Но такого союза де-юре тоже нет». И далее: «Важно, что внеочередное собрание Гильдии ювелиров России 20 мая 2009 года приняло, в частности, решение воздержаться от вступления в указанный союз, а проект упомянутой «Стратегии» признать в целом неудовлетворительным. … Я тоже считаю этот проект неудовлетворительным, а материалы, относящиеся к пробирному надзору, во многом ложными и провокационными. Есть основания полагать, что этот текст исходил не из ювелирного сообщества».
Вот так. Ни много, ни мало: никакой «Стратегии» нет. То, что депутат, курирующий ювелирную отрасль в Госдуме, считает, что «Стратегия» есть, и ее необходимо дорабатывать и утверждать, Б.П.Борисова нисколько не смущает. Кстати, «круглый стол» в Костроме, утвердивший ранее упомянутую резолюцию, проходил с участием и губернатора Костромской области И.Н.Слюняева, чья активная позиция в деле формирования для ювелирной отрасли самых благоприятных условий общеизвестна в кругах ювелиров, и с участием двух Членов Совета Федерации. И их мнение о существовании проекта «Стратегии» Бориса Павловича также никак не смущает. А вот якобы «мнение» собрания «Гильдии ювелиров России», на котором проект «Стратегии» подвергся нападкам все той же Пробирной палаты, и на котором вообще не присутствовали представители государственной власти, заинтересованные в развитии ювелирной отрасли (Пробирная палата – это не орган государственной власти, а госучреждение) – оказывается куда важнее.
Любопытна формулировка мысли «Есть основания полагать, что этот текст исходил не из ювелирного сообщества». Как по Фрейду: подсознательное всегда выходит наружу и всем движет. И то правда: разве осмелится кто-то подконтрольный Пробирной палате усомниться в полезности и эффективности обязательного режима государственного клеймения???
Это верно, не осмелится. Но ни одно ведомство, ни одно учреждение, сколь бы важным и влиятельным оно не было, не может существовать и работать вне тенденций, затрагивающих государство в целом. Вот и Пробирная палата России попала в переплет: сегодня де юре пробирный надзор в России оказался вне закона. Не по плану и не по воле кого-то из «ювелирного сообщества». А по воле руководства страны в целом и воле законодателей. Речь идет о вступлении в силу уже нашумевшего закона №294-ФЗ, фактически напрочь лишившего пробирный надзор какой бы то ни было легитимности. Можно, конечно, говорить о том, что разработчики этого закона из Минэкономразвития просто забыли и не учли в своем законопроекте существование в стране пробирного надзора. Но ведь можно судить и иначе: наступают новые времена, когда ради диверсификации экономики, перехода ее от сырьевой ориентации к перерабатывающей, государство решило снять все необязательные административные барьеры на пути предпринимательства. И сознательно «забить» на пробирный надзор – в том числе. И то правда: аж с 2003 года драгоценные металлы и драгоценные камни выведены у нас из перечня валютных ценностей, а контроль государства за их оборотом ничуть не ослаб. Так что все, как кажется, идет вполне в русле тенденций, сложившихся в большой политике. Что интересно: идеи о либерализации пробирного надзора, изложенные в проекте «Стратегии», суть которых сводится к переходу от обязательного на добровольный режим государственного клеймения, оказались по жизни «цветочками» по сравнению с «ягодками» закона №294-ФЗ…
И все же следует заметить, что проект «Стратегии» в его нынешней редакции отнюдь не призывает полностью отказаться от контроля государства за рынком ювелирной продукции и от пробирного надзора как такового. Как раз наоборот: «Стратегия» призывает усилить контроль за ювелирным товаром в торговле (дабы не допускать на прилавки контрабандный импорт), но ослабить контроль за внутренним, российским ювелирным производством (дабы снизить издержки производителя). Но вот производственные функции Пробирной палаты, выраженные в монопольном осуществлении у себя (в палате) обязательного клеймения, проект «Стратегии» и в самом деле не поддерживает, полагая, что обязательный режим клеймения у государственного монополиста – это не правильно. Пробирный надзор должен контролировать, но не производить оттиски, тем более – в монопольном порядке.
Так есть ли смысл Пробирной палате так активно бороться со «Стратегией»? Не лучше ли наоборот, принять Пробирной палате активное участие в ее доработке, предложив своего представителя в состав создаваемой ныне Рабочей группы? Остается надеяться на здравый смысл и добрую волю…
Владимир Збойков
ну, стратегия действительно длинновата
тут на "Известиях" она есть в коротком виде, за что "Известиям" спасибо, конечно
господа из пробирной палаты умело сыграли на том, что стратегию практически никто не читал целиком
Длинновата, зато охватывает множество аспектов. Если ее реализуют, честь и хвала! Другое дело, что у нас часто разговорами и заканчивается, когда люди достигают своих целей и сразу успокаиваются.
Г.Збойков я стратегию прочитала. Мне непонятно только, что измениться если стратегию утвердит МинФин.
На письмо отправленное в правительство, с просьбой об изменении в законодательстве, уже ответили. И к сожалению отрицательно.А это, как я понимаю, и есть основная цель стратегии.Или цель в другом?Если Вы всех призываете к обсуждению стратегии, куда направлять пожелания?
Ирина Владимировна.
В самом деле! Как можно принять участие в обсуждении?
Так, чтобы деятельно, чтобы видно было, кто что предлагает и какие ответы вы даете на предложения. Можно ли организовать такое взаимодействие с общественностью?
А из какого сообщества может выходить этот текст??????????
.....в смысле, если "не из ювелирного", то из какого? непонятно!
Всем огромное спасибо за внимание к "Стратегии"! Адрес, для пересылки всех пожеланий по проекту "Стратегии" - elgem@mail.ru. Если возникают какие-либо вопросы, то можно звонить по тел. (495) 507-25-08. Обещаю, что ни одно Ваше пожелание не останется без внимания - обзоры предложений в "Стратегию" и их дальнейшее движение будут регулярно освещаться на страницах сайта.
Рабочая группа по доработки "Стратегии" будет сформирована на следующей неделе, и сразу начнет свою работу. Очень радует, что в отрасли есть люди, кому все происходящее не безразличною
Теперь о смысле этого документа и смысле утверждения его окончательной редакции в Правительстве РФ. Все это нужно для того, чтобы как раз избежать ситуаций, что сложилась с антикризисной программой. Просто для всех государственных чиновников есть большая разница между утвержденными пллановыми документами (министерства или, тем более, правительства), и отдельными письмами с обращениями. Если документы первого типа игнорировать сложно, то дать отказ по документам второго типа - проще простого.
Став официальной программой развития отрасли, "Стратегия" получила бы статус документа, который чиновникам будет проще выполнять, чем "забывать".
Очень важно, чтобы в подготовке документа приняло участие как можно больше игроков рынка. Во-первых, это свежие идеи. Во-ворых, это легитимность документа.
Еще раз всем спасибо, жду Ваших предложений.
Есть хорошая поговорка, очень старая - "Когда я приезжаю в чужую страну, я не спрашиваю хорошие там законы или плохие, я лишь спрашиваю - насколько хорошо они исполняются". Для начала надо научиться исполнять те законы, что написаны а потом уже их отменять, а у бравых ювелиров телега вперед лошадей едет. Единственная здравая мысль - ограничить влияние пробирной палаты, но гос. контроль у нас в стране отменять - гибель, и так практически вся отрасль теневая и экспортная.
Уважаемый "олег", позвольте уточнить - что Вы подразумеваете под "влиянием пробирной палаты".
Заранее благодарен за ответ.
Господа, давайте разберемся. В "Стратегии" НЕТ предложений и планов отмены госконтроля за рынком. Есть предложения по переходу от ОБЯЗАТЕЛЬНОГО госклеймения к ДОБРОВОЛЬНОМУ. При этом предлагается ввести фирменное пробирное клеймо потребителя. А вот проверка ювелирной продукции должна быть сохранена. НО! Должна быть повышена ответственность за:
- продажу юв. изделий со вставками, характеристики или название которых указано неверно (соответствие заявленных характеристик камней фактическим, наличие их облагораживания и т.д., не говоря уж о реальном названии камней);
- факт импортного происхождения изделия.
Как это лучше сделать - нужно обсуждать, и для этого все приглашаются к обсуждению. Но ясно, что это необходимо делать для достижения полного ДОВЕРИЯ покупателя к юв. продукции. Задумайтесь: СЕГОДНЯ ПРОБИРНЫЙ НАДЗОР ЗАЩИЩАЕТ ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ ТОЛЬКО САМЫХ БЕДНЫХ ПОКУПАТЕЛЕЙ!
Т.е. гарантирует, что в сплаве украшения 58,5% золота, а не 53%. Это - гарантии от КОПЕЕЧНЫХ убытков. А как быть с тем, что крупный бриллиант, с декларированными характеристиками 3/3, на деле - 6/7? Каковы убыттки покупателя, а? Пробирка здесь в стороне!
Зато боимся чего-то при добровольном клеймении, что копейки покупатель потеряет. И еще - желающие купить "русское золото" должны его и получать, а не "турецкое"!!!
Что же касается исполнения законов... А вам не кажется, что закон, который все исполняют - хороший закон, и его отменять не нужно? В Москве скоростной режим 60 км/ч, все ездят 100 и больше. Не потому, что все хотят быть нарушителями. Просто ограничение нереально в исполнении, не жизненно. Зато кому-то оно выгодно (вы не гаишник?)...
-
Еще хочу добавить про "учебу исполнения закона". Прочитайте статьи 20 и 22 ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях". И угадайте, какой из этих статей (а они противоречат друг другу) нужно обучать начинающих ювелиров и всех тех, кто входит на этот рынок. За якобы "незаконный" аффинаж люди уже страдают, и мало проблем здесь не кажется. Таких примеров можно множество в отраслевом законодательстве привести. Так какую часть законов нужно учиться исполнять - ту, что удобнее для бизнеса, или ту, что удобнее для контролеров?
Господа-сторонники фирменного клейма, такое ощущение, ну Вы натурально не понимаете менталитета дорогих россиян. Или покупать не будут или купят, а как узнают, что затейлевый рисуночек и пробу неизвестный дядя на старом бабушкином сундуке бил на изделии - тут же в инспекцию проверять понесут и попорсят государево клеймо положить. А скорее всего - сразу понесут голову в кокошнике ставить. Ежели пятнышко какое появится или потемнение неизвестного происхождения - конец "фирменному пробирному клейму потребителя" (так в тексте). А появление всяких пятнышек и т.д. очень даже запросто имеет место быть так как наши замечательные предприниматели изделия производят не из государева металла, а из скупленного вторичного. Что там за лигатуры и что там за сплавы были в этих изделиях - знает только вечность. В ломбардах - думаю с сомнением к таким разнообразным "дядиным" клеймам будут относится довольно долго, а "беднейшие" жители России покупают металл зачастую и как средство для заклада на черный день. Ой, думаю Петр не самый дурной самодержец был. "Золото - дело воровское, а посему установить им платы самые низкие и вешать по одному в год". Вроде так он указывал по поводу купцов, нанимаемых для пополнение казны металлом. Всем всяческих благ.
По повду бриллиантов - Пробирная палата в стороне когда они покупаются на рынке Большие Исады, в Астрахани и в аналогичных ювелирных сарайчиках.
Уважаемый Lans! Если у Вас, как горе-бизнесмена, клеймящего изделия собственным фирменным клеймом, перестанут их покупать, то то Вы тут же перестроитесь, и будете добросовестно носить свои изделия в государственную Пробирную палату, чтобы на них ставили государственное пробирное клеймо. Ведь в "Стратегии" предусматривается ДОБРОВОЛЬНОЕ государственное клеймение. Но при этом у Вас будет выбор: если Вам рынок, т.е. покупатели доверяют (Вы не из помойки свое "золото" вынимаете), Вы имеете свой достойный бренд, то Вам не нужно будет государево клеймо. Но если Вы на вторичке прочно подсели, так прикройте свое заднее место клеймом государственным, спрячьтесь за спину Пробирной палаты. Пусть уж государство отвечает за пятнышки на Вашем творении!!!
Кстати, вряд ли бы кто хотел из ювелиров, чтобы методика управления рынком золота вошла бы в нашу сегодняшнюю практику... Не так ли? Так за что боритесь-то?
По поводу бриллиантов. Про сарайчики и речь не идет. В конечном итоге, какой бы там не был мусор, он имеет право на жизнь, если на него есть спрос. Другое дело - не надо на него ярлык с надписью Бр. 1/1 вешать... Это о другом - о прилавках наших, российских ювелирных магазинов.
Уважаемый г-н Збойков, Вы в российских магазинах вареную колбасу покупали когда-нибудь?
На ней масса всяческих красивых картинок, медалей и делают ее разные господа "Колбаскины", "Сосискины", "Бужениновы". Как по-вашему, от этих медалей и надписей количество китайской сои в колбасе постоянно уменьшается? Я по собственному опыту знаю, что - нет. Мало того - нормальной вареной колбасы в России не продают ни ПО КАКОЙ ЦЕНЕ. По любой цене - всё дрянь. Вот Вам "дядины" клейма, медали и надписи. Всех благ.
о каком "позитивном" влиянии фирменного клейма может идти речь, если "оригинальное" клеймо и именник ставятся уже на китайском заводе? Они ничего не гарантируют и так... а платить за них честным производителям все равно приходится.
Получается, против контрафакта клеймо не борется, а честным производителям жить мешает.
Господа, об этом же и речь! "против контрафакта клеймо не борется, а честным производителям жить мешает" - вот именно! ЛЮБОЕ клеймо можно подделать. Государственное клеймо подделывают в тех количествах, в каких это требуется, и все это прекрасно знают. Так что госклеймо - это вовсе НЕ ГАРАНТИЯ качества золота. Тогда зачем оно? Для самообмана покупателей. Хорошо, это тоже аргумент. Так пусть те, кто уповают на силу самообмана, клеймят свои изделия в Пробирной палате госклеймом. В рамках добровольного ркжима клеймения. Зато те, кто захочет двигать свой личный бренд (т.к. действительно качественные изделия), будут иметь возможность клеймить свои изделия собственным, фирменным клеймом. Разумеется, это фирменное клеймо тоже можно будет подделать, но скорее всего массово подделывать будут по прежнему клеймо государственное, а не чье-то фирменное. Что касается колбасы, то здесь проблема не в этикетках. Кстати, госконтроль там тоже есть и тоже совершенно не эффективен. Мошенничество - это очень высокорентабельный вид бизнеса, и он всегда и везде будет процветать.
Вывод: если госклеймо не защищает покупателя от мошенничества, то зачем ВСЕХ и В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ нужно заставлять его ставить?
более того, если у серьезной компании начнут подделывать ее изделия и клейма, она очень быстро найдет источник этих подделок и решит вопрос. Если повезет, получится саморегуляция отрасли. А на государственное клеймо и так никто не смотрит. Много вы видели покупателей, разглядывающих изделия в лупу? Хорошо, если дома посмотрят, но ведь обратно в магазин изделие никто уже не примет...
Всем спасибо за коменты. Могу сказать следующее:
- то, что кругом подделывают госклейма - это миф, подавляющая масса изделий в магазинах пробу держат и имеют государево клеймо. НЕ НАДО СТРАЩАТЬ ЛЮДЕЙ МИФАМИ, ИМ УЖЕ 2012 ГОДА ХВАТИТ ПО САМОЕ НЕКУДА;
- как бы не было плохо наше государство, для большинства населения оно ментально остается гарантом и заслуживающим доверия, массовому покупателю нужны именно такие гарантии, а эксклюзив, заказываемый за сумашедшие деньги вообще никакого клейма не требует, там (в случае кидалова) все на уровне физических замечаний в ходе творческих межличностных отношений решится;
- беда всягого регионального контроля ( в частности пробирного надзора) - невозможность охватить контролем большую часть объектов, но само существование такого контроля дисциплинирует (щука в озере), хотя штрафы там мизерные, но факт остается фактом - люди стараются придерживаться правил;
- самое плохое - утрата контроля за вторичной техничкой, вот где поле деятельности для "российского предпринимателя-афинажника". Как вам понравятся сережки из серебра, полученного из кабеля РКС, собранного на свалке какой-нибудь АЭС (сам видел серебреный кабель в мусорных контейнерах).
Всем всяческих благ.
Уважаемый Lans, спасибо и Вам за содержательные ответы!
1. Думаете, миф? Но ведь много везут контрабандой, очень много!
2. Так пусть государство остается гарантом. Разве этому помешает добровольность? В этом я согласен с В. Збойковым, зачем обязывать ставить клеймо всех? Добровольное клеймение будет только плюсом!
Вы знаете, просто я не вижу ну никаких преимуществ _обязательного_ клеймения по сравнению с добровольным. А сейчас честный производитель не может даже как свое преимущество представить госклеймо! Потому что оно вроде у всех есть. На словах. А на деле - не совсем у всех.
3. А сейчас вторичка контролируется на деле? (Это не иронический вопрос, а правда хочется интересно, как с этим обстоят дела)
Уважаемая Ирина, ныне появился типа спорт - покупатель покупает золото, носит 2 недели, а потом требует забрать обратно - мол вот тут потемнело, вот тут потускнело, а вот там порвалось. И торговцы возвращают деньги - это чистая правда, а кто начинает бодаться с покупателем - зачастую очень быстро становится этому не рад. Хотя закон на стороне продавца - ювелирка возврату не подлежит. Для интересу поговорите с мелкими торговцами ювелиркой.
Всех благ.
Честный производитель должен делать изделия из государева металла, купленного в банке. Наш честный производитель делает изделия из лома, купленого оптом в скупке, хотя по закону 41фз весь лом ювелирки должен передаваться на предприятия переработчики такого лома. Государство закрывает на это глаза - в первом случае изделия не укупишь, жаба задушит. Кроме того - брэнд изготовителя на его ярлыке, там все про него написано. Ну и толковая реклама конечно.